Проведение и анализ родительского сочинения (автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение и анализ родительского сочинения (автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)



Интерпретация теста «Рисунок семьи»

Цель изучитьпереживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а так же те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Стимульныйматериал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методикапроведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

Уточните состав семьи данного ребенка. Фиксируйте результаты выполнения теста в протоколе индивидуального обследования по следующей схеме:

Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
1 Время выполнения задания  
2 Все вопросы и высказывания испытуемого  
3 Паузы более 15 сек  
4 Стирание деталей  
5 Эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием  
6 Общий размер рисунка  
7 Кол-во членов семьи  
8 Соответствующие размеры членов семьи  
  мать  
  отец  
  сестра, брат  
  дедушка, бабушка и т.д.  
9 Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними  
10 Последовательность рисования деталей  
11 Наличие животных  
12 Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. метафорическое изображение в движении, действии  
13 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3.)  
14 Степень аккуратности исполнения  

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

1. Анализ структуры рисунка

1. Сравнение состав нарисованной семьи с реальной:

А) Если семья нарисована в полном составе - это признак эмоционального благополучия семьи.

Б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных конфликтов в семье и даже агрессию.

В) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, может свидетельствовать о:

неких травматических переживаниях по поводу семьи;

о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);

об аутизме; о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности, а также об отсутствии контакта между психологом и ребенком.

Г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: "не хватило места", "боюсь, это плохо получиться". Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.

Д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей:

вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:

если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и проч., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истерических чертах характера;

маленький рисунок в совокупности с негативным эмоциональным фоном - это признак чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.

Е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:

неудовлетворенные психологические потребности в равноправных кооперативных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брата, сестру);

потребность быть в обществе других людей;

желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и проч.);

потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;

кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

2. Расположение членов семьи, особенности взаимодействия

А) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками или семья занята одним делом - это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в ситуацию.

Б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать:

разобщенность членов семьи на рисунке;

большое расстояние между ними;

помещение между ними различных предметов или стены, например, отец-газета, мать-плита.

Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от других. Если ребенок нарисует себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.

В) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч - это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.

Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества.

Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.

Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа - неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.

3. Последовательность и особенности рисования членов семьи

А) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано, дольше всех остальных.

В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.

Б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение.

Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей.

Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.

В) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной.

Если она больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой.

Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это - признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей.

По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.

4. Символика рисунка

а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) - символ внутреннего беспокойства из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.

б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода - символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции.

Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них, спящие или больные люди, особенно если ребенок идентифицирует себя с ними.

в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.

г) Шарик, бумажные змеи - символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.

д) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ "пленения", лишение свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же - барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, посещение зоопарка).

е) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.

ж) Изображения опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи) - символы агрессивности, существования фактора соперничества.

5. Технология анализа детских рисунков

Что касается общих моментов интерпретации рисунков, то здесь речь пойдет о качестве рисуночных линий (нажиме, направление, прерывность-непрерывность), о расположении рисунка на листе, о его размерах, наличии дополнительных деталей и их количестве, стираниях.

Качество рисуночных линий:

Сильный нажим трактуется как сильное психологическое напряжение, имеющее выход через:

А) амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению;

Б) энергичность, настойчивость; В) тревожность.

Очень легкий нажим:

А) неуверенность, робость, боязливость, нерешительность, колебания, агрессивность;

Б) недостаток энергии; В) или свидетельство гибкости и подвижности мышления.

Неровный, переменчивый нажим: нестабильность, импульсивность, эмоциональная лабильность, значимые детали выделены более сильно или заштрихованы.

Нажим, слабеющий в процессе рисования: утомляемость испытуемого, возможно, депрессия.

Формы и направления линий:

Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация в обществе.

Преобладающие горизонтальные штрихи - слабость, боязливость, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность.

Вертикальные линии - самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость.

Преобладание кривых линий свойственно женственной или конфликтной личности.

Прямые, жесткие штрихи - агрессивность, упрямство, настойчивость.

Постоянное изменение направления штриховки - обеспокоенность, возможно, незащищенность.

Твердые уверенные штрихи - безопасность, упорство, решительность, амбициозность.

Прерванные, зигзагообразные линии - чувство беззащитности, медлительность, зависимость.

Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент.

Штрихи справа налево - признак интроверсии, изоляции. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия.

Размер рисунка:

Рисунки во весь лист - это компенсаторное превознесение себя в воображении.

Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию.

Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта.

Расположение рисунка:

В центре - признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя в безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда - незащищенность.

В верхней части листа - высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизм или завышенная самооценка.

В нижней части листа - чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.

На краю листа - неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержек, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта.

Слишком частые стирания рисунка означают тревожность, нерешительность, недовольство собой.

Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика.

Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение.

Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле.

Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность.

Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке.

В книге "Его величество ребенок" А.И. Баркан привела интересный материал для распознания типа воспитания детей в семье по популярной методике "Рисунок семьи". Данные дополнения будут существенным подспорьем практическим работникам в интерпретации детских рисунков. Наиболее часто встречающиеся варианты рисунков при различных типах воспитания детей.

1. "Кумир семьи". При этом типе воспитания ребенок чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими красками, на голове его нередко красуется корона. А маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для сравнения. На этом фоне кумир выглядит как будто праздник среди будней.

2. "Гиперопека". Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда ребенок на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спуская с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ребенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

3. "Гипоопека". При этом типе воспитания ребенок чаще всего выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг "забывает" среди всех нарисовать себя. А на вопросы: "Где ты?", "Почему забыл?" – придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг его отсутствие: "В детском саду", "Гуляю во дворе". Полярный этому варианту вариант, когда ребенок почему-то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом утверждая, никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы...

 Когда ребенок все-таки рисует свою семью полностью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя свою семью полностью, себя ребенок размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия-отсутствия его среди других.

Довольно часто при гипоопеке дети изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других, даже тогда, когда эти "другие" реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания, боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя ж ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

4. "Безнадзорность". Безнадзорные дети чаще всего отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет этих тонов – словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.

5. "Воспитание по типу "Золушки". При этом типе воспитания ребенок начинает рисовать семью обычно с того брата или той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего, монументальнее, значительнее. Он – или в центре, в окружении родных, или же – первый среди всех. Им восхищаются, любуются... особенно когда он что-то делает. И если даже "Золушка" во сто крат лучше его делает какие-то задания, родители не придают "ее" заданиям особого значения. При этом типе воспитания ребенок не умеет и не в силах скрыть его подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами. И мстя сопернику, художник часто наряжает его прозаичнее и будничнее, чем себя, нередко этим затрудняя Ваш анализ и трактовку данного рисунка.

6. "Ежовые рукавицы". При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из родителей или обоих сразу, он хочет "нейтрализовать" свой страх хотя бы на бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто держит его в этих "рукавицах". Зато себя ребенок окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то мере, но способен, пускай даже на время, смягчить его участь, уменьшив степень дискомфорта. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае не раскрывает истинной причины.

 При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на рисунке намного ниже, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а умышленно занижен.

 Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в "ежовых рукавицах", изображен им с необычно большим ртом чаще всего раскрытым или с огромными когтистыми руками.

Когда ребенок доведен родителями буквально до белого каления таким типом воспитания и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет "позабыть" нарисовать "мучителя", то он рисует его чаще всего без какого-либо рта вообще или совсем без рук, чтоб хотя бы таким наивным способом уменьшить пленивший его страх.

Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы на каплю облегчая этим его жизнь.

7. "Воспитание по типу повышенной моральной ответственности". На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких детей всего лишь навсего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности художник точно также, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтоб обратить, хотя бы на это часть нашего внимания.

Однако, сам того не сознавая, как правило, ребенок высвечивает в таких рисунках все нюансы и оттенки родительского воспитания в семье. И если при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой разной. Однако чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный – своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им члену своей семьи. Простой, обычный индикатор, срывающий все маски.

8. "Воспитание "в культе болезни". И на рисунке культ всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже, несмотря на то, что это – всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе воспитания рисунок будто бы пронизан всепоглощающим эгоцентризмом. Над всеми властвует ребенок. И Вы невольно концентрируете на его фигуре свое внимание. Как и кумир или как при гиперопеке – ребенок на таком рисунке чаще всего в центре. Вокруг него те, кто постоянно ухаживает за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто дети даже на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто опекает их вседенно и всенощно, вернее– постоянно. Но как бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет, "больной" предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами.

9. "Воспитание по типу "кронпринца". "Кронпринцы" первыми рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сторон буквально с самого рождения, мир вещизма, а не мир людей. Затем "кронпринц" обычно на рисунке изображает самого себя, играющим с этими вещами. Родителей он вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей, которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким "кронпринцем" его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи, когда "кронпринцы" "заменяют" рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами.

10. "Противоречивое воспитание". Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего "группирует" отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто ему "мешает", обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде "буфера" рисует своих бабушек и дедушек, даже тогда, когда их уже нет в живых.

11. "Смена образцов воспитания". Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип, собственно которого и нет. При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно "забывает" нарисовать его среди родных, или, изображая малыша рядом с родителями, не оставляет места для себя. Когда из дома навсегда уходит папа, ребенок еще долго продолжает рисовать его в семье, как будто ничего и не произошло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца. Наверное, он просто вспоминает о добром и прекрасном прошлом, которое бы хотелось возвратить и сделать его снова настоящим.

Вопросы для анализа родительского собрания

Соблюдение условий: 1. Уровень организации мероприятия (торжественность, уют, освещенность, организована ли регистрация, есть ли возможность раздеться).

2. Оповещение родителей: А) Срок размещения объявления о собрании. Б) Оформление (объявление, плакат, приглашение).

3. Наглядность (выставки, стенды, демонстрационный материал): А) Соответствует ли теме собрания. Б) Педагогическая направленность и ценность.

В) Красочность. Г) Краткость лаконичность надписей. Д) Привлекла ли внимание родителей.

4. Уровень проведения собрания: а. Время, его целесообразность. б. Количество присутствующих.

в. Выборы секретаря и председателя (постоянны ли они на каждом собрании; умеет ли секретарь писать протокол).

г. Кому принадлежит ведущая роль на собрании (председатель, воспитатель, заведующая, методист). д. Продолжительность собрания.

Подготовка к собранию (предварительная работа): а. Оформление материала в уголке для родителей (папки – передвижки и т. д.).

б. Проведение открытых просмотров. в. Консультации. в. Звучит ли информация о детях данной группы. Подчеркнута ли роль семьи в воспитании.

г. Индивидуальная работа с родителями (предложение изучить материал, подготовить выступление)

д. Работа с родительским комитетом (организационные вопросы, оформление наглядной агитации и т. д.).

Качество сообщений: Соответствует ли тема: а. Основным задачам года. б. Задачам воспитания и обучения детей данного возраста. в. Пожеланиям родителей (анкета, беседы и т. д.).

Форма изложения материала (назидательность, собеседование, лекция, чтение, доверительный разговор)

Проведение собрания: 1. Поведение педагога, манера держаться, тон разговора, контакт с родителями, свободное общение.

2. Выступление родителей (по теме или нет, сколько человек, подготовлены или нет).

3. Уровень вопросов к родителям.

4. Есть ли вопросы родителей (по теме или отвлеченные).

5. Качество ответов на вопросы родителей (кто отвечал, грамотно, четко, удовлетворил ли ответ воспитателя, родителей).

6. Обращение к родителям (по имени отчеству, по фамилии, обобщающие слова).

7. Активность родителей: А) Слушают. Б) Записывают. В) Задают вопросы. Г) Выступают (по теме или нет). Д) Предлагают решения. Е) Принимают решения.

8. Общий тон собрания. а. Доброжелательность. б. Внимание. в. Взаимное уважение.

9. Остался ли в памяти предложенный материал (наличие раздаточного материала для родителей).

Опросник А. И. Зарова

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

- возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

- идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

- уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя - преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

- идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Характеристика Семьи №1

Семья - полная; возраст родителей: матери 32 года, отца 32 года; образование: ср/специальное (отец), среднее (мать); социально-экономический уровень и жилищные условия средний и удовлетворительные соответственно; воспитываются двое детей девочка и мальчик 14 и 6 лет соответственно.

Тестирование по методике «Стратегии семейного воспитания» показало, что родители стараются придерживаться авторитетного стиля воспитания, при котором родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признают право на саморазвитие; понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать; в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

По опроснику родительского отношения ОРО был получен высокий тестовый балл по шкалам «Симбиоз» и «Инфантилизация».

Шкала "Симбиоз" - отражает межличностную дистанцию в общении родителей с детьми; показывает стремление родителей к симбиотическим отношениям с детьми. Родители стремятся удовлетворить все потребности своих детей, оградить их от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за детей, т.к. дети им кажутся маленькими и беззащитными. Тревога родителей повышается, когда дети пытаются автономизироваться в силу обстоятельств, проявлять самостоятельность.

Высокий тестовый балл по шкале «Инфантилизация» показывает, что в родительском отношении имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят своих детей младшими по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Дети представляются не приспособленными, не успешными, открытыми для дурных влияний. В связи с этим стараются оградить детей от трудностей жизни и строго контролировать их действия.

По опроснику АСВ был получен высокий балл по шкалам (Т-), (З-), (С-), что показывает наличие нарушений в воспитательном процессе, выраженных в недостаточности требований- запретов к ребенку, требований- обязанностей ребенка, и наличие минимальности санкций.

Дети имеют минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Детям в семье многое разрешено. Даже если и существуют какие-либо запреты, дети легко их нарушают, зная, что родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко, т.к. сомневаются в результативности любых наказаний.

Проведение и анализ родительского сочинения (автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Инструкция: «Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов. Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте: Симпатия

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия — негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

Уважение — высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка; — указание в личности ребенка социально одобряемых черт;— отношение к ребенку как к равному.

Неуважение — отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость — ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

Отдаленность — отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;— противопоставление «он» — «мы»;— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

1. «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

- Когда я думаю о своем ребенке, то...

- Скорее всего, он/она...                                                - Я всегда замечал(а)...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.124 с.)