Предпосылки развития народных промыслов в Вологодской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки развития народных промыслов в Вологодской области



 

Промысел – занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой.

«Промышлять» – означает «заниматься каким – либо промыслом». Промыслы по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой. Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название.

До революции в России любую временную работу крестьян вне места жительства называли отхожим промыслом.

Также промыслом, или, чаще, промыслами, называют промышленные предприятия (или сеть предприятий) добывающего типа.

Термин «промысел» тесно связан с термином «ремесло», но в отличие от ремесла, промысел бывает связан с добыванием чего-либо.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо отрасли, её могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда артель перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность.

Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов – именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

1) сапожный промысел превратился с годами в обувную промышленность;

2) ткацкий и прядильный промыслы стали предшественниками текстильной промышленности;

3) кузнечный промысел стал прародителем целого ряда промышленностей, связанных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях. Промыслы, связанные с добычей обыкновенно имеют собственное название. Сюда относятся:

1) охота (промысел зверя или пушнины);

2) рыболовство (промысел рыбы);

3) старательство (промысел золота);

4) шишкобой (промысел кедровых орехов);

5) китобойный промысел;

6) бельковый промысел;

7) добыча мумиё;

8) добыча ценных диких таёжных растений на Дальнем Востоке (женьшень, маралий корень), а также сбор и заготовка диких лекарственных растений;

9) сбор лесных ягод и грибов.

Среди них немало сезонных или тех, которыми занимаются побочно от другого основного вида деятельности или тех, которые распространены в ограниченной местности.

Примером того, как добыча постепенно переросла в более сложный промысел, может служить бортничество, которое переросло в пчеловодство. Непроизводственные промыслы также могут эволюционировать и в промышленность. Примером этому может служить золотодобывающая промышленность, которая была порождена старательством, и теперь почти полностью вытеснила его. Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический аспект, и его продукция, не теряя своей утилитарности, приобретает всё большую художественную ценность, то такое ремесло может называться прикладным искусством. Сюда можно отнести:

1) плетение кружев;

2) производство игрушек (лаковых и керамических);

3) ковроткачество;

4) золотошвейное ремесло, а также производство любых других изделий (одежды, обуви, посуды, мебели), где доминирующим фактором, по крайней мере, в ценообразовании, является внешний вид и отделка изделий, а не их возможность служить по своему прямому назначению.

Иногда наряду с термином прикладное искусство применяется термин народный промысел. Некоторые ремёсла «балансируют» на грани между промышленностью и ремеслом. Это происходит в силу значимости человеческого фактора. Сюда следует отнести ювелирную промышленность, в которой ювелир мало чем отличается от злато кузнеца. Также сюда можно отнести обработку драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. И сюда же относится производство музыкальных, в первую очередь струнных смычковых и щипковых инструментов. Подавляющее количество промыслов старо, как сама история цивилизации. Но, тем не менее, пример возникновения нового промысла в недавнем прошлом в СССР привести можно. Это так называемая шабашка или шабашничество. Промыслы (как ремёсла, так и виды добычи) могут подразделяться по времени возможности ими заниматься на постоянные и сезонные. Пожалуй, главная особенность современного искусства нашего края – глубинные связи с народной культурой. Их проявления многообразны. Но прежде всего они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте. другую местность, то такие промыслы назывались отхожими промыслами [1].

Народные художественные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX – начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России – абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы (в Российской Федерации – палехская миниатюра, дымковская игрушка, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка и др.) развиваются при поддержке государства [2].

Русские народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров такие, как керамика, ткани и ковры, а также изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д., призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. Наиболее популярными были следующие русские народные промыслы: гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева, городецкие росписи по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, великоустюжское чернение по серебру и другие [4].

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле, представляя явление многогранное и значительное. Пожалуй, главная особенность современного искусства края – глубинные связи с народной культурой. Их проявления многообразны. Но прежде всего они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте [5].

Вологодские художественные промыслы – яркая и самобытная страница национальной культуры. Они имеют глубокие исторические корни и основаны на преемственности поколений. Высокого совершенства достигли многие виды искусства, но наибольшей популярностью пользуется вологодское кружево.

Кружевоплетение зародилось в Западной Европе в эпоху Средневековья. Первые кружевные предметы появились во Франции, Бельгии, Польши, Словакии и ряда других стран.

На Руси кружево известно с XVI века – в Вологду кружевные изделия везли по Белому морю и Сухоно-Двинскому речному торговому пути, в начале которого стоит древний город Вологда. Плели кружево из «канители» - шелковой нити, обмотанной тончайшей проволокой из драгоценного металла. Продавалось такое кружево на вес и использовалось для украшения одежд духовенства и знати.

В России начали плести кружева в XVII веке в женских монастырях. К концу XVIII века кружевоплетение распространилось в народной среде, стали использовать шелковые, хлопчатобумажные и льняные нити. В XIX веке складываются кружевные центры Вологодской губернии.

Инструменты вологодской кружевницы за всю историю промысла почти не изменились. Это подушка-валик в белом чехле, подставка под подушку – пяльца, технический рисунок кружева – сколок. Деревянные палочки-коклюшки, на которые намотаны нитки, соединяют парами. Узор образуется путем перекидывания пар коклюшек и переплетения нитей в определенном порядке. Если узор сложный, кружевница может одновременно использовать до 300 пар коклюшек.

Самым крупным центром кружевоплетения Вологодской губернии в XIX веке стал Кадниковский уезд.

Кадниковский уезд был образован в 1780 году в ходе административной реформы Екатерины II, когда он был отнесён к Вологодской области Вологодского наместничества.

В 1796 году отошёл к Вологодской губернии, в составе которой и оставался до 1929 года. В 1851 году из Вельского уезда в Кадниковский уезд были переданы территории Емской, Нижеслободской, Митюковской, Вальской, Катромской, Петряевской, Вожегодской, Ухтомской, Енальской, Зубовской, Давыдовской, Вотчинской и Глубоковской волостей. В 1929 году Вологодская губерния и все её уезды были упразднены, а их территория вошла в новый Северный край [7].

Кадниковское кружево традиционно сочеталось с домотканым полотном, украшалось цветной шерстяной нитью. Часто в крестьянских кружевных узорах можно увидеть изображения птиц и деревьев – древних символов счастья жизни, мирового устройства.

Первая кружевная «фабрика» была организована в Вологде в 1820 году помещицей Варварой Засецкой. На таких производствах (как это происходит и сейчас) кружево плелось в ручную. Позднее, по воспоминаниям одной крепостной кружевницы, «в губернии не было мало-мальски зажиточных помещиков, у которых дворовые не плели бы кружево».

Кружево Вологодского уезда было преимущественно белого цвета, часто сочеталось с вышивкой. Кружевные изделия выполнялись в численной, парной, многопарной и сцепной техниках.

Численное кружево, наиболее старое и примитивное, плетется без сколка и прикрепляется к подушке булавками по краям. Этот способ плетения в настоящее время применяется крайне редко.

 Сколочное кружево называется еще «многопарным», потому что оно плетется многими парами, а иногда и сотней пар коклюшек. Можно представить себе, сколько в этом случае требуется внимания и сноровки, чтобы не спутать узора. Такое кружево выплетается по заранее приготовленному рисунку или сколку, прикрепленному к подушке. Булавки, воткнутые в точки рисунка или накола сколка, держат основу и уток этой своеобразной узорной ткани. Особенность сколочного кружева заключается в том, что рисунок выплетается по сетке. При этом следует учесть, что сама сетка и рисунок по ней выплетаются одновременно.

Сцепное кружево выплетается частями незначительным количеством пар коклюшек и по заранее приготовленному рисунку или сколку. Но рисунок или сколок такого сцепного кружева резко отличается от сколочного многопарного кружева [8].

История развития кружевного промысла на вологодской земле насчитывает не одно столетие. Самые ранние кружева, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к XVII–началу XVIII в. Это мерные с геометрическим орнаментом кружева, выплетенные из золотых, серебряных нитей или мишуры.

В XVIII веке распространение получили нитяные – льняные, шелковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 году помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Постепенно искусство плетения кружев распространилось на близлежащие территории, крупные центры сформировались в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. В каждой местности появился свой неповторимый стиль, орнаментальные мотивы, однако Вологда по праву стала географическим и художественным центром промысла.

 В историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы, которым приписывается создание особого «вологодского манера» плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т. д.

В 1893 году в губернии насчитывалось 4 тысячи кружевниц, а в 1913 году – более 39 тысяч. Вологодские кружева получили признание на выставках в Филадельфии (1876 г.), Чикаго (1893 г.) и Париже (1925 г.).

Узоры плетеного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. Самым трудоемким считается парное, в котором узор и фон выплетаются одновременно и зачастую требуется огромное количество пар коклюшек. Основой сцепного кружева служит непрерывная тесьма – полотнянка или «вилюшка», которая и создает все богатство орнаментального узорочья. Сцепное кружево выполняется отдельными частями, которые затем сцепляются крючком.

В 1920-е годы было организовано около 50 кружевных артелей, в 1928 году в Вологде создана профтехшкола, а в 1935 году – художественная лаборатория. В 1964 году образовано кружевное объединение «Снежинка», ныне ЗАО Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Большой вклад в развитие кружевного промысла внесли такие талантливые художники как Груничева М. Н., Сибирцева В. В., Исакова К. В., Веселова В. Д., Ельфина В. Н.

Стилевое направление современного вологодского кружева определяют такие художники как Г. Н. Мамровская, А. Н. Ракчеева, Н. В. Веселова, М. Ю. Пальникова, Т. Н. Смирнова.

В Вологде находится единственный в России музей кружева. В музее представлено около 800 кружевных предметов. Экспозиция построена в хронологическом порядке и отражает основные этапы развития вологодского кружевного промысла.

Шемогодская резьба возникла в деревнях по реке Шемоксе, притоку Северной Двины. Крестьяне д. Курово-Наволок еще в XVIII веке научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй половине XIX века этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.

Временем расцвета прорезной бересты, периодом становления и утверждения стиля шемогодской резьбы считается конец XVIII – первая половина XIX века. В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия.

В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке и московской ярмарке изделия шемогодских мастеров были удостоены премии и почти целиком закуплены императорским двором. Наибольшей популярностью пользовались изделия династии Вепревых.

В 1918 году центр промысла переместился в Великий Устюг. Современное производство сосредоточено на фабрике «Великоустюгские узоры». Опытные мастера режут узор без предварительной прорисовки. Художественный уровень промысла определяют произведения Л. П. Балагуровской, А. Е. Марковой, Т. Г. Вязовой, Т. А. Слепухиной.

На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой.

«Северная чернь». Великий Устюг – город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром одного из наиболее известных художественных промыслов – северной черни.

Первое официальное упоминание об устюжской черни относится к середине XVIII века, когда в столицу вызывают Михаила Климшина для обучения черневому искусству «московских жителей от купечества». Этот факт подтверждает, что промысел черневого дела в это время в Великом Устюге процветает. Искусство наводить черновые узоры на серебряные изделия восходит к XVII веку.

Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и необычайной прочности сцепления черневого состава с серебром. Изделия мастеров XVIII века – табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т. д. – отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черневым рисунком. Изображения и силуэты лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая.

Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера –Вологды, Архангельска, Вятки. К XIX веку город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными производствами, но секрет устюжской «черни» вечной прочности был сохранен.

В 1932 году образуется артель «Северная чернь». К созданию новых рисунков были привлечены профессиональные художники. С 1936 года артель возглавил выпускник Петербургской Академии художников Е. П. Шильниковский. Великолепный рисовальщик, график, он обращается к литературным произведениям и создает целые серии по произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова. Искусство черни в Великом Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. В 1937 году на выставке в Париже великоустюгское черневое серебро было награждено золотой медалью и дипломом.

В 1961 году артель переименована в фабрику, затем в завод «Северная чернь». Ведущие современные художники промысла: Е. Ф. Тропина, Л. М. Бобылева, В. П. Шорохов, Л. С. Меньшикова обращаются к традициям древнерусского прикладного искусства. Ювелирные украшения, чарки, братины, стопки, столовые комплекты ложек, вилок и ножей украшаются крупными растительными узорами с введением в них изображений птиц, сказочных зверей, мифологических существ.

Перегородчатые и усольские эмали. Крупными эмальерными центрами в Вологодской губернии были города Великий Устюг и Сольвычегодск. Мастеров этих городов неоднократно вызывали в Москву для «поднятия финифтяного дела».

Отличительной чертой искусства великоустюгских мастеров является умение так заливать фон эмалью, что сквозь нее заметны были лишь золоченые контуры сканого рисунка.

Начиная с 60-х годов XVIII века в Великом Устюге получила широкое распространение своеобразная техника цветной и белой эмали на медной основе с серебряными и золочеными накладками, которые вплавлялись в последние эмалевые слои. Эти эмалевые изделия стали носить название «устюжских». «Устюжскими» эмалями особенно прославилась фабрика Поповых, открытая в Великом Устюге в 1762 году. В последней четверти XVIII века сольвычегодские эмальеры начали применять роспись по эмали. В древних описях и документах такие эмали получили название «усольских», так как город Сольвычегодск назывался также Усольском. «Усольские» росписи выдвинули сольвычегодских мастеров на первое место в русском финифтяном деле, они нашли широкое применение в быту царского и патриаршего двора. Роспись «усолья» можно безошибочно определить с первого взгляда. Орнаменты выполнялись методом тонкой цветной штриховки. Фон эмалей, как правило, оставался белоснежным. Узор состоял из сочных, перевитых стеблей с фантастическими цветами, похожими на тюльпаны, подсолнухи, кувшинки, маки. Растительный рисунок настолько динамичен, что возникает ощущение движения стеблей, листьев, трав, ощущение раскрывающихся бутонов. В орнамент органично вписаны изображения птиц, зверей. Художники разрабатывали многофигурные композиции на темы притч, аллегорические изображения, знаки Зодиака, времена года. Усольские мастера применяли сканые жгутики для обрамления отдельных эмалевых клейм. Еще одной характерной особенностью эмалей Сольвычегодска является богатейшая цветовая гамма сиреневых, розовых, лиловых, дымчатых, желтых, красных, голубых, коричневых тонов.

В начале XVIII века в Сольвычегодске в связи с экономическим упадком наступает упадок эмальерного искусства.

В 1980–1990-х годах искусством перегородчатых и «усольских» эмалей занимались на художественных предприятиях Вологды и Великого Устюга, а также ювелиры, работающие в русле традиционного искусства.

Утраченный промысел был возрожден через двести лет усилиями художников В. В. Попова, В. А. и С. С. Глуниных, С. А. Рычкова и других. Они изучили исторические и архивные материалы, познакомились с музейными экспонатами, сделали сотни прорисовок и проб и заново открыли для вологжан нетленную красоту древнего ремесла. Сегодня перегородчатые и живописные усольские эмали чаще всего встречаются в изделиях с православной тематикой: эмалевых иконах, крестах, складнях. [6]

Вологодская область – исторический центр льноводства, здесь сохранены многовековые традиции отрасли, полный комплекс предприятий по глубокой переработке льна – «от поля до прилавка».

Лен – уникальное растение. Продукция льноводства это волокно и льняное семя, льняное масло. Лен – это в высшей степени полезный и многофункциональный материал, бактерицидный и антисептический, это ценнейше растение для пищевой и медицинской промышленности, его производные могут и должны широко использоваться в строительстве, автомобилестроении и других отраслях. Это продукт, который открывает в себе новые полезные свойства. Высокоэкологичный продукт, который полностью способствует устремлениям людей к созданию нового качества жизни, когда во главу угла ставится именно экологическая чистота продукта.

Лен был известен человечеству за много веков до нашей эры. По описанию Геродота лен на пространстве, занимаемой современной Россией, возделывали уже в VI веке до нашей эры. В России культура льна и выработка из него тканей были известны еще с VIII века.

К IX веку льняные ткани настолько широко распространились по Руси, что великий князь Ярослав в свой церковный устав (1050-51гг.) вносит особый параграф о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.

Вологодский край, славившийся своим льном, привлекал к себе внимание новгородцев, которые уже с XII века вывозили лен в Европу. В XVI веке, с открытием торгового пути через Белое море, внимание к вологодскому льну стали проявлять англичане, которые скупали северный лен-сырец и холст.

В XVIII веке развитию льноводства в России способствовал Указ Петра I «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». Стандарт №1 в России был утвержден Петром I именно на лен.

В это время появляются крупные полотняные мануфактуры. К концу XVIII века они уже считались в России лучшими из всех промышленных заведений. Толчком к дальнейшему расширению льняного производства в России послужило разрешение Екатерины II на свободный вывоз льна (1763 г.).

Вологодское масло – молочный продукт повышенной категории качества, обладает оригинальным, характерным только для него вкусовым букетом, так называемым «ореховым» привкусом.

Может вырабатываться только вологодскими молокоперерабатывающими предприятиями, получившими государственный охранный статус на данное наименование и использующими свежее высококачественное молоко местных сельхозпроизводителей.

С 80-х годов XIX века вологодское масло находилось в коммерческом обороте под названием «Парижское». Впервые в промышленных условиях его производство началось в поселке Молочное Вологодской губернии на заводе семьи Буман.

Основоположник технологии – череповчанин Н.В. Верещагин. Он же являлся создателем молочного дела и молокоперерабатывающей отрасли в России. Благодаря Николаю Васильевичу, его единомышленникам и соратникам в начале XX века Российское государство вошло в число ведущих экспортеров сливочного масла, а за Вологодчиной закрепился статус «родина промышленного маслоделия».

За вклад вологодских ученых в развитие науки и технологии маслоделия, разработку государственного стандарта решением Советского правительства масло, завоевавшее популярность за свой отличительный вкус, в 1939 году было переименовано в «Вологодское».

В начале XXI века научные исследования ученых доказали, что вкус и аромат масла вологодских маслоделов отличаются от параметров ГОСТа. Инструментальным методом с использованием современных приборов были выявлены и описаны вещества, формирующие особые свойства продукта. В дальнейшем доказательная база позволила группе вологодских предприятий получить правовую охрану использования наименования «Вологодское масло».

 

 

      1.2 Технологические составляющие проектируемого познавательного тура

Любой тур, который предлагает турагентство это туристский продукт, который способен удовлетворить определенный перечень потребностей человека. Поэтому туристский продукт помимо экскурсионного обслуживания, включает в себя услуги по размещению, питанию, а так же транспортные услуги. Данные услуги могут предоставляться предприятиями инфраструктуры Вологодской области.

Таким образом, необходимо изучить инфраструктуру Вологодской области, с целью выбора наиболее оптимальных вариантов для включение в проект тура в Вологодскую область.

Одной из важнейших услуг, которые должны предоставляться туристу во время путешествия являются услуги средств размещения. Средства размещения в Вологодской области представлены гостиницами различного уровня с максимальным номерным фондом 189 номеров (максимальный номерной фонд в 189 номеров имеет гостиница «Спасская» г.Вологда, ул.Октябрьская, 25), домами отдыха, турбазами и даже монастырскими кельями (Спасо-Суморин монастырь, г.Тотьма). Уровень гостиниц за пределами крупных городов не соответствует даже двухзвездной категории, в свою очередь городские гостиницы активно реконструируются и обновляются. Так реконструкция номерного фонда произведена в гостиницах Череповца «Ленинград», что на Бульваре Деменщиков, 36 и «Единство» по адресу ул.Ломоносова, 19. Увеличение гостиничной базы планируется и в Великом Устюге, в настоящее время на территории «Вотчины Деда Мороза» возведено 3 гостиницы, с номерным фондов в 50 номеров каждая. Помимо крупных гостиниц во многих городах Вологодской области пользуются популярностью деревянные коттеджи на 10-18 человек. Такие мини-гостиницы есть в Кирилловском районе.

Специализированные средства размещения области представлены рядом санаториев. Крупнейшими санаториями являются «Новый источник» (г.Вологда, ул.Лермонтова, 19) на 600 мест; «Родник» (г.Череповец, ул.Данилова, 24) на 350 мест; «Каменная горка» (г.Бабаево, пер.Каменная гора).

Для проектирования познавательного тура в Вологодскую область в качестве объекта размещения использовалась гостиница «Вологда» (г.Вологда, ул.Мира, 92).

Гостиница «Вологда» расположена в центральной части города и в 5-ти минутах ходьбы до ж/д и авто- вокзала, данная гостиница считается гостиницей эконом класса, однако номерной фонд представлен номерами различной категории. Номерной фонд состоит из одноместных и двухместных уютных номеров в количестве 136 номеров общей вместимостью 175 человек. В здании гостиницы имеются: Банкетный зал на 50 посадочных мест Конференц-зал на 50 посадочных мест, парикмахерская, косметический салон. Предоставляются завтраки, обеды, ужины.

Предприятия общественного питания в области представлены самыми разнообразными средствами: от столовой до ресторанов высшей категории. К высшей категории относятся рестораны «Спасский» по улице Октябрьская, 25 в Вологде и «Фрегат» в Череповце по адресу: ул.Ленина, 78. В большинстве своем, рестораны традиционной национальной кухни различных видов сосредоточены в Вологде.

Так же Вологодская область богата доступными для всех слоев населения кафе. Одним из самых популярных мест в Вологде является народный ресторан «оГород», который представляет собой сеть кафе с частичным самообслуживанием расположенных на крупных улицах города, таких как Проспект Победы, улица Герцена, улица Ленинградская и улица Конева. Данный ресторан включен в программу тура, так как имеет широкое меню на любой вкус и доступные цены, а так же уютную обстановку и большую вместимость. Так же в программу тура включено тематическое заведение трактир «Елки-Палки», который находится по адресу Кремлевская площадь дом 2. Уютное кафе вместимостью до 50 человек, обслуживание официантом, богатое меню и услуга бизнес-ланч, а так же транспортная доступность и близость к объектам экскурсионного показа – являлись главными критериями при выборе предприятия питания

Транспорт – следующая составляющая тура. Крупнейшим транспортным центром в области является ее административный центр – Вологда. Транспортная сеть города включает аэропорт, железнодорожный узел, автомобильную сеть и речной транспорт. Специализированные автотранспортные предприятия объединены компанией АК «Волтранс». Городской транспорт и транспорт междугороднего сообщения развит очень хорошо. Аэропорты есть в таких городах области как: Череповец, Белозерск, Великий Устюг, Тотьма, Кичменгский Городок. Через территорию области проходят две крупные автомобильные дороги федерального значения: Вологда-Новая Ладога; Москва-Архангельск.

Спектр развлекательных услуг широк и многообразен. Развлекательные комплексы, кинотеатры, театры, городские парки, парки развлечений, спортивные клубы и многое другое. В национальном парке «Русский Север» проложены маршруты, организовано катание на лошадях, снегоходах.

Экскурсионная жизнь области имеет несколько направлений: Вологда-Москва, Вологда-Медвежьегорск, Вологда-Новая Ладога, Вологда-Архангельск, Вологда-Великий Устюг. В этих направлениях сосредоточено историко-культурное наследие Вологодской области. Огромное количество музеев, выставочных залов, архитектурных комплексов представляют программы для любого гостя, от дошкольника до пенсионера.

Таким образом, характеризуя инфраструктуру Вологодской области можно сделать вывод, что данная территория имеет огромный потенциал и возможности для приема туристов.

 

 


Выводы по первой главе

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.071 с.)