Конкурс методических разработок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурс методических разработок



Конкурс методических разработок

«Тематическая викторина как инструмент мотивации обучающихся»

Чернова Елена Валентиновна, учитель географии

Г

Эссе

Об учебной мотивации и проблемах ее формирования сейчас много говорят и пишут, хотя вопрос этот далеко не новый.

Древняя китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эта же мысль звучит в словах С.Л.Рубинштейна: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения». В унисон со словами Рубинштейна звучат слова В.А.Сухомлинского: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Нельзя не согласиться с мнением С.Л.Рубинштейна и В.А.Сухомлинского. А вот еще одна, теперь уже японская мудрость, которую приписывают то японскому государственному и политическому деятелю Дзэнко Судзуки, который, кстати, окончил Токийский океанографический университет, то Мао Цзэдуну: „Если человека накормить рыбой, он будет сыт один раз, а если научить его рыбачить, то он будет сыт много раз. (Дай человеку рыбу, и ты накормишь его на один день, научи его рыбачить, и он будет сыт всю жизнь)“.

Задумываясь над этими фразами, задаешь себе вопрос: что же побуждает школьника, ребенка мыслить, заставляет его стремиться к познанию чего-то нового?

Такой побудительной силой является мотивация. Мотивация – (от лат. «двигать») – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Что вытекает из самого понятия «мотивация»? Во-первых, что это процесс психофизиологический. И мы, говоря об учебной мотивации, вторгаемся в область психофизиологии – науки, изучающей физиологические механизмы субъективных психических явлений, состояний и индивидуальных различий.

  Во-вторых, именно процесс мотивации управляет поведением и определяет активность, а поведение представляет собой определенный сложившийся образ взаимодействия с окружающими.

 В-третьих, через мотивацию человек (в нашем рассуждении – ученик) удовлетворяет свои потребности. Потребности, согласно пирамиде А. Маслоу могут быть разными, от физиологических потребностей (пища, сон) до потребности в самовыражении.

Далее можно говорить и о том, что мотивация может быть внешней и внутренней, положительной и отрицательной, устойчивой и неустойчивой. Например, ребенок может стараться, потому, что желает быть первым учеником в классе. Или ждет похвалы от значимых для него лиц, а может, наоборот, чтобы избежать каких-либо неприятностей. А нам очень хочется, чтобы им руководил процесс познания нового и неизведанного, чтобы он понимал необходимость учения для своей дальнейшей жизни. Однозначно, что на формирование учебной мотивации оказывают влияния личность учителя, его человеческие качества, увлеченность своим предметом, его мастерство; содержание учебного материала; организационные формы, методы, приемы; эмоционально-комфортная обстановка и многое другое, от чего может зависеть мотивация школьника.

 Охватить все вопросы, касающиеся формирования учебной мотивации в небольшом эссе невозможно. Поэтому, подведу итог вышесказанному. Итак, мотивация – это установка на деятельность, индивидуальную, активную, направленную на удовлетворение потребностей. А мотив – это предмет, определяющий подобную деятельность. Для осознания мотива требуется интерес к тому, чем занимаешься, что делаешь. И задача учителя, таким образом, состоит в том, чтобы помочь ученику определить его потребности, заинтересовать его. Учиться должно быть интересно!

 


 

Викторина.

Назовите эти острова.

 

Революционный архипелаг»

Этот архипелаг был открыт 4 сентября 1913 года гидрографической экспедицией Бориса Вилькицкого. Его назвали – Земля Императора Николая II. Но в 1926 г. ВЦИК своим постановлением переименовал архипелаг.

Как архипелаг называется сейчас? Давайте, используя карту, найдем подтверждение тому, что архипелаг действительно можно назвать революционным?

Подсказка: один из островов – остров Цесаревича Алексея в 1926 году переименовали в Малый Таймыр.

Зоопарк

1.                                  2.                                    3.

                

                                               4.

                                                                      

На картинках  изображения зверей. Если вы правильно определите, кто изображен на рисунках, то из первых букв у вас получится название одной из северных птиц. Она известна тем, что ее пух используют для изготовления теплой одежды жителей Севера. А сейчас еще и для одежды альпинистов и космонавтов.

Что это за птица?

Таинственный остров.

Если в имени капитана известной детской книги А.С.Некрасова «Приключения капитана…» изменить букву, то получится название острова. Он интересен тем, что лежит этот остров в трех полушариях: северном, восточном и западном. Найдите остров на карте. Как он называется?

Узнай мультяшного героя.

Да, да – это герой одного из известных старых мультфильмов. В переводе с языка одного из северных народов, его имя означает «белый медведь». По имени этого народа назван один из субъектов Российской Федерации.

 Как звали героя мультфильма? О каком народе идет речь? Назовите субъект РФ.

Ответы на викторину.

1.

На почтовом конверте изображение К.С.Бадигина. Константин Сергеевич Бадигин - исследователь Арктики, капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза, известный советский писатель. В 1938 году был назначен капитаном ледокола «Георгий Седов». Ледокол дрейфовал 812 дней и оказался в Гренландском море. В 1940 году К.С.Бадигину было присвоено звание Героя Советского Союза.

2. Поморы. Острова Шпицберген. Норвегии.

3. Владимир Александрович Русанов – талантливый ученый-геолог, исследователь Арктики.

4. Судно называлось не «Святая Мария», а «Святая Анна». В 1912 году Петербург покинули сразу две известные полярные экспедиции — на север отправились Георгий Брусилов и Георгий Седов. К 1914 году оба корабля будут числиться пропавшими без вести. «Святой Фока» Георгия Седова назад вернется, но уже без капитана — Седов погибнет на одном из островов Земли Франца-Иосифа в попытке добраться до Северного полюса. Судно Брусилова, «Святая Анна», вместе с экипажем бесследно пропадет во льдах: за сто с лишним лет найти не смогут даже обломков корабля. Единственными членами команды, которые смогут добраться до Большой земли, окажутся штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Спасет их именно «Святой Фока».

 

5. Земля Франца-Иосифа.

6. Северный морской путь.

7. АрхипелагСеверная Земля. Острова: Октябрьской Революции, Большевик, комсомолец, Пионер.

8. С севера. Баренцево море. Карское – окраинное море, а не внутреннее. Чукотское море тоже является шельфовым. Самое глубокое из морей России – Берингово море. Пингвины – обитатели Антарктиды.

9. Птица гага

10. остров Врангеля.

11. Межвежонок Умка. Народ – чукчи. Чукотский автономный округ.

Источники информации

https://lib39.ru/kray/literature/writers/badigin.php

https://ekb.aonb.ru/index.php?id=720

https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200900611

https://knijky.ru/books/dva-kapitana

https://iz.ru/696323/evgeniia-priemskaia/v-poiskakh-shkhuny-sviataia-anna

https://arz.unn.ru/2016-05-16-10-34-33/1164-2016-05-19-05-45-22

 

Конкурс методических разработок

«Тематическая викторина как инструмент мотивации обучающихся»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.011 с.)