Сколько же всего видов памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сколько же всего видов памяти.



 

 

Активная дискуссия в 1960-х годах привела к созданию целого ряда моделей па- мяти упрощенного типа. Они, как правило, допускали три формы памяти — сенсорную, кратковременную и долговременную. В обобщенном виде они мо- гут быть описаны моделью, которую предложили Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин. Будучи типичной и при этом широко распространенной, эта модель получила название «модальная модель». Эта модель предполагает, что инфор- мация поступает из окружающей среды через параллельные ряды регистров кратковременной сенсорной памяти, а затем переходит в общее кратковремен- ное хранилище. Считается, что эта система, действуя подобно рабочей памяти, способна оперировать информацией и переносить ее в долговременное храни-

 

Поток информации в системе памяти, модель Аткинсона и Шиффрина.


лище. Действительно, кратковременное хранилище образует главное звено в этой модели; без него невозможно ни усвоение нового материала, ни воспро- изведение старой информации. Мы рассмотрим отдельно каждую из этих со- ставных частей.

 

Сенсорная память

 

Когда вы сидите в кино, вы видите совершенно нормальное изображение непре- рывно двигающихся людей. В действительности же вашему глазу предъявляется последовательный ряд статичных образов, разделяемых короткими промежутка- ми отсутствия изображения. Чтобы увидеть непрерывно движущееся изображе- ние, зрительная система мозга должна сохранять информацию от одного кадра до появления следующего. Хранилище зрительной информации отвечает за эту систему сенсорной памяти, тесно связанную с нашим восприятием окружающе- го мира.

Даже в зрительной памяти, по всей видимости, много компонентов, спо- собных сохранять зрительную информацию в течение короткого промежутка времени. Если вы будете размахивать зажженной сигаретой в темной комнате, вы обнаружите, что за ней остается след — вы можете таким образом написать какую-нибудь букву, и другой человек сможет ее «увидеть». Этот эффект ис- пользовался для измерения продолжительности следа зрительной сенсорной памяти давным-давно, в 1740 году, шведским исследователем Сегнером. Он прикреплял раскаленную головню к вращающемуся колесу, и когда оно вра- щалось быстро, можно было увидеть полную окружность, так как след, остав- ляемый от головни в начале ее кругового движения, был все еще ярок в мо- мент возвращения ее обратно в начальную точку. Если колесо вращалось медленно, можно было увидеть только часть окружности, так как след от первой ее части угасал за то время, что

головня возвращалась в свою начальную точку. Вращая колесо с такой скоростью, при которой только-только появлялось видимое изображение окружности, и измеряя время одного оборота колеса, Сегнер      сумел   оценить

продолжительность          хранения информации в сенсорном хранилище памяти. У него получилась величина порядка одной десятой доли секунды.

Этот феномен, который называется

«стойкость зрительного ощущения», можно продемонстрировать и более

простым способом. Для этого нужно, Глаз «запоминает». Хотя светящийся объект дви-

разведя на руке пальцы, размахивать ею жется, его образ несколько долей секунды сохраня-


перед глазами. Сначала


ется на сетчатке, благодаря чему точечный ис- точник света можно воспринять как окружность.


делайте это медленно, и вы заметите, что картина окружающего мира перед ва- шими глазами становится зыбкой и неустойчивой. Теперь машите рукой как можно быстрее. Вы увидите, что окружающий мир выглядит нормальным, хо- тя, возможно, слегка затуманенным. При быстром движении руки видимость прерывается на очень короткие промежутки времени, благодаря чему отпечаты- вающаяся на сетчатке информация возобновляется прежде, чем она успевает угаснуть.

Есть по крайней мере два (а возможно, и больше) компонента сенсорной зрительной, или иконической, памяти, как ее иногда называют. Один из них, по всей видимости, обусловливается сетчаткой глаза; в первую очередь на него влияет яркость предъявляемого стимула. Второй компонент подключается в тот момент, когда мозгом получена и объединена информация с обеих сетчаток. Этот компонент иконической памяти обладает гораздо большей восприимчиво- стью к структуре, нежели к яркости, и представляет собой систему распознава- ния формы.

Аналогичным образом построена сенсорная слуховая память. Если бы я произвел очень короткий щелчок в одном из углов комнаты, для вас не соста- вило бы большого труда определить, с какой стороны раздался звук. Для это- го вам необходимо было бы воспользоваться крошечной разницей во времени между тем моментом, когда звук достигает одного уха, и тем мгновением, ког- да звук добирается до второго уха. Выполнение такого задания аналогично ис- пользованию локатора для определения местонахождения корабля. Однако, для того чтобы использовать эту разницу во времени, необходимо иметь такую систему, которая будет сохранять звук первого щелчка до получения второго, позволяя таким образом предельно точно оценить этот временной интервал.

 

Порядковый номер цифры

Слуховая информация дольше задерживается в сенсорной памяти, чем зрительная. Это объясняет, по- чему последние слова в серии слов лучше запоминаются, будучи услышанными, нежели прочитанными.


Хотя никто не назовет ее системой памяти в обычном смысле, но это, конеч- но же, система хранения и воспроизведения информации, и в качестве тако- вой имеет полное право быть описанной как очень сжатая сенсорная система памяти.

Далее будет продемонстрировано существование более долговременной слухо- вой системы памяти. Предположим, я зачитаю вам ряд девятизначных телефон- ных номеров. Скорее всего, вы правильно запомните большинство цифр каждого номера, но будете делать ошибки. Если я затем включу систему, визуально демон- стрирующую эти номера по одной цифре, вы обнаружите, что вы стали делать го- раздо больше ошибок, особенно к концу ряда. На диаграмме на стр. 20 показано типичное распределение ошибок в сериях из девятизначных чисел при зритель- ном и слуховом предъявлении.

Удивительную особенность отражает диаграмма на стр. 20, а именно: колос- сальное различие между двумя модальностями при предъявлении последней ци- фры. Когда она произносится, ее почти всегда воспроизводят правильно, если же ее предъявляют зрительно, ошибки весьма многочисленны. Причина этого, по-видимому, в том, что, когда числовой ряд проговаривается, последний эле- мент ряда может быть извлечен из кратковременной слуховой памяти. Кратко- временную слуховую память называют также эхоической, поскольку она имеет сходство с эхом, звучащим еще какое-то время после произнесения звукового стимула. Эхоическая память ограничена примерно одним или двумя элемента- ми. Следовательно, ее можно заполнить ненужной информацией, дополняя предъявление задания не относящимся к нему элементом. В таком случае в эхо- ической памяти остается нерелевантный стимул вместо последней цифры. Сле- довательно, если я буду произносить вам последовательность цифр, а затем дам

 

 


Умелое использование стетоскопа зависит от хорошего запоминания звуков дыхания и сердеч- ных ритмов.


Они прислушиваются к периодически возникаю- щим звукам неполадок в моторе. Для того, чтобы обнаружить какое-либо нарушение пра- вильного ритма хорошо налаженной машины, нужна слуховая память.


речевую инструкцию «Повторите», то «эхо» последней цифры исчезнет Эхоиче- ская память такого типа особенно тесно связана с речью. Так, например, простая, но бессмысленная речевая конструкция (например, «бух») мешает выполнению задания, тогда как чистый звук такой же громкости и продолжительности не оказывает никакого влияния. Последовательность произносимых цифр запо- минается лучше, чем последовательность цифр, предъявляемых визуально, по- скольку слуховая сенсорная память имеет более продолжительное действие, чем

Слуховая сенсорная память не ограничивается звуками речи. Представь- те, что вы не уверены в правильной работе двигателя вашего автомобиля и всю дорогу прислушиваетесь к нему. Вы будете пытаться ощутить повторяю- щийся звук, врезающийся в относительно беспорядочный шум мотора Для того, чтобы ощутить повторение этого звука, вы должны быть способны со- хранить в памяти достаточно большой «кусок» шума, чтобы суметь обнару- жить характерную повторяющуюся особенность звука. Этот эффект исполь- зуется для исследования слуховой памяти. Испытуемому предъявляется магнитофонная запись, на которой циклическим образом записан образец флуктуирующего шума; затем длительность этого шумового образца система- тически изменяется. Если длительность образца составляет полсекунды ис- пытуемому требуется воспринимать те характерные особенности, которые повторяются каждые полсекунды. Для того, чтобы это было возможно ему нужна система слуховой памяти, сохраняющая звук длительностью по край- ней мере полсекунды. Если длительность образца составляет целую секунду то для обнаружения ритмической флуктуации потребуется больший резерв памяти. Сталкивающиеся с этим заданием испытуемые несколько различаются по своим способностям, но в среднем могут обнаружить повторения раз-

несенные на время до трех секунд, демонстрируя слуховую память соответствующей длительности. Хотя мы только вкратце затронули сенсорную память, мы не будем к ней возвращаться. Она является важным компонентом

 

 

нашей памяти, но ее, по всей ви-


 

димости, лучше рассматривать как часть процесса восприятия. Для дальнейшего ее исследования потребовался бы более детальный анализ восприятия, чем это возможно в пределах данной книги.

 

Кратковременная память

 

Чтобы понять эту фразу, вы должны помнить ее начало до тех пор, пока вы не доберетесь до ее конца. Ее невозможно понять, если не запоминать составляю- щие ее слова и то, в каком порядке они расположены.

Предположим, я прошу вас умножить 23 на 7 в уме. Попробуйте отвести взгляд от страницы и сделать это. Во-первых, вам нужно вспомнить, какие числа участвуют в этой операции. Затем вы, вероятно, умножите 7 на 3 и запомните, что получилось 21. Затем вы отделяете 1, а 2 берете в остаток. Затем вы умножаете 7 на 2 и добавляете 2 из остатка, так что получается 16. Затем вы подставляете по- лученное вначале 1 и получаете в ответе 161. Все эти операции занимают боль- шую часть места, отведенного для временного хранения в памяти чисел, которые должны быть затем правильно и своевременно воспроизведены. После получения полной суммы отпадает дальнейшая необходимость вспоминать, к примеру, какое число было в остатке, и после нескольких подобных операций вы уже вряд ли сможете вспомнить эту информацию.

Поэтому при выполнении речевых и арифметических операций имеется необходимость во временном хранилище информации для выполнения различ- ных функций дополнительно к пониманию или вычислению. После того как задание выполнено, дополнительная информация уже больше не требуется. Этой системе, или даже скорее целому ряду систем, было дано название крат- ковременной, или рабочей, памяти. Там содержится информация, крайне не- обходимая в течение короткого периода времени, которая затем становится малозначимой.

В какой степени кратковременная память отличается от долговременной? На эту тему в последние годы снова ведется обширная дискуссия. Согласно одной из точек зрения, кратковре-

менная память представляет собой то же, что долго- временная, но используется в более специальных условиях, что приводит к очень слабому долговременному сохранению информации в памяти. Другая точка зрения, которую разделяю и я, состоит в том, что в долго- временной и в кратковре- менной памяти задейство- ваны  различные  системы,

хотя они и очень тесно свя-  И я еще удивляюсь, почему он так пошел? Оценка альтерна-


заны в своей деятельности.


тивных стратегий в играх типа шахмат решающим образом зависит от рабочей памяти.


В дальнейшем изложении я буду придерживаться той точки зрения, что кратко- временная память представляет собой комплексное сочетание взаимодействую- щих между собой подсистем, а именно рабочую память.

Долговременная память

 

Среди трех форм памяти — сенсорной, рабочей и долговременной — только по- следняя ближе всего к представлению дилетанта о памяти. Долговременная па- мять содержит информацию, которая хранится в течение длительного периода времени. В самом деле, как мы увидим далее, некоторые теоретики утверждают, что информация из памяти никогда не исчезает, а просто становится все менее и менее доступной. Вспоминание собственного имени, того, как изъясняться, того, где вы жили, будучи ребенком, или где вы были прошлым летом или даже пять минут назад, — все это обусловлено долговременной памятью. Такая память прежде всего занята хранением информации, в отличие от сенсорной или кратко- временной памяти, где хранение — это всего лишь одно из несущественных ка- честв других аспектов системы.

 

Для психолога-экспериментатора фраза «долговременная память» относится к информации, которая хранится достаточно долго для того, чтобы процесс досту- па к ней занимал по меньшей мере несколько секунд. Причина этого в том, что в целом проверка памяти, производимая спустя одну или две минуты, выявляет практически ту же самую картину, что и тестирование по истечении одного или двух дней или года. Это, однако, как мы увидим в свое время, не касается памя- ти, проверяемой через одну или две секунды или даже миллисекунды. Является

Глухой ребенок, изучающий язык жестов, не использует в разговоре вербальное или слуховое кодиро- вание. Существуют ли другие способы кодирования информации, кроме зрения, слуха, осязания, вку- са и т. д.?


ли долговременная память единой системой? Это пока что спорный вопрос. Од- нако совместными усилиями выделены отличительные черты по крайней мере двух ее форм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.024 с.)