Проверка читательских умений в 4 классе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка читательских умений в 4 классе.



В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

 

                                                                                                               

Содержание программы.

Класс- 66 часов

  №   Тема Количество часов   Вид занятий (форма, метод)   Содержание
1. «Клуб почемучек»   6 Беседа, чтение книг учителем. Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.  
2. «Поляна сказок» 6 Драматизация сказки, игры на основе сказок Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.  
3. Игры с буквами 4 Игровая форма занятия. Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами
4. Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. 4     игры и хороводы Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.
5. Где живут книги?     2   Экскурсия в библиотеку школы.   Знакомство с библиотекарем и библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг
6. Малые фольклорные жанры: загадки. 4 Детское творчество. Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.
7.  Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки». 4     беседа игра Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.
8. Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. 4 Игры Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.
9. Из чего состоит книга? 4 беседа Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.  
10. Я рисую книжку. 4 Проектная деятельность. Изготовление книжки-малышки.
11. Коллективная поездка в театр. 4   Просмотр и обсуждение спектакля, обмен впечатлениями.
12. Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!» 8 Игровая программа. Подготовка к празднику, мероприятие.
13. Маленький читатель. 2 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.    
14. Писатели-юбиляры.     6   Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям. Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.    
15. Игра – викторина по прочитанным книгам. 2 викторина   Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.  
16. Летнее чтение 2 беседа Рекомендательный список произведений для летнего чтения.
  Итого 66 часов    

Класс -68 часов.

  №   Тема Количество часов   Вид занятий (форма, метод)   Содержание
1. Самые интересные книги, прочитанные летом. 2 Посещение библиотеки. Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
2. Конкурс рисунков по прочитанным книгам. 4 Организация и проведение конкурса. Выставка рисунков.
3. Конкурсная программа «Путешествие в море книг» 4 Конкурсная программа. Подготовка по группам. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
4. Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.   6 Литературная игра- викторина. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
5. День книги – именинницы.   6 Форма проведения по выбору учителя. Рассказ о книге по календарю знаменательных дат
6. Сказки и стихи К.Чуковского. 6 Литературная игра- викторина Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
7. Писатели – юбиляры. 4 Устный журнал. Рассказ о творчестве писателя.
8. Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 8 Литературная игра- викторина Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
9.   «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.   4  Конкурс кроссвордистов. Отгадывание кроссвордов.
10. Сказки зарубежных писателей.     6 Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
11. Сказки братьев Гримм. 6 Устный журнал. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
12. Зарубежный фольклор. 2 Беседа, чтение. Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.
13. Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» 2 Выставка рисунков и плакатов.  
14.   «Папа, мама, я –читающая семья».                        6   Проектная деятельность. Праздник для родителей и детей * конкурс на самую читающую семью; *конкурс на лучшее чтение стихов; *любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».
15. Посещение библиотеки. 2 Беседа, обзор книг. Рекомендательный список произведений для летнего чтения
  Итого 68 часов      

Класс-68 часов.

  №

 

Тема

Количество часов

  Вид занятий   (форма, метод)   Содержание

1.

«Что я читал летом». 4

Проектная деятельность.

Защита читательских дневников.

2.

«Золотая волшебница- осень» 6

Устный журнал.

Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов

3.

Игра «Лего-чтение» 6

практическая работа

Моделирование рассказа, сказки.

4.

Посещение библиотеки. «День новой книги». 4

Экскурсия

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

5.

Писатели – юбиляры. 6

проект

По календарю знаменательных дат.  

6.

 «Лучшие сказки 20-века». 6

Выставка книг

Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.

7.

Конкурс кроссвордистов. 4

проект

Составить кроссворд по произведениям детских писателей.

8.

Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена. 8

Литературный праздник

Подготовка и проведение утренника.

9.

Сочиняем загадки. 8

проект

Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

10.

Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели». 8

проект

 

11.

Фотоконкурс «Я читаю!» 4

Фотоконкурс

проект

Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.

12.

Современные детские журналы и газеты. 4

творческая деятельность

Подготовить рекламу журнала по мини-группам.  
Итого 68часов  
             

Класс-68 часов.

  №   Тема Количество часов   Вид занятий (форма, метод)   Содержание

 

1. «Лето с героями любимых книг». 4   проект Презентация читательских дневников.    
2. Устный журнал «Твоя книжная полка».   2 Занятие в библиотеке Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста    
3. И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.   6  Конкурс на лучшее инсценирование басни. Творческая работа в группах    
4. «Книжкины именины»   4 Игровая программа Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.    
5. «Литературная гостиная».   6 Встреча с писателем. Приглашает библиотека. Подготовка: биография писателя, вопросы. Обмен впечатлениями.    
6. Литературные сказки зарубежных писателей.     8 КВН.  Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям: Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»    
7. В гостях у малышей. 10 концертная деятельность Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)      
8 Сочиняем сказки 8 проект Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку    
9. Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».   6   Литературная игра Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».    
10. Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.   6 Конкурс чтецов Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов    
11. Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»   4 Читательская конференция Подготовка и проведение конференции. работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.    
12. Литературная игра «Слабое звено»   4 Литературная игра Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.    
  Итого 68 часов        

                                           

 

Таблица №5

План проведения недели детской книги

День недели Дата Класс Мероприятие Ответственные
понедельник   1 -4 Конкурс рисунков «В стране книг!» дети, родители,

вторник

1- 4 Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)

Классный руководитель, дети, родители, зав. библиотекой

  Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»
среда   1 -4 Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь» Классный руководитель, дети, зав. библиотекой

четверг

1 Литературная игра «Планета сказок»

Классный руководитель, дети, родители,  

2 Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»
3 - 4 Литературный турнир «Чемодан приключений»
пятница   1-4     Утренник «Посвящение в читатели» Классный руководитель, дети, родители.
суббота   1 -4 Торжественная линейка Подведение конкурсов, награждение победителей. Классный руководитель, дети, родители.

                                  

  Используемая  литература.

 

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988

7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

9.  Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

                              Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

 

 

Литература для учащихся.

1. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

5. Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература, 1984

13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

14. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998              

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.045 с.)