Назовите основные характерные черты и функции типов мировоззрения. Определите различия исторических типов мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите основные характерные черты и функции типов мировоззрения. Определите различия исторических типов мировоззрения.



Заполните таблицу.

Тип мировоззрения Основные черты Основные функции
     
     
     

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.

1.Прочитать теоретический материал по теме: Философия: ее место и роль в жизни общества и человека. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2.Записать в словарь термины и дать им определение: философия, онтология, антропология, гносеология, аксиология, методология, этика, мировоззрение,понятийность, логичность, дискурсивность.

3.Написать сочинение:«Могут ли быть философские решения окончательными и однозначными?»

Форма контроля самостоятельной работы:

- Участие в дискуссии.

- Проверка рабочей тетради.

- Проверка сочинения: «Могут ли быть философские решения окончательными и однозначными?

- Проверка списка определений ключевых понятий по данной теме.

Вопросы для самоконтроля по теме: Философия: ее место и роль в жизни общества и человека. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

 1. Наука о бытии - это...

А) онтология

В) гносеология

С) антропология

D) аксиология

 

2. Наука о развитии и всеобщей связи явлений мира называется:

А) диалектикой

В) метафизикой

С) онтологией

D) методологией

 

3. К функциям философии относится:

А) прикладная  

В) прогностическая

С) идеологическая

D)теоретико-познавательная

 

4.Гносеология-это

А) греческая богиня

В) синоним истины

С) философская идея

D) раздел философии

 

5. Наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания, называется:

А) политология

В) социология 

С) политэкономия

D) философия

 

6. Воспитание в духе любви и уважения к человеку - это функция

А) интегративная

В) коммуникативная

С) методологическая

D) гуманистическая

 

7. Идея первична, материя вторична, это точка зрения:

А) материалиста

В) идеалиста

С) агностика

D) рационалиста

 

2.Некоторые считают, что «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если Вы не философствуете, значит, Вы не человек?

3.В чём сходство, а в чём отличие философии от других наук?

4.Назовите функц ии философии. Какие из них являются специфическими функциями, т.е. присущими только философии?

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

Практическое занятие №2

Тема 1.2: Философия Древнего Востока и Античности.

Название практической работы: Философия Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции: сравнительный аспект.

Учебная цель: познакомить с трудами философов Древнего Китая и Древней Индии, Древней Греции, формировать умения проводить сравнительный анализ

Учебные задачи:

1.познакомиться с основными идеями и характерными чертами философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции.

2.Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами, проводить сравнительный анализ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: анализировать, сравнивать, отстаивать свое мнение.

знать: философию Древнего Китая и Древней Индии; причины появления древнегреческой философии и ее основные понятия; основные философские школы Древней Греции.

 Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме.

4. Выполнить задания.

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания по выполнению практических занятий.

2.Тематическая литература.

3. Рабочая тетрадь.

4. Ручка.

П равила безопасности: правила поведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Назовите причины появления древнегреческой философии и ее основные понятия. Выделите наиболее важные.

2. Назовите основные школы Древней Греции. Какая из них представляется наиболее предпочтительной? Почему?

3. Перечислите основные идеи философии Сократа.

4. Назовите ключевые идеи Платона.

5. Назовите основные идеи Кун Фу – цзы. Выделите наиболее важные.

6. Каковы основные положения даосизма. Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение.

7. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из них.

8. Укажите основные положения философии буддизма.

9. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в метафизике Аристотеля

Содержание и последовательность выполнения задания

Задание 1. Ответьте на вопросы

1. Лао –Цзы говорил, что если отбросить ученость – не будет и печали. В Библии написано: «Кто умножает познания, умножает скорбь». Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних только знаний человеку мало, нужно что-то еще.

2. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считает ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?

3. Что для вас значат слова Сократа: «Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи».

4. Какие формы государства выделял Аристотель? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современной политики. К какой форме отнесли государственное устройство России в прошлом и сейчас.

5. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего.

6. Самое известное из открытий Пифагора – это теорема о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Как и семь мудрецов, Пифагор давал наставления о том, как надо жить. Но если у мудрецов все было сказано кратко и ясно, то у Пифагора все загадочно и иносказательно. Объясните, как вы понимаете высказывания ученого?

Не разгребай огонь ножом.

Не ешь сердца.

Не разламывай хлеб надвое.

Помогай ношу взвалить, а не сваливать.

Что упало, не поднимай.

По торной дороге не ходи.

7.Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства, если они не нравятся?

8.Можно ли сейчас жить так, как призывал Эпикур, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно?

9.Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – все относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие – то общеобязательные правила и нормы морали.

Задание 2. Составьте сравнительную таблицу: «Философия Древнего Китая и Древней Индии».

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Диоген начал свою сознательную жизнь с того, что пошел к дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить. Предсказатель ответил, что нужно произвести переоценку ценностей. Диоген понял это по – своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был отдан в рабство. Когда его вывели для продажи на рынок, Диоген кричал:

-Кто хочет купить себе господина!

И когда один человек купил его, Диоген сказал покупателю, что теперь тот должен его во всем слушаться. Тот рассмеялся, но потом действительно во всем слушался Диогена и даже доверил ему воспитание своих сыновей, потому, что Диоген оказался мудрым и знающим человеком. Но совершенным циником в современном понимании этого слова. Киники – по – гречески «собаки». Диоген учил, что надо жить подобно собаке – просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. Идеал мудреца – полное опрощение. Сам он поселился в бочке, питался одной капустой, жил на то, что ему подавали. Но при этом был очень гордым человеком. Когда Диоген потребовал денег у одного богача, тот сказал: «Ты уговори меня, может быть, тогда я тебе и дам». На что Диоген ответил: «Если бы я мог тебя уговорить, я бы уговорил тебя удавиться!»

Диоген днем ходил с зажженным фонарем и объяснял всем спрашивавшим: ищу человека. Он всегда говорил, что людей полно, а человека найти трудно. Большинство людей живет не по – человечески – соревнуются в богатстве, в жадности, в том, кто кого скорее столкнет в канаву, кто кого скорее одурачит. Никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Он удивлялся тому, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не видят своих собственных; музыканты настраивают струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной и не видят того, что у них под ногами; учителя учат правильно говорить и писать, но не учат правильно поступать; скряги ругают деньги, а сами их любят больше всего.

Идеалом мудрой жизни была для Диогена «автаркия» - внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. Несмотря на насмешки и издевательства, большинство людей любило Диогена, и когда какой – то хулиган разбил его глиняную бочку, граждане города собрали деньги и купили ему новую. Никому в голову не пришло купить ему дом, да Диоген и не стал бы, наверное, жить в доме, ибо считал это слишком роскошным и ненужным для себя.

 Поскольку киники, в том числе и сам Диоген, называли себя собаками, то, когда он умер, современники поставили ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни».

Цинизм в такой мягкой диогеновской форме, пренебрежительное отношение ко всем внешним благам – одежде, комфорту, богатству, славе, - до сих пор имеет последователей. Например, хиппи – мощное молодежное движение в Европе и Америке.

1. Представителем какой философской школы был Диоген?

2. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно?

3. Почему Диоген называл себя собакой.

4. Что для Диогена являлось идеалом мудрой жизни?

Прочитайте ситуации из жизни Диогена и предположите, как мог ответить философ на заданные ему вопросы?

Народ смеялся над ним и спрашивал. Зачем он просит милостыни у статуи.

- ___________________________________, - отвечал Диоген.

 

Однажды раз он пришел на лекцию к известному философу, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала один слушатель обернулся и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Взбешенный философ ругался:

- Ты сорвал мне лекцию!

- ____________________________________________________________________.

 

Однажды он закричал: «Эй люди!» - но когда сбежался народ, напустился на них с палкой, приговаривая: «_____________________________________________».

 

Человеку, спросившему его, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то _____________________________, если беден, ________________________________».

 

Торговец Лисий спросил Диогена, верит ли он в богов. «Как же мне не верить, - сказал Диоген, - когда тебя я назвать не могу иначе как богом обиженным?»

 

На вопрос, какое вино ему вкуснее пить, он ответил: «__________________».

 

Ему сказали: «Тебя многие поднимают на смех», он ответил: «_____________________».

 

На вопрос, почему люди подают нищим и не подают философам, Диоген сказал: «__________________________________________________________________».

 

Когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал:

«Проси у меня, чего хочешь»; Диоген отвечал: «__________________________________».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.025 с.)