Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.



Конфуцианство - основатель Кун Фу-цзы (в европейской традиции - Конфуций)считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом.Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.) родился в знатной, но обедневшей семье, когда его отцу было почти 70 лет. Через два года отец умер, оставив семью без средств к существованию. В детстве Кун Фу-цзы был вынужден зарабатывать на жизнь трудом сторожа и пастуха. В 15 лет живой ум и потребность в учебе подтолкнули его к самообразованию. Благодаря своим знаниям он получил место чиновника в царстве Лу. Позже Кун Фу-цзы отправился в странствия по государствам Китая, тщательно изучая их законы, обычаи, ритуалы и историю. К 30 годам он стал широко известен как непревзойденный знаток наук и ритуалов; у молодого ученого появились ученики и почитатели. Через 20 лет он был приглашен как советник к правителю царства Лу. Однако интриги вынудили его покинуть службу. Многие годы Кун Фу-цзы провел в странствиях, пока не вернулся на родину, где умер в окружении верных учеников.

Ученики, записав мысли, изречения и воспоминания философа, составили книгу «Лунь - юй» («Беседы и суждения»), ставшим основным философским сочинением Китая; в школах эту книгу заучивали наизусть, а цитаты из нее воспринимались как неопровержимые аргументы при любом споре.

Основные идеи:

-человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание;

-древность воспринимается философом как идеальная эпоха благородных людей, а настоящее кажется ему упадком. Поэтом правильным будет воспитание в духе древних традиций;

-традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все предписания, то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важнейший принцип поведения - ли;

-обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков. Живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности;

-согласно Кун Фу-цзы, важно «не делать другим, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - жень;

-исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути - превращение человека, его стремление к нравственному идеалу.

Даосизм («школы пути») - основатель Лао - цзы. Ему приписывают авторство книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»).

Лао - цзы, по преданию, родился в 604 г. до н. э. Данных о его жизни чрезвычайно мало, и они по большей части легендарны. Само имя Лао - цзы означает «древний учитель». Известно, что Лао - цзы был хранителем государственного архива при династии Чжоу и чрезвычайно образованным человеком. В знак протеста против интриг, смут и войн в государстве он покинул страну. На пограничной заставе его попросили оставить что - либо стране, и он передал начальнику стражи рукопись «Дао дэ цзин». Лао - цзы выбрал уединенную и спокойную жизнь на лоне природы, вдали от тревог и забот. Время его смерти неизвестно, что считается, что он прожил намного больше ста лет.

Даосизм - понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человек - это мужчина и женщина. Взаимодействие двух начал рождает движение. Развитие. Судьбу человека чередование Инь и Ян можно упрощенно представить таким образом: если сегодня плохо, необходимо просто ждать - завтра будет хорошо. Если сегодня хорошо - завтра будет плохо. При этом, если человек попал в черную полосу жизни, можно утешиться тем, что во всем плохом можно найти что - то хорошее (белая точка в черной части круга, так же как, впрочем, в хорошем - плохое (черная - в белом).

Даосская притча гласит: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не ищет его, чтобы убить. Он просто сядет на берегу реки, и будет ждать, пока труп врага сам не проплывет мимо него.

Основные положения:

-благодаря чередованию инь и ян все находится в постоянном изменении;

-нельзя манипулировать высшими законами природы;

Еще одна притча гласит: мудрый терпеливо ждет, чтобы все шло своим путем. Некий глупец, пытаясь ускорить рост риса, стал тянуть его ростки за верхушку и вытянул их из грядки, оставшись в итоге без урожая.

Основные положения:

1.Цель человека - гармоничное слияние с природой, приносящее удовлетворение и покой.

2.Развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром.

3.Следствие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле, природе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.008 с.)