Характеристика отношения русского общества к освободительной борьбе южных славян накануне войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика отношения русского общества к освободительной борьбе южных славян накануне войны



Следует отметить, что вопрос об отношении российского общества к освободительной борьбе славян накануне конфликта 1875 – 1878 гг. представляется нам очень сложным, прежде всего, по причине колоссального обилия зачастую противоречащих друг другу источников. При характеристике данной проблемы довольно трудно, но принципиально важно выявить массовость охватившего Россию народного движения в поддержку южных славян и мотивацию большинства людей из этого движения. Несмотря на существенный прогресс историографии, этот вопрос, по нашему мнению, по-прежнему далёк от объективного целостного рассмотрения. Замечено, что соответствующим исследованиям не хватает глубокого рассмотрения мемуарной литературы и переписки современников. А если таковые и задействуют, то в основном это сведения политических и крупнейших общественных деятелей. Между тем, в среде мемуаристов бытовали разные мнения по вопросу общественного движения в поддержку славян.

В советских исторических трудах указывается на традиционное сочувствие русского общества к южнославянским народам в их борьбе против турок. Вот один из примеров такой оценки: «Борьба южных славян за свободу и независимость находила широкий отклик в самых различных слоях русского общества…Правящие круги России, хотя и с опаской относившиеся к революционно-демократическим тенденциям освободительного движения балканских народов, считались с традиционным сочувствием русского общества к угнетённым славянам…»[117]. Известный болгарский исследователь Генов Цонко также писал: «Весь русский народ решительно поддержал справедливую борьбу южных славян»[118]. В другой работе отмечалось, что война «началась в условиях…небывалого в истории России общественного движения в…поддержку» балканских народов[119]. Далее в труде упоминалось, что «традиционная дружба и взаимные симпатии, издавна связывавшие народы России с народами Балкан, конкретно воплотились в движении помощи южным славянам» во время Восточного кризиса 1870-х гг.[120] Известный исследователь российско-балканских связей А.А. Улунян также отмечал: «Общественное мнение России подняло свой голос и выступило в поддержку южных славян вообще и Болгарии в частности, исходя из искренних, братских чувств и давних дружеских связей между русским народом и славянами Балканского полуострова»[121]. Н.И. Беляев, отмечая в духе советской историографии преследование господствовавшими слоями своих корыстных целей в русско-турецкой войне вместе с тем признавал, что «война с Турцией имела и другую сторону – освобождение от ига Турции угнетённых славян. Эта благородная идея пользовалась широким сочувствием среди русских народных масс. Здесь сказались родственно-племенные связи русских и балканских славян и традиционная славянская дружба…Освободительное значение военных действий поднимало дух русских войск»[122]. Из советских исследователей С.А. Никитин также упоминал: «Само же общенародное движение сочувствия и помощи южным славянам было выражением тех давних связей, какие существовали между русским народом и южными славянами»[123]. Авторы труда «Дружба, испытанная временем» Ф.Т. Константинов и А.М. Кореньков писали, что объявление войны Турции в апреле 1877 г. было встречено с горячим одобрением всеми слоями русского общества: «Русские люди в массовом порядке записывались добровольцами в армию, чтобы принять участие в освобождении болгар»[124].

Вместе с тем, исследователь русского крестьянства царской России А.В. Буганов замечал, «что для взглядов крестьян на войну наряду с искренним сочувствием и желанием победы общеславянскому делу была свойственна трезвая оценка значения происходящего. Ещё в преддверии войны все крестьяне “…сознают, что война есть одно из величайших народных бедствий”. В Череповецком уезде Новгородской губернии весть об объявлении войны, “по словам местного священника, была принята народом не с радостью, как ожидалось, а сосредоточенно серьёзно…”»[125].

Многие из рассмотренных очевидцев тех событий также признавали если не всеобщий, то массовый характер общественного движения в поддержку славян. Так, С.Ю. Витте упоминал, что «все в то время были заражены патриотическим духом, тем патриотическим направлением, которое, в сущности говоря, и вынудило императора Александра II объявить войну Турции». По его мнению, тогда «был общий подъём русского патриотического самосознания именно в смысле славянского единения»[126]. Сергей Юльевич писал, что «из России в сербскую армию ехала масса добровольцев». Будущий премьер-министр, увлекаясь «славянской идеей» – идеей взятия Константинополя, усердно занимался их отправкой[127]. Того же мнения придерживался и известный журналист князь В.П. Мещерский: когда 1876 г. в Боснии и Герцеговине «началось восстание, в Петербурге сразу почувствовалось что-то вроде симпатического этому восстанию течения мыслей»[128]. В мемуарах он упомянул о существовавшей «ненависти к туркам, которою мы на берегах Невы так кипели»[129]. Князь Мещерский упоминал, что «весною этого года уже в полном разгаре был у нас в Петербурге и Москве славянский пожар»[130]. Он писал, что «славянофильское движение…было действительно весьма интересным событием; интерес его заключался в общности этого настроения и в особенности в его популярности: чем ниже был общественный слой, тем сильнее проявлялся этот Drang (поход) на дунайский восток. В особенности народность этого настроения заметна была в Москве»[131]. О возбуждении «лучших инстинктов» и «святых чувств» русского народа упоминал Владимир Петрович в своей статье, вышедшей в печать 1 августа 1876 г.[132].

Действительно, как отмечают исследователи, самое глубокое сочувствие страдания южных славян и, особенно, болгар вызвали у простых русских людей; мощное народное движение в защиту южных славян вынуждены были констатировать даже официальные власти. Л.И. Ровнякова пишет: «Начальник Петербургского жандармского управления Н.С. Бирин сообщал 25 октября 1876 г. в III отделение, в частности, следующее: “…сочувствие к южным славянам полное и, по моему мнению, оно явственнее обрисовывается в простом необразованном классе”.

Подобные донесения поступали также из Ярославской, Московской, Воронежской, Костромской, Полтавской и др. губерний. Суммируя эти донесения, шеф жандармов Н.М. Мезенцев в докладе Александру II от 12 нояб. 1876 г. отмечал, что: “…в губерниях с коренным русским населением бедствия балканских славян вызвали общее сочувствие, выразившееся значительными денежными пожертвованиями”»[133].

Довольно многочисленные примеры готовности простых русских людей помочь «братьям по крови и вере» содержат воспоминания известного военного корреспондента и писателя В.И. Немировича-Данченко. Проведя лето 1876 г. «в поездках по Волге, Каспию, Каме и глухим закоулкам горнозаводского Урала», он свидетельствовал, что «народ сёл и деревень, морской рыболов, волжский судорабочий, самарский и саратовский пахотник, уральский заводский и рудничный батрак <…> не жалел своих крохотных сбережений, чтобы оказать пострадавшим посильную помощь». Немирович-Данченко рассказывал, что «крестьяне устраивали сходки, на которых решали, с кого сколько брать на “славянское дело”, и вся инициатива исходила от самого народа, родилась в самом народе»[134].

А.В. Буганов, основываясь на опубликованных в многотомнике «Освобождении от турецкого ига» документах, убеждался в массовости фактов пожертвований крестьян в 1875 – 1878 гг.:

«Анализ сообщений, политических обзоров по губерниям за 1875 – 1878 гг. даёт возможность рассмотреть вопрос об отношении различных классов, в том числе крестьян, к событиям на Балканском полуострове.

При изучении упомянутых источников было обнаружено лишь одно замечание чиновника, утверждавшего большую степень сочувствия славянскому делу у представителей имущих классов по сравнению с крестьянами. Свидетельств противоположного характера несравненно больше. В С.-Петербургской губернии, например, “сочувствие явственное обрисовывается в простом необразованном классе”; во многих губерниях суммы, пожертвованные крестьянами, существенно превышали пожертвования дворян, купечества, мещан»[135].

Н.И. Цимбаев отмечал ту же тенденцию: «Характерным было огромное количество мелких пожертвований от крестьян, рабочих, городских ремесленников. И.С. Аксаков писал: “Две трети пожертвований внёс наш бедный, обременённый нуждою простой народ…Пожертвования по общественной лестнице шли в обратной прогрессии: чем выше, чем богаче, тем относительно слабее и скуднее. Наши денежные знаменитости не участвовали вовсе, а если и участвовали, то в самом ничтожном размере во всероссийской народной складчине”»[136]. Движение в поддержку южных славян, всероссийский сбор пожертвований, по мысли исследователя, имели подлинно народный характер, чуждый всякой правительственной, церковной или иной регламентации[137].

Барон Н.Е. Врангель, отец известного лидера белогвардейского движения, отзывался о славянофильских настроениях в России с иронией: «Петербург находился в состоянии лихорадки. Сербия воевала с Турцией. Московские и отчасти петербургские журналисты будоражили публику всеми возможными средствами…Общественное мнение настаивало, что Россия должна принять участие в войне…Тем временем славянские комитеты Москвы и Петербурга стали центром деятельности помощи Сербии и каждый день отправляли на Восток полки добровольцев, радовавшихся, что едут спасать славян»[138]. Литератор Н.С. Лесков в сентябре 1875 г. писал, что с началом герцеговинского вопроса страна «выходит из своей мертвящей апатии и пробует проявить какой-нибудь живой дух и симпатии»[139]. Г.З. Елисеев, известный писатель и обозреватель «внутренних дел» в «Отечественных записках» также в сентябре 1876 г. отмечал «настроение, возбуждённое в публике славянскою войною»[140]. Развивая данную тему в одной из своих статей, он писал: «Как мы ни неумелы в деле помощи славянам, как ни туги на подъём для этой помощи, но тем не менее, не подлежит никакому сомнению, что как в нашем интеллигентном обществе, так и в народе – и в последнем, может быть, даже более, чем в первом – есть искреннее, прочное чувство братства со славянами и сознание нашего долга перед ними, хотя пока большею частью и очень смутное. Война за освобождение славян от турецкого ига будет в полном смысле народною войною в России»[141]. Известный общественный деятель, славянофил И.С. Аксаков в речи, произнесённой на заседании Московского славянского комитета 6 марта 1877 г., отметил общее ожидание войны за славян: «Вторя Москве, возликовала и заговорила вся русская область, и до сих пор ещё не перестают доноситься из дальних концов нашей земли запоздалые в своей радости отголоски»[142].

Известный писатель Ф.М. Достоевский отмечал в ноябре 1876 г. в письме будущему Александру III, что «нынешние великие силы в истории русской подняли дух и сердце русских людей с непостижимою силой… и осветили в сознании нашем святыни русской идеи ярче, чем когда бы то ни было...Не мог и я не отозваться всем сердцем моим на всё, что началось и явилось в земле нашей, в справедливом и прекрасном народе нашем»[143]. «Дело освобождения славян» Достоевский считал «совсем русским» и «близким России»[144]. В целом, писатель считал движение в поддержку славян всенародным[145]. Находясь за границей, в июле 1876 г. он уговаривал соотечественников делать пожертвования в пользу славян. Об этом он писал в письме А. Г. Достоевской от 21 июля 1876 г. из Эмса[146].

Другой известный литератор А.А. Фет упоминал о материальной помощи южнославянской борьбе русских крестьян. По этому поводу он писал: «…воззвание в пользу сербов облетало наши убогие веси, осуществляя пословицу: “с миру по нитке”. Бабы отличались усердием в приношении холста»[147].

Участник русско-турецкой войны, ротмистр В.В. Воейков писал, что к моменту объявления войны Турции «давно уже все были возбуждены против турок, мучивших Балканских христиан; газеты были полны известий о Турецких зверствах. Сербия и Черногория давно дрались за свою независимость, и более пылкие натуры из наших уехали в Сербию волонтёрами и там под командою генерала Черняева отстаивали свободу славян. Это, конечно, было начало, как бы аванпостная перестрелка; все ждали наступления главных сил, т.е. высочайшего манифеста о войне России с Турцией»[148]. Участник сербско-турецкой войны 1876 г., доброволец К.И. Воронич в своих записках отмечал, что русский народ жертвовал «чуть-ли не последнюю копейку на помощь угнетённым братьям»[149]. Вот как он описал проводы добровольцев в Петербурге: «Народа провожать отъезжающих в Сербию собралось на платформе масса, а когда поезд двинулся, то вся эта публика проводила нас громкими ура!»[150].

Участник войн 1876 и 1877 – 1878 годов офицер П.А. Гейсман оставил интересные сведения о динамике роста симпатий российского общества к славянской борьбе: «…наиболее усиленное движение в Сербию славянских добровольцев вообще и русских в особенности, происходило уже во время самой сербско-турецкой войны, но перед войною не только добровольцев, но вообще Русских в Сербии была весьма мало. Равным образом их было немного среди восставших и уже сражавшихся Босняков и Герцеговинцев. Вообще в то время в русском обществе симпатия к этим последним, а равно и ко всему сербскому народу далеко ещё не достигла крайнего своего напряжения. Во всяком случае искренность этой симпатии не подлежала сомнению и нисколько не умалялась тем равнодушием и даже своего рода неприязненностью, с которыми отнеслось к сербскому вопросу меньшинство русского общества»[151]. Ещё он писал, что «разрешение, данное правительством русскому обществу, открыто высказывать своё сочувствие к Боснякам, Герцеговинцам и Сербам, в свою очередь имело весьма важное значение, так как сообщило русскому обществу уверенность в том, что оно ни в чём не нарушает достоинства России, но напротив того действует вполне согласно с её историческою миссиею. Поэтому не удивительно, что возбуждение русского общества всё более и более усиливалось»[152]. П.А. Гейсман также отмечал, что число добровольцев стало особенно сильно возрастать с августа 1876 г., т.е. «с того времени, когда неравенство борьбы между Турциею и Сербиею обрисовалось довольно рельефно, а генерал Черняев “клич кликнул” по всей русской земле, призывая русских людей на помощь Сербам. На этот призыв так или иначе отозвалось громадное большинство русского общества…Только самые холодные рассудки не поддались общему увлечению…»[153]. Начало «воодушевления» русского общества П.А. Гейсман относит к 1875 г.[154]

Известный общественный деятель, славянофил А.И. Кошелев в своих записках также показывает изменения, произошедшие в масштабах общественной поддержки борьбы южных славян за 1875 – 1877 гг. Так, он писал о жизни русских помещиков, съезжавшихся на зиму в Москву: «Зима 1875 – 1876 года в Москве вообще кое-как протекла: съезжались, сообщали друг другу разные нерадостные слухи, толковали, даже спорили; вести из Боснии и Герцеговины словно оживляли общество; но действительной жизни нигде не было. Наступила весна, и все были рады разъехаться»[155].С вступлением в 1876 г. в войну против Турции Сербии и Черногории интерес и симпатии к славянам заметно усилились, что видно из записок Кошелева: «…и слухи, всё более и более настоятельные, о приближающейся войне с Турциею заставляли многих, и нас в том числе, ускорить отъезд, который мы прежде назначили на самые последние дни октября»[156].Развивая тему, он писал: «Зима 1876 – 1877 года прошла в Москве много оживлённее предшествующей. Известия с Балканского полуострова всех живо интересовали. Толки об отправляющихся туда добровольцах, действия московского Славянского комитета и слухи о предстоявшей войне с Турциею волновали и общество, и печать. Ещё никогда не было в России столько славянофилов, как тогда; одушевление в пользу славян росло и распространялось…Весною объявлена была война Турции, и всеобщий восторг не имел границ; земства, города, частные лица, даже крестьянские общества жертвовали, каждый по своим средствам, более или менее значительные суммы на военные издержки, а также в пособие славянам или прямо, или чрез посредство Славянского комитета. Общее одушевление было таково, что оно напоминало 1812 год, когда для отражения вторгнувшегося в наши пределы врага вся Россия вооружилась и готова была идти для спасения отечества»[157].

Ф.М. Достоевский тоже отмечал усиление движения в поддержку славян летом 1876 г. после принятия на службу в сербскую армию генерала Черняева: «На службу он был принят и зачислен, но вовсе не главнокомандующим сербскою армией, как пронёсся было у нас о том слух в России, долго державшийся. Вот тут-то и начались русские добровольцы, которые, впрочем, несомненно и прежде были, то есть до Черняева; вместе с тем усилились сборы пожертвований, на которые поднялась вся Россия. Всех добровольцев, за весь прошлый год, было не бог знает сколько, очень не много тысяч, но провожала их в Сербию решительно вся Россия…Со стороны народа объявилось столько благородного, умилительного и сознательного, что всё прошлогоднее движение это, русского народа в пользу славян, несомненно останется одною из лучших страниц в его истории»[158].

Сведения современников об усилении движения с вступлением в войну Сербии и Черногории подтверждает С.А. Никитин в своей статье. По его мнению, общественное движение в поддержку славян прошло два этапа: «Первый связан с восстанием в Боснии и Герцеговине. На этом этапе в движение включились прежде всего дворянско-славянофильские группы, затем либерально-буржуазные и революционно-народнические. Народные массы участвовали в нём только в форме благотворительной – своими пожертвованиями. Второй этап связан с войной Сербии и Черногории против Турции. В этот период активно выступает народ, ясно проявляется его сочувствие борющимся южным славянам, его готовность к поддержке этой борьбы и материальными средствами и личным участием»[159]. 

Военный министр Д.А. Милютин оставил в своём дневнике сведения об отношении к славянской борьбе императрицы и придворных. Так, он повествовал, что «императрица принимает близко к сердцу нынешние дела турецких славян и не скрывает своего негодования на то, что наша дипломатия держится в этом вопросе такой пассивной роли. Императрица выражалась в этом смысле при многих офицерах генерального штаба и других лицах, присутствовавших при осмотре карт; в том же смысле возобновила со мною разговор и позже, пред обедом. С глубокой скорбью говорила она о страшном кровопролитии, которое именно теперь происходит на театре войны»[160]. Ещё министр упоминал, что «императрица усугубляет своё сочувствие к балканским славянам, посылает от общества Красного креста врачей и госпитальные вещи»[161]. Сам Д.А. Милютин по собственному признанию «не менее других» сочувствовал «несчастным христианам Турции»[162].

В развитие темы министр писал: к сербам «…на помощь…из России стремятся в большом числе и офицеры, и врачи, и сёстры милосердия; даже много волонтёров из простонародья. Трудно было ожидать такого одушевления, такого порыва. В этом отношении явление утешительное. Государь, повидимому, поощряет всё, что делается в пользу балканских славян со стороны частных лиц и общества, но остаётся в твёрдом намерении не оказывать никакого вмешательства официального»[163]. В октябре 1876 г. Милютин упоминает о возбуждённом состоянии «умов в Петербурге, Москве и других местах России»[164].

А вот как описывают отправление в Сербию в августе 1876 г. добровольцев из числа своих сослуживцев офицеры лейб-гвардии егерского полка: «Когда в обществе началось сильное брожение в пользу славян, когда образовывались славянские комитеты и все с живейшим интересом следили за событиями на Востоке, многие из гвардейских офицеров стремились в Сербию, вслед за генералом Черняевым, назначенным там командующим Моравской армией…На вокзале уезжавших провожали товарищи и огромная толпа публики. Одушевление было общее…Когда тронулся поезд, все обнажили головы и грянуло такое “ура”, которое навсегда запечатлелось в памяти добровольцев. На всём пути от Петербурга до границы они встречали такое же радушие, такое же сочувствие»[165].

Представитель верхушки российского дворянства князь Д.А. Оболенский писал 26 августа 1876 г., что в России «все классы общества возбуждены ненавистью к туркам, и пожертвования деньгами и вещами приносятся в огромных размерах. Кроме того, со всех концов России волонтёры разных сословий и званий идут в Сербию и вступают в ряды сербского войска. Уже более 50-ти офицеров русских пало на поле битвы. Народное движение в России быстро распространилось и теперь представляет весьма замечательное и важное по своим последствиям движение»[166]. Князь отмечал, что когда Александр II во время знаменитой речи в Москве 29 октября 1876 г. обратил к сербам свой упрёк, поразивший Оболенского «своей неожиданностью и неуместностью», то «говорят, в Москве, под впечатлением общего настроения и одушевления, даже этот упрёк не ослабил общего восторга»[167].

Издатели труда «Описание русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. на Балканском полуострове», вышедшем в свет в 1901 г., повествовали об общественных настроениях накануне войны в общем ключе с современниками:

«Вести об этих постигших болгар бедствиях, размер и распространение коих были отчасти преувеличены молвой и печатью, взволновали общественное мнение в Европе вообще, а в России в особенности.

Общее горячее сочувствие русского народа к судьбе единокровных и единоверных народов Балканского полуострова выразилась вначале весьма значительными денежными пожертвованиями, а впоследствии, во время Сербско-Турецкой войны, личным участием многих русских добровольцев, сражавшихся в рядах сербских ополчений»[168].

До наших дней дошло прошение группы одесских жителей от 23 сентября 1875 г. о разрешении организовать комитет для сбора средств в пользу герцеговинцев, пострадавших от турецких репрессий: «Повсеместно в России проявилось сочувствие несчастным жертвам печальных герцеговинских событий, выброшенным бедственным стечением обстоятельств на чужбину без крова и всяких средств существования. Глубоко сочувствуя этому истинно христианскому движению, охватившему из конца в конец наше отечество, мы предположили устроить комитет для сбора пожертвований с сказанной целью. Поэтому честь имеем просить ваше превосходительство разрешить нам устройство означенного комитета как для сбора приношений по подписным листам, так и по другим законам дозволенным способам в пользу герцеговинских семейств, пострадавших от восстания»[169].

Как видно из донесений высших жандармских чинов определённую роль в разжигании «славянского пожара» в России сыграли студенты – выходцы из южнославянских земель. Вот пример одного донесения: «Получены сведения, что будто бы студенты Московского университета из уроженцев южных славянских земель подстрекают своих товарищей по университету к принятию участия в Герцеговинском восстании»[170].

Известный художник В.Д. Поленов также упоминал в своём дневнике о сочувствии движению в поддержку славян: «Токарев рассказал, как их провожали в России и как встретили сербы. В России, как известно, были напутственные молебны чуть ли не на каждой станции, встречали городские и другие чиновники и сановники. Народ восторгался и умилялся, их благословляли и прославляли, проливая горячие слёзы сочувствия, и т.д.»[171].

Участник добровольческого движения в Сербию в 1876 г., кавалерийский офицер А.Н. Хвостов рассказывал об отправлении в Сербию с терскими и кубанскими казаками: «Наше даровое путешествие по железным дорогам имело вид триумфа; везде встречали нас обедами и завтраками, а когда мы ехали на пароходе из Ростова в Таганрог, то пароход расцветился флагами и стреляли из пушек»[172].

Переломным моментом Восточного кризиса 1875 – 1878 гг. явилось начало русско-турецкой войны – 12 апреля 1877 г. Несмотря на то, что последующая война должна была ударить по неокрепшему после Крымской войны состоянию пореформенной России, её начало приветствовали широкие массы населения, о чём можно судить по сведениям современников. Развивая мысль о славянофильских настроениях, Н.Е. Врангель писал, что с объявлением войны 12 апреля 1877 г. «происходившее в Москве и Петербурге было похоже на то, что происходит в таких случаях во всех больших городах. Общество охватила лихорадка квасного патриотизма»[173].

В.В. Воейков в более радостном тоне описывает приветствие населением объявления войны: «Надо было видеть всеобщую радость: знакомые и незнакомые поздравляли на улицах друг друга с объявлением войны. Манифест и газеты раскупались на расхват. Воинственная горячка охватила всех; все старались быть причастниками к делу. Кто хлопотал поступить в действующие войска, кто в “Красный Крест”, кто жертвовал, кто пил за успех Русского оружия; одним словом, всякий старался, как мог, выразить свою готовность быть хоть чем-нибудь полезным в эти важные минуты и способствовать победе Креста над Луною.

Многие, не стесняясь своим положением по гражданской службе, поступали рядовыми в действующие полки. Не помню фамилии, но помню молодцевато-разъезжавшего по улицам Петербурга с прощальными визитами сенатора, лет 70-ти, поступившего корнетом в один из гусарских полков. По улицам появились белые фуражки, т.е. на обыкновенные фуражки были надеты белые чехлы, присвоенные назначенным в действующую армию. Эти фуражки возбуждали в нас зависть и ещё больше разжигали страсти»[174].

Д.А. Милютин описал восторженное приветствие объявления войны солдатами, стоявшими под Кишинёвом: «Когда же Государь, проехав сквозь массу собранных войск, окружённый офицерами, высказал им несколько тёплых, задушевных слов, то вся толпа и офицеров, и солдат одушевилась таким энтузиазмом, какого ещё никогда не случалось мне видеть в наших войсках. Они кричали, бросали шапки вверх, многие, очень многие навзрыд плакали. Толпы народа бежали потом за государем с криками “ура”. – Очевидно, что нынешняя война с Турцией вполне популярна»[175]. Ему вторит его современник В.В. Крестовский: «Только в ту минуту, когда государь произнёс войскам: “Прощайте! До свидания!...Возвращайтесь поскорее со славой…Подержите честь русского оружия, и да хранит вас Всевышний!” – только после этих, с глубоким чувством произнесённых слов, войска разразились громовыми криками. Но что это были за крики! Что за мощная сила вырывала их из груди каждого! Какой восторг, какая любовь сияли на лицах! Как вся эта масса в невольном порыве восторженно ринулась к монарху и обступила его с поднятыми вверх шапками, саблями, штыками!.. Солдатские шапки полетели целыми роями в воздух… Бесчисленные массы народа кидались на колени, простирали к государю руки и шумно, радостно вторили этому восторгу войск; над ними тоже мелькало в воздухе множество шапок; женщины, дети махали платками, кидали букеты; множество усатых, мужественных лиц было орошено слёзами, которых не старались прятать друг от друга. “Ура! За братий! За святое дело! За веру Христову! За свободу славян!” – раздавались повсюду мощные крики»[176].

В не менее радужном тоне военный министр описывал последующие затем восторженные встречи Александра II и приветствия войны населением Киева и Москвы, куда государь отправился после объявления войны из Кишинёва[177]. Д.А. Оболенский также писал о приветствии государя в Москве после объявления войны: «Ответ государя московским депутациям в Москве оч. хорош. Энтузиазм в Москве, по словам очевидцев, был необыкновенный»[178].

Ф.М. Достоевский написал в своём дневнике по случаю объявления войны: «…народ верит, что он готов на новый, обновляющий и великий шаг. Это сам народ поднялся на войну, с царём во главе. Когда раздалось царское слово, народ хлынул в церкви, и это по всей земле русской. Когда читали царский манифест, народ крестился, и все поздравляли друг друга с войной. Мы это сами видели своими глазами, слышали, и всё это даже здесь в Петербурге. И опять начались те же дела, те же факты, как и в прошлом году: крестьяне в волостях жертвуют по силе своей деньги, подводы, и вдруг эти тысячи людей, как один человек, восклицают: “Да что жертвы, что подводы, мы все пойдём воевать”. Здесь в Петербурге являются жертвователи на раненых и больных воинов, дают суммы по нескольку тысяч, а записываются неизвестными. Таких фактов множество, будут десятки тысяч подобных фактов, и никого ими не удивишь. Они означают лишь, что весь народ поднялся за истину, за святое дело, что весь народ поднялся на войну и идёт»[179].

Участник русско-турецкой войны унтер-офицер А.В. (чьё полное имя история не сохранила) упоминал, что «в России чувство негодования обострилось до крайности. Общественное мнение давно объявило туркам войну. Ждали только единого слова, призыва гуманного монарха. Все чувствовали, ждали, что вот-вот Россия пойдёт, победоносно пойдёт на выручку угнетённых братьев-славян, – русской кровью будет куплена дорогая свобода тем крохотным народностям, которые в далёкие времена Кирилла и Мефодия посылали нам духовную помощь, являлись родниками православной церкви.

И вот, наконец, объявлен давно ожидаемый манифест. В нём каждое слово горит горячим пламенем. Россия встала, как один человек…Словно из одной громадной груди раздался вздох облегчения: “Господи, благослови… за веру и братьев!..”

Итак, святая Русь пошла на великое дело освобождения славян.

Посыпались пожертвования, устраивались концерты, рауты в пользу раненых. Газеты были переполнены жгучими статьями…Все лихорадочно следили за известиями с театра военных действий»[180].

Составители труда «История лейб-гвардии егерского полка за сто лет 1796 – 1896» писали о начале войны: «…известно с каким неподдельным энтузиазмом встретила вся Россия этот давно ожидаемый призыв к борьбе за освобождение Балканских славян» – «Высочайший манифест о войне с Турцией»[181].

Однако не все современники признавали радужное приветствие начала войны всеми слоями общества. Так, К.М. Станюкович в своём романе «В мутной воде» изобразил несколько иную атмосферу в обществе: «Иностранец, попавший из Парижа, Лондона или Вены на петербургские улицы в понедельник 13 апреля 1877 года, был бы несказанно удивлён, узнав, что в этот самый день в Петербурге появился Манифест, объявлявший восьмидесятимиллионному населению о войне с Турцией. Так незначительны показались бы иностранцу проявления общественного возбуждения по сравнению с теми, которые бывают в европейских городах при событиях гораздо меньшей важности, чем объявление войны.

Нас, русских, подобная сдержанность, разумеется, не удивила. Русский человек издавна приучен к осторожности в выражении чувств, возбуждаемых в нём тем или другим событием, и рискует обнаружить их на людях только тогда, когда вполне уверен, что подобное проявление освящено санкцией. А так как в знаменательный день 13 апреля 1877 года обыватели не были извещены о том, что им представляется зажечь иллюминацию, то петербургские улицы в этот день представляли обычный, будничный вид»[182].

Тем не менее, рассказывая «о внешнем виде Петербурга в день объявления войны», писатель хотя и признавал, что «говорить о степени и характере возбуждения в нашем обществе довольно трудно, так как проявления его у нас не имеют публичного характера», но при этом не отрицал «возбуждения, охватившего множество народа при чтении Манифеста» и отмечал, что проявления этого «возбуждения» в петербургском обществе «были в большинстве радостного характера»[183].

Во время русско-турецкой войны движение в поддержку южных славян продолжало носить массовый характер, о чём косвенно можно судить по приветствиям войск, отправляющихся на войну. Так, офицер генштаба В.А. Сухомлинов упоминает о своём отъезде на войну:

«В Харькове нам устроили трогательный приём-проводы. Местные дамы объединились, чтобы выразить своё внимание отъезжающим на фронт, роскошно угощали и осыпали цветами.

Когда после продолжительной остановки поезд тронулся и я высунулся из окна вагона, чтобы ещё раз поблагодарить за сердечные напутствия, одна из милых изящных дам успела дать мне тёмную, пунцовую розу сказав: “Сохраните её: она вам принесёт счастье…”»[184].

Интересные сведения оставил унтер-офицер А.В. о проводах на войну гвардейского егерского полка в августе 1877 г.: у вокзала улицы «запружены народом»[185]. «Целуются люди, совершенно незнакомые. Раздают солдатам табак, папиросы, деньги…чувствуется какой-то общий подъём…Многотысячная толпа, как один человек, обнажила головы и, подняв их к небу, осеняет свои груди широким знамением креста…

– “С Богом…в путь на Святое дело…Благослови Господи…”

Потом сразу произошло какое то смятение…Кричали “ура”, махали платками, подбрасывали шапки»[186].

Москва «достойно встречала и провожала войска. Посылались многотысячные пожертвования…Газеты разжигали энтузиазм, описывая в ярких красках варварства турок в долинах Марицы…В церквах из уст тысячной толпы неслось “Спаси Господи люди твоя”. Молились горячо…»[187]. «Почти на всех больших – и даже на маленьких станциях – нам было устроено угощение…»[188] – замечал унтер-офицер.

Подобные сведения о проводах в августе 1877 г. гвардейского егерского полка находят дополнительные подтверждения в другом источнике: «Подъём духа ещё более усиливался чрезвычайно сочувственным отношением к войскам всех слоёв русского общества. На станциях собирались целые толпы народа. Могучее “ура”» встречало и провожало поезд. Помещики и купцы устраивали для солдат щедрые угощения. Дамы подносили офицерам букеты. Самые сердечные, теплые пожелания сопровождали проезжавших егерей. Весь далёкий путь от Петербурга до границы представлял как-бы один непрерывный ряд оваций»[189].

В Москве на вокзале «городская дума…предложила офицерам роскошно-сервированный завтрак; нижним же чинам – чай, водку, закуску. Здесь-же произошёл маловажный, повидимому, случай, который, однако, произвёл на всех присутствовавших неизгладимое впечатление: когда шестой эшелон приготовлялся к посадке в вагоны, из толпы…вышел старый крестьянин, сняв шапку, поклонился каждому офицеру в пояс и начал всех крестить и обнимать. Задушевная простота и естественность этой сцены, чуждой всяких театральных эффектов, тронули до слёз не только егерей, но и постороннюю публику»[190].

Любопытно, что сочувствие уходящей на фронт гвардии в России оказывали не только русские, но и, например, молдаване, о чём имеется несколько упоминаний: «Стоянка в Кишинёве оставила по себе самое приятное воспоминание: жители, хотя и не коренные русские, замечательно радушно принимали войска; каждый вечер офицеры собирались в местном “Благородном собрании” и очень быстро сошлись с Кишинёвским обществом»[191]. Данное мнение подтверждает и унтер-офицер А.В.: «В Кишинёве…попадались и первые молдаване. Встречу нам делали хорошую, – угощали усердно»[192]. Справедливая борьба болгар за свободу вызвала живое сочувствие также у украинцев, белорусов, армян, грузин и других народов России. «Следовательно, можно утверждать, – как писала Л.И. Ровнякова, – что и сочувствие, и материальная помощь балканским славянам в России приобрели всенародный характер и достигли больших масштабов»[193].

Сочувствие войскам русское общество пронесло на протяжении всего русско-турецкого конфликта, о чём можно судить по приветствию гвардии, возвращавшейся в Россию уже после Берлинского конгресса – в августе – сентябре 1878 г. Вот несколько упоминаний по этому поводу: «На многих станциях, как например, в Москве, Малой Вишере и др., егерей ждали радушные встречи»[194]. «3-го сентября егерям, первым из всего гвардейского корпуса предстояло войти в столицу…Около Чесменской богадельни ветераны прошлых войн приветствовали героев войны последней хлебом и солью»[195]. В столице им устроили пышную встречу: по ней «двигаться далее было чрезвычайно затруднительно. Огромная масса народа до того переполняла улицы, что солдатам приходилось идти положительно гуськом…Забалканская улица (прежний Царскосельский проспект) представляла также необыкновенно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.057 с.)