Участие граждан в отправлении правосудия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие граждан в отправлении правосудия



Право на судебную защиту.

Конст.РФ закрепляет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45). Одним из способов является судебная защита, которая гарантируется каждому.

Право на судебную защиту относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина.

Право на судебную защиту случит гарантией осуществления всех других прав и свобод.

Ограничение права на судебную защиту не допускается.

Под судебной защитой понимается эффективное восстановление каждого в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства.

Право на судебную защиту включает 3 обязательных элемента:

1.        возможность для каждого обратиться в суд;

2.        обязанность суда рассмотреть дело и вынести законное, обоснованное и справедливое решение;

3.        исполнение судебного решения.

Гарантии обеспечения права на судебную защиту:

1. Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

2. Обращение в суд может быть связано с требованием о восстановлении любых нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

3. В ч.2. ст.46 Конституции РФ закреплено право каждого на судебное обжалование решений и действий органов гос. власти, органов МСУ, общ. объединений

4. Возможность эффективного восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина на основе справедливого судебного разбирательства

5. Каждый вправе обращаться в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригос. средства правовой защиты (ч.3 ст.46).

 

9. Принципы правосудия: Обеспечение доступа к правосудию. Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.

Обеспечение доступа к правосудию – самостоятельный принцип судопроизводства. Он тесно связан со всеми остальными принципами правосудия, но имеет собственное содержание. Его следует отграничивать от права граждан на судебную защиту. Из смысла ст. 46 Конституции следует, что человек, чье право нарушено, получает возможность самостоятельно решать, использовать или не использовать судебную защиту. Принцип же обеспечения доступа к правосудию закрепляет не столько право человека на обращение в суд, сколько обязанность государства юридически и фактически обеспечить возможность использования права на судебную защиту в реальном процессе.

При рассмотрении их дела граждане вправе: присутствовать в судебном заседании; давать свои объяснения; представлять доказательства, которые суд обязан исследовать и учитывать при вынесении решения; участвовать в исследовании доказательств, представленных противоположной стороной; обжаловать решения суда или любое действие или решение иного должностного лица, ограничивающее доступ к правосудию.

Обеспечение доступа к правосудию означает, что государство признает право лиц, потерпевших от преступления или злоупотребления властью, на доступ к правосудию и обеспечивает это право путем создания необходимых судебных органов, определения простого и доступного процессуального порядка обращения, а равно создания юридических и фактических возможностей для отстаивания в суде своих прав и свобод.

Государство берет на себя также обязанность обеспечить человеку квалифицированную юридическую помощь при обращении в суд и ведении дела в суде.

Право на получение квалифицированной юридической помощи – это гарантированная Конституцией РФ (ч.1 ст.48, ч.3 ст.56) и обеспечиваемая государством возможность каждого получать необходимую помощь от лиц, обладающих специальными познаниями и навыками в области права, для эффективной защиты своих прав, свобод и законных интересов. Ограничение этого права не допускается. Особое значение получения квалифицированной юр.помощи приобретает при осуществлении правосудия, поскольку в условиях состязательного судопроизводства эффективная реализация права на судебную защиту возможна лишь при условии обладания сторонами высоким уровнем правовых знаний и навыков.

Право на получение квалифицированной юр.помощи регулируется, ст. 48 Конст. РФ, а также ФЗ «Об адвокатской деят. и адвокатуре в РФ», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, и д.р

Гарантии принципа:

1. Гарантируя право на получение именно квалифицированной юр.помощи, государство устанавливает определенные проф.требования и критерии к лицам, оказывающим правовую помощь.

2, юр.помощь оказывается бесплатно (ч.1 ст.48). Эта обязанность возложена на адвокатуру. Возможность получения юр.помощи бесплатно предусмотрена, во-первых, для социально незащищенных или недостаточно защищенных граждан.

3. При рассмотрении дел судами право на получение квалифицированной юр.помощи реализуется через институт судебного представительства.

4. Каждый задержанный, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч.2 ст.48).

 

10. Принципы правосудия: Состязательность и равноправие сторон. Презумпция невиновности.

В ч.3 ст.123 Конст. РФ судопроизводство осущ. на основе состязательности и равноправия сторон.

Это означает, что функция суда по осуществлению правосудия отделена от функций сторон.

Суд не выступает на той или другой стороне. Он создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Движущим началом состязательного процесса является спор сторон. Стороны равноправны перед судом. Они наделены равными правами по представлению доказательств, по участию в прениях сторон, по заявлению ходатайств, по принесению жалоб на действия (бездействие) и решения суда и т.д.

С содержательной стороны этот принцип представляет собой единство следующих признаков процедуры судебного разбирательства:

1. Судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Это правило отражает значение спора сторон как движущего начала состязательного судебного процесса. Отказ инициатора судебного процесса от своего иска либо признание этого иска противоположной стороной должно повлечь прекращение производства по делу.

2. Судебное разбирательство характеризуется разделением процессуальных функций сторон, отделением их от функции суда по разрешению дела.

3. Стороны в судебном разбирательстве равноправны в осуществлении своих функций.

4. Решение всех возникающих по делу вопросов принадлежит суду, независим от любого постороннего воздействия, объективен и действует исключительно как орган правосудия.

Презумпция невиновности.

закреплен в ч.1 ст.49 Конст. РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Виновность лица непременно должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда. Ни заключение обвиняемого под стражу, ни назначение судебного заседания, ни даже провозглашение обвинительного приговора не являются основаниями считать лицо виновным. Лишь с момента вступления приговора в законную силу лицо считается виновным в совершении преступления.

В случае, если судом вынесен оправдательный приговор, лицо признается невиновным в совершении деяния.

Ч. 2 ст. 49 Конституции РФ гласит - обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Это означает, что бремя доказывания (т.е. установления обязательных применительно к конкретному делу обстоятельств) возложено на сторону обвинения, а точнее, на определенный государственный орган, осуществляющий функцию уголовного преследования.

Решение суда о виновности обвиняемого не может основываться на том, что он не сумел опровергнуть обвинение, не представил доказательства, подтверждающие свою непричастность к совершению преступления, или же отказался от дачи показаний. Обязанность представления доказательств не может быть возложена и на защитника обвиняемого.

Согласно части 3 части статьи 49 Конституции Российской Федерации, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

В случае, если оценка собранных по делу доказательств вызывает у стороны обвинения или суда сомнения в виновности лица, тогда как все возможности пополнения доказательной базы исчерпаны, обвиняемый должен быть оправдан.

 

11. Принципы правосудия: Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов). Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.

Принцип гласности в деятельности судов закреплен в ч.1 ст.123 Конст.РФ: «разбирательство дел во всех судах открытое. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ».

Сущность принципа открытого разбирательства дел во всех судах заключается в следующем:

1) суд рассматривает дела в открытом судебном заседании, при котором всем гражданам обеспечивается свободный доступ в зал судебного заседания. В ходе судебного заседания присутствующие лица имеют право фиксировать в письменной форме или с помощью средств аудиозаписи ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, если это не отразится на судебном процессе.

Однако из общего правила об открытом судебном разбирательстве есть исключения, вызванные некоторыми обстоятельствами и основанные на Конституции РФ и ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия»).

2. Ход и результаты судопроизводства могут свободно освещаться в СМИ.

3. Вступившие в законную силу акты правосудия должны быть доступны для всех граждан РФ

Федеральный суд

Это суд, который создается и упраздняется на основе Конституции РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) или федерального закона (другие федеральные суды). Юрисдикция этих судов распространяется на всю территорию Российской Федерации. Судьи этих судов назначаются исключительно федеральными органами государственной власти. Финансирование и материально-техническое обеспечение федеральных судов осуществляется только из федерального бюджета.

Суд субъекта РФ

Это суд, который создается и упраздняется законами субъекта РФ, а финансовое обеспечение деятельности (за исключением обеспечения оплаты труда и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий судей жилыми помещениями) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Военные суды.

Кас военный суд – в Новосибирске, апелляционный – в моск обл, окружные (флотские) военные суды, гарнизонные военные суды.

входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах

исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, путем рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел.

Порядок образования, состав и компетенция военных судов регламентируются Федеральным

конституционным законом РФ от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации".

Арбитражные суды Российской Федерации - суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений.

Арбитражные суды создаются и действуют в порядке, установленном Законом о судебной системе РФ и Федеральным конституционным законом от 28 апреля

1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Сторонами споров, разрешаемых в арбитражных судах (истцами и ответчиками) выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных случаях, определенных законом, - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные

органы, иные организации и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Правосудие по уголовным делам арбитражные суды не осуществляют.

 

Мировые судьи

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они рассматривают

единолично в качестве суда первой инстанции наиболее простые гражданские и уголовные дела,

дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законом к их компетенции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими и вступивших в законную силу.

Порядок организации и деятельности мировых судей устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации", другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

 

Отличительные признаки судебной системы РФ:

1. Суд. с-ма РФ устанавливается Конст-й РФ и ФКЗ. Создание чрезвыч-х судов не допускается.

Это обеспечивает:

- стабильность суд. с-мы РФ

- не допускает возможности ее изменения путем применения иных ФЗ, з-в SРФ или др. НПА.

- искл-т возм-ть передачи суд-х ф-й каким-либо иным органам, создаваемым вне рамок суд. с-мы.

Изменение с-мы суд. ор-в возможно только путем внесения соответствующих поправок в Конст. РФ и ФКЗ.

2. Конст. РФ и з-н о суд-й с-ме РФ устанавливают исчерпывающий перечень судов, которые образуют единую суд. с-му.

3. Суд. с-ма РФ построена в соотв-и с нац-гос и адм-территориальным делением страны и состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ.

13. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, их соотношение.

К числу федеральных судов относятся: КС РФ, ВС РФ, ВС Р, К, О, ГФЗ, АО и АО, районные суды, военные и специализированные СОЮ, фед. АСО, ААС, АСS РФ

К судам SРФ относятся: К(У)СSРФ и являющиеся СОЮ мировые судьи (ч. ч. 2-4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»). К(У)СSРФ создается SРФ. Это аналог КС РФ, но на уровне не РФ, а всего лишь SРФ.

И соответственно он рассматривает вопросы соответствия законов SРФ, НПА органов гос. власти S РФ, органов МСУ S РФ не Конст. РФ, а Конст(У) S РФ.

Кроме того, он правомочен производить толкование самой Конст. (У) S РФ. Каждым S РФ самостоятельно разрабатывается и устанавливается законом S РФ порядок осуществляемого К(У)С данного S РФ судопроизводства.

 Между тем одно из положений, составляющих данный порядок закреплено в ч. 4 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ». Оно заключается в том, что решение К(У)С S РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Так как это не фед. орган, а суд S РФ, то и его финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего S РФ, а не за счет фед. бюджета. 

 

14. Система судов общей юрисдикции (общ. характеристика).

К СОЮ относятся ВС РФ, ВС Р, К, О, ГФЗАО. и АО, Р(городские), военные специализированные суды, мировые судья.

Полномочия, устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ"

Полномочия, мировых судей устанавливаются ФКЗ "О судебной системе РФ" и ФЗ,

1. создаются и упраздняются только ФЗ.

2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами SРФ

3.Расмотр дел в состязательности и равноправии сторон.

4.Судебная власть независимо от законодательных и исполнительных органов гос. власти

5.Разбирательство дел в суде открытое и закрытое заседание допускаеться только ФЗ

Осуществление правосудия разрешает споры и дела отнесенные к гражданским, административным и уголовным делам и иным делам отнесеных к Конст.РФ, ФКЗ и ФЗ.

 

15. Понятие судебных инстанций. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Отнесение суда или судебного органа к той или иной инстанции не зависит от территории, на которой создан и действует суд. Здесь главным становится то, какой из судов рассмотрел данное дело по существу и как далее оно продвигалось по судебной системе, что происходило с делом в разные моменты производства. При производстве по любому делу могут участвовать суды I, II (апелляционной или кассационной) и надзорной инстанции.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из СОЮ.

Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.

Производство во II инстанции для СОЮ различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.

Апелляционная инстанция СОЮ проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные фед. судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов SРФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу.

Через систему судебных инстанций, обеспечивается функциональная связь всех судов отдельной подсистемы и единство всей судебной системы.

Звено судебной системы – это суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.

 

16. Понятие первой инстанции. Суды, реализующие полномочия первой инстанции.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.

Этот суд первым принимает дело к производству. Суд I инстанции исследует все доказательства, выслушивает доводы и аргументы сторон, после чего принимает решение по существу спора или обвинения. При рассмотрении уголовного дела это может быть обвинительный или оправдательный приговор или постановление о прекращении уголовного дела. При рассмотрении гражданского дела это может быть, например, решение об удовлетворении иска или отказе в его удовлетворении, постановление о мировом соглашении между сторонами.

В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. В подсистеме арбитражных судов дела по I инстанции вправе рассматривать суды первого звена., суд I инстанции может действовать или в составе судьи, единолично рассматривающего дело, или в коллегиальном составе (3 проф.судьи, или судья и 12 присяжных заседателей, или судья и 2 арбитражных заседателя).

 

17. Понятие апелляционной инстанции. Суды, реализующие полномочия апелляционной инстанции.

Апелляционная инстанция СОЮ проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей.

Ей даны полномочия повторно исследовать доказательства по делу, в том числе и новые, которые не исследовались судом I инстанции. На основании непосредственного их исследования апелляционная инстанция дает оценку правосудности решения суда I инстанции и может признать жалобу необоснованной и оставить решение суда I инстанции без изменения. Признав жалобу обоснованной, она вправе отменить решение суда I инстанции и вынести новое решение по существу дела.

Функцию апелляционной инстанции выполняют только районные суды, где дела в апелляционном порядке рассматриваются единолично судьей данного дела.

Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу. С целью выполнения этой ф-ции формируются 20 арбитражных апелляционных судов. Каждый из них будет обслуживать группу арбитражных судов субъектов РФ, определенную Законом об арбитражных судах. суд апелляционной инстанции рассматривает жалобы в составе трех проф.судей.

 

18. Понятие кассационной инстанции. Суды, реализующие полномочия кассационной инстанции.

Кассационной инстанцией в подсистеме СОЮ называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные фед. судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции.

Полномочиями кассационной инстанции наделяются спец.судебные органы в составе вышестоящих судов. Так, для районного суда роль кассационной инстанции выполняют судебные коллегии вышестоящего суда SРФ. Если I инстанцией был суд SРФ, то для него кассационной инстанцией будет соответствующая коллегия ВС РФ. Решения ВС РФ, вынесенные по I инстанции, в кассационном порядке проверяются кассационной коллегией данного суда. Кассационная инст. всегда действует в составе трех проф.судей вышестоящего суда.

Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов, поэтому ее нельзя назвать II инстанцией.

Функции кассационной инстанции выполняют фед. арбитражные суды округов (с. 24 Закона «об арбитражных судах»). Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

19. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.

В роли суда I инстанции может оказаться любой из СОЮ. суд I инстанции может действовать или в составе судьи, единолично рассматривающего дело, или в коллегиальном составе (3 проф.судьи, или судья и 12 присяжных заседателей, или судья и 2 арбитражных заседателя).

Апелляционная инстанция СОЮ проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Суд апелляционной инстанции рассматривает жалобы судьей единолично.

Кассационной инстанцией в подсистеме СОЮ называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные фед. судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. В подсистеме СОЮ такими полномочиями наделяются президиумы судов SРФ и окружные (флотские) ВС, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ.

Согласно УПК РФ на суде докладывает судья-член президиума, решение выносит прокурор.

 

20. Районный суд: понятие, состав и полномочия. Председатель районного суда, его права и обязанности.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Районные суды представляют собой основное звено судов общей юрисдикции.

Полномочия районного суда:

1 рассматривает все угол., гражд. и админ. дела в к ачестве суда 1 инстанции, за исключением дел, отнесенных ФЗ к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных ФЗ, рассматривает дела об админ. правонарушениях.

3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конст. РФ в КС РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. в соответствии с ФЗ рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей), которые назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и судей районного суда. Рассмотрение дел проводится судьей единолично или коллегией из трех судей. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется. судьей Р суда единолично.

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

 

21. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.

ВС Р, К, О, ГФЗ, АО и АО являются фед СОЮ, нижестоящими по отношению к ВС РФ и вышестоящими для Р(городского) судов, действующих на территории соответствующего SРФ.

Полномочия, порядок образования BC SРФ устанавливаются ст.20 Закона "О судебной системе РФ", Полномочия BC SРФ:

•         рассмотрение угол. и гражд. дел, дел об админ. правонарушениях в пределах своей компетенции в качестве суда 1 и кас. инстанции в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам;

•         изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

•         реализация права законодательной инициативы в законодательном органе соответствующего SРФ в соответствии с К(У)SРФ.

Верховный суд SРФ действует в составе Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, иных судебных коллегий.

Структура высших судов SРФ: президиум, судебные коллегии, помощники председателя и заместителя, помощники судей, администратор суда, аппарат суда, в т.ч. отделы - кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики;

 

22. Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.

Состав: председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в кол-во, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя BC РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей данного SРФ. Срок, на который судьи назначаются членами президиума суда, законодательством не установлен.

Основные полномочия президиума верховного суда SРФ:

•         является надзорной инстанцией. возлагается рассмотрение дел по надзорным жалобам и представлениями на вступившие в законную силу решения, постановления районных судов и мировых судей, а также на кассационные определения судебных коллегий этого суда.

•         рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

•         заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

•         оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства;

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. правомочно при наличии большинства членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. дела рассматриваются по докладу члена президиума.

 

23. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия.

Назначается на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя ВС РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Полномочия

1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;

3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

7) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

8) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Полномочия осуществляет по решению Председателя ВС РФ один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя ВС РФ один из судей этого суда.

 

24. Военные суды. Понятие, система, полномочия.

Военные суды Российской Федерации – это федеральные суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему Российской Федерации, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

1. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

2. Военные суды создаются и упраздняются ФЗ. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими ФКЗ.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ"

Осущ. правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела в порядке гражд., админ. и угол. судопроизводства.

1.Военные суды осущ. правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ

2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную ФЗ.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

25. Апелляционный суд общей юрисдикции: полномочия, состав и структура.

полномочия определены ст. 307 ГПК.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции апелляционный суд вправе:

1) постановить определение об отклонении апелляционной жалобы и оставлении решения без изменений;

2) отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение по существу исковых требований;

3) изменить решение;

4) постановить определение об отмене решения суда первой инстанции и прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения;

5) постановить определение о полной или частичной отмене решения суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По результатам рассмотрения жалобы на определение суда первой инстанции апелляционный суд вправе:

1) постановить определение об отклонении апелляционной жалобы и оставлении определения без изменений;

2) отменить определение и постановить новое определение;

3) изменить определение;

4) отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение суда первой инстанции.

Апелляционный суд отклоняет апелляционную жалобу и оставляет решение без изменений, если признает, что суд первой инстанции принял решение с соблюдением норм материального и процессуального права. Не может быть отменено правильное по существу и справедливое решение по одним лишь формальным соображениям (ст. 308 ГПК).

Важным полномочием суда апелляционной инстанции является его право отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение по существу исковых требований или изменить решение.

Основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения или изменения решения апелляционным судом являются:

– неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела;

– недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными;

– несоответствие выводов суда обстоятельствам дела;

– нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если применен закон, который не распространяется на эти правоотношения, или не применен закон, подлежащий применению.

Нарушения норм процессуального права могут быть основанием для отмены или изменения решения, если это нарушение привело к неправильному разрешению дела (ст. 309 ГПК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.123 с.)