Глава II . Экспериментальная работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с онр - III уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Экспериментальная работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с онр - III уровня



Констатирующий эксперимент

    Целью эксперимента являлось выявление уровня развития лексико-грамматического строя речи (морфологии, словообразования, лексики) у детей в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось на базе 6 детского сада ЗАТО Комаровский, с октября по декабрь 2010г. Обследовано было 7 детей. Констатирующий эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня. Обследование проходило в отдельной комнате. Она была хорошо знакома детям и содержала минимум отвлекающих их внимание вещей и игрушек. Перед обследованием мы пытались создать положительную эмоциональную обстановку, найти контакт с ребенком, добиться того чтобы он вел себя естественно и непринужденно.

    В ходе констатирующего эксперимента детям были предложены следующие задания (отдельно на каждую грамматическую категорию).

Морфология (авторы Гризик Т.И., Тимощук Л.Е.) [12]

1. Образование существительных множественного числа.

Ребенку показывают карточку, на которой нарисованы две картинки: один предмет и много предметов, и просят назвать, что на них нарисовано, например: самолет-самолеты, солдат-солдаты, ракета-ракеты.

2. Употребление существительных в различных падежах.

Ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, по картинкам, например: «Кто это?», «Без чего?» и т.п.

3. Согласование существительных с числительными.

Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображены предметы в разном количестве. Ребенка просят назвать предмет и его количество (одна тетрадь, две тетради, семь тетрадей и т.п.)

Словообразование (автор Семихватская С. Н.)  [25]

    1. Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов. Предлагается ребенку от данных существительных образовать новые. Например: большой ключ, а маленький… (ключик). В этом задании специально подобраны различные суффиксы существительных, что позволяет выявить наименее «освоенные» ребенком суффиксы.

    2. Образование относительных имен прилагательных.

Ребенку предлагается образовать имя прилагательное от существительного. Например: стул из дерева, он какой…(деревянный).

        

Состояние лексического запаса (автор Иншакова О.Б.) [15]

1. Обобщение понятий. Ребенку предлагается ряд тематических картинок, на основании их требуется назвать их одним словом, например: транспорт, ягоды, насекомые.

2. Ребенку предлагается назвать детенышей домашних животных, например: свиньи, утки, лошади и т.п.

3. Обследование пассивного словаря, ребенку предлагается объяснить значение малоупотребляемых в обиходе слов, например: хобот, калитка и т.п.

4. Работа с антонимами. Ребенок должен назвать противоположное слово, например: больной – здоровый.

 

Шкала оценок всех выше перечисленных заданий разная, поэтому для большей ясности составлена таблица (табл.1). Подробные ответы детей зафиксированы в логопедических картах (форма №2).

        

 

Таблица 1

ШКАЛА ОЦЕНОК ЗАДАНИЙ (НА КАЖДУЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКУЮ КАТЕГОРИЮ)

Словообразование

Образование относитель-ных прилагате-льных

За каждый правильный ответ

1 балл

 

0 баллов  

Суммируются все показатели:

12 баллов

От 9 до 11 баллов

От  6 до 8 баллов

От  4 до 5 баллов

Меньше 4 баллов

Образование существительных при помощи уменьш. суффиксов 0 баллов  
Лексика Состояние лексического запаса 1 балл 0 баллов 26 баллов 23-25 балла 19-22 балла 16-18 баллов Меньше 16 баллов

Морфология

Согласование существите-льных с числитель-ными

За каждый правильный ответ 1 балл

0 баллов

Суммируются все показатели:

12 баллов

От 9 до 11 баллов

От  6 до 8 баллов

От  4 до 5 баллов

Меньше 4 баллов

Употребление существитель-ных в различных падежах 0 баллов
Образование существительных мн. числа 0 баллов
    Задание выполнено верно Задание выполнено не верно Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Ниже среднего Низкий

        

Таблица 2



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.005 с.)