Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика особенностей интеллектуального развития детей дошкольного возраста. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
5- 6 лет. К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по цвету и величине. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе с взрослым. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки). В данном возрасте активно развивается ремыслительная деятельность, формируется способность выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать, обобщать, давать определения понятиям. При развитии восприятия ребёнок учится соотносить признаки с предметами и явлениями происходит в процессе выделения признаков в предмете, сравнение предметов, дети определяют по размеру, по длине, по высоте, по ширине. Умение анализировать ребёнок проявляет при выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, а так же выделение группы объектов по определенному признаку. Соединяя различные элементы (признаки, свойства) в единое целое формируется умственная операция – синтез. Ребёнок учится делить множества на группы по какому-либо признаку, что является основанием для овладения действием классификации. Обобщение формируется в дошкольном возрасте, как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности.
6 – 7 лет. Важным критерием интеллектуального развития ребенка 6-7 лет является его способность к активному усвоению новой информации. Ребенок 6-7 лет умеет удивляться и ищет причины, замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, возрастает потребность в новых впечатлениях, дошкольники хотят учиться. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость произвольного внимания и памяти. Для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление, активно закладываются предпосылки развития логического мышления, активно формируются и применяются универсальные интеллектуальные умения (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, умозаключение). В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Обучение действию категоризации позволяет закреплять фундаментальные понятия, отражающие закономерные связи и отношения реальной действительности и познания, делать обобщения и прогнозы, предвосхищать то, какими свойствами будет обладать та или иная вещь. Развитию логического мышления, способствует формирование умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Интеллектуальная компетентность детей 6-7 лет предполагает сформированность интеллектуальных операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач.
Планируемые результаты.
В результате реализации Программы «Интеллектика» ребенок: - самостоятельно проявляет интерес к интеллектуальным играм, проявляет стремление узнавать новое в различных областях знаний. - владеет и способен применять мыслительные действия: анализ синтез, обобщение, сравнение классификация, абстрагирование в интеллектуальной и творческой деятельности. - планирует свои действия и выполняет работу в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, замечает ошибки и исправляет их. - способен выполнять задания по словесной инструкции, формулирует алгоритм своих действий, строить простейшие умозаключения, аргументирует свои высказывания. - проявляет беглость, гибкость, оригинальность мышления в разнообразной деятельности. - способен к самоконтролю и саморегуляции, согласовывает свои действия с действиями сверстников и взрослого.
II Содержательный раздел обязательной части программы, формируемой участниками образовательных отношений. 2. Описание образовательной деятельности. Программа «Интеллектика», разработана самостоятельно учитывающая специфику интеллектуально- творческих игровых технологий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Программа «Интеллектика» учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей. Организация в группах уголков «Эрудит», «Исследовательский уголок» вызвала больший интерес детей к интеллектуальным играм. Наблюдая за детьми 5 – 7 лет, мы заметили, что дети, чтобы провести время увлекательно и интересно часто обращаются к интеллектуальным играм, головоломкам, ребусам, привлекательными для детей остаются по-прежнему сказочные сюжеты, которые не только развлекают, но и учат думать, размышлять. Учитывая интерес детей к игре и в том числе интеллектуальным играм, мы разработали программу «Интеллектика» Программа «Интеллектика», разработана самостоятельно учитывающая специфику интеллектуально- творческих игровых технологий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Программа «Интеллектика» учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей. Организация в группах уголков «Эрудит», «Исследовательский уголок» вызвала больший интерес детей к интеллектуальным играм. Наблюдая за детьми 5 – 7 лет, мы заметили, что дети, чтобы провести время увлекательно и интересно часто обращаются к интеллектуальным играм, головоломкам, ребусам, привлекательными для детей остаются по-прежнему сказочные сюжеты, которые не только развлекают, но и учат думать, размышлять. Учитывая интерес детей к игре и в том числе интеллектуальным играм, мы разработали программу «Интеллектика»
Программа «Интеллектика» учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы родителей воспитанников. С целью выбора программ, в дошкольном учреждении было проведено анкетирование родителей, беседы на тему «Как научить ребёнка правильно думать», «Воспитание любознательности в дошкольном возрасте», «Польза и вред компьютера» - результаты данных мероприятий показали, о не высокой компетентности родителей по вопросу развития познавательных потребностях детей и как научить ребенка рассуждать, думать и самостоятельно искать ответы на вопросы. Одной из основных причин, которую указывают родители – это незнание педагогических и психологических подходов и приёмов к развитию у детей желания узнавать новую информацию или как самому найти правильное решение проблемы. У детей возникают сложности при оперировании абстрактными категориями и умением опосредованно познавать действительность. В связи с этим родители (законные представители) высказали пожелание, чтобы в детском саду велась целенаправленная работа, по интеллектуальному развитию детей. У читывая тот факт, что познавательное развитие детей осуществляется не только посредством накопления знаний, а и в процессе освоения ребёнком речемыслительной деятельности, которая формирует внутренний план действий, обеспечивающий будущему первокласснику принятие учебной задачи, познавательную рефлексию, можно сделать вывод о том, что педагогам необходимо постоянно организовывать с детьми различные виды деятельности направленные на стимулирование и развитие познавательных потребностей. В дошкольной организации созданы оптимальные условия для развития интеллектуальной деятельности направленной на формирование готовности к усвоению системы научных знаний и подготовке к обучению в школе. Создана и систематически пополняется предметно-пространственная развивающая образовательная среда по данному направлению имеется уголок «Эрудита», игровые пособия в кабинете психолога, в группах созданы уголки исследовательской деятельности (Наборы «Детская лаборатория», приборы: микроскоп, лупа, весы и т.д), библиотеки с книгами научной и познавательной направленности (энциклопедии, книги о животных, космосе и т.д.) достаточное количество игрового материала для проведения различных интеллектуальных игр: (конструкторы, палочки Кюизенера, игры «Геоконт», «Конструктор Лего- Дупло» и т.д.).
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. В процессе игры у детей возникает живой интерес к познанию, активизируется их деятельность развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Использование элементов песочной терапии, игровых технологий, использование метафорических сказок и пословиц позволяют ребенку стать активным участником сказочного сюжета, что в значительной мере повышает мотивацию к творчеству к формированию познавательной активности. На основании вышеизложенного, учитывая возможности педагогического коллектива, а именно уровень компетентности педагогов и наличие учебно-наглядного, демонстрационного, игрового материала, оборудования, был осуществлен выбор программы «Интеллектика», которая дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познание», а именно способствует решению проблем, связанных с интеллектуальным и творческим развитием детей.
2.1. Содержательный компонент Парциальной Программы «Интеллектика» Дошкольный возраст период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитию произвольности восприятия, внимания. Памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольного образования является эффективное развитие интеллектуально- творческих способностей дошкольников. Использование развивающих технологий, игр позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной. Обучающая задача поставленная, в игровой форме более понятна и и доступна для ребенка. Принимая во внимание, что ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности мы пришли к выводу, что развивающие игровые технологии делают обучение ребенка интересным, а игровую деятельность, познавательной. Игра стимулирует творческие способности, тем более, если она дополняется сказкой. Методики –сказки позволяют создать дополнительную сказочно- игровую мотивацию и обучение происходит ненавязчиво и естественно. Общение в игре со сверстниками и взрослыми окрашивается положительными эмоциями, красочный игровой материал снимает психологическое напряжение и делает прибывание в детском саду радостным и увлекательным, познавательным. С учетом актуальности проблемы организации психологического сопровождения таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, мы разработали программу интеллектуально- творческого развития «Интеллектика».
Программа рассчитана на развитие детей 5-7 лет Программа включает в себя следующие разделы: Содержание работы с детьми 5-6 лет. Одно из основных направлений работы с детьми 5-6 лет - формирование познавательных психических процессов и конструктивного мышления дошкольников 5-6 лет. Именно реализация игровых технологий способствует развитию познавательного интереса, желание узнавать новое, в естественной для детей среде развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, умение сравнивать, анализировать и синтезировать. Дети учатся решать конструктивные задачи различными способами (по схеме, силуэту) в комфортной игровой среде, что является дополнительным средством на пути к успеху. В работе с детьми используется игровая технология интеллектуально- творческого развития детей 3-7 лет. Т.Г. Харько и ВВ Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определённого сюжета и с использованием развивающих игр Воскобовича. Технологии З.Дьёныша и Дж.Кюизенера, Б.П. Никитина, З.А.Михайлова «Волшебный квадрат», направленную на раннею логическую пропедевтику и подготовку мышления к усвоению школьных знаний. ё Развитие фантазии и образного мышления средствами песочной терапии 5-6 лет. (Э.Э Большебратская игры на песке) Игры на песке – одна из форм увлекательной деятельности детей. Содержание работы по развитию интеллектуальных способностей решается через решение задач познавательно - исследовательской деятельности. Во время занятий с песком наряду с развитием тактильно- кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получает первый опыт рефлексии. Занятия в песочнице это развитие творчества и фантазии. Дети учатся взаимопомощи и умение работать в коллективе. Содержание работы с детьми 6-7 лет. Основное направление работы с детьми 6-7 лет – развитие словесно - логического и творческого мышления. Игровая форма занятий в значительной степени способствует преодолению «скованности» мышления, и у дошкольников формируются такие качеств ума: инициативность самостоятельность пытливость критичность Важная задача подготовке к школе это формирование речемыслительной деятельности. В рамках этого раздела дети учатся принимать учебную задачу, рассуждать, интерпретировать события и факты, делать умозаключения. (пособие Ю.А. Афонькина, Т.Э Белотелова, О.Е. Борисова. Как научить ребёнка правильно думать) При формировании метафорического мышления реализуется авторская программа «Развитие мышления средством метофорических сказок и пословиц. М.Н. Авериной. При систематической работе с детьми по пословицам и поговорки дети способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делают логические выводы. Делается это посредством сравнения и обнаружения скрытых и явных общих признаков знаковой и предметной информации с образами легенд и сказок, пословиц и поговорок, жизненных ситуаций. Формирование творческого мышления осуществляется посредством программы развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова (мо методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли) Все задания и упражнения этого раздела предназначены для развития таких творческих мыслительных способностей как, беглость мышления – способность быстро генерировать поток идей, нахождение возможных решений; гибкость мышления -применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблемы, умение рассматривать имеющую информацию под различным углом зрения; оригинальность – создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения. Содержание работы по Программе «Интеллектика» выстроено на основе по принципу игр – интерес – познание – творчество, создаёт необходимые условия для создания интеллектуальной и социальной ситуации развития воспитанников: -обеспечение эмоционального благополучия; -поддержка индивидуальности и инициативы детей; -построение образования, ориентированного на развитие каждого воспитанника; Реализация Программы становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Система работы по данной программе демонстрирует не только, чем дети овладевают (знания, умения и навыки), но какие произошли изменения в их мышлении. В Программе решается задача развития мышления как качество ума, как личностно-интеллектуальное- творческое новообразование. В процессе игровой деятельности ребёнок учиться задавать вопросы, видеть ситуацию с разных точек зрения, имеет возможность упражняться в мысленном экспериментировании, развивается умение рассуждать, находить устанавливать связи между объектами и самостоятельному их открытию. У детей развивается творческое воображение: умение составлять по замыслу и схемам предметные силуэты из частей, трансформировать геометрические фигуры понимать пространственные отношения, изменять и придумывать предметные и сюжетные картинки.
Программа «Интеллектика», осуществляется на занятиях с педагогом-психологом, (1 раз в неделю) и ежедневно в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, и в процессе взаимодействия с семьёй. Укреплять интерес к деятельности, требующей умственного напряжения, интеллектуального усилия, желания и потребность узнавать новое. Совершенствовать процессы внимания памяти, воображения, мышления. Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию. Развивать умение видеть ситуацию с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании. Развивать быстроту, гибкость и оригинальность мышления: умение генерировать новые идеи, находить множество решений поставленной задачи, быстро и легко активизировать идеи возможных решений проблемной ситуации; Формировать речемыслительную деятельность: объяснять происходящее и рассуждать, уметь аргументировать свои высказывания, строить умозаключения, задавать вопросы. Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции, развивать умение работать в коллективе. Тематическое планирование по Программе «Интелектика»
Соотнесение признаков с предметами и явлениями. Формулирование в речи алгоритм действий и действовать по словесной инструкции. Формирование пространственного ориентирования восприятия комбинаторных способностей, способствовать развитию детского творчества.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.039 с.) |