Толкование норм права: понятие и виды по субъектам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.



Мисье Протасов версии 2000.

Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Толкование - это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.

Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта. Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.

Стратегическая задача толкования - эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности, то есть в конечном счете оно служит практическому осуществлению правовых норм. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.

В любом случае процесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые.

Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы, называется уяснением. Уяснение - это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативно-правового акта.

Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов - способов толкования (уяснения).

Основными способами толкования-уяснения являются следующие:

• грамматический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.;

• логический - совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики;

• специально-юридический - совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);

• систематический - совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;

• историко-политический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.

Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-правового акта, требует разнообразных знаний. Как заметил австралийский юрист М. Дэвис, «правовой текст значит больше для того, кто больше знает».

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:

а) о видах результатов уяснения;

б) о видах разъяснения.

Результат толкования-уяснения по своему объему может быть буквальным, ограничительным и распространительным (расширительным). Как правило, результат толкования должен быть буквальным (адекватным), когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.

Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы ýже ее текстового оформления, то есть конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.

Распространительное толкование — когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.

Толкование-разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным.

Официальное толкование:

а) дается уполномоченным на то органом;

б) формулируется в специальном акте;

в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное разъяснение может быть нормативным и казуальным.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Если официальное нормативное толкование-разъяснение дается тем органом, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (основанного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами.

Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни), профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвокатами, юрисконсультами и т.д.), доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.

Думаю, этого хватит.

Передумал, в версии 2015 есть еще по данной теме:

Необходимость толкования правовых актов-документов обусловлена прежде всего их письменной формой, текстуальным выражением. Поэтому толкование, как заметил H. М. Коркунов, не составляет исключительной принадлежности юриспруденции: оно встречается во всех науках, имеющих дело с письменными источниками. И можно найти такие правила и приемы, которые имеют одинаковое применение как в толковании юридических текстов, так и в толковании исторических или религиозных документов.

Основной задачей юридического толкования, толкования в сфере правовых явлений (или, как еще говорят, «толкования в праве») является толкование нормативных правовых актов. Поэтому в дальнейшем изложении речь пойдет о толковании именно их.

Исходным в толковании нормативных актов является установление смысла тех нормативных юридических пред- писаний, которые заключены в тексте нормативного правового акта.

Таким образом, цель юридического толкования - выявление точного смысла правовых предписаний, юридических правил, содержащихся в нормативных правовых актах. При этом толкование в праве как процесс познания отличает особое предназначение результатов этой мыслительной деятельности - они служат практическому воплощению юридических норм, их реализации.

Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативного правового акта, но выявление которой требует определенных интеллектуальных усилий.

Что является объектом толкования? Иногда говорят о толковании юридических норм, самого права. Правильнее полагать, что объектом толкования являются не сами нормы права, юридические предписания, а нормативные правовые акты, содержащие эти предписания. В процессе толкования требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.

Стратегическая задача толкования – эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности. Особое значение толкование нормативных правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование важно и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативных правовых актов.

Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы, называется уяснением («толкование для себя»). Когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение («толкование для других»). Таким образом, уяснение как форма юридического толкования - это интеллектуально-мыслительная деятельность интерпретатора по исследованию текста нормативного правового акта с целью установления точного смысла содержащихся в нем юридических предписаний. Уяснение - обязательный компонент процесса толкования.

Разъяснение как форма юридического толкования - это деятельность по изложению результатов толкования-уяснения и их доведению до сведения адресатов. Эта деятельность возможна только после уяснения смысла правового текста интерпретатором для себя. Нельзя разъяснять что-либо, не уяснив это для себя. Разъяснение может быть устным или письменным, но независимо от формы выражения оно содержит в себе суждения по поводу истинного смысла юридических правил.

Толкование может ограничиваться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.

Итак, юридическое толкование – это деятельность по исследованию текста нормативного правового акта с целью установления истинного смысла содержащихся в нем предписаний и его доведению в необходимых случаях до сведения адресатов для практической реализации правовых норм.

Относительно места толкования в процессе правового регулирования, в механизме действия права можно сказать, что юридическое толкование завершает такую его стадию, как правовая регламентация социальной сферы. В результате толкования нормативные юридические предписания обретают готовность к реализации, к практическому осуществлению.

Не следует считать, что необходимость толкования нормативного правового акта возникает лишь тогда, когда в его тексте есть какие-либо неясности или погрешности. Толкование - необходимый, обязательный компонент всякого нормального процесса реализации права.

Толкование-уяснение - один из видов познания. Познание может быть:

• теоретическим (научным);

• специальным, когда на основе известной суммы специальных знаний производится познание фактов для решения определенных практических задач (врачебная диагностика);

• бытовым, житейским, когда люди познают окружающий мир в ходе повседневной жизни.

Толкование относится к специальному виду познания. В отличие от теоретического познания толкование ограничено сравнительно узкими задачами - установить действительную волю законодателя для практической реализации юридических предписаний.

Толкование требует и глубоких юридических знаний, и опыта, и высокого уровня правовой культуры. С этой точки зрения оно есть своего рода юридическое искусство - юридическая герменевтика. Юридическая герменевтика (греч. «герменевтика» - истолковательное искусство) - это наука и искусство толкования юридических терминов и понятий, сложных юридических конструкций и текстов. Один из показателей работы юриста-профессионала - такой уровень профессиональной подготовки, который позволяет ему полно и точно толковать законы, иные правовые акты. Важное место в рамках специально-юридического анализа занимает терминологическое толкование.

Способы толкования.

Необходимость толкования нормативных правовых актов обусловлена тем, что существует целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм. Эти препятствия преодолеваются с помощью наборов, совокупностей специальных приемов - способов толкования (уяснения). Относительно подробное изложение способов толкования впервые было дано немецким ученым Фридрихом Карлом Савиньи (виднейшим представителем исторической школы права) в работе «Система современного римского права» (1840), хотя основы данной проблемы разрабатывались еще римскими юристами и средневековыми глоссаторами (толкователями римского права).

Способ юридического толкования – это обособленная совокупность однородных приемов и правил толкования, базирующихся на определенной отрасли знаний и позволяющих уяснить содержание правовых предписаний в целях их реализации. Следует подчеркнуть, что речь идет о способах толкования применительно именно к процессу толкования- уяснения. Способы толкования - это способы уяснения. К ним относятся следующие.

1. Грамматический (языковой) способ толкования это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение смысла юридических предписаний на основе данных грамматики, лексики, правил языка, на котором изложен текст нормативного правового акта. При этом происходит уяснение значения отдельных слов (главное при этом понимать слова так, как понимал их законодатель), уяснение смысла предложений в целом (устанавливаются связи между словами, определяется грамматическая и смысловая структура предложений). Существенное значение при определении смысла предложений играют знаки препинания, соединительные и разъединительные союзы и т.д.

2. Логический способ толкования - это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение смысла юридических предписаний и основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики.

Законы и правила формальной логики вслед за грамматическим анализом позволяют сделать еще один шаг к раскрытию содержания юридических норм. Мысль и воля законодателя выражаются не только в виде грамматических предложений, но и в логической организации, логическом построении содержания норм.

3. Специально-юридический способ толкования - это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение смысла юридических предписаний на основе знаний юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и других данных юридической науки.

Юридическая наука служит толкованию всем своим содержанием, а не только путем разработки специальных вопросов толкования.

Особое значение приобретает специально-юридический способ толкования в процессе применения права.

4. Системный способ толкования - совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами права как системы.

Системный (его иногда неточно называют еще «систематическим») способ толкования с необходимостью вытекает из такого объективного качества права, как системность. Системное толкование является продолжением логического и специально-юридического.

5. Социально-исторический способ толкования - это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение смысла юридических предписана основе знаний об исторических условиях принятия нормативного правового акта и о тех социальных целях, которые преследовал законодатель, издавая этот правовой акт.

Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативного правового акта, требует разнообразных знаний, и все способы толкования следует использовать целостно, в их единстве.

Виды толкования-уяснения.

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о толковании двух связанных, но разных явлений, а именно о видах:

1) толкования-уяснения;

2) толкования-разъяснения.

Завершая процесс толкования-уяснения, интерпретатор производит такую операцию, как толкование по объему, суть которой в том, что происходит сопоставление «буквы» и «духа» закона: буквального и действительного смысла юридической нормы. В процессе толкования по объему про- исходит сравнение результата толкования как итога использования всех способов толкования с теми выводами, которые непосредственно вытекают из буквального текста («буквы») нормативного акта и были получены в результате использования грамматического способа толкования.

Толкование-уяснение по объему делится на следующие виды.

Буквальное толкование - это толкование-уяснение, при котором действительный смысл толкуемой нормы как результат применения всех способов уяснения юридического текста, совпадает с ее текстуально-словесным выражением.

Как правило, результат толкования должен быть буквальным, когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, т.е. использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона. В этом случае «буква» и «дух» нормативного акта, его текстуальное выражение и действительный смысл полностью совпадают.

Распространительное (расширительное) толкование это толкование-уяснение, при котором действительный смысл толкуемой нормы как результат применения всех способов уяснения юридического текста шире, чем ее текстуально-словесное выражение.

Расширительное толкование необходимо там, где подлинный нормативный смысл правоположения юридического текста шире его словесного выражения. Так, нередко термин «закон» употребляется для обозначения не актов высшей юридической силы, а вообще нормативных правовых актов. Например, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ содержит следующее правоположение: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Подлинный нормативный смысл этого правоположения шире его словесного выражения, поскольку содержащийся в нем запрет распространяется не только на законы, но и на подзаконные акты.

При этом следует подчеркнуть, что распространительное толкование выходит за букву (словесную формулу) правовой нормы, но не за ее смысл.

Ограничительное толкование - это толкование-уяснение, при котором действительный смысл толкуемой нормы как результат применения всех способов уяснения юридического текста уже, чем ее текстуально-словесное выражение.

Например, в тексте закона записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако если мы применим помимо грамматического и другие способы толкования, то придем к выводу, что не все совершеннолетние дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.

Не подлежат ограничительному или расширительному толкованию легальные дефиниции (законодательные определения) и установленные законом сроки. Нельзя распространительно толковать санкции.

Виды толкования-разъяснения нормативных правовых актов.

Официальное толкование-разъяснение и его виды.

Субъектом толкования, в том числе и толкования-разъяснения, может выступать любое лицо, т.е. разъяснять нормативные акты могут все лица. Однако юридическое значение такого разъяснения, его юридическая обязательность будут неодинаковы: они зависят от правового положения субъекта - интерпретатора.

Толкование-разъяснение в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение, бывает официальным или неофициальным.

Официальное толкование:

• дается уполномоченным на то органом;

• формулируется в специальном акте;

• формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное толкование-разъяснение - это властно- обязательное разъяснение, которое дают в официальном порядке специально уполномоченные государственные органы и должностные лица в рамках своей компетенции и которое оформляется в специальных актах-документах.

Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным.

Нормативное официальное толкование-разъяснение – это официальное разъяснение, которое дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории и потому обладает качеством нормативности, т.е. рассчитано на общий круг лиц и на неопределенное число случаев.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Оно не содержит (и не должно содержать) новых юридических норм, а только разъясняет смысл уже действующих. Такие разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Если официальное нормативное толкование-разъяснение дается тем органом, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (основанного на первоисточнике, авторского).

Аутентическое толкование - это официальное толкование-разъяснение, которое исходит от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на аутентическое толкование субъекту, издавшему толкуемый акт, не требуется: оно вытекает из его правотворческого полномочия. Следовательно, все правотворческие органы могут быть субъектами аутентического толкования. В Российской Федерации подобные разъяснения могут издавать Государственная Дума, Президент и другие правотворческие органы.

Если официальное нормативное разъяснение дает орган, уполномоченный на то законом, то оно называется легальным (разрешенным по закону, делегированным), причем данный орган должен действовать в рамках своей компетенции. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.

Легальное (делегированное) толкование - это официальное толкование-разъяснение, которое дается компетентными государственными органами, наделенными по закону правом толкования нормативных актов, изданных другими государственными органами.

В Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), разъяснения по вопросам судебной практики дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Правом толкования Конституции РФ, принятой путем референдума, наделен Конституционный Суд РФ.

Нормативное толкование законов в России дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Акты судебного нормативного толкования формально обязательны для субъектов, применяющих истолкованные нормы, но в отличие от нормативных актов как актов правотворчества акты судебного нормативного толкования не должны иметь нормативной новизны, не должны содержать ничего того, чего не было в толкуемых законах. Сами по себе акты судебного нормативного толкования не действуют и не могут быть положены в основу приговоров или решений судов. Они служат лишь аргументом в пользу того или иного понимания и применения нормы права.

Казуальное официальное толкование-разъяснение – это официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю, обязательное только для него и имеющее основной целью правильное решение именно данного дела.

Казуальное (лат. casus - «случай») толкование не имеет нормативного характера, оно индивидуально, т.е. рассчитано на данный конкретный случай, но в любом случае это толкование норм права.

Если нормативное толкование неотделимо от толкуемой нормы, то рассматриваемая разновидность официального толкования неотделима от данного случая (казуса). Оно дается только применительно к данному делу и обязательное значение имеет только для него.

Неофициальное толкование-разъяснение.

Неофициальное толкование-разъяснение – это разъяснение, не имеющее официального, юридически обязательного значения, лишенное властной юридической силы.

Влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит от уровня его компетентности, от его правильности и убедительности. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов. Здесь нет авторитета власти, но есть власть авторитета.

По уровню компетентности, авторитетности неофициальное толкование подразделяется на три разновидности.

1. Доктринальное толкование – это научно-юридическое толкование, осуществляемое учеными-юристами.

Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в монографиях, статьях, комментариях к нормативно-правовым актам.

Юридическая доктрина имеет для процесса толкования фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права.

2. Профессиональное толкование – это неофициальные разъяснения, основанные на профессиональных знаниях в области права и осуществляемые, как правило, юристами-практиками.

Профессиональное, компетентное толкование исходит от специалистов, субъектов, профессионально (по службе) занимающихся соответствующими юридическими вопросами, - судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и т.д. Оно может быть как письменным, так и устным.

3. Обыденное толкование - это пояснения и мнения в отношении законов, юридической практики, которые высказывают люди на основе житейского опыта, данных повседневной жизни, массового правосознания.

В обыденном толковании нередко имеются заблуждения, поверхностные суждения. Однако оно не лишено здравого смысла, житейской мудрости, что немаловажно в случаях, когда представители населения, общественности принимают то или иное участие в решении юридических дел (например, в качестве присяжных заседателей).

Неофициальное толкование может быть как нормативным, так и казуальным, а по форме выражения - как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в раз- личных комментариях).

Интерпретационные акты.

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты-документы официального толкования - интерпретационные акты.

Интерпретационные акты - это акты-документы, изданные компетентными государственными органами и содержащие результат официального толкования-разъяснения.

В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми и обладают всеми качествами правовых актов:

• представляют собой официальные письменные акты- документы;

• издаются компетентными органами;

• обладают государственно-властной обязательностью (для всех, кто применяет истолкованную юридическую норму);

• формально закреплены;

• реализация обеспечивается государством.

В то же время интерпретационные акты имеют специфические (видовые) черты:

• закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

• не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм (не являются источниками права);

• не имеют самостоятельного значения: они действуют только в единстве с толкуемыми нормативными юридическими актами и разделяют судьбу этих актов;

• всегда обладают подзаконным характером;

• имеют своим содержанием общие нормативные или рассчитанные на конкретный случай официальные разъяснения;

• всегда обладают обратной силой: действуют не с момента их принятия, а с момента принятия толкуемого нормативного акта;

• специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, поведение которых непосредственно регулируется толкуемой нормой.

Интерпретационные акты можно подразделить на акты официального нормативного толкования и акты официального казуального толкования.

Как официальные акты-документы интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, в России интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Конституционный Суд РФ издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Центральная избирательная комиссия свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.062 с.)