Тема 5. Особенности психического развития детей с асинхронией в развитии (2 ч). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Особенности психического развития детей с асинхронией в развитии (2 ч).



1. Искаженное развитие. Психологическая характеристика познавательных процессов и эмоциональной сферы при синдроме раннего детского аутизма различного генеза. Виды коррекции.

2. Дисгармоническое развитие. Психологическая характеристика отдельных видов психопатий. Виды патохарактерологического развития личности.

Основные понятия темы: личность, акселерация, ретардация, психопатия, акцентуации, психогенные реакции, уровень субъективного контроля, патохарактерологическое развитие.

 

2.3. Тематический план семинарских занятий.

ТЕМА 1: Основные закономерности формирования психических аномалий детского возраста.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Соотношение социального и биологического в возникновении аномалий детского возраста.

2. Понятие «преморбидной почвы» (по Г.Е. Сухаревой).

3. Понятие сензитивного и критического периода.

4. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом развитии.

5. Патопсихологические механизмы асинхронии развития (явления изоляции, ретардации, акселерации, инволюции, фиксации).

6. Проблема нормы и индивидуальных различий.

ЦЕЛЬ:Знать основные закономерности формирования психических аномалий детского возраста

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Социальное и биологическое в возникновении аномалий детского возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.В.Лебединского, М.К. Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2006. Т.1. С. 182—191.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 2: Задачи и принципы психологической диагностики ребенка с аномальным развитием.  

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Критика Л.С. Выготским симптоматического направления в психологической диагностике.

2. Понятие психологического диагноза. Л.С. Выготский о первичном и вторичном дефектах.

3. Механизмы формирования вторичных нарушений (на примере олигофрении, психопатии, раннего детского аутизма).

4. Проблема дефекта и компенсации.

5. Схема психологического исследования, разработанная Л.С. Выготским.

ЦЕЛЬ: Знать задачи и принципы психологической диагностики ребенка с аномальным развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Симптоматическое направление в психологической диагностике.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 3: Особенности психологического обследования ребенка с аномальным развитием.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Особенности установления контакта с ребенком с аномальным развитием (игра, рисунок).

2. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

3. Методы диагностики развития: а) метод наблюдения (способы регистрации). Особенности этологического наблюдения; б) варианты опросников, используемых при обследовании детей с аномальным развитием, а также при изучении детско-родительских отношений в их семьях. Сочетание опросов с наблюдением; в) клинико-психологические методы исследования. Сочетание эксперимента с обучением; г) психометрические методы. Границы их применения; д) проективные методы (ТАТ, САТ, тест Розенцвейга, варианты игровых методик, графические методы).

4. Принципы комбинации разных методов.

ЦЕЛЬ: Знать принципы организации и содержание психологического обследования ребенка с аномальным развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

2. Игровая терапия     

3.Специфика применения проективных методов в работе с ребенком с аномальным развитием

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 4: Возрастные особенности клиники психических нарушений у детей.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Функциональная незрелость органов и систем детского организма.

2. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

3. Основные синдромы детского возраста.

ЦЕЛЬ: Знать возрастные особенности клиники психических нарушений у детей

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

2. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д.Вольф. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н. Н. Петрова. – М.: Академия, 2008.

 

ТЕМА 5: Психическое недоразвитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клиническая характеристика олигофрении.

2. Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении.

3. Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.

4. Вторичные невротические образования, возникающие в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с психическим недоразвитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Особенности личностного становления детей с разными формами олигофрении.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010

 

ТЕМА 6: Задержанное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.

2. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.

3. Структура интеллектуального дефекта.

4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и олигофрении.

5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и органической деменции.

6. Вторичные психогенные образования, возникающие при неблагоприятной социальной ситуации развития.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с задержкой психического развития.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с задержанным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

ТЕМА 7: Дефицитарное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами.

2. Динамика развития детей с сенсорными дефектами.

3. Взаимоотношение первичных и вторичных нарушений у детей с сенсорными дефектами.

4. Нарушения отдельных компонентов психомоторики и их влияние на психическое развитие ребенка.

5. Компенсаторное левшество.

6. Типы аномального развития двигательной сферы у детей.

7. Клинико-психологическая характеристика развития детей с детским церебральным параличом.

8. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с дефицитарным психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Трудности личностного становления детей с дефицитарным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

ТЕМА 8: Искаженное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клинико-психологическая характеристика развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма.

2. Варианты нарушений развития детей с расстройствами аутистического спектра.

3. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией.

4. Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с искаженным психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с искаженным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

                                  

ТЕМА 9: Дисгармоническое психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Варианты дисгармонического развития (по Г.Е. Сухаревой).

2. Клинико-психологическая характеристика дисгармонического инфантилизма.

3. Клинико-психологическая характеристика конституциональных («истинных») и «органических» психопатий.

4. Проблемы дифференциальной диагностики психопатий.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с дисгармоническим психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Особенности личностного становления детей с дисгармоничексим психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 10: Невротическое развитие. Реактивные состояния у детей.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Роль возраста и неблагоприятных условий воспитания в невротическом развитии ребенка.

2. Клинико-психологическая характеристика психогенных реактивных состояний (неврастении, невроза страха, истерии).

3. Патохарактерологическое развитие личности (невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое и истерическое развитие личности) как затяжная форма реактивных состояний.

 

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с невротическим психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с невротическим психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

                         

2.4. Перечень вопросов и заданий, вынесенных на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа)

                                

Темы рефератов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Закономерности формирования психических аномалий в детском возрасте. Основные патопсихологические механизмы асинхронии развития.

2. Социальное и биологическое в возникновении аномалий детского возраста.

3. Симптоматическое направление в психологической диагностике.

4. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

5. Игровая терапия.

6. Специфика применения проективных методов в работе с ребенком с аномальным развитием.

7. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

8. Особенности личностного становления детей с разными формами олигофрении.

9. Особенности личностного становления детей с задержанным психическим развитием.

10. Трудности личностного становления детей с дефицитарным психическим развитием.

11. Особенности личностного становления детей с искаженным психическим развитием.

12. Особенности личностного становления детей с дисгармоничексим психическим развитием.

13. Особенности личностного становления детей с невротическим психическим развитием.

14. Психологическая диагностика обучаемости (по А.Я. Ивановой). Особенности обучаемости детей разных клинических групп.

15. Схема построения теста Векслера. Апробация процедуры теста Векслера, обработка результатов исследования, интерпретация полученных данных, написание заключения.

16. Детский апперцептивный тест САТ. (по книге Н.С. Бурлаковой, В.И. Олешкевича «Проективные методы»).

17. Специфика использования метода наблюдения в работе с детьми с аномальным развитием. Подготовка схемы наблюдения за ребенком (на основе работы Д. Лешли «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы»).

18. Диагностика родительского компонента в системе детско-родительских отношений. Тест-опросник «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Энтони Бине; «Опросник родительского отношения» В.В. Столина, А.Я. Варги; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; свободное описание родителем ребенка Т.В. Архиреевой.

19. Возможности использования игровой деятельности в работе с детьми разных клинических групп (по книге Т.И. Пуховой «Шесть кукол. Анализ режиссерской игры «в семью» у дошкольников»). Игровая терапия: история возникновения, перспективы применения в работе с детьми с аномальным развитием (по книге Г. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений»).

20. Особенности использования рисунка в работе с детьми с аномальным развитием. Проективные рисуночные пробы («Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др.).

Вопросы к зачету.

Перечень примерных контрольных вопросов:

1. Предмет, задачи психологи аномального развития, ее место в ряду смежных дисциплин (психология нормального детства, дефектология, детская психиатрия, генетика, эмбриология, нейрофизиология и др.).

2. Соотношение социального и биологического в возникновении психических заболеваний в детском возрасте.

3. Специфика патопсихологических проявлений в детском возрасте. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений детей.

4. Закономерности нормального и аномального развития. Первичные и вторичные психические нарушения (по Л.С. Выготскому).

5. Механизмы формирования вторичных нарушений (на примере олигофрении, психопатии, раннего детского аутизма).

6. Стадии психического развития ребенка. Понятие сензитивного, критического периодов в детском развитии.

7. Нарушение основных видов деятельности в детском возрасте (общения, игры, учения).

8. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе.

9. Патопсихологические механизмы асинхронии развития (явления изоляции, ретардации, акселерации, инволюции, патологической фиксации и др.)

10. Центральные возрастные новообразования детского возраста: их развитие, варианты динамики в норме и патологии.

11. Уровни нервно-психического развития в детском возрасте.

12. Понятие «преморбидной почвы» (по Г.Е. Сухаревой).

13. Проблема дефекта и компенсации.

14. Схема психологического исследования, разработанная Л.С. Выготским

15. Функциональная незрелость органов и систем детского организма.

16. Психологические параметры дизонтогенеза: межфункциональное взаимодействие в процессе аномального системогенеза.

17. Классификация психического дизонтогенеза.

18. Психологические методы обследования и коррекции детей с аномальным развитием.

19. Общая характеристика стратегий психологического исследования. Принципы построения патопсихологического исследования.

20. Специфика методов изучения детей с аномальным развитием. Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка.

21. Нейро- и патопсихологические методы исследования ребенка.

22. Экспериментальное обучение как метод диагностики нарушений развития.

23. Психологические тесты, их виды, принципы построения и проведения.

24. Схема построения и область применения теста Векслера.

25. Проективные методы (ТАТ, САТ), тест фрустрации Розенцвейга.

26. Характеристика игры и рисования как психодиагностических методов, специфика использования в работе с детьми с аномальным развитием.

27. Методы коррекционно-развивающей работы с детьми с аномальным развитием.

28. Обучение в условиях дефекта. Отбор в специальные школы (вспомогательные, для детей с задержкой психического развития и др.).

29. Области применения диагностики аномалий психического развития у детей.

30. Дифференциально-диагностическое обследование детей с аномальным развитием.

31. Психологическая диагностика школьных трудностей у детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями.

32. Особенности установления контакта с ребенком с аномальным развитием

33. Дифференциальная диагностика с применением методики А.Я. Ивановой.

34. Диагностика родительского компонента в системе детско-родительских отношений.

35. Исследование эмоционально - волевой сферы у детей с аномалиями развития.

36. Исследование личностной сферы детей с аномалиями развития.

37. Методы исследования познавательных психических процессов у детей.

38. Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические).

39. Клиническая характеристика олигофрении. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости.

40. Неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении.

41. Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.

42. Этиология и структура интеллектуального дефекта разных форм олигофрении.

43. Психологическая характеристика познавательной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.

44. Клинические варианты задержки психического развития. Дифференциальная диагностика задержки психического развития (отличие от олигофрении и педагогической запущенности).

45. Соотношение первичного и вторичного дефектов при ЗПР. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

46. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. Понятие психического инфантилизма.

47. Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью. Принципы коррекционной работы.

48. Психологические критерии разграничения задержанного психического развития и олигофрении.

49. Роль семьи в динамике развития ЗПР.

50. Понятие ЗПР и причины их возникновения.

51. Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития (при нарушении зрения и слуха).

52. Нарушения отдельных компонентов психомоторики и их влияние на психическое развитие ребенка. Компенсаторное левшество.

53. Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами.

54. Динамика развития детей с сенсорными дефектами.

55. Клинико-психологическая характеристика развития детей с детским церебральным параличом.

56. Типы аномального развития двигательной сферы у детей. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.

57. Особенности диагностики психической сферы детей с сенсорными дефектами.

58. Поврежденное психическое развитие: клинико-психологическая структура дефекта.

59. Типы органической деменции (травматическая, эпилептическая и др.).

60. Прогноз развития детей с явлениями деменции; возможности их обучения.

61. Клинико-психологическая структура дефекта при раннем детском аутизме.

62. Варианты нарушений развития детей в расстройствами аутистического типа.

63. Психологическая характеристика познавательных процессов и эмоциональной сферы при синдроме раннего детского аутизма.

64. Роль семьи в особенностях эмоциональной сферы при синдроме раннего детского аутизма.

65. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией.

66. Проблемы диагностики ранней детской шизофрении.

67. Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма.

68. Варианты дисгармонического развития. Особенности эмоционально-волевой сферы.

69. Характеристика конституциональных («истинных») и «органических» психопатий.

70. Этиология и структура дефекта вариантов дисгармонического развития.

71. Характеристика дисгармонического инфантилизма. Соотношение первичного и вторичного дефектов.

72. Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании психопатической личности. Компенсаторные и псевдокомпенсаторные образования при различных видах психопатий.

73. Невротическое развитие. Реактивные состояния у детей. Роль возраста и неблагоприятных условий воспитания в невротическом развитии ребенка.

74. Патохарактерологическое развитие личности (невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое и истерическое развитие личности) как затяжная форма реактивных состояний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.087 с.)