Тема 8. Современное состояние и перспективы развития российской юридической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Современное состояние и перспективы развития российской юридической науки



 

Как известно, в настоящее время доминируют две самые большие системы права - романская, или континентальная, и англосаксонская. Соответственно им сложились и две параллельные школы обучения права. При этом надо сказать, что в последние 10 - 15 лет началось сближение между этими школами обучения, что, в свою очередь, связано с процессами объединения Европы и глобализации в целом всего мира. Следовательно, такое постепенное объединение означает и, по крайней мере, серьезное взаимопроникновение систем права в целом. Не случайно одна за другой создаются международные уголовные, третейские и другие судебные инстанции, роль и значение которых весьма разнообразны, но тем не менее само их появление весьма симптоматично и значимо.

Мировые процессы глобализации привели к совершенно новым требованиям их правового закрепления. "Глобализация - процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др.". Процессы глобализации столь же противоречивы и разноплановы, как и сама жизнь. "Процесс глобализации, ведущей тенденцией которого является интеграция мирового сообщества в единое целое, одновременно включает механизмы локальной культурной, национальной дезинтеграции (распадения, исчезновения), которые могут оказать разрушающее влияние на личность, вплоть до полной потери идентичности последней с собственной культурой".

Необходимо четко понимать, что глобализация уже идет, и остановить ее не удастся никому, что бы там ни говорили. Но это не означает, что локальные традиции будут исчезать по мере развития этого процесса. Это вопрос здоровой конкуренции. В ней выиграет тот, кто лучше, естественней и быстрее сумеет приспособиться к ней и ответить на вызовы времени. Добавим, что вопрос сохранения традиций - это вопрос уровня развития общества, который входит в общемировой процесс глобализации. В большей степени сказанное относится к праву. "Право в отличие от других социальных наук обладает явно выраженным национально-государственным характером, т.е. является нормативным выражением истории, традиций, психологии и культуры каждой нации".

Получилось так, что не только отдельные хозяйствующие субъекты разных стран должны договариваться о понятных и неизменных правилах игры, но и лидеры государств вынуждены вырабатывать одинаковые правовые подходы. И это складывающаяся мировая тенденция. К чему приводят игра по своим правилам и наплевательское отношение к правилам, которые действуют в том или ином регионе, показали события в Южной Осетии. К сожалению, уважение к чужим правилам и нормам поведения - это процесс, который в настоящее время только складывается. Не насаждение собственных правил, а разумная конвергенция всех существующих разноплановых и разнополярных норм должны доминировать при принятии любых решений, особенно связанных с юриспруденцией и, тем более, с международным правом.

Современные изменения в понимании права, а главное - споры в вопросах его применения сопоставимы по своим масштабам с изменениями, которые претерпело, казалось, вечное римское право с внедрением в массовое сознание новых христианских начал. Детальное нормирование, которое осуществлял старый закон, касалось только внешней стороны человеческого существования и в общем не допускало проникновения человеческого знания в суть и цели предписываемых ему ритуалов и образцов: закон оставался непознаваемым и, несмотря на свою внешнюю и застывшую форму, трансцендентным по отношению к человеку... Новый христианский закон при всем своем глобализме и всеохватности проникал в душу каждого отдельного человека и принимался его натурой, это был поистине внутренний закон.

Следовательно, в самое ближайшее время с особой остротой встанет вопрос о подготовке юристов, которые смогут работать не только в той стране, где они обучались. Болонские протоколы - только начало такой международной кропотливой работы, причем они касаются единой европейской образовательной системы в целом. Впрочем, взаимопроникновение образовательных систем - процесс отнюдь не однолинейный. Интеграция - процесс позитивный, но может быть реально осуществлен лишь при относительном равенстве систем, причем равенстве не только в образовании, но и в экономике, управлении и пр. Болонский процесс - это типичный пример технологического решения проблемы, в основе которого лежит идеология того, что абсолютно все проблемы можно решить технически, легко и просто, т.е. путем некой рецептуры, без понимания сущности реформируемого процесса, будь то экономика, политика, образование или медицина. Такие управленческие технологии хороши до тех пор, пока они нечто решают в тактическом (сиюминутном) плане. При переходе к стратегическим решениям с необходимостью возникает вопрос об истине не только как соответствии действительности, но как понимании сущности самого процесса, самого объекта, на который воздействуют в данном случае Болонские процессы.

Всемирная декларация о высшем образовании United National Educational Scientific ЮНЕСКО (Париж, 5 - 9 января 1998 г.) провозгласила следующие принципы деятельности вузов, направленные на взаимопроникновение различных образовательных систем:

- следует заниматься подготовкой высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан и обеспечивать возможность получать высшее образование и обучение на протяжении всей жизни;

- особое внимание следует уделять продвижению знаний путем проведения научных исследований.

О зоне европейского высшего образования сказано в совместном заявлении европейских министров образования 19 июня 1999 г. Как представляется, в рассматриваемом заявлении сформулирован главный тезис, под которым смело можно подписываться в том числе и нашей стране, - принятие системы легко понимаемых и сопоставимых дипломов о высшем образовании, ученых степеней и званий, в том числе через внедрение приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования в целом.

У Болонских процессов есть позитивные и негативные черты.

Негативные:

1. Уровень абитуриентов, а значит, и качество отечественного высшего образования, очевидно, будут приноситься (и уже приносятся) в жертву стремлению механически поставить всех абитуриентов в равные условия.

2. Нет ясных критериев "рыночной цены" специалиста. Убытки страны от "утечки мозгов" подсчитать трудно, но, скорее всего, правы те, кто называет головокружительные суммы порядка триллиона долларов США за истекшие 10 - 15 лет.

Позитивные:

1. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в европейских странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда.

2. К позитивным моментам можно отнести и накопленный в зарубежных вузах опыт соотношения в образовательном процессе теоретических и практических знаний, что особенно важно для юристов. Среди прочего наши преподаватели обоснованно говорят: "В российских вузах существует своего рода фетишизация экзаменов, количество которых в несколько раз превышает число экзаменов в зарубежных университетах, где доминирует более гибкая многоступенчатая система оценивания (промежуточные и итоговые тесты, письменные творческие работы, например составление комментированного проекта договора, письменные аудиторные и домашние зачетные работы, подготовка письменной или устной речи для выступления в учебном судебном процессе)".

В этой связи необходимо сказать несколько слов о существовавшей советской школе юридического образования. Как представляется, после распада Советского Союза критика советской системы образования в целом и юридического образования в частности была во многом несправедливой. Нисколько не замалчивая ее недостатки, все же приходится признать, что она обладала целым рядом достоинств, среди которых можно, например, назвать:

1) элитарность в самом лучшем значении этого слова;

2) системность;

3) многофункциональность.

Кроме того, советская школа юридического образования, как это ни парадоксально звучит, впитала в себя лучшие традиции русской дореволюционной школы. Дело обстояло таким образом, что, на словах отрицая старые дореволюционные подходы, на практике многие выдающиеся советские юристы строили свои научные концепции именно на взглядах и концепциях старых ученых, у которых они сами постигали азы юридической науки. И это неудивительно, если учесть, что значительная часть советской профессуры непосредственно вышла из так называемой царской юридической школы: М.Н. Гернет, А.Ф. Кони и многие другие. При этом лучшие преподаватели того времени, включая названных выше, стояли на передовых прогрессивных позициях. Не следует забывать, что и первый руководитель советского государства В.И. Ульянов (Ленин), отношение к которому может быть разным, но исключительную образованность этого человека нельзя ставить под сомнение, по своему образованию был юристом.

Важно подчеркнуть, что сложившаяся советская образовательная юридическая школа была на ведущих позициях в мировой системе юридического образования. Главным и весьма значимым ее недостатком была самоизоляция, что обусловливалось, к сожалению, только политическими соображениями. Но эта самоизоляция привела к тяжелым последствиям, которые до сих пор не изжиты: незнание из первоисточников основных концептуальных положений зарубежных теоретиков права, отсутствие с ними прямой дискуссии, незнание особенностей зарубежной юридической лексики и соответственно неумение писать и выступать на иностранных языках по юридическим проблемам. Кстати, прямым следствием этого стало неумение отечественных юристов вести дела в зарубежных судах, причем не только в судах общей юрисдикции, но и в спортивных и третейских судах.

Доказательством того, что советская система юридического образования была качественной, является то, что ее в значительной степени восприняли несколько стран, которые сегодня развиваются весьма успешно. Речь прежде всего о Китае. Утверждения критиков советской школы об отсутствии в ней приоритета прав человека по меньшей мере спорны, а часто просто беспочвенны. Разумеется, были и существенные перегибы именно в этой области, но говорить о том, что советские правовые нормы недостаточно защищали права человека, - как минимум необъективно. Разница заключалась только в немыслимой идеологизации как советского права в целом, так и юридического образования в частности. Впрочем, и данный тезис при ближайшем рассмотрении не выглядит совершенно безукоризненно. Это примерно то же самое, как то, что российские подсудимые находятся в зале суда за решеткой (в московских судах сделаны специальные помещения из твердой прозрачной пластмассы), а в американских судах подсудимые находятся на открытых отведенных для них местах. Правда, вокруг этих отведенных мест пропущен электрический ток, и американские подсудимые даже при малейшем прикосновении к перилам получают чувствительный разряд, поэтому, так же как и подсудимые, находящиеся в российских судах, не могут самостоятельно покинуть предназначенное им место. Внешне вроде бы американские суды выглядят более привлекательно, но суть одна и та же.

Не будет преувеличением сказать, что обычный рядовой (как говорил Н.В. Гоголь - маленький) человек во времена Советского Союза чувствовал себя более защищенным с юридической точки зрения, чем сейчас.

Каким же требованиям должен отвечать будущий юрист? Назовем его международным юристом (не в смысле его занятия международным правом, а в смысле его возможности работать в разных странах с разными правовыми системами).

1. Это должен быть всесторонне образованный человек с опытом юридической работы не менее трех лет в той системе права, в которой он проходил обучение.

2. Со знанием не менее трех-четырех иностранных языков с особенностями юридической лексики.

3. Психологически устойчивый и физически здоровый, поскольку его работа потребует частой смены места пребывания, стран с различным климатом и большой разницей в часовых поясах.

4. Современный юрист должен одинаково успешно решать чужие проблемы и ставить перед собой новые.

Исходя из этого, можно определить особенности будущей системы юридического образования, которая в одинаковой степени будет и национальна, и наднациональна. Так, К.М. Левитан правильно говорит, что "высшее юридическое образование сегодня должно быть систематизировано и структурировано не только по уровню обучения, но и по отраслям права".

Соответственно, такая система, вероятнее всего, будет изменчива и внутренне противоречива. Но это не следует понимать как ее недостаток. Среди других здесь можно остановиться на следующих особенностях:

1) многофункциональность;

2) специализированность;

3) эрудированность.

При этом парадокс в подготовке современного юриста заключается в том, что, с одной стороны, очевидна общая мировая востребованность в конкретном достаточно узком специалисте, например, в области таможенного права, но с другой стороны, такой специалист должен быть внутреннее готов к совершенствованию собственного уровня образования. Другими словами, юридическое образование будет одновременно и узконаправленно, и широко, разносторонне. Современное юридическое образование - образование, которое необходимо постоянно дополнять новыми знаниями. "Стратегия концепции перманентного юридического образования состоит в том, что приобретаемые в учебном заведении теоретические знания, умения и навыки составляют только фундамент профессионального образования, который в ходе практической работы на отрезке от окончания вуза до выхода на пенсию постоянно наращивается за счет системы повышения профессионального уровня и самообразования. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях информационного общества только такая концепция юридического образования практически состоятельна" <15>.

--------------------------------

<15> Левитан К.М. Указ. соч. С. 150.

 

Не случайно, что многие руководители современных государств по своему образованию являются юристами. Более того, возьмем на себя смелость утверждать, что в самом ближайшем будущем ни один уважающий себя политик не сможет обойтись без юридической подготовки высшей квалификации.

Отдельно следует еще раз сказать о Болонских процессах, поскольку их влияние на юридическое образование будет сказываться наиболее рельефно.

Действительно, глобализирующееся международное сообщество по некоторым транснациональным проблемам вынуждено искать и вырабатывать схожие и даже единые подходы к решению наиболее актуальных вопросов и принимать конвенции и другие международные документы. Это позволяет сблизить ту или иную правовую действительность. И хотя правовое единство в мире - чрезвычайно далекая перспектива, тем не менее этот процесс может оцениваться относительно позитивно

В то же время тот факт, что образовательное пространство содержательно упрощается, ни у кого не вызывает сомнения.

Вопрос доступности образования, безусловно, важный вопрос, но этот вопрос не должен решаться в ущерб качеству высшего образования. Вместо того чтобы подумать и найти решение о правильном сочетании двух вышеуказанных разумных составляющих (доступность и качество), принимается самое простое, если не сказать примитивное, технологическое решение. При этом не учитываются ни традиции, ни национальные особенности, ни уровень оснащения школ, которые должны подготовить качественного абитуриента.

Другими словами, мы идем на поводу у Болонских процессов, вместо того чтобы идти вместе с ними. Вряд ли кто станет отрицать, что уровень подготовки юристов в ФРГ хуже, чем у нас. Тем не менее германские высшие юридические учебные заведения отказались принимать двухзвенную систему подготовки юристов и сохранили специалитет.

Центральной идеей модернизации образования выступает отказ от принципа фундаментальности, характерного для классических университетов, ради прагматических установок, которые часто прикрываются внешне красивыми лозунгами о создании единой образовательной среды.

Если не изменить подходы в проведении такой же реформы и такими же методами, как это сделано в отношении других вузов, то, например, в юридических вузах такой же результат, о котором сказано выше, будет и здесь, причем уже через четыре года, потому что первые неграмотные абитуриенты зачислены сейчас, а компенсировать существующий у них образовательный вакуум за несколько лет невозможно. Или их надо всех отчислить. В рамках Болонского процесса студент - это школьник, подросток, которого в буквальном смысле необходимо за руку вести по образовательной системе.

Кроме того, возникают вопросы социального плана, которые никто даже не предполагал решать. Уравниловка при поступлении привела к тому, что абитуриенты, приезжающие на обучение в Москву, не могут жить в этом огромном и дорогом мегаполисе. У них нет средств к существованию, а никакой системы компенсационных выплат не существует.

Таким образом, поспешное и необдуманное внедрение Болонских соглашений (которые, повторяем, носят в большей части рекомендательный характер) привело к тому, что вместо того, чтобы неуклонно поднимать уровень отечественно высшего образования, и прежде всего в регионах, мы его принижаем, а саму систему образования стремительно уничтожаем. Внешнее сходство с европейскими образовательными процессами - не самое важное и главное, чего следовало бы добиваться, тем более что в Европе продолжается критика форм и перспектив высшего образования. Не получится ли так, что когда в нашей стране пройдут спорные (и затратные!) преобразования, приближающие с формальной стороны российскую образовательную систему к нынешней европейской, там уже откажутся от нее в пользу более ориентированной на инновационное развитие, а значит, более разумной образовательной стратегии? Как утверждает целый ряд известнейших отечественных ученых, скорее всего, так и будет.

На сегодняшний день три ведущие страны в области образования имеют бюджетное финансирование выше 80% - Германия, Франция, Великобритания. Характерно, что среди них нет США, где с каждым годом растет число абсолютно безграмотных граждан, которые не умеют читать и писать.

В заключение хотелось бы привести некоторые положения концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг.

Около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28% общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода.

Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности.

Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы.

Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство.

Низкий уровень официальной заработной платы и неразвитость механизмов дополнительного легального заработка приводят к росту объема теневых финансовых потоков в системе образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.026 с.)