Психология социального восприятия сотрудников органов внутренних дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология социального восприятия сотрудников органов внутренних дел



Социальная перцепция определяется как восприятие и понимание человеком социальных объектов, т. е. других людей, социальных групп и целых общностей. «Познание людьми друг друга - это обязательная сторона их взаимодействия и условие регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с собственными и решаемыми в этом взаимодействии задачами». Создание адекватного образа коллектива, группы, социальной среды - необходимое условие эффективности деятельности. Поэтому руководителю следует знать особенности создания такого образа, т. е. закономерности процесса социального восприятия.

Процесс познания людьми друг друга детерминирован объективными условиями и объективными особенностями объекта познания. В противоположность объективным субъективные детерминанты - это характеристики самого субъекта познания, оказывающие воздействие на процесс социальной перцепции. В зависимости от того, кто является субъектом и объектом познания, может быть несколько различных по характеру типов социальной перцепции. Г. М. Андреева описывает семь таких типов: человек познает другого человека, человек познает группу, человек познает другого человека в своей или в чужой группе, группа познает человека в своей или в чужой группе, группа познает группу. В жизни коллектива и управлении встречаются все эти типы социальной перцепции. Руководителю приходится познавать не только отдельных людей, но и целые группы, коллективы. В то же время коллектив также изучает поведение и личность своего руководителя. Нормальные взаимоотношения возможны только при условии адекватного понимания обеих сторон друг другом. От того, насколько правильно понимает своих подчиненных начальник, зависит правильный выбор мер воздействия и побуждения, оказываемых им на сотрудников.

Восприятие группы группой оказывает влияние на взаимодействие различных подразделений органов внутренних дел. Исследования, посвященные изучению сплоченности, показывают, что когда две группы преследуют единую цель, кооперируясь при этом для облегчения ее достижения, они воспринимают друг друга как составные части некой единой общности. Если же перед группами поставить разные цели, а тем более взаимоисключающие (например, борьба за первое место), то каждая группа воспринимает другую как некую иную общность с соответствующим эмоциональным отношением.

Процессом социальной перцепции можно управлять, если, конечно, известны условия, воздействующие на его протекание.

Каковы же те объективные факторы, детерминанты, которые позволяют человеку судить о других людях, их внутренних, психологических состояниях и качествах? Исследования и опыт говорят о том, что к числу таких факторов относятся:

· внешний вид человека и его выразительные движения;

· речь с ее формальными и содержательными аспектами;

· поступки и действия человека в ходе реальной, в частности профессиональной, деятельности;

· социальное и материальное окружение человека, т. е. его друзья, знакомые, родственники, его личные вещи;

· статус и место, которое он занимает в системе человеческих взаимоотношений. (профессия, должность и т.д.).

В понятие внешности входят следующие признаки: анатомические (рост, вес, осанка); социальные - элементы оформления внешности (одежда, косметика, украшения); функционально-выразительные движения лица и тела (мимика, пантомимика, поза).

Из анатомических признаков самым информативным является лицо человека, на основе восприятия которого возникает первое впечатление о нем. Лицо содержит ряд элементов, которые несут различные сведения о человеке: его глаза, волосы, прическа, черты лица, обусловленные строением костно-мышечного аппарата. Выражение глаз может нести, например, информацию как о преходящих, временных состояниях человека (настроение, короткая эмоциональная вспышка), так и о более устойчивых особенностях его (совместно с другими элементами лица). Выражение глаз человеку труднее регулировать произвольно, а поэтому оно может правдивее отражать внутренний мир человека, чем выражение лица, обусловленное системой лицевых мышц.

Необходимо учитывать весь комплекс элементов при оценке человека по его лицу, сохраняя при этом осторожность и в дальнейшем принимая во внимание другие источники сведений о нем.

Еще одним достаточно красноречивым свидетельством о человеке являются его руки. Обветренные или холеные с маникюром или без него, жилистые или бледные с тонкими нервными пальцами - они могут говорить об образе жизни, вкусах, привычках и многом другом. Зачастую руки несут на себе отпечаток профессии человека.

Внешний вид человека включает и его одежду. Вызывающе модно одет человек или просто, роскошные и дорогие на нем вещи или нет, одет ли человек аккуратно или неряшливо - все это несет информацию о его личности.

Значительно богаче наше представление о человеке становится после того, как в- процесс восприятия включается наблюдение его поведения, когда имеется возможность фиксации его мимики, жестикуляции, позы и их изменений. В процессе общения или просто наблюдая за другим человеком, мы улавливаем мельчайшие телодвижения, тон голоса, изменения мимики, которые могут сказать порою больше, чем слова собеседника, и даже могут находиться в противоречии с ними. Окраска лица, блеск и движение глаз, ритм и скорость дыхания, выражения лица и их изменения, движение рук и пальцев, движения и положения тела, особенно шеи и торса - все это достаточно красноречиво, тонко и точно может живописать динамику психологического состояния.

Влияние общества на выразительные движения проявляется в двух направлениях: оно поощряет выражение одних эмоций и порицает выражение других. Общество создает язык мимики и выразительных движений, дополняющих речь. Интерпретация этого языка возможна лишь при его знании. Например, на западе плевок в сторону человека означает презрение, в то время как у арабов он - признак расположения к человеку. Поэтому, чтобы понять поведение народа, нужно знать не только его разговорный язык, но также и язык его тела.

Опознание и истолкование выразительных и мимических движений может представлять значительную трудность в связи с их неопределенностью, исключающей однозначную интерпретацию. Правда, выражение некоторых эмоций трудно с чем-либо спутать. Например, выражение презрения, отвращения достаточно заметно отличается от выражения удивления или радости.

Важным моментом правильного познания является принцип согласованности между ситуацией, вызванной ею эмоцией, оценкой эмоции и значением экспрессии. Вот пример того, как ситуация может служить средством для опознания психологического состояния человека. Испытуемым предъявили фотографию лица человека, выражение которого оценивалось весьма разнообразно - от удивления до отвращения. Когда же предъявили весь снимок (рабочий, схвативший за воротник штрейкбрехера), большинство испытуемых определили эмоцию как гнев или ярость.

Речь - богатейший источник информации о говорящем, хотя, конечно, не всегда приходится полагаться на то, что сам человек говорит о себе. Нередко приходится прибегать к особым способам внимательного изучения того, как он строит свои речевые высказывания. Следует не только слушать слова, но и улавливать то, о чем умалчивается, придавать больше значения контекстовым характеристикам; выявлять сопротивление собеседника вести беседу на ту или иную тему; сопоставлять то, что им было сказано и забыто с его более поздними высказываниями либо с некоторыми фактами, о которых он забыл - словом, пытаться создавать и использовать так называемые психологические ловушки.

Таким образом, значимым источником сведений о человеке является не только содержание речи, но и в целом речевое поведение субъекта (его стратегия и тактика лавирования по отношению к некоторым значимым темам).

Речь в целом несет три функции: 1) выразительную (отображение состояния человека); 2) апелляционную (другой побуждается к действию); 3) изобразительную (сообщение о положении вещей). Выразительная функция может осуществляться как произвольно, так и главным образом непроизвольно, и в этом, последнем случае заключается информационное значение этой функции. Данная функция выполняется за счет звуковой модуляции (ударения, интонации), которая может использоваться и на расстоянии. Апелляционная функция речи может свидетельствовать о целях и желаниях самого субъекта (особенно это хорошо изучено на материалах письменной речи в жалобах и заявлениях). В то же время по тому, как осуществляется эта функция у конкретного человека, мы можем судить о его темпераменте, статусе либо ситуативном состоянии (звучит ли у человека голос властно, просительно или угрожающе- вкупе с ситуацией это может служить красноречивым штрихом к его портрету). Изобразительная функция речи может нести на себе массу сведений о говорящем. Можно выделить целый ряд ее признаков.

1. Формальные характеристики речи:

· лингвистические признаки (грамматика, стиль), которые могут свидетельствовать о грамотности человека, его происхождении (акцент, особый выговор, например «оканье»), в определенной степени о статусе и др.;

· логические особенности (достоверность, последовательность, доказательность и т. д.), которые могут говорить об интеллектуальном уровне, правдивости собеседника, уровне владения речью и др.;

· психологические особенности (доходчивость, эмоциональность и т. д.) могут информировать об эмоциональном богатстве собеседника, его пропагандистских качествах.

2. Семантические характеристики - содержание речи во всем богатстве, по которому можно судить о жизненном опыте, интересах, пристрастиях, склонностях, уровне знаний и многом другом.

Руководителю надо уметь правильно вести беседу, чтобы вызвать человека на откровенность. Необходимо не просто внимать тому, что исходит от собеседника, но и активно на него воздействовать, чтобы самому управлять его речевой активностью (прием собеседника, выразительное поведение во время беседы, стимулирование откровенности, ведение беседы в нужном направлении).

Важным источником информации о человеке является его окружение: социальное окружение - его друзья, знакомые, родственники и т. д.; материальное окружение - обстановка дома, книги или их полное отсутствие, рабочее место и т. д. Существенным источником сведений о человеке являются мнения других людей о нем (в психологии даже существует метод обобщения независимых характеристик).

Материальное, вещное окружение - также источник информации о вкусах, интересах, уровне развития, характере и темпераменте человека. Следует упомянуть и о роли документов как фиксированных источников информации о человеке.

Познание людьми друг друга, и в частности познание руководителем подчиненных, осуществляется и в ходе реальной деятельности на основе совершаемых людьми поступков и действий. Видимо, только в деятельности, особенно в деятельности значимой, возможно наиболее полное и достоверное познание человека человеком.

Опрос руководителей органов внутренних дел показал, что познание подчиненных особенно эффективно в следующих ситуациях:

1) ситуации постановки исполнителям задач, в которых особенно информативны реакция подчиненного, его активность, вопросы о существе задания, свидетельствующие о положительном отношении, инициативности; апелляция к трудностям, к нецелесообразности и высказывание сомнений о выполнимости могут говорить о лености, нежелании работать либо неумении быстро переключиться на новое направление, а также об увлеченности выполняемой до этого поручения работой либо перегрузке, усталости и т. д.; отсутствие вопросов, молчаливое исполнение может говорить о формализме, безразличии, неодобрении, растерянности, непонятливости и др.;

2) экстремальные ситуации (задержание опасного преступника, выполнение ответственных поручений, операция в сложных условиях и др.) могут выявить, например, психологическую, эмоциональную зрелость сотрудника или ее отсутствие, готовность взять на себя ответственность, комплекс волевых качеств (решительность, смелость и т. д.);

3) конфликтные ситуации, в которых подчиненный может выступать либо одной из сторон, либо третьим лицом. Конфликт зачастую требует от личности мобилизации всего имеющегося у нее арсенала средств, выявляя ее склонности и способности -(стремление прибегать к «незаконным» средствам, способность соблюдать в критической ситуации Писаные и неписаные нормы поведения). Поведение в конфликтной ситуации показывает гибкость человека, его умение творчески перестроиться, пойти на разумный компромисс путем отказа от некоторых узколичных интересов, свидетельствует о функциональных возможностях, уровне устойчивости в экстремальных ситуациях и о многом другом. Разновидностью конфликтной ситуации может быть обстоятельство, когда имеется возможность получить повышение за счет других, возможность уйти от выполнения трудных обязанностей;

4) поведение после получения некоторых преимуществ, например назначения на должность, получения квартиры и т. д. (когда порой проявляется эгоизм, грубость, непонимание ответственности перед оказанным доверием, наплевательское отношение к делу, другим людям и т. д.). Чтобы своевременно понять, чего стоит данный человек, надо заранее создавать ситуации или умело использовать имеющиеся обстоятельства, в которых он мог бы проявить свои скрытые положительные и отрицательные качества, и лишь после таких проверок следует представлять человека к выдвижению.

Намеренно создаваемыми ситуациями, кроме названных, могут быть совместный отдых с его неформальной атмосферой (где человек может держать себя раскрепощенно либо и здесь оглядываться на начальство, позволять себе лишнее, проявлять себя творчески и инициативно и т. д.), обсуждение деловых вопросов, коллективное обсуждение нарушений служебной дисциплины, занятия по повышению профессионального мастерства (где человек может проявить показную активность или способность творчески подойти к, казалось бы, ясным положениям, обнаружить пассивность или формально дисциплинированное отношение). К числу информативных ситуаций относится поведение сотрудника с зависимыми от него людьми (посетителями, задержанными, подчиненными).

Индивидуально-психологические детерминанты, воздействующие на процесс и содержание социальной перцепции, - это возможности и личностные особенности познающего субъекта - сотрудника, руководителя. К ним относятся: жизненный опыт и уровень общего развития, особенности, обусловленные статусом человека в обществе (национальная принадлежность, пол, профессиональные особенности и т. д.), некоторые субъективные особенности познающего человека (его самооценка, чувства, переживания и эмоциональные состояния), ряд искажающих факторов самого процесса восприятия. Говоря о влиянии уровня развития воспринимающего.на процесс восприятия, следует отметить, что чем моложе и неопытнее человек, тем более неискушенно он подходит к оценке окружающих. Лишь в пору зрелости приходит понимание того, что человек - носитель целого комплекса черт и особенностей, которые порою трудно опознать в нем, приходит способность оценивать человека на основе его действий и поступков, делать обобщение с осторожностью и доказательно.

Принадлежность человека к тому или иному социальному статусу определяет формирование у него ряда эталонов и стереотипов восприятия других людей. А.А.Бодалев описывает влияние стереотипов на восприятие руководителем подчиненных. Характеристики, данные руководителями, отличаются нередко значительной односторонностью и однообразием, обусловленными склонностью оценивать подчиненных с точки зрения того, насколько успешно они справляются с заданиями и как к ним (заданиям) относятся. Подобный односторонний взгляд, конечно, мешает более полному и глубокому пониманию людей и, следовательно, более умелому их побуждению к труду. Умение увидеть некоторые «дополнительные» черты и стороны личности и связанное с этим непредвзятое отношение к людям может помочь найти способы заинтересовать или побудить человека трудиться более плодотворно.

Важно уяснить роль эталонов, обусловленных социальной принадлежностью субъекта, а эта роль двоякая: с одной стороны, эталоны облегчают процесс познания другого человека, сокращая его, автоматизируя, с другой стороны, они оказывают отрицательное влияние, когда применяются не к месту и порождают неадекватное восприятие. Истинность эталонного восприятия обусловлена его вероятностным характером (так, военнослужащий воспринимается как дисциплинированный, выдержанный человек, но всякий ли военнослужащий таков).

Большое влияние оказывают на наше восприятие других людей некоторые субъективные переживания, чувства, эмоции. Примером таких чувств могут быть дизъюнктивные, разъединяющие и конъюнктивные, объединяющие чувства. «Дизъюнктивные чувства часто поддерживаются с помощью контрастных концепций, - пишет американский специалист Т. Шибутани,- противник часто представляется воплощением дьявола, в его поведении замечается только то, что в собственной культуре считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, контрастная концепция усиливается почти независимо от того, как действительно ведет себя оппонент. Если он держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Создавая неблагоприятную персонификацию своего недруга, каждый может представлять себя как борца против зла и защитника человеческих добродетелей. В результате контраст усиливается еще больше. Установление таких контрастов делает возможным принятие двойственной морали. Поскольку враги расцениваются как нечто низшее, по отношению к ним конвенциональные нормы не соблюдаются. Здесь цель оправдывает средства: предательство, обман, взяточничество - все, что никогда не было бы дозволено внутри своей собственной группы». Это описание, конечно, в крайне гипертрофированном виде трактует влияние дизъюнктивных чувств на социальную перцепцию, однако надо помнить, что они действительно могут иметь место и тем большее, чем менее развитой является личность воспринимающего субъекта. Особенно пагубным может оказаться влияние подобных чувств в работе сотрудников органов внутренних дел, ибо в ней необходимо сохранение максимальной объективности там, где она дается с большим трудом.

Противоположно влияние на социальную перцепцию конъюнктивных, объединяющих чувств, возникающих при совместном решении задачи, борьбе за достижение общих целей. При этом также возможно искажение процесса познания человека человеком, примером чего может быть влияние на восприятие «чести мундира». Наиболее объективной оценка бывает, как правило, когда оцениваемый человек не является другом или недругом воспринимающего субъекта.

На содержание социальной перцепции могут оказывать влияние также такие эмоциональные состояния, как тревожность, страх, депрессия, агрессивность. В экспериментах, например, доказано, что агрессивные личности чувствительны к попыткам «эксплуатации» и резко реагируют на «угрозы», которых другие люди не замечают. Они склонны видеть в других либо своих «врагов», с которыми надо бороться, либо «ротозеев», которых следует подчинить своему влиянию.

Часто оценка и восприятие другого человека испытывают сильное воздействие со стороны самооценки индивида. Люди с низким уровнем достоинства не уважают других людей. Они не уверены в себе, не доверяют другим и свои отрицательные чувства часто проецируют на них. Повышенная самооценка, с другой стороны, вкупе с завышенным, неадекватным уровнем притязаний заставляет человека ревниво оценивать успехи других и болезненно неадекватно реагировать на собственные неудачи. При этом успех другого преуменьшается, неудача преувеличивается.

На процесс социальной перцепции оказывают влияние и некоторые особенности психических процессов, примером чего могут быть следующие виды ошибок восприятия:

1. Эффект последовательности- влияние на впечатление о незнакомом человеке сведений, полученных в первую очередь (особенно при противоречивой информации). Как показывают эксперименты, сильное влияние первого впечатления на позднейшую оценку имеет место тогда, когда человек принуждается к выдаче определенных суждений на основе первого впечатления. При этом происходит такой отбор последующей информации, чтобы она была непротиворечива с высказанным суждением.

2. Эффект «ореола» - влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку некоторых его особенностей. Разновидностью его может быть неправомерное обобщение на основе одной или нескольких черт. Так, считая человека глупым, мы все его действия будем склонны рассматривать как проявления глупости.

3. Инертность психических процессе, которая приводит к тому, что мнение о другом человеке, будучи однажды составленным, может в дальнейшем оказаться достаточно устойчивым, вызывая игнорирование фактов, противоречащих данному мнению.

Ошибки восприятия могут проистекать вследствие предвзятости самооценки, личного опыта, других факторов. Примером предвзятости может служить представление о всех работниках торговли как о непойманных преступниках, из которых в руки правосудия попадает лишь незначительная часть. С другой стороны, правонарушители видят порой в милиционере только карающее должностное лицо. Ошибки восприятия могут приводить к непониманию людьми друг друга, к конфликтам.

Таким образом, восприятие людьми друг друга определяется объективными факторами (внешность, выразительные движения, поступки и действия воспринимаемого человека). При этом необходимо помнить, что каждый из источников информации является ограниченным, а наиболее надежным из них является реальное поведение человека в значимой для него ситуации, в деятельности. Вместе с тем процесс социального восприятия может испытывать на себе искажающее влияние со стороны личностных особенностей воспринимающего (стереотипы, эмоциональные состояния, мотивы и др.). Вот почему при восприятии сотрудниками органов внутренних дел других людей возможны ошибки (эффект «ореола», эффект последовательности и некоторые другие). Поэтому им следует знать и учитывать в процессе восприятия тех или иных людей закономерности протекания процессов социальной перцепции. Правильная оценка и учет этих закономерностей и особенностей составляют одно из непременных условий успеха воспитательных и управленческих воздействий на людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.02 с.)