Рынок. Закон спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок. Закон спроса и предложения



Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами.

Рынки могут принимать различные формы. Например, по типам товаров и услуг они делятся на рынок потребительских товаров, рынок труда, рынок иностранной валюты, рынок ценных бумаг, рынок информации, рынок инвестиций и т.п.

По масштабу рынки делятся на мировой, региональный, национальный и местный. По соответствию законодательству - на легальный и нелегальный. Все вместе это называется системой рынков

Один из главных критериев рынка - свобода действий участников. Покупатели определяют спрос, продавцы - предложение, в результате устанавливается равновесная цена.

Признаки рынка

1. Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, что, как и сколько производить

2. Нерегулируемый спрос. Потребитель сам решает, что, где, как и сколько покупать

3. Нерегулируемая цена. Цены зависят от спроса и предложения

Рыночная экономика - это тип экономической системы, при котором капитал и земля находятся в частной собственности. Поведение продавцов и покупателей, нанимателей и работников, цены регулирует закон спроса и предложения.

Противоположность рыночной экономике - командная экономика, где практически все ресурсы находятся в собственности государства, оно же централизовано руководит экономикой.

Свобода действий участников обеспечивает конкуренцию - соперничество между производителями товаров и услуг. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка.

По типу конкуренции рынки делятся на:

· Рынок чистой (свободной, совершенной) конкуренции. Множество производителей предлагает идентичную продукцию, никто из продавцов не может контролировать цены.

· Рынок несовершенной конкуренции:

· Рынок чистой монополии. Всю отрасль контролирует единственный производитель, конкурентов у него нет.

· Рынок олигополии. В отрасли конкурируют несколько - от двух до пяти - крупных производителей.

· Рынок монополистической конкуренции. Множество производителей конкурируют, предлагая неоднородную продукцию.

 

К основным функциям рынка относятся:

· Посредничество - рынок соединяет производителей с потребителями.

· Ценообразование - рынок устанавливает равновесную цену, при которой спрос равен предложению.

· Информирование - рынок предоставляет информацию о размерах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.

· Регулирование - капитал перетекает из менее выгодных отраслей в более прибыльные, с производящих товары по заниженным ценам на товары с повышенными ценами.

· Стимулирование - рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение издержек, увеличение качества и ассортимента.

· Координация - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага, получая за это прибыль.

· Оздоровление (санация) - экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, нерентабельные предприятия разоряются, рентабельные процветают.

Чтобы рынок развивался, необходимы следующие предпосылки.

· Конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации, действие законов, охраняющих частную собственность.

· Наличие резервов роста экономики: свободный капитал, запас трудовых и природных ресурсов.

· Обеспечение подвижности ресурсов - низкие трансакционные издержки.

· Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков, обеспечивающих участников рынка необходимой информацией.

Спрос, закон спроса

Спрос характеризует желание и готовность потребителя приобрести определенное количество товара при некоторых заданных условиях. Спрос изображается в виде графика – кривой спроса, показывающей, какое количество экономического блага готовы и в состоянии приобрести покупатели по заданным ценам в определенный период времени. В экономической теории при изображении кривой спроса принято откладывать цену по вертикальной оси, а объем спроса по горизонтальной оси

Каждая точка на кривой спроса имеет две координаты:

• величина (объем) спроса Qd – количество товара, которое потребители хотят и могут позволить себе приобрести по заданной цене;

• цена спроса P – цена, которую покупатели согласны платить за следующую единицу товара, если предыдущие единицы также будут куплены.

Неценовые факторы, влияющие на спрос: доход потребителя, цены на товары-заменители (субституты), цены на дополняющие товары (комплементарные). К неценовым детерминантам спроса относят также вкусы, ожидания, предпочтения потребителей, рекламу, моду, а также множество других факторов, влияющих на спрос.

Во многих задачах удобно использовать модель линейной функции спроса

 

Возрастание цены на товары-заменители приводит к увеличению спроса на данный товар, т.е. кривая спроса смещается вправо как показано на рис. 3 а. Например, при росте цен на мандарины, увеличивается спрос на апельсины. При росте цен на сопутствующие, дополняющие товары спрос уменьшается, т.е. кривая спроса сдвигается влево, как показано на рис.3 б. Например, рост цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.009 с.)