Нерукотворный образа Спасителя – Хлебный спас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нерукотворный образа Спасителя – Хлебный спас



«Какой второй Спас, такой и январь»

«Каков день на второй Спас, таков и Покров»

«Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму»

«На Второй Спас освящают яблоки»

«Третий Спас хлеба припас»

«Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год»

«Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно»

«Ласточки отлетают в три раза, в три спаса»

«Солнышко, солнышко, подожди!

Приехали господа-бояре

Из Велика-де Новагорода

На Спасов день пировать.

Уж вы ли, господа-бояре,

Вы, бояре старые, новгородские!

Стройте пир большой

Для всего мира крещёного,

Для всей братии названной!

Строили господа-бояре пир,

Строили бояре новогородские

Про весь крещёный мир.

Вы сходитеся, люди добрые,

На велик-званый пир;

Есть про вас мёд, вино,

Есть про вас яства сахарная,

А и вам, крещёный мир,

Бьём челом и кланяемся!»

Как и с «Первым Спасом» с «Яблочным» и «Хлебным» связано приношение в церковь первых плодов, на освящение. Так же мы видим прощание с солнцем, и просьбой к нему задержаться ещё не на долго – такое олицетворение святила, так же фольклорный элемент верований.

 

Косма и Дамиан – Кузьминки

В отличии от предыдущих указанных нами праздников «Кузьминки» не праздновались христианской церковью как–то по особенному, так что сомо по себе выделение народом святых Косьмы и Дамиана, уже составляет фольклорное почитание. Взглянем же на материал:

Летние Кузьминки:

«Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли».

«В этот день святые Косма и Дамиан спускаются на землю и помогаюти крестьянам чинить старые косы и грабли»

Кузьминки осенние:

«Кузьминки — об осени одни поминки»

«Кузьма закуёт, а Михайло (8 [21] ноября) раскуёт»

«Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз»

«Ты и скуй нам,

Кузьма-Демьян, свадебку! —

Чтобы крепко-накрепко,

Чтобы вечно-навечно,

Чтобы солнцем не рассушивало,

Чтобы дождем не размачивало,

Чтобы ветром не раскидывало,

Чтобы люди не рассказывали!»

Мы видим так же как и в предыдущих случаях христианских святых занимающихся сельскохозяйственными работами, что составляет фольклорное восприятие святых. Так же мы видим, христианское препоручение новобрачных святым (свадьбы по обычаю справлялись дважды в год: на Красную Горку и на осенние Кузьминки), но в тексте свадебной песни святые Косьма и Дамиан фольклорно трансформируются в мифического Кузьма-Демьяна, уже не имеющего непосредственного отношения к Христианской вере.

Заключение

Рассмотрев в качестве примеров русских народных песнях и поговорках пословицы, приметы и песни, мы видим на сколько тесно переплетены в религиозном сознании Православные традиции и народоверие. Отметим же все эти черты:

· Православие:

1. Календарные церковные праздники

2. Христианские святые

3. Обычаи приуроченные к церковному уставу

4. Аллюзии на Библейские сюжеты

· Фольклорно-языческие:

1. Народные названия праздников

2. Произвольное выделение того, или иного святого

3. Приобщение святых к сельскохозяйственному труду

4. Обращение к силам природы

5. Упоминание языческих персонажей

6. Упоминание языческих обычаев

Мы провели в донной работе исследование религиозных истоков в русских народных песнях и поговорках и разграничили их на Христианские и фольклорные.

Рассмотрели как формировался и жил русский народ на примере научных работ и русской классической литературы. Тем самым мы рассмотрели все черты русских народных песнях и поговорках, которые в синтезе и составляют русскую культуру, а именно это: христианская вера греческого извода, славянское язычество и быт, в силу своих особенностей, переработавший византийское православие.

Мы можем заключит, что:

1.  В русской литературе, широко отразились как православные так и фольклорно-языческие верования.

2. Несмотря на немногочисленные научные работы посвященные теме двоеверия, эта тема очень широка и ждёт своих исследователей.

3. В русских народных песнях и поговорках из христианства в основном отразились: ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ; ПЕРСОНАЛИИ; СЮЖЕТЫ.

4. Так же на русские народные песни и поговорки в вобрали в себя такие аспекты жизни русского человека, как: БЫТ; ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ; ФОЛЬКЛОРНО-ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБЫЧАИ И ВЕРОВАНИЯ.

 

Тема двоеверия в русском устному народном творчестве очень обширна. Выделение и рассмотрение каждого аспекта, того или иного влияния на религиозное восприятие русского народа необходимы, для понимания значения христианства и фольклора в формировании устного народного творчества.

 

 

Литература

1. Флоренский П., Эрн В., Булгаков С.Н. Ельчанинов А. История религии. Москва, 1909.

2. В. А. Никифоров–Волгин. Дорожный посох. Москва 1992.

3. А. Солженицын. Матрёнин двор. 2007.

4. «Загадки русского народа». Сост. Д. Н. Садовников. М., 1959, № 2094.

5. Древлянский. Белорусские народные предания, с. 105.

6. А. С. Фаминцын. Божества древних славян, с. 295.

7. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. I, с. 228.

8. Ю.Г. Круглов. Русские обрядовые песни. 1989.

9. Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы, – СЭ, 1978, № 3, с. 141, рис. 5 на с. 144.

10. Коринфский, 1901, с. 363.

11. Рыбаков Б. А. Календарь IV в. до н. э. из земли полян. – СА, 1962, № 4, с. 81.

12. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

13. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Москва. 1995.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.008 с.)