Характеристика Российской Федерациикак правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика Российской Федерациикак правового государства



Характеристика Российской Федерации как правового государства

2. Республиканская форма правления

3. Конституционный принцип разделения властей в России

4. Характеристика Россиикак социального государства

5. Принципы федеративного устройства России

6. Конституционные основы России как светского государства

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Конституция Российской Федерации // СПС Гарант.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов / М.В. Баглай. 10-е изд., изм и доп. М.: Норма, 2013.

3. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под. ред. Б.С.Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 (Книгафонд).

4. Конституционное право России: курс лекций / А.Н. Кокотов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.

Дополнительная:

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // СПС Гарант.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СПС Гарант.

Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СПС Гарант.

Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СПС Гарант.

Введение

Статья 1 Конституции РФ закрепляет конституционно-правовой статус Российского государства и его основные сущностные проявления.

Данная норма содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления.

Вместе с этими тремя основными элементами формы государства ст. 1 Конституции РФ содержит еще одну важную характеристику России – правовое государство.

Характеристика Российской Федерации как правового государства

2. Республиканская форма правления

3. Конституционный принцип разделения властей в России

4. Характеристика Россиикак социального государства

5. Принципы федеративного устройства России

6. Конституционные основы России как светского государства

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Конституция Российской Федерации // СПС Гарант.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов / М.В. Баглай. 10-е изд., изм и доп. М.: Норма, 2013.

3. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под. ред. Б.С.Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 (Книгафонд).

4. Конституционное право России: курс лекций / А.Н. Кокотов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.

Дополнительная:

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // СПС Гарант.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СПС Гарант.

Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СПС Гарант.

Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СПС Гарант.

Введение

Статья 1 Конституции РФ закрепляет конституционно-правовой статус Российского государства и его основные сущностные проявления.

Данная норма содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления.

Вместе с этими тремя основными элементами формы государства ст. 1 Конституции РФ содержит еще одну важную характеристику России – правовое государство.

Характеристика Российской Федерациикак правового государства

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Слайд Правовое государство. По большому счету правовое государство, каким оно представляется философам, политологам и правоведам, есть идеал, но идеал достижимый.

Закрепляя в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ положение о России как о правовом государстве, Основной Закон тем самым провозглашает ориентир конституционного развития и цель такого движения.

Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Слайд Правовое государство – это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 г. Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Слайд К основным признакам правового государства обычно относят:

- верховенство права и закона, поскольку в таком государстве законы должны быть гуманными, соответствующими общечеловеческим ценностям;

- связанность законом самого государства (а значит, всех его органов и должностных лиц, которые в своей деятельности должны руководствоваться законом и не выходить за рамки, им установленные);

- признание, соблюдение и защита прав человека, их приоритет перед правами и интересами государства;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых действует самостоятельно, взаимно уравновешивая и контролируя другие с целью недопущения чрезмерной концентрации полномочий у какого-либо органа или должностного лица;

- свободу экономических, политических и идеологических отношений;

- высокий уровень правовой культуры населения.

Каждый человек в правовом государстве соблюдает предписания закона в силу глубокого внутреннего убеждения, а государство создает условия, чтобы исполнение законов соответствовало интересам каждого члена общества.

Слайд Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства.

В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры.

Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав.

Слайд В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимостью суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Слайд Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда – ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению – ст. 22 и др.).

Слайд Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

Слайд В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Следовательно, государство связано правом, все должностные лица – от главы государства до рядового чиновника – обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую).

Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном государстве часто применяются неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. В Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Указанные признаки правового государства являются только основными.

Слайд В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, и законность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое др.

Разумеется, для всех соответствующих действий органов исполнительной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно – связанных с применением принуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.009 с.)