Тема 8. Система обеспечения безопасности участников уголовного процесса в некоторых зарубежных государствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Система обеспечения безопасности участников уголовного процесса в некоторых зарубежных государствах



 

Задание 1. Госзащита в Соединенных Штатах Америки.

Среди развитых зарубежных стран США имеют богатый и уникальный опыт по защите участников уголовного процесса. Именно это государство на фоне других развитых стран мирового сообщества первым приступило к решению проблем падения эффективности уголовного судопроизводства, вызванного посткриминальным воздействием на добросовестных участников уголовного процесса. В связи с исключительной мобильностью законодательства США, которое не так жестко кодифицировано, как, например, в России, спектр применяемых мер безопасности достаточно широк и сориентирован не столько на краткосрочную перспективу, ограниченную рамками уголовного судопроизводства, сколько на долгосрочную работу с лицами, которым нужна защита. На практике наиболее востребованными являются такие меры безопасности, как изменение установочных данных о личности и места жительства защищаемых лиц (обе меры применяются одновременно, что значительно повышает гарантии безопасности). В первом случае, меняется только фамилия, имя остается прежним. При этом специалисты правоохранительных органов США стремятся подобрать такую фамилию, чтобы инициалы были более привычными для защищаемого лица. Такой подход объясняется стремлением минимизировать дискомфорт свидетеля, обеспечить более безболезненную адаптацию к новым условиям существования, а также значительно снизить риск неосторожного раскрытия подлинной личности защищаемого объекта. Меры безопасности применяются только с согласия свидетеля; если оно получено, то Программа защиты действует до тех пор, пока угрозы жизни и здоровью свидетеля и членам его семьи будут оставаться реальными. Причем, не имеет значения, завершено уголовное судопроизводство с участием свидетеля или нет. Организация государственной защиты свидетеля может быть реализованы как на федеральном уровне, так и на уровне штата, а также местного органа власти. Так, например, в штатах Иллинойс, Калифорния, Нью-Йорк и других разработаны и успешно применяются на практике собственные программы защиты свидетелей, реализуемые в отношении преступлений, на которые не распространяется федеральная программа. По своему содержанию программы штатов предусматривают несколько меньшее по объему обеспечение гарантий защищаемых лиц за счет менее широкого перечня мер безопасности. В зависимости от объемов бюджета штатов, финансирование программ защиты свидетелей может осуществляться на компенсационной основе. Законодательством всех штатов предусмотрена защита «специальных категорий» потерпевших: детей, женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов, жертв половых преступлений и полицейских. Кроме того, законы отдельных штатов позволяют учитывать возраст жертвы при вынесении приговора. Так, в штате Невада преступникам, совершившим нападение на лиц старше 65 лет, суды назначают более длительные сроки лишения свободы. Для принятия решения об организации защитных мероприятий прокуратура направляет конфиденциальный запрос на разрешение применения мер защиты на имя помощника прокурора штата или округа. В таком запросе подробно обосновывается необходимость в применении мер защиты и дается характеристика свидетеля. В случае особой срочности, ответ на представленный запрос помощник прокурора имеет право дать устно и разрешить применение мер защиты, но только на 72 часа. При получении разрешения, применение мер защиты осуществляет федеральная Служба исполнения США (Служба маршалов).

В 1984 году был принят Закон «О всестороннем контроле над преступностью», нормы которого предусматривали возможность дальнейшей детализации параметров программы защиты свидетелей, а также кодифицировали и упорядочивали стратегию и процедуру применения мер обеспечения безопасности. В США действуют и другие специальные нормативные правовые акты: «Об усилении безопасности свидетеля», «О правах жертв преступлений и реституции» и пр. Нормы указанных источников предусматривают защиту, как граждан США, так и лиц без гражданства, иностранцев и других категорий лиц.

Задание 2. Госзащита в Германии.

Достаточно активно институт государственной защиты добросовестных участников уголовного судопроизводства действует и в Германии, где специализированные программы защиты применяются уже более 15 лет. Однако такое положение дел существовало не всегда. Долгое время отсутствовала четкая правовая регламентация существующей практики охраны участников уголовного судопроизводства, программа защиты потерпевших и свидетелей не была подкреплена соответствующими нормативными правовыми актами, специальных предписаний по этому поводу не существовало. Первым шагом в формировании правовой базы государственной защиты участников уголовного судопроизводства Германии было принятие 10 декабря 1986 года Закона «О защите потерпевшего», который заложил основы нормативного регулирования обозначенной деятельности. Настоящий закон установил систему мер, направленных на обеспечение личной безопасности жертв преступлений и членов их семей; расширил и закрепил их права; упростил порядок подачи исков и заявлений о компенсации ущерба; закрепил конкретный перечень оснований, допускающих проведение закрытых судебных заседаний, если это необходимо для обеспечения безопасности субъекта уголовно-процессуальных отношений. В 1988 году уголовная полиция Германии разработала Концепцию по защите свидетелей, в которой впервые были сформулированы цели и средства, необходимые для создания и функционирования организаций по защите свидетелей. В последующие годы в Германии принимался еще целый ряд нормативных правовых актов, которые детально регулировали те или иные вопросы государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Тем самым законодатель стремился всесторонне урегулировать вопросы защиты свидетелей и потерпевших по всему массиву национального законодательства и по всем отраслям права с целью создания условий для долгосрочного, в том числе пожизненного, применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, не ограничиваясь только рамками уголовного судопроизводства.

Задание 3. Госзащита в Италии.

В этой стране, помимо быстрого роста так называемой обычной организованной преступности, значительно активизировали свою деятельность мафия (mafia), каламбрийская ндрангета (ndrangheta), неаполитанская каморра (camorra) и миланская мала (mala), которые являются основными криминальными организациями в Италии, имеющими международный характер. Каждая из этих типично мафиозных организаций использует дня достижения своих целей запугивание, жестокость и насилие"". С помощью 15 тыс. боевиков, организованных в 500 банд, и приблизительно 100 тыс. сторонников мафия, ндрангета, каморра и мала контролируют положение дел на юге страны, в таких областях, как Калабрия, Кампанья и остров Сицилия, а также в других районах Италии, таких, например, как Неаполь, Рим, Милан и Турин"".

Создавшейся ситуации во многом способствуют обычаи и традиции мафии, свято чтимые в этой стране. Особенно это касается обета хранить молчание (omerta), нарушение которого карается смертью. Те, кто, оказавшись в руках полиции, называл чьи-то имена, не успевал дожить до суда. Другим законом мафии является категорический запрет иметь в какой-либо форме дело с органами государственного правосудия. Поэтому в ходе судебного разбирательства было практически невозможно доказать наличие преступного сговора на занятие незаконной деятельностью. Этому также способствовало сращивание мафии с работниками правоохранительных органов и их подкуп, незаконная деятельность адвокатов, фабриковавших доказательства "невиновности" своих подопечных, запугивание судей, присяжных заседателей, потерпевших, свидетелей и других участников процесса, что создавало вокруг судопроизводства обстановку насилия и страха»".

Если раньше обычаи мафии признавали неприкосновенность фигуры судебного чиновника и запрещали убивать "служителей закона", то в последнее время среди ее жертв насчитываются судьи, прокуроры, следователи и даже судебные эксперты. В частности, в Палермо убиты республиканские прокуроры П.Скальоне и Г. Коста; под Кор-леоне застрелен полковник корпуса карабинеров Д. Руссо, в течение многих лет проводивший расследование деятельности мафии в Палермо и Сицилии; погиб ставший знаменитым по процессам против мафии судебный следователь Ч.Терранова; в Милане киллеры зверски убивают адвоката Д.Амброзоли, человека безупречной репутации. Преступные сообщества нанесли серьезный удар правосудию, застрелив в Палермо генерала корпуса карабинеров Д.Кьезу, расследовавшего дела о международной торговле героином и связанные с этим преступные операции. При этом убийцы не пощадили и находившуюся с ним молодую жену'»».

Указанные обстоятельства вызвали в Италии настоящий шок и послужили толчком к разработке специальных мер государственной защиты участников уголовного процесса. Так, в 1984 г. была принята программа защиты свидетелей, руководство которой осуществляется через центральную службу в рамках Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел и через Канцелярию Государственного обвинителя по делам, возбуждаемым против мафии'»'.

Эта программа применяется в тех случаях, когда меры по защите, предпринимаемые в соответствии с действующим законодательством Италии, оказываются недостаточно эффективными.

В целях защиты.лиц, содействующих уголовному судопроизводству, допускается их отсутствие в зале судебного разбирательства, где происходит рассмотрение уголовного дела. Они могут давать свидетельские показания с помощью технических средств, находясь в других помещениях, обеспечивающих их безопасность

Закон обязывает защищаемых лиц соблюдать предписанные им нормы безопасности и активно сотрудничать в плане обеспечения их охраны. В частности, они должны представлять соответствующим правоохранительным органам полные и подтвержденные сведения, связанные с их гражданским состоянием, семейным и имущественным положением, незаконченными уголовными гражданскими и административными процедурами и т.п.

Особое место в данном нормативном акте уделяется соблюдению строгого режима работы с документами, относящимися к принимаемым мерам защиты.

 

 

Задание 4. Госзащита во Франции.

Уголовно-процессуальное законодательство Франции также гарантирует защиту участников судопроизводства, осуществляемую, как правило, с помощью мер общего характера, среди которых можно выделить следующие:

применение к обвиняемому меры пресечения в виде предварительного заключения; '

осуществление судебного контроля над обвиняемым, предусматривающего 16 особых условий, среди которых: воздерживание от приема и встреч с кругом лиц, обозначенных следователем; недопущение контакта с данными лицами каким бы то ни было способом;

информирование жертвы преступления о своих правах и роли в уголовном процессе.

Следует отметить, что во Франции строго соблюдается принцип обеспечения права на защиту. Уголовно-процессуальное законодательство, установив принцип гласности, ограничивает его теми случаями, когда открытость опасна для общественного порядка или нравственности. Указанное положение допускает возможность закрытого судебного разбирательства.

В целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства УПК позволяет свидетелям указывать не свой домашний адрес, а адрес ближайшего комиссариата или бригады жандармерии. Аналогичным правом обладают должностные лица, осуществлявшие разбирательство уголовного дела.

В то же время необходимо обратить внимание на ряд нововведений, содержащих ряд международных принципов и стандартов относительно защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений. Большое значение в этой области имеет закон N 81-82 от 2 февраля 1982 г., усиливший безопасность и гарантии личных прав и свобод участников процесса путем внесения соответствующих инноваций в УПК. Также существенную роль играет закон от 8 июля 1983 г. "Об усилении защиты потерпевших от преступлений", в котором содержатся конкретные меры по оказанию помощи данному участнику процесса вплоть до возмещения от имени государства понесенных убытков".

К середине 80-х годов во Франции в 42 департаментах финансировали 85 специализированных служб помощи жертвам преступлений, субсидируемые государственными или местными властями и ежегодно оказывающие многоплановую помощь более 15 тыс. потерпевшим^.

Координацию и руководство всеми программами, предназначенными для жертв преступлений, в этой стране осуществляет Бюро по делам жертв при Министерстве юстиции. Кроме того, во Франции учрежден межминистерский комитет и Национальный институт помощи жертвам и посредничества (ИНАВЕМ), которые оказывают помощь и координируют мероприятия свыше 110 ассоциаций.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» № 119- ФЗ от 20 августа 2004 года и федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» № 45-ФЗ от 20 апреля 1995 года не лишены пробелов и при их применении нередко приходится сталкиваться с различного рода трудностями.

В связи Вам предлагается разработать предложения в законы о внесении соответствующих изменений и поправок, т.е. необходимо разработать два новых законопроекта со своими предложениями.

(ДВА ОДИНАКОРВЫХ ЗАКОНОПРОЕКТА В ГРУППЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.014 с.)