Схемы и таблицы по теме занятия. Провизорные органы (внезародышевые органы): органы, образующиеся и функционирующие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы и таблицы по теме занятия. Провизорные органы (внезародышевые органы): органы, образующиеся и функционирующие



Провизорные органы (внезародышевые органы): органы, образующиеся и функционирующие только в эмбриональном периоде онтогенеза. 

Название провизорного органа Источники развития Функции
Желточный мешок Внезародышевая энтодерма и внезародышевая мезодерма Образование первых кровеносных сосудов, стволовых клеток крови, половых клеток,
Аллантоис Внезародышевая энтодерма и внезародышевая мезодерма Проводник кровеносных сосудов к хориону
Амнион Внезародышевая эктодерма и внезародышевая мезодерма 1. Водная среда для развития плода 2. Защита плода от механических повреждений и сдавлений 3. Иммунная защита (в амниотической жидкости имеются IgG и IgA).
Хорион Трофобласт и внезародышевая мезодерма. Различают гладкий и ворсинчатый хорион Являясь частью плаценты, участвует в выполнении ее функций
Пупочный канатик (пуповина) Содержит 2 пупочные артерии и 1 пупочную вену, вокруг слизистая соединительная ткань (Вартонов студень), а снаружи – амниотическая оболочка Обеспечивает связь плода с плацентой. Препятствует сдавлению кровеносных сосудов за счет студенистой (слизистой СТ).
Плацента Плодная часть: амнион+ворсинчатый хорион Материнская часть: основная децидуальная оболочка (видоизмененный эндометрий). Трофическая Дыхательная Экскреторная Барьерная Эндокринная

 

Типы плацент у млекопитающих (по степени погружения ворсин в слизистую оболочку матки):

1. Эпителиохориальный

2. Десмохориальный

3. Эндотелиохориальный

4. Гемохориальный (у человека).

 

Гемохориальный барьер:

1. Эндотелий гемокапилляра плода

2. Базальная мембрана капилляра плода

3. Соединительная ткань плода (чем старше ворсина, тем ее меньше)

4. Базальная мембрана эпителия трофобласта

5. Цито- и (или) симпластотрофобласт

6. Фибриноид (не всегда).

 

8. Тестовые задания для самоконтроля

 

8.1. Первичные ворсины хориона состоят из

1. соединительной ткани

2. внезародышевой мезодермы

3. внезародышевой энтодермы

4. трофобласта

5. кровяных островков

8.2. Тип плаценты у человека

1. эпителиохориальный

2. лимфохориальный

3. гемохориальный

4. эндотелиохориальный

5. десмохориальный

8.3. Ворсины зрелой плаценты покрыты

1. однослойным эпителием

2. двухслойным эпителием

3. цитотрофобластом

4. симпластотрофобластом

5. макрофагами

8.4. Амнион образуется из внезародышевых

1. эктодермы и мезодермы

2. эктодермы и энтодермы

3. энтодермы и мезодермы

4. энтодермы и мезенхимы

5. мезодермы и мезенхимы

8.5. Главные эндокринные регуляторы функций молочной железы:

1. щитовидная и околощитовидные железы

2. мозговое и корковое вещество надпочечников

3. панкреатические островки и тимус

4. вилочковая и щитовидная железы

5. яичник и гипофиз

 

Вопросы к итоговой контрольной работе

 

  1. Дайте определение понятиям:
    • Клетка
    • Органелла
    • Включения
    • Ткань
    • Эмбриогенез
    • Онтогенез
    • Жизненный цикл клетки
    • Саркомер
  2. Приведите классификацию:
    • Покровных эпителиев с примерами
    • Соединительных тканей
    • Мышечных тканей по строению и по происхождению
    • Нейроцитов по строению и по функции
    • Нейроглии
    • Нервных волокон
    • Нервных окончаний
  3. Напишите нормальные показатели гемограммы и лейкоцитарной формулы
  4. Назовите последовательно оболочки и их слои стенки
    • Пищевода
    • Желудка
    • Тонкой кишки
    • Толстой кишки
    • Трахеи
    • Сердца
    • Аорты
    • Артерии мышечного типа
  5. Назовите
    • Источники развития сердца и типы кардиомиоцитов
    • Зоны коры надпочечников и их гормоны
    • Базофильные клетки передней доли гипофиза и их гормоны
    • Ацидофильные клетки передней доли гипофиза и их гормоны
    • Источники развития гипофиза
    • Источники развития щитовидной железы
    • Т- и В-зависимые зоны лимфатического узла
    • Морфологические отличия строения тимуса
  6. Нарисуйте и обозначьте схему
    • Симпатической вегетативной рефлекторной дуги
    • Капилляра соматического типа
    • Аэрогематического барьера
    • Строения Кортиева органа
    • Кровоснабжения печеночной дольки
    • Легочного ацинуса
    • Строения кишечной крипты
    • Строения собственной железы желудка

ЭКЗАМЕНЫ

На информационном стенде кафедры имеется перечень вопросов, экзаменационных препаратов и электронограмм, поэтому студенты могут заблаговременно ознакомиться с указанными методическими материалами. Вопросы, как и программа в целом, отличаются на разных факультетах. От студентов различных факультетов требуется более углубленные и совершенные знания специальных профильных вопросов.

От студентов стоматологического факультета требуются более глубокие знания всех органов переднего отдела пищеварительной системы, костных, хрящевых, эпителиальных тканей, периферического нерва.

Студенты педиатрического факультета при подготовке к экзаменам должны уделить больше внимания эмбриональному и раннему постэмбриональному гисто- и органогенезу, особенностям детской гистофизиологии.

От студентов лечебного факультета требуется знания всех разделов гистологии, морфофункциональных изменений, возникающих при старении организма (элементы геронтологии).

Вопросы в экзаменационных билетах охватывают всю программу, включая материал учебника и лекций, и распределены по билетам таким образом, чтобы наиболее полно были представлены основные разделы предмета, а трудность и информативность различных билетов в целом были примерно одинаковы.

Разделы гистологии в билетах представлены с учетом их значения в медицине. 1-й вопрос - из частной гистологии, 2-й вопрос - из общей гистологии, З -й вопрос - из цитологии или об­щей эмбриологии.

Знания практической гистологии студент демонстрирует при определении гистологических препаратов и электронограмм. Он должен не только определить препарат и электронограмму, но показать и правильно, используя номенклатурные термины, назвать основные структуры объектов.

Указанное выше должно быть принято во внимание каждым студентом с тем, чтобы подготовка к экзаменам была рациональной и продуктивной. Как показал опыт, наилучшая форма самоподготовки - это сочетание чтения с просмотром препаратов, электронного атласа, альбома, электронограмм и учебных таблиц. Такой режим самоподготовки способствует закреплению знаний и, что не менее важно, вызывает меньшее утомление, чем непрерывное чтение.

Консультации в период сессии даются ежедневно как по теоретическим вопросам, так и по препаратам и электронограммам. При подготовке в кабинетах кафедры студент должен соблюдать все правила работы в лаборатории, соблюдать аккуратность при работе с микроскопом и препаратами, не нарушать порядка и соблюдать чистоту. Требования персонала кафедры должны выполняться обязательно.

 

СДАЧА ЭКЗАМЕНОВ

 

1. Перед устным экзаменом Отдел тестирования университета проводит рейтинговое тестирование по предмету, которое является первым этапом экзамена.

2. Экзамены проводятся по общему для всех факультетов расписанию. Начало экзаменов в 8.30.

3. Экзамены принимают преподаватели под руководством заведующего кафедрой.

4. Войдя в кабинет, студент предъявляет зачетную книжку и вынимает индикатор билета. После записей в журнале студенту предоставляется кейс: билет, гистологические препараты, электронограмма и ситуационная задача.

5. После подготовки студент приглашается к экзаменатору для беседы.

6. При выставлении итоговой оценки учитывается результат тестирования, текущей успеваемости (БРС), посещаемость лекций и занятий, с учетом знания теоретического материала и умения определять гистоструктуры.

Повторная сдача курсового экзамена, а также сдача экзамена вне расписания, производится только с разрешения деканата.

После завершения экзамена необходимо сдать учебники, атласы и практикумы в библиотеку, чтобы ваши коллеги с младшего курса могли их получить своевременно.

 

 

КАФЕДРА ЖЕЛАЕТ ВАМ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ!

 

Ответы к тестовым заданиям

Занятие № 9: 8.1.-2; 8.2.-4; 8.3.-2; 8.4.-2; 8.5.-3.

Занятие № 10: 8.1.-5; 8.2.-1; 8.3.-2; 8.4.-2; 8.5.-3.

Занятие № 11: 8.1.-1; 8.2.-2; 8.3.-1; 8.4.-1; 8.5.-1.

Занятие № 12: 8.1.-3; 8.2.-5; 8.3.-1; 8.4.-2; 8.5.-5.

Занятие № 13: 8.1.-2; 8.2.-3; 8.3.-3; 8.4.-2; 8.5.-1.

Занятие № 14: 8.1.-1; 8.2.-3; 8.3.-4; 8.4.-4; 8.5.-2.

Занятие № 15: 8.1.-5; 8.2.-1; 8.3.-2; 8.4.-4; 8.5.-3.

Занятие № 16: 8.1.-4; 8.2.-1,2; 8.3-3; 8.4.-5; 8.5.-3.

Занятие № 17: 8.1-3; 8.2.-2; 8.3.-3; 8.4.-4; 8.5.-1.

Занятие №18: 8.1.-4; 8.2.-3; 8.3.-4; 8.4.-1; 8.5.-5.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Гистология, цитология и эмбриология [Текст] / Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.И. Юриной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 800 с.

2. Бойчук Н.В. Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие [Текст] / Н.В. Бойчук. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 160 с.

    

Дополнительная литература

1. Руководство по гистологии [Текст] / Под ред. Р.К. Данилова. – СПб.: СпецЛит, 2011. – Т.2. – 511 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.205.2 (0.016 с.)