Ковалевский М.М. о государстве и праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ковалевский М.М. о государстве и праве.



В 1877 г. Максим Максимович Ковалевский (1851–1916 гг.), юрист, социолог, историк общественный деятель, был избран профессором государственного права и сравнительной истории права Московского университета и занимал эту должность в течение 10 лет. Его многочисленные ученые труды, печатавшиеся и в России, и за границей, свидетельствуют о широте его научных интересов, огромной эрудиции и самостоятельности мысли. Ковалевский – автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь-этнограф, социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.

Основные произведения:

-      «Социология»;

-      «Очерки по истории политических учений...»;

-      «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительным освещении» и др.

Основы учения о праве и государстве:

· область изучения широка — экономика, политика, этнография, социология, юриспруденция;

· в концепции Ковалевского прослеживаются характерные черты русского либерализма;

· юридическая наука должна искать «руководящую нить» в социологии, право модно понять только из социальных условий жизни общества;

· вопросы права и государства исследованы с позиций социологического позитивизма;

· в основе юриспруденции Ковалевского — сравнительно-историческая этнография;

· придерживается сравнительно (историко-сравнительного) метода;

· подчёркивает две функции сравнительного метода:

· как средства к построению совершенно новой науки, которая называется по-разному — описательная социология, история естественного поста человеческих обществ, естественная история человеческих обществ;

· как одного из приёмов изучения истории той или иной правовой системы;

· историко-сравнительный метод дополняет новыми приёмами — указал на метод «переживаний», суть которого состоит в том, что исследователь должен обращаться к анализу позднейших по времени возникновения памятников законодательства и юридической практики с целью обнаружения в них тех или иных обычаев и норм, по своему содержанию и характеру прямо свидетельствующих о возникновении их в сравнительно ранний период народной жизни;

·  «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительным освещении» — труд Ковалевского, который является примером применения историко-сравнительного метода.

Учение о праве:

-      право возникает раньше государство (первичное право);

-      в своём основании правомерен нравственную основу;

-      право — это нормы, ставящие целью поддержание и развитие общественной солидарности, которые приводятся в жизнь организованной силой общества — государством;

-      право рассматривается как продукт исторического развития общества, оно развивается в результате взаимодействия разных факторов: экономики и политики, религии и нравственности, науки и искусства;

-      указывал на соотношение права и нравственности; первичное право имеет нравственную основу; природа морали и права одна — общественная солидарность;

-      законы классифицировал на обыкновенные и конституционные; обыкновенные всегда зависят от конституционных;

-      между новыми правилами, «старым правом» и нравственностью могут возникнуть коллизии, которые разрешает судебная практика, суд разрешает противоречия, но такие роения допускаются лишь в качестве исключения и судят сигналом необходимости внесения изменений в систему права. 

Учения о государстве:

-      государство — политическая организация, лома общежительного союза, при котором народ находит возможность политического самоопределения под властью признаваемого им общего правительства;

-      задачи государства:

-      поддерживать политическое самоопределением общества, что выражается в организации той или иной формы правления;

-      помогать праву в «замирении общественной среды»; вместе с тем, власть государства не должна быть безграничной, иначе она вступает в противоречие с интересами индивида и ведёт к ограничению его свободы;

-      в основе государства должны находиться:

-      свобода совести;

-      равенство граждан перед законом;

-      свобода и равенство неотделимы, свобода выразима лишь с помощью равенства.

Учение о правах человека:

-      права человека — это «полновластие», «полноправие»;

-      свобода невозможна без равенства — все нации должны быть равны между собой;

-      равноправие и терпимость рассматривает как средство для установления в многонациональном государстве мира и порядка. 

Различие политическое организации не в наличии или отсутствии правящей династии, а в большей или меньшей автономии личности, большем или меньшем участии всего общества в руководстве политической жизни страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.004 с.)