Специфика вербальной коммуникации, ее функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика вербальной коммуникации, ее функции.



Тема 5. Виды межкультурной коммуникации

Вопросы для подготовки:

1. Специфика вербальной коммуникации, ее функции.

2. Формы и стили вербальной коммуникации.

3. Сущность невербальной коммуникации, ее функции.

4. Формы невербальной коммуникации: кинесика, такесика.

5. Формы невербальной коммуникации: сенсорика, проксемика, хронемика.

6. Сущность паравербальной коммуникации.

7. Средства паравербальной коммуникации.

Сущность невербальной коммуникации, ее функции.

 

Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система1.

Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Таким образом, любая коммуникация, которая осуществляется без слов, считается невербальной. Чувства так же, как и информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

1. Невербальное поведение предоставляет информацию о личности собеседника. Сведения о:
темпераменте человека;

· его "Я" – образе и самооценке;

· его эмоциональном состоянии в данной ситуации;

· его личностных качествах и свойствах;

· сто социальном статусе;

· его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, выходит из него и поддерживает);

· его принадлежности к определенной субкультуре или группе.

2. Оно отражает отношение друг к другу участников процесса коммуникации:

· о типе или характере отношений (зависимость – доминирование, нерасположение –расположение);

· о динамике взаимоотношений (выяснить отношения, желание поддерживать общение, прекратить его и т.п.);

· о желаемом уровне общения (эмоциональная и социальная близость, либо отдаленность).

3. Оно отражает информацию об отношении участников процесса коммуникации к самой ситуации, которая позволяет им регулировать взаимодействие. Она также свидетельствует о включенности в эту ситуацию (спокойствие, комфортность, интерес) или желании выйти из данной ситуации (нетерпение, нервозность).

 

Тема 5. Виды межкультурной коммуникации

Вопросы для подготовки:

1. Специфика вербальной коммуникации, ее функции.

2. Формы и стили вербальной коммуникации.

3. Сущность невербальной коммуникации, ее функции.

4. Формы невербальной коммуникации: кинесика, такесика.

5. Формы невербальной коммуникации: сенсорика, проксемика, хронемика.

6. Сущность паравербальной коммуникации.

7. Средства паравербальной коммуникации.

Специфика вербальной коммуникации, ее функции.

 

Вербальная коммуникация – это передача информации при каком-либо взаимодействии с помощью знаков в виде речевого общения.

В семиотике выделяют несколько признаков естественного человеческого языка, отличающих его от других знаковых систем и, в особенности, от систем коммуникации у животных. Прежде всего, естественный человеческий язык является вокально-слуховым каналом для всех языковых сообщений, которые передаются голосом и воспринимаются слухом. Дальше, языковая деятельность не имеет непосредственно биологического значения, она в этом плане несущественна (нерелевантна). В процессе разговора как бы ни изменялся характер речи (тембр, высота голоса, скорость, интонация и т.п.), это нисколько не влияет на биологические свойства окружающей среды. Наконец, в человеческом языке происходит произвольная семантизация (придание смысла) между явлением, выступающим в качестве материального знака, и тем явлением, которое им означается. Без семантизации, как правило, нет языка как такового.

Таким образом, у человека и общества одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. Известно, что языковое оформление каждого конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор (коммуникатор). Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации.

Обычно выделяют три основных и две частные функции речи. К числу основных относят: репрезентативную (представительную), апеллятивную (воздействующую) и экспрессивную (выразительную). Среди частных различают: фатическую (ритуальную) и метаязыковую (толковательную). Помимо этого, говорят еще о поэтической, эмотивной (возбуждающей), волюнтативной (волеизъявляющей) и ряде других функций. Следовательно, при социальном общении каждая единица языка имеет определенное содержание и потенциально несет в себе некоторый объем информации. Не только слово, но и другие языковые формы, перерабатывая содержание в информацию, становятся единицами речи.

При коммуникации серьезным препятствием для передачи информации являются помехи и искажения. Чтобы придать языку помехоустойчивость, которая возникает в особенности при декодировании, необходимо должным образом ориентироваться в специфике тех барьеров, ограничивающих понимание информации и возникающих либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека. При этом выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические. Что они собой представляют?

Личностные барьеры связаны с коммуникативными искажениями, порождаемыми человеческими эмоциями, неумением слушать собеседника, различиями в образовании, социально-экономическим статусом, потребностями, интересами, накопленным опытом, а также в психологической несовместимости людей, участвующих в коммуникации. При этом между мужчинами и женщинами были обнаружены весьма существенные различия. Обычно мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, тогда как женщины большее внимание уделяют доверительным взаимоотношениям. Мужчины стремятся замаскировать свою неуверенность в чем-либо, что отличает их от часто сомневающихся женщин. Мужчины имеют и такую особенность, как прямолинейность, а женщины предпочитают обходные маневры. В то же время женщины стремятся задать больше вопросов, проясняющих проблемы, тогда как мужчины считают лишние вопросы подтверждением своей некомпетентности.

Физические барьеры представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде взаимодействия. Среди них выделяются всяческие "шумы", окружающая обстановка, взгляды, улыбки, интонации, модуляции голоса и др., способные препятствовать или, наоборот, содействовать пониманию и усвоению передаваемой информации. Исследования показали, что 55% информации воспринимается через жесты, позы и выражения лица; 38% – через интонации и модуляции голоса и только 7% – через слова[1]. Практически невербальная информация берет верх над вербальной, в какой-то мере даже подавляет ее. В процессе коммуникации важнее не то, что говорится, а как говорится.

Экологические методы управления позволяют преодолевать физические барьеры. С этой целью отправитель стремится так изменить окружающую обстановку, чтобы повлиять на чувства и поведение коммуникантов. Серьезное влияние на взаимодействующие стороны оказывают пространственные характеристики, которыми занимается проксемика (лат. proximus – ближайший), изучающая взаимодействие человека и окружающей физической среды. На результат коммуникации влияет установление межличностной дистанции. Так, публичное расстояние превышает 3,5 м, социальная дистанция – от 1 до 3,5 м, личностная дистанция – до 1 м, интимная дистанция – от 15 дм до 50 см[2].

Семантические барьеры возникают там, где коммуниканты каждый по-своему понимают значение одних и тех же символов, т.е. приписывают им разные значения. Символы, как известно, многозначны, и при выборе одного из них может возникнуть недопонимание. Используемые в коммуникациях ограничения сужают возможность интерпретации и понимания сообщений и привносят субъективность в толкование и оценку информации.

Особенно сложные проблемы возникают при построении коммуникаций между представителями разных культур. В этом случае обе стороны должны знать нс только буквенные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в должном контексте, учитывая интонацию, громкость, сопровождающие жесты и др. Семантика с необходимостью приводит к ограниченной базе используемых в общении символов. Практически всякая коммуникация осуществляется посредством символических обозначений, декодирование и субъективная интерпретация которых могут привести к эмоциональным и другим барьерам, блокирующим межличностное общение.

Коммуникативные барьеры можно преодолеть. Для этого любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Последнее означает полное или частичное повторение сообщения, которое обычно служит лишь для проверки и корректировки наших сведений. По мнению И. Р. Гальперина: "В потоке речи... избыточность помогает выделить главное, оттенить существенное, приглушить второстепенное и тем самым дать возможность сконцентрировать внимание на самой информации"[3]. Сообщение, не содержащее избыточной информации, обычно самое трудное для восприятия. В то же время чрезмерная избыточность сообщения представляет собой почти полное отсутствие информации, что также нежелательно. Оценка информации содержательного характера определяется ее новизной, свежестью и неожиданностью.

Итак, каковы особенности передачи вербальной информации? Во-первых, в реальном общении целью акта коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника. Воздействие может осуществляться в форме приказа, инструкции или в форме рекомендации, совета. Во-вторых, живая речь предполагает не однонаправленную передачу информации, а взаимный обмен сообщениями. В процессе подобного общения говорящий и слушающий поочередно меняются ролями, высказываясь об общем предмете разговора. За речевым действием коммуникатора (акцией) всегда следует реакция коммуниканта. Последовательность акции и реакции образует речевое взаимодействие, или элементарный диалог. Если цель коммуникатора в этом акте не достигается, то продолжается обмен речевыми действиями, пока не будет достигнута соответствующая цель общения.

Формы речевой коммуникации немногочисленны и зависят от направленности речевого потока. Обычно выделяют три таких формы: монолог (гр. mono – один + logos – речь), диалог, и полемику. Речь называется монологической, когда активность проявляет только один из коммуникантов. Коммуникация в этом случае имеет однонаправленный речевой поток. И потому монолог.это такая форма речи, которая образуется в результате активной вербальной деятельности конкретного индивида, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие другим индивидом или группой лиц. Поскольку монолог предполагает весьма специфическую ситуацию в общении, его еще иногда определяют как интраперсональный акт (лат. intra – внутри + persona – личность). В принципе, монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.

Монолог используется как в обыденной жизни, так и в профессиональной. На обыденном уровне он используется крайне редко. В отличие от этого, на профессиональном уровне монолог достаточно часто употребляемая форма. Он используется в ораторских выступлениях, сфере искусства, общении по телевидению и радиовещанию, системе образования и др. Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (ораторская речь, художественный монолог, бытовой рассказ и пр.), а также формы коммуникации (убеждение, рассуждение, повествование и т.д.).

В числе первых наук, которая заинтересовалась проблемами построения монолога, была риторика (греч. rhetorikos – теория и искусство красноречия). В ней было предложено достаточно много вариантов построения ораторской речи. По предложенной Квинтилианом (Рим, I в. н. э.) схеме, она должна состоять из восьми частей: 1) обращение (к слушателям); 2) наименование темы; 3) повествование (история вопроса); 4) описание (состояние на текущий момент); 5) доказательство; 6) опровержение (возможных доводов противника); 7) воззвание; 8) заключение. Классическая риторика большое внимание уделяла логической выстроенности речи, убедительности аргументации и ориентировалась прежде всего на публичные выступления ораторов.

Серьезная проблема при изучении монологической речи – ее классификация. Поскольку здесь не выработано достаточных критериев, монологи классифицируют по различным основаниям. По цели высказывания: 1) убеждающие, 2) сообщающие, 3) лирические, 4) драматические; по времени подготовки: 1) экспромт, 2) долговременные; по содержанию сообщения (передающие содержание другого текста): 1) кратковременные, 2) подробные и др.

В отличие от монолога речь считается диалогической, если передача информации направлена к другому коммуниканту или группе коммуникантов. Причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами восприятия и обработки полученной информации. Поэтому диалогом (греч. dialogos – разговор, беседа) называется такая форма речи, при которой происходит взаимный обмен высказываниями-репликами между двумя и более коммуникантами. В нем в наибольшей степени реализуются опросно-ответные комплексы. Координацию действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные приемы и правила, которые известны говорящим и регулярно используются в разговоре[4].

Для диалога характерна ситуативность, которая проявляется в зависимости от обстановки разговора; контекстуальность, обусловленная предыдущими высказываниями; непроизвольность и малая степень организованности, которые проецируются незапланированным характером актуальных отношений. Генетически диалог восходит к устно-разговорной форме, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения, а также полифункциональность, семантический синкретизм (смыслообъединение), экспрессивность и словотворчество. Обычно он строится по правилам, характерным для устной речи, ему присущи своеобразный синтаксис, ситуативные лексические новообразования, неполный стиль произношения и др.

Вполне естественно, что диалог имеет ряд языковых особенностей, которые отличают его от других форм речевой коммуникации. К числу основных относятся: наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах; синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущих высказываний; обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик и др.

Каковы типы диалогов? Обычно выделяют три: информативный, состоящий из вопросов и ответов; прескриптивный, содержащий просьбу, приказ или отказ; праздноречивый, направленный на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх и др.).

В отличие от монолога и диалога полемика (фр. polemique – спор, дискуссия) – техника убеждения слушателя или собеседника в своей правоте. В данной ситуации во взаимодействии коммуникатора и коммуниканта наличествуют конфронтация, противостояние, противоборство идей и речей. Следовательно, полемику можно определить как борьбу противоположных мнений по какому-либо вопросу с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Разновидностями полемики выступают спор и дискуссия. Что касается спора, то под ним понимается всякое разногласие по какому-либо предмету, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Спецификой дискуссии является публичное выяснение мнений сторон, нахождение правильного решения спорной проблемы.

Существует два способа подтверждения собственной правоты: убеждение, связанное с воздействием на эмоции человека, и доказательство, базирующееся на логике.

Организуя устноречевое общение при помощи запуска речевых механизмов, говорящий и служащий структурируют передаваемую – получаемую информацию, систематизируя отдельные значимые речевые произведения, которые называются высказываниями. Последние обозначают процесс и одновременно словесный результат решения определенной коммуникативной задачи языковыми средствами.

Информативной единицей коммуникативного процесса обычно считают смысл как отражение действительности в индивидуальном сознании говорящего или слушающего. Основной единицей говорения признается производство конкретного слова, предложения (высказывания), которое осуществляется в ходе обмена продуктами речи между говорящими.

В социальной жизни мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники коммуникации в профессиональной и социально-культурной сферах, обмениваясь мнениями по определенной проблеме или воспринимая информацию, стремятся получить максимум знаний о предмете обсуждения. Принято считать, что в вербальном (речевом) общении главную роль играет говорящий. Однако роль слушающего не менее активна и важна. Степень активности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаимодействия собеседников.

В процессе общения роль слушания проявляется как реактивный вид речевой деятельности, который осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения (письма). Человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит. Основная задача слушающего – не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая. В плане обратной связи единицей слушания называют смысловое решение, происходящее в сознании и обычно предшествующее реальным действиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.024 с.)