Основы лесопаркового хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы лесопаркового хозяйства



ОСНОВЫ ЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Методическое обеспечение (сопровождение) практических

работ для студентов очной и заочной форм обучения

факультета лесного хозяйства по направлению подготовки

35.03.01 – «Лесное дело»

квалификация (степень) «бакалавр»

 

Нижний Новгород, 2015

Составители: к.с.-х.н., доцент Храмова О.Ю

 

 

УДК 630

 

Основы лесопаркового хозяйства: Методическое обеспечение (сопровождение) практических работ  для студентов очного отделения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки  35.03.01 – «Лесное дело» (квалификация (степень) "бакалавр") / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2015. – 47 с.

 

 

Указания служат для методического обеспечения проведения практических работ по дисциплине Б1.В.16 «Основы лесопаркового хозяйства»

 

Печатается по решению методического совета НГСХА.

 

Рецензент:

 

Заведующий кафедрой лесоводства и лесозащиты НГСХА кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мариничев Е.А.

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2015

Содержание

Методическая справка 4
Введение 8
1.Оценка пригодности лесных территорий для рекреационного лесопользования…………………………………………………………………...   10
2. Принципы выделения и расчет площади зеленых, лесопарковых и санаторно-курортных зон ………………………………………………………..   11
3. Учет посещаемости в рекреационных лесах…………………………………. 13
4. Расчет рекреационной емкости и рекреационных нагрузок на основные планировочные элементы территории …………………………………………..   16
5. Функциональное зонирование территории лесопарков …………………….. 18
6. Оценка рекреационных насаждений. Ландшафтная таксация лесопарковых насаждений………………………………………………………..   22
7. Ландшафтный анализ территории…………………………………………….. 23
8. Разработка мероприятий по благоустройству территории лесопарков…….. 24
9. Разработка мероприятий по уходу и формированию насаждений…………. 25
10. Рубки формирования в различных лесопарковых насаждениях…………... 25
11. Разработка плана проектируемых мероприятий……………………………. 29
Литература………………………………………………………………………… 45

Методическая справка

 

Настоящие методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» и рабочей программой дисциплины Б1.В.16 - «Основы лесопаркового хозяйства» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 г. № 314. Указания служат для методического обеспечения проведения практических работ по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства». В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело» дисциплина «Основы лесопаркового хозяйства» входит в состав обязательных дисциплин вариативной части. Дисциплина предназначена для её освоения студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с квалификацией (степенью) выпускника – Бакалавр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин как «Ботаника», Лесоведение», Дендрология», «История лесокультурного дела и лесопаркового строительства в России», «Лесная пирология».

В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы лесопаркового хозяйства бакалавр по направлению 35.03.01 лесное дело должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

- способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-1);

- способностью к участию в разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий (ПК-2);

- способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-3);

- умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства(ПК-4);

- способностью анализировать технологические процессы в лесном и лесопарковом хозяйстве как объекты управления и хозяйственной деятельности (ПК-6);

- способностью осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-7);

- умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-13).

В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы лесопаркового хозяйства» студент должен:

    -знать: объекты рекреационного лесопользования; систему основных показателей рекреационного лесопользования, структуру рекреационных лесов и основы их ландшафтно-планировочной организации; современные методы и способы оценки лесопарковых территорий и других лесных объектов рекреационного назначения, в том числе способы ландшафтной таксации; методы ландшафтного проектирования и лесопаркоустройства рекреационных лесов; теоретические основы композиции лесопарков и их применение при трансформации лесных ландшафтов в лесопарковые; приемы и методы ведения хозяйства в лесопарках и других объектах рекреационного назначения; состав комплекса инженерно-строительных работ по благоустройству территории лесопарка с основами ландшафтной архитектуры, основные строительные материалы, части зданий и сооружений, а также их использование при реализации комплекса; систему хозяйственных мероприятий по формированию лесопарковых ландшафтов, поддержанию рекреационной устойчивости насаждений и повышению эстетических, санитарно-гигиенических и других полезных качеств лесов, а также технологию их проведения; систему лесозащитных, биотехнических и противопожарных мероприятий в рекреационных лесах, а также комплекс работ по содержанию территории;

    -уметь: рассчитать допустимые рекреационные нагрузки в различных типах леса, в различных лесорастительных условиях; рассчитать в соответствии с нормативами площадь лесопарковой части зелёной зоны; дать ландшафтный анализ участка лесонасаждений по ландшафтно-таксационному описанию; определить стадии дигрессии древостоев и разработать мероприятия по её предотвращению;

           -владеть навыками:  оценки и организации рекреационных территорий;

разработки комплекса мероприятий по их благоустройству; разработки комплекса мероприятий по формированию и уходу за насаждениями.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы или 108 часов, из них:

- аудиторная работа – 74 часа;

- самостоятельная работа – 34 часа.

Распределение аудиторного времени занятий составляет:

- лекции – 36 часов;

- практические работы – 36 часов;

- контроль самостоятельной работы – 2 часа.

 

Введение

 

Создание крупных промышленных центров и рост городского населения способствуют ухудшению состояния окружающей среды. Увеличивается загрязнение атмосферы, почв, вод, потребление кислорода и выделение углекислого газа. В связи с этим возрастает необходимость организации массового отдыха населения в условиях, благоприятно влияющих на здоровье и психофизическое состояние людей.

Для массового отдыха населения целесообразно использовать зеленые (пригородные) зоны, которые одновременно с оздоровлением воздушного бассейна выполняют рекреационные, санитарно-гигиенические, водоохранно-защитные и другие функции. Лесные насаждения пригородных зон оказывают благоприятное влияние на микроклимат, очищая атмосферу от пыли, газа, дыма и вредных примесей, уменьшают температурные колебания воздуха, предохраняют от загрязнения источники водоснабжения, защищают почвенный покров от водной и ветровой эрозии, способствуют переводу поверхностного стока в подземный. Лесные массивы поглощают углекислый газ, обогащают воздух отрицательно заряженными ионами, пополняют запасы кислорода, выделяют фитонциды, способствующие подавлению болезнетворных микробов. Неоценимо и рекреационное значение лесов зеленых зон при организации отдыха, строительстве санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, дачных поселков и др.

В настоящее время необходимо уделять больше внимания созданию вокруг населенных пунктов рекреационных зеленых насаждений и  лесопарковых зон и благоустройству их территорий. Основное назначение таких объектов - отдых населения. Улучшения условий отдыха населения в современном урбанизированном и техногенном обществе является одной из важнейших задач. Это определяет необходимость создания в местах общественного отдыха комфортной среды; благоустройства мест кратковременного отдыха для организованного проведения пикников, прогулочной дорожно-тропиночной сети, площадок различного функционального назначения.

В настоящее время разработаны основы организации лесопарков, принципы их строительства и реконструкции. Изучены особенности ландшафтной таксации и лесопаркоустройства с применением материалов аэрофотосъемки для обоснованного проектирования комплекса мероприятий по строительству лесопарков и ведению хозяйства в них. Особое внимание уделяется обоснованию архитектурно-планировочной организации территории, объёмно-пространственному размещению древесной растительности, устройству дорожно-тропиночной сети, спортивных комплексов, малых архитектурных форм и общему благоустройству территории для отдыха населения.

Основная задача ведения лесопаркового хозяйства - выращивание и формирование устойчивых древостоев, обладающих высокими эстетическими и санитарно-гигиеническими качествами. Особое внимание при этом должно уделяться эффективному использованию лесных территорий для массового отдыха населения, улучшению эстетических, оздоровительных и санитарно-гигиенических функций лесной растительности и ее психофизического воздействия на человека.

Вышесказанное определяет необходимость введения в состав вариативной части дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 35.03.01 Лесное хозяйство дисциплины «Основы лесопаркового хозяйства».

Дисциплина «Основы лесопаркового хозяйства» позволяет подготовить бакалавров по направлению подготовки Лесное дело к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видом профессиональной деятельности:

-сохранению биологического разнообразия лесных и урбоэкосистем, повышению их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств;

-участию в разработке и реализации мероприятий по созданию, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной;

-участию в исследовании лесных и урбоэкосистем и их компонентов;

-участию в анализе состояния и динамики показателей качества объектов деятельности к которым в том числе относятся - декоративные питомники и лесопарки, участки рекреационного назначения в составе лесного фонда.

Порядок выполнения работы

1. Познакомиться с ГОСТом 17.5.3.01-78. «Охрана природы. Земли. Состав и размеры зеленых зон городов».

2. Записать основные понятия и принципы выделения зеленых зон и их лесопарковых частей вокруг городов и населенных пунктов.

3. Рассчитать нормативную площадь зеленой зоны для города, указанного в индивидуальном задании пользуясь нормативами (приложение 1).

4. Рассчитать нормативную площадь лесопарковой зоны для города, указанного в индивидуальном задании пользуясь таблицей 1.

5. Определить площадь лесохозяйственной части зеленой зоны для данного города.

 

Порядок выполнения работы

1. Для удобства проведения ландшафтного анализа необходимо произвести объединение смежных выделов в ландшафтные участки (насколько это возможно), используя приведенные выше придержки. Уменьшение количества планировочных единиц позволит несколько упростить проведение ландшафтного анализа территории.

При этом составляется таблица 1 (прил. 4), где приводятся номера ландшафтных участков и их усредненная характеристика и выделы, входящие в данные ландшафтные участки. Пример составления такой таблицы дан в приложении 4.

Все данные переписываются в таблицу из таксационного описания, а класс совершенства рассчитывается для каждого ландшафтного участка как среднеарифметическое значение следующих величин: класса бонитета, преобладающей породы - степени ее ценности; класса эстетической оценки; класса санитарно-гигиенической оценки; класса устойчивости. Градации или группы по классам совершенства зависят от амплитуды колебания показателей класса совершенства в каждом конкретном случае и могут быть выбраны самостоятельно. Например: 1,0—1,5; 1,6-2,0; 2,1—2,5. Участки или выдела, входящие в определенную группу, окрашиваются соответствующим цветом. Например: 1,0—1,5 - зеленый; 1,6-2,0 - желтый; 2,5 - синий. Цвет или условные обозначения могут быть выбраны самостоятельно.

Поскольку класс совершенства является интегральным показателем пригодности того или иного участка для рекреации, то раскрашенный план лесонасаждений наглядно покажет, какие территории наиболее удобны для отдыха населения, а какие наименее. Раскрашиваются только те участки, для которых ранее был рассчитан класс совершенства.

Степень ценности древесных пород устанавливается первым лесоустроительным совещанием (можно взять для определения данного показателя следующие оценки пород для зоны смешанных лесов: сосна, лиственница, дуб, липа - 1; ель, береза - 2; осина, тополь - 3; ольха, ива - 4 и т. д.). Вместо класса санитарно-гигиенической оценки следует взять класс рекреационной оценки.

Затем выполняется расчет процентного соотношения различных типов ландшафтов и других категорий площадей по кварталу.

Данные заносятся в таблицу 2.

 

Таблица 2 - Распределение типов ландшафта по площади

 

Тип ландшафта

Площадь

га %
Закрытый Полуоткрытый Открытый    
Другие категории площадей: дорога просека озеро    
Всего    

 

Аналогичные таблицы составляются для таких показателей, как: класс эстетической ценности; класс устойчивости; санитарно-гигиеническая (рекреационная) оценка; рекреационная дигрессия; класс совершенства.

Характеристики ландшафтных оценок приведены в приложении 2.

Для наглядности выполняется работа по изображению перечисленных выше оценок на плане лесонасаждений (на прилагаемой к заданию выкопировке квартала из плана лесонасаждений).

После составления таблиц можно провести довольно полный ландшафтный анализ лесных территорий на предмет их пригодности для рекреации, оценивая территорию по основным таксационным (преобладающая порода, возраст и тип леса) и ландшафтным характеристикам (тип ландшафта, класс эстетической ценности и др.). Необходимо отметить достоинства и недостатки данной территории, как лесопарковой и предложить проведение необходимых мероприятий конкретно по некоторым ландшафтным участкам или выделам для создания более благоприятных условий для отдыха населения.

 

Рубки формирования опушек.

Опушкой называют полосу леса, примыкающую к открытому пространству (поляне, лугу, дороге, водоему и т.д.). По форме опушки бывают прямолинейные и естественно изрезанные, по структуре – открытые и закрытые. Закрытые (плотные) опушки не просматриваются вглубь, открытые – просматриваются. Основная цель рубок формирования опушек – устранение недостатков для повышения их эстетической ценности. Основные приемы формирования опушек: нарушение прямолинейности путем вырубки углублений («бухт»), раскрытие закрытых опушек вырубкой менее эстетичных периферийных кустарников или деревьев для улучшения просматриваемости, создание горизонтальной или вертикальной расчлененности, придание красочности и контрастности древостоям путем посадки декоративных древесно-кустарниковых растений.

Задание:

1. Проанализируйте предложенные преподавателем описания насаждений. Отметьте достоинства и недостатки этих насаждений с точки зрения рекреации.

2. Предложите приемы рубок формирования в этих насаждениях для устранения недостатков и повышения их положительных качеств.

3. Предложите приемы формирования опушек в соответствии с их описанием.

 

11. Разработка плана проектируемых мероприятий

Форма проведения занятий – практическая работа.

Бюджет рабочего времени на раскрываемую тему – 4 часа.

Ключевые слова: тип пространственной структуры

Рассматриваемые вопросы:

1. Составление плана проектируемых мероприятий

2. Составление ведомости проектируемых работ

План проектируемых мероприятий выполняется на кальке (ксерокопии) в масштабе плана лесонасаждений условными знаками (приложение 6) в пределах каждого выдела, в котором они назначены.

Характер мероприятий и их объем, студент определяет самостоятельно, руководствуясь следующими принципами:

− назначением функциональной зоны;

− сохранением существующего или формированием нового (проектируемого) типа пространственной структуры;

− сохранением существующего или формированием проектируемого породного состава;

− характером рекреационного использования участка; − степенью благоустройства территории.

Основой назначения мероприятий является план функционального зонирования и таксационные описания.

    На первом этапе, анализируя породный состав и возрастную структуру насаждений, в соответствии с рекомендациями по распределению типов пространственной структуры для лесопарков Европейского Севера России (закрытые – 50 %, полуоткрытые – 20–25 %, открытые – 25–30 %), студент проектирует новое соотношение ТПС, применяя различные виды рубок: санитарные, рубки ухода, в т. ч. обновления и переформирования, реконструктивные и ландшафтные. Новое соотношение ТПС выносится на план проектируемых мероприятий с указанием площади и их процентного соотношения.

Объем и вид мероприятий назначаются в зависимости от возраста, полноты насаждения, планируемого типа пространственной структуры и функциональной зоны. Наибольшую интенсивность назначаемых мероприятий следует проектировать для спелых и перестойных насаждений осины, ольхи серой и березняков III бонитета. В зоне активного отдыха следует проектировать формирование открытых и полуоткрытых пространств, в зоне прогулочного отдыха – полуоткрытых и закрытых, в зоне тихого отдыха нужно максимально сохранять закрытые пространства и наиболее ценные хвойные и высокополнотные насаждения I и II бонитетов. При определении объема проектируемых работ используют лесохозяйственный принцип, опираясь на запас древостоя на выделе и планируемый процент его выборки.

План проектируемых мероприятий выполняется в масштабе плана лесонасаждений (на листе формата А4) в следующем порядке:

1) определяется новое соотношение типов пространственной структуры и показывается на плане штриховкой соответствующим цветом и в пределах выделов и с выносом этих данных в таблицу;

2) условными знаками показываются все назначаемые мероприятия также в пределах выдела.

После разработки плана составляется ведомость проектируемых мероприятий, с подсчетом всех видов работ в пределах функциональной зоны и в целом на участке (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1 - Ведомость проектируемых работ

 

Вид мероприятия Единица измерения Объем выпол- няемых работ Номера выделов
       

 

Цель – освоить методику разработки объемно-пространственной организации объекта рекреации и планирования работ по его благоустройству.

Задание:

1. Разработать систему мероприятий по уходу за насаждениями и их формированию.

2. Назначить мероприятия по благоустройству территории объекта рекреации.

 

Контрольные вопросы:

1. С какой целью назначаются санитарные рубки?

2. Для чего производят рубки формирования ландшафта?

3. Перечислите основные виды рубок в лесопарковых насаждениях?

4. Где и в каких условиях намечают лесокультурные работы?

5. Какие посадки создают для регулирования передвижения посетителей?

6. Каким образом осуществляют подбор ассортимента для создания искусственных насаждений?

7. Чем обусловлены характер и объем работ по благоустройству территории объектов рекреации?

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ГОСТ 17.5.3.01-78. Охрана природы. Земли. Состав и размеры зеленых зон городов. - М.: Изд-во стандартов, 1980. - 4 с.

2. ГОСТ 17.6.3.01-78. Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование зеленых зон городов. - М.: Изд-во стандартов, 1978. - 4 с.

3. ГОСТ 17.8.1.01-86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1987. - 8 с.

4. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. пособие / В.А. Агальцова. - 2-е изд., испр. - М.: МГУЛ, 2005. - 40 с.

5. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник / В.А. Агальцова. - М.: МГУЛ, 2008. - 213 с.

6. Артемьев, О.С. Основы лесопаркового хозяйства: Учебник для средних специальных учебных заведений по специальности 2604 «Лесное и лесопарковое хозяйство» / О.С.Артемьев, О.Ф. Буторова, Н.В. Ковылин, Л.Н. Козлова, Р.Н. Матвеева. - М.: ВНИИЦлесресурс, 1999. – 160 с.

7. Инструкция по проведению лесоустройства в Государственном лесном фонде СССР. - М.: Изд-во госкомлеса СССР, 1989. - 231 с.

8. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. - М.: Агропромиздат, 1990. - 175 с.

9. Пряхин В.Д. Пригородные леса / В.Д. Пряхин, В.Г. Николаенко. - М.: Лесная промышленность, 1981. – 247 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Нормативы выделения площади зеленой зоны, га/1000 чел.

 

Лесорастительная

 зона

Лесистость, %

Площадь зеленой зоны города с населением, тыс.чел.

500-1000 250-500 100-250 50-100 12-50 до 12
Таежная Более 25 от 20 до 25 от 15 до 20 до 15 190 150 120 85 155 120 100 70 120 95 75 50 100 80 65 45 70 55 45 30 55 45 35 25
Смешанных лесов Более 25 от 20 до 25 от 15 до 20 от 10 до15 от 5 до 10 до 5 200 160 135 90 60 30 165 130 110 75 45 25 125 100 85 55 35 20 105 85 70 50 30 17 70 55 50 30 20 11 55 45 40 25 15 10
Широколиственных лесов Более 25 от 20 до 25 от 15 до 20 от 10 до15 от 5 до 10 до 5 220 175 145 100 65 35 180 140 120 80 50 30 135 110 90 60 40 20 120 95 80 55 35 19 80 65 55 35 25 13 65 50 45 30 20 10
Лесостепная и степная Более 15 от 10 до15 от 5 до 10 от 3 до 5 до 3 160 110 70 40 25 130 90 55 30 20 100 70 45 25 16 85 60 35 20 14 60 40 25 14 9 45 30 20 11 7

 

Приложение 2

 

Типы пространственной структуры (ТПС)

 

ТПС

Группа, индекс

Характеристика Показатели структуры насаждений, их облик

Закрытые

Одноярусные леса с горизонтальной сомкнутостью полога 0,6 и выше Преимущественно чистые насажде-ния или с примесью сопутствующих пород, с полнотой 0,6-1,0, просматри-ваемостью, не превышающей 20 м
Многоярусные леса с вертикальной сомкну-тостью полога 0,6 и выше Сложные разновозрастные разновы-сотные чистые и смешанные леса с развитым пологом подроста или подлеска, с полнотой 0,6-1,0, просматриваемостью, не превы-шающей 5,0-10,0 м
Изреженные леса с высоким (более 1,5 м) подростом или под-леском и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска 0,6 и выше Разновозрастные или одно­возрастные, смешанные или чистые древостой с куртинным или равномерным располо­жением деревьев, с полнотой 0,3-0,5, просматриваемостью, не превы-шающей 5,0-10,0 м
Рединные леса, про-гали-ны с высоким - более 1,5 м - и густым подростом или под-леском и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска 0,6 и выше Простые или сложные по составу леса с полнотой 0,1-0,2, прогалины просматри-ваемостью, не превышающей 5,0-10,0 м
Полуоткрытые Изреженные леса без подроста или подлес-ка или единичным подростом или под-леском и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска не выше 0,5 Смешанные и простые раз­новозрастные или одновозрастные леса с куртинным расположением по площади, с полнотой 0,3-0,5, просматриваемостью до 50,0 м

 

 

ТПС Группа, индекс

Характеристика Показатели структуры насаждений, их облик

Полуоткрытые

Изреженные леса с редким или средней густоты подростом или подлеском, высотой более 1,5 м и суммарной сомкну-тостью полога с учетом подроста или подлеска не выше 0,5 Смешанные и простые разно-возрастные и одновозрастные древостой с полнотой 0,3-0,5 с равномерным распределением деревьев по площади, просмат риваемостью до 50,0 м
Редины или прогалины с редким или средней густоты подростом или подлеском высотой более 1,5 м с суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска не выше 0,5 Разнохарактерные по составу и возрасту редины с полнотой 0,1-0,2 или прогалины с неравномерным распределением по площади, просматри ваемостью до 50,0 м

Открытые

Редины без подроста или подлеска или единичным подростом или подлеском Разнохарактерные по составу и возрасту рединные леса с полнотой 0,1-0,2 с равно­мерным распределением де­ревьев, просматриваемостью более 50,0 м
Редины с редким или средней густоты подростом или подлеском высотой менее 1,5 м Разнохарактерные по составу и возрасту редины с полнотой 0,1-0,2 с неравномерным распределением деревьев по площади проема, просмат- риваемостью более 50,0 м
Несомкнувшиеся культуры -
3г, 3д Поляны с единичными деревьями или кустарниками, поляны чистые -
3е, ж, з, и, к Луга, пашни, пустыри, водные пространства, прочие пространства -

Продолжение приложения 2

 


Приложение 3

 

Характеристики ландшафтных оценок

 

Санитарно-гигиеническая оценка. Шкала санитарно-гигиенической оценки в лесопарковой практике опирается на степень захламленности территории участка.

1- й класс - участок в хорошем санитарном состоянии, воздух чистый, хорошая проветриваемость, отсутствие шума, паразитов, густых зарослей подроста или подлеска. Имеют место ароматические запахи, сочные краски, лесные звуки.

2- й класс - участок в сравнительно хорошем санитарном состоянии, незначительно захламлен и замусорен, воздух несколько загрязнен, шум периодический или отсутствует.

3- й класс - участок в плохом санитарном состоянии, захламлен мертвой древесиной, замусорен. Имеются места свалок мусора, карьеры, ямы, сильно загрязненный воздух, в т. ч. неприятные запахи. Место ветреное, сильно затененное, высокий уровень шума, наличие паразитов, избыточного увлажнения, густых зарослей подроста или подлеска и трав, не характерных для данного типа леса.

Рекреационная оценка.

1- й класс - участки, имеющие 1-й класс проходимости, обеспеченные благоустроенными пешеходными дорогами, позволяющие организовать не менее 3-х видов отдыха, находящиеся вблизи водоемов и примыкающие к жилой застройке или учреждению отдыха.


2- й класс - участки, имеющие 2-й класс проходимости, обеспеченные неблагоустроенными пешеходными дорогами, позволяют организовать не менее двух видов отдыха, водоемы удалены, пешеходная доступность от жилой застройки или учреждения отдыха до 30 мин.

3- й класс - участки, имеющие 2-й класс проходимости, имеются неблагоустроенные тропы, возможна организация одного вида отдыха, водоемы удалены, пешеходная доступность до 1 часа.

4- й класс - участки, имеющие 3-й класс проходимости, лишены дорог, удалены от водоемов, пешеходная доступность более 1 часа.

Эстетическая оценка лесонасаждений:

1- й класс - хвойные и лиственные насаждения I-II классов бонитета, расположенные на сухих, хорошо дренированных и богатых плодородных почвах, из групп типов леса сложной, зеленомошной (серий кисличной и брус ничной) и лишайниковой с раз нообраз ным живым напочвенным покровом, с хорошей проходимостью по участку, со здоровым, красивым подростом или подлеском средней густоты, отсутствием на участке захламленности и мертвого леса.

2- й класс - насаждения среднего класса бонитета (II-III классов) с участием ольхи и осины до 5 единиц состава, расположенные на слабо дренированных слабоувлажненных, средних по плодородию почвах, черничной серии зеленомошной группы и долгомошной группы типов леса, с густым или угнетенном подростом или подлеском, с частичной захламленностью до 5 м3 на 1 га.

3- й класс - пониженные заболоченные места, насаждения IV-V классов бонитета с преобладанием ольхи и осины, а также хвойные с плохо развитой кроной и наличием захламленности и сухостоя от 5,0 м на 1 га.

Эстетическая оценка открытых пространств:

1- й класс - открытые площади полян, прогалин среди леса небольших размеров до 1,0 га на хорошо дренированных свежих и сухих почвах;

открытые пространства на тех же почвах со сложными извилистыми границами площадью от 1,0 до 3,0 га, с декоративными опушками, хорошо выраженным рельефом при наличии декоративных единичных деревьев или сформировавшихся древесно-кустарниковых групп;

небольшие красочные водоемы и водные пространства с ясно выраженными берегами, обрамленные декоративной растительностью.

2- й класс - открытые пространства больших размеров с конфи­гурацией границ простой формы, водные пространства, обрамленные малодекоративной растительностью, участки, заросшие кустарниками без древесной растительности.

3- й класс - необлесившиеся вырубки, пашни, электротрассы, хозяйственные дворы, неозелененные усадьбы, болота, и другие открытые площади и водоемы с низкой декоративностью.

Класс устойчивости:

1 класс - насаждения здоровые, хорошего роста. Подрост, подлесок и ЖНП хорошего качества. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях не менее 90, а в лиственных - не менее 70 %.

2 класс - насаждения с замедленным ростом, рыхлым строением кроны, у части деревьев бледная окраска хвои и листьев. Подрост отсутствует, подлесок неблагоприятный, ЖНП частично вытоптан, почва уплотнена. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях от 71 до 90 %, в лиственных - 51-70 %.

3 класс - насаждения с резко ослабленным ростом. Подрост отсутствует, подлесок и ЖНП вытоптаны, почва более уплотнена. Имеются механические повреждения деревьев и следы действия вредителей, болезней. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях от 51 до 70 %, в лиственных - 31-50 %.

4 класс - насаждения с прекратившим ростом. Подрост отсутствует, подлесок и ЖНП отсутствует или представлен сорной растительностью. Почва сильно уплотнена. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях менее 50 %, в лиственных - 30 %.

Приложение 6

Интенсивность рубок ухода (по данным института Росгипролес), в процентах выбираемого запаса

 

Виды рубок ухода

Функциональные зоны

 

Рубки ухода в насаждениях до 10 лет –

осветление – РФ-1

15–40*

10–35

10–25

 
 
 

Рубки ухода в насаждениях 11–20 лет –

прочистка – РФ-2

10–35

10–30

10–20

 
 
 
Рубки ухода в насаждениях 21–40 лет –

10–25

10–20

10–15

 
хвойных и твердолиственных семенного  
и первой генерации порослевого проис-  
хождения, а также в насаждениях 21–30  
лет остальных пород и твердолиственных  
порослевого происхождения последую-  
щих генераций – прореживание – РФ-3  
Рубки ухода в насаждениях с 41 года и старше – хвойных и твердолиственных семенных и первой генерации порослево- го происхождения, а также в насаждениях с 31 года и старше остальных пород и твердолиственных порослевого проис-хождения последующих генераций – проходные – РФ - 4 10-50 10-40 10-30  

 

Условные обозначения к плану проектируемых мероприятий:

С.Р. – санитарная рубка

Р.У. – рубки ухода (осветление, прочистка, прореживание, проходные)

P.O. – рубки обновления

 

Р.Ф. – рубки формирования ТПС

Л/К – лесные культуры

Л/К п/п – лесокультуры под пологом

 

Р.У. за пдр. – уход за подростом

Р.У. за пдл. – уход за подлеском

 

Приложение 7

 

Таблица 1 - Рекомендуемые придержки по количеству элементов

Наименование мероприятий

Ед.

изм.

Функциональные зоны

активного отдыха прогулочного отдыха тихого отдыха
Дорожно-тропиночная сеть % 7-30 5-10 1-3
Спортивные и игровые площадки, в т.ч. детские   м2 500 150 -
Укрытия от дождя и солнца: навесы, беседки, перголы шт. 15-20 3-8 1-2
Лесопарковая мебель: скамьи, диваны, пикниковые столы шт. 200-250 50-70 3-5
Туалеты шт. 4 1 0,5
Цветочное оформление м2 200 50 -
Стоянки для туристов шт. 1-2 на 1000 га - -
Кострища шт. 8-10 5-6 3-4
Мусоросборники шт. 5-10 3-4 1-2
Урны шт. 30 5-10 4
Аншлаги, указатели шт. 10-15 2-4 1-4

благоустройства на единицу площади (на 100 га)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.206 с.)