Весной все деревья и кустарники покрываются зелёной пеной почек и листочков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Весной все деревья и кустарники покрываются зелёной пеной почек и листочков.



Сколько запятых нужно поставить в этом предложении?

Команде 2:

Чем осложнено данное предложение?

Команде 3:

Каким членом предложения будут слова «весной» и «все».

Команде 4:

Дайте полную характеристику данного предложения.

ЗАДАНИЕ №10 ТЕКСТ

Учитель: Выполняя задания марафона, мы обращались к различным языковым единицам: звукам и буквам, морфемам, словам, словосочетаниям и предложениям. Последнее задание будет посвящено самой крупной языковой единице – тексту.

В год науки и технологии вы обязательно должны узнать имена великих учёных-лингвистов. Предлагаю вам внимательно прочитать информационные тексты о деятельности языковедов, после чего ответить на вопросы.

Команде 1:

Дмитрий Николаевич  Ушаков (1873—1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины ХХ века. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на характер его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение — основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

 

Команде 2:

Одним из самых оригинальных лингвистов был Александр Матвеевич Пешковский (1878—1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первый показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по – настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно – государственной машины и без которого она просто остановилась бы», - говорил А.М. Пешковский.

 

Команде 3:

Лев Владимирович Щерба (1880—1944) — известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи — слова категории состояния, — наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»…Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

Команде 4:

Виктор Владимирович Виноградов (1895—1969). Имя этого вы дающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе. Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога и для начинающего изучать язык студента. Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста. Невозможно переоценить заслуги В. В. Виноградова в области лексикологии, фразеологии.

 

Учитель: Наш лингвистический марафон подошёл к концу. Вы показали себя хорошими знатоками русского языка.

В заключение хочу прочитать вам стихотворение Сабира Абдулла «Выучи русский язык»

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

 

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

 

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

 

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

 

Осталось выяснить, кто победитель, а кто из команд занимает 2 и 3 места.

Слово жюри. Вручение дипломов. Фото на память.

 

      

ПРИЛОЖЕНИЯ

Й команде

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. __________________

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. ________________________

 

Й команде

С «м» приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. ________________

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.______________________________

 

З-й команде

С твердым «Л» я на стене,книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите, сразу в танец превратите. ________________________

 

Со звуком «ЛЬ» - я под землёй бываю каменным и бурым,

А с твёрдым в комнате любой в геометрической фигуре. ________________

 

Й команде

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нём мы обитаем. ___________________________

 

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь –

И стану птицей я лесной. ____________________________

Команде №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

 

Команде №2

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

 

Команде №3

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный.

 

Команде №4

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Стол, столик, столетие, настольный.

 

Команде №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.01 с.)