Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Весной все деревья и кустарники покрываются зелёной пеной почек и листочков.
Сколько запятых нужно поставить в этом предложении? Команде 2: Чем осложнено данное предложение? Команде 3: Каким членом предложения будут слова «весной» и «все». Команде 4: Дайте полную характеристику данного предложения. ЗАДАНИЕ №10 ТЕКСТ Учитель: Выполняя задания марафона, мы обращались к различным языковым единицам: звукам и буквам, морфемам, словам, словосочетаниям и предложениям. Последнее задание будет посвящено самой крупной языковой единице – тексту. В год науки и технологии вы обязательно должны узнать имена великих учёных-лингвистов. Предлагаю вам внимательно прочитать информационные тексты о деятельности языковедов, после чего ответить на вопросы. Команде 1: Дмитрий Николаевич Ушаков (1873—1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины ХХ века. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на характер его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение — основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.
Команде 2: Одним из самых оригинальных лингвистов был Александр Матвеевич Пешковский (1878—1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первый показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по – настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно – государственной машины и без которого она просто остановилась бы», - говорил А.М. Пешковский.
Команде 3: Лев Владимирович Щерба (1880—1944) — известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи — слова категории состояния, — наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»…Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов. Команде 4: Виктор Владимирович Виноградов (1895—1969). Имя этого вы дающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе. Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога и для начинающего изучать язык студента. Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста. Невозможно переоценить заслуги В. В. Виноградова в области лексикологии, фразеологии.
Учитель: Наш лингвистический марафон подошёл к концу. Вы показали себя хорошими знатоками русского языка. В заключение хочу прочитать вам стихотворение Сабира Абдулла «Выучи русский язык» Если ты хочешь судьбу переспорить,
Он твой наставник — великий, могучий,
Русское слово живет на страницах
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Осталось выяснить, кто победитель, а кто из команд занимает 2 и 3 места. Слово жюри. Вручение дипломов. Фото на память.
ПРИЛОЖЕНИЯ Й команде С глухим согласным наливаюсь в поле, С глухим – траву она срезает,
Й команде С «м» приятен, золотист, очень сладок и душист. С глухим шипящим кругл, как мячик,
З-й команде С твердым «Л» я на стене,книги, например, на мне,
Со звуком «ЛЬ» - я под землёй бываю каменным и бурым, А с твёрдым в комнате любой в геометрической фигуре. ________________
Й команде С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нём мы обитаем. ___________________________
Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди ты И прибавишь – И стану птицей я лесной. ____________________________ Команде №1 Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот; Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился; Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;
Команде №2 Левый, слева, лев, налево, левая; Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом; Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.
Команде №3 Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать; Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный; Прелестный, лестно, льстивый, лестничный.
Команде №4 Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия; Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок; Стол, столик, столетие, настольный.
Команде №1
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.01 с.) |