Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века.



Социальная политика на рубеже XIX- XX веков, проводимая в России

К началу XX века в России сочетались такие социально-экономические пережитки _________(1) и ___________(2), как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, что способствовало обострению общественных _____________(3). Главным политическим пережитком __________(1) являлась российская _____________(4) монархия - самодержавие, препятствовавшее каким-либо существенным изменениям и неспособное пойти на модернизацию общественного строя России. __________(5) кризис конца XIX в., рост крестьянского малоземелья и увеличение крестьянских повинностей обеспечили возникновение крестьянских выступлений. Весной 1902г. в 14 губерниях Европейской России вспыхнули крестьянские восстания. Главным требованием всех участников (и бедняков и зажиточных) был передел помещичьей земли.

В 1902г. было создано особое совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством министра финансов Витте С.Ю., которое пришло к выводу необходимости перейти от общинного к подворному и хуторскому земледелию, а также уравнять _________(6) в правах с другими сословиями и активизировать переселение __________(6) из Центра на малонаселенные земли. Но Николай II в Манифесте от февраля 1903г. объявил о сохранении сословного строя и неотчуждаемости общинных наделов.

Актуальным по-прежнему оставался __________(7) вопрос. Главным оружием ___________(7) оставались стачки. В мае 1901г. на Обуховском военном заводе в Петербурге во время забастовки 3,5 тыс. ___________(7) развернулись столкновения с полицией. В июле-августе 1903 г. весь юг России - от Киева до Батума охватила всеобщая забастовка, в которой приняло участие свыше 200 тыс. __________(7). Правительство было вынуждено принять ряд законов, защишающие права __________(7). Главной мерой по умиротворению __________(7) стало создание под надзором полиции легальных __________(7) организаций, члены которых могли разрешить конфликты с хозяевами через посредничество властей. По инициативе начальника Московского охранного отделения __________(8) в 1901-1902гг. возникло более 30 обществ в 10 крупнейших городах России.

В итоге, главным фактором, повлиявшим на изменение социальной структуры, была активное развитие в стране ____________(2) и нежелание власти расстаться с отмирающим __________(1). Правительство России пыталось устранить эти проблем. И некоторые из них были успешно устранены.

Справочный материал:

Согласие, сословно-представительская, Зубатов, интеллегенция, рабовладельчество, абсолютная, Витте, коммунизм, противоречия, рабочие, конституционная, феодализм, профессура, крестьяне, Николай II, аграрный, капитализм, противостояние.


 

 КУЛЬТУРА РОССИИ 1900 - 1917.

 

Просвещение.

К началу ХХ века Россия имела трехступенчатую систему образования:

I ступень - начальная: церковно-приходские школы и народные училища;

II ступень - средняя: гимназии и коммерческие училища;

III ступень - высшая: институты и университеты.

Неграмотных в стране было около 30% населения. В гимназиях и университетах много времени стали уделять изучению математики и естествознания (физики, химии, биологии). Выпускникам II ступени значительно была облегчена возможность поступления в ВУЗы. Учебные заведения устраивались на средства государства и меценатов из крупной буржуазии. Студенты активно участвовали в политических акциях (забастовки, пикеты, стачки).

Наука.

И.Павлов занимается проблемами физиологии и нервной деятельности. И.Мечников - проблемами микробиологии, В.Вернадский - вопросами биохимии. Н.Жуковский создает институт аэродинамики. К.Э.Циолковский разрабатывает проблемы реактивного движения и космонавтики. Ученые - гуманитарии (историки, философы) становятся политическими деятелями. Часть ученых обращается к религиозной вере.

Печать.

С октября 1905 г. смягчена цензура. К 1913 году издавалось около 2,5 тысяч газет и журналов различной тематики. В книгоиздательстве заметная роль принадлежит Сытину и Суворину. Сытин издавал дешевую литературу для народа, Суворин - научно-популярную литературу. Выходят многотомные словари и энциклопедии: Бракгауз и Евфрон, Гранат, Богословский словарь Лопухина. Юргенсон специализируется на издании нот.

Литература.

В литературе утверждается жанр критического реализма. Писатели обличают пороки общества (Л.Толстой, А.Чехов, И.Бунин и др.) А.Горький романтизирует революцию (Песнь о Буревестнике). В начале ХХ века происходит расцвет серебряного века русской литературы. Модернистки настроенные писатели отказываются от реалистического отображения действительности. Среди них складывается два течения: 1) символисты - стремились объяснить реальность как систему символов; 2) декаданс (упадок) - считали, что все пришло в упадок и ничего исправить нельзя.

Живопись.

В живописи распространяется стиль импрессионизма (впечатление): Серов, Врубель. Вокруг журнала “ Мир искусства ” складывается группа художников, занимающаяся распространением русского искусства в Европе и европейского искусства в России (Бенуа, Сомов). От мирискусственников откалывается “ Союз русских художников” (Грабарь, Юон). В книжной графике славятся работы Билибина.

Архитектура.

В архитектуре происходит расцвет стиля модерн (новый). Архитекторы стремятся использовать новые материалы и придать им художественную выразительность (Щусев, Шехтель).

Музыка.

Мировую известность приобретает русская музыка и балет. Триумфально шествуют по Европе с концертами П.И.Чайковский, С.Рахманинов, Скрябин. Дягелев организовывает в Париже “русские вечера”, на которых блистает В.Нежинский.

Кинематограф.

С 1903 года в России появляются кинотеатры. В 1908 году снята первая отечественная кинокартина “Стенька Разин”. В 1914 году в стране работало 30 кинофирм. Славятся артисты В.Максимов, В.Холодная. Активно экранизируются произведения русской классики.


Какое имя в ряду лишнее?

А) Ключевский                                    Б) Антакольский          

       В) митрополит Макарий (Булгаков)

 

ТЕСТ

к теме “Внешняя политика России в 1900 - 1917 гг.”

 

1) Агрессивные планы военного реванша готовила:

а) Россия б) Германия в) Франция

 

2) в 1898 году император Николай II выступил с инициативой:

а) установить контроль над вооружением в Европе;

б) произвести предупредительное вторжение в Италию;

в) уничтожить Османскую империю

 

3) В конце XIX - начале ХХ века политическую и военную активность на Дальнем Востоке стали проявлять:

а) Китай б) Монголия в) Япония г) Корея

 

4) КВЖД - это:

а) корейско-вьетнамская железная дорога;

б) китайско-восточная железная дорога;

в) китайско-варшавская железная дорога;

 

5) в ходе русско-японской войны героически защищался город:

а) Владивосток б) Порт-Артур в) Петропавловск

 

6) Эскадра адмирала Рождественского погибла в мае 1905 года:

а) у о. Сахалин б) у г. Порт-Артур  в) в Цусимском проливе

 

7) I Мировая война началась:

а) 1 мая 1914г  б) 1 августа 1914г в) 1 сентября 1914г.

 

8) Годом упущенных побед для России называют:

а) 1914 год б) 1915 год в) 1916 год  г) 1917 год

 

9) в августе 1914 года русские войска заняли:

а) Молдавию б) Восточную Пруссию    в) Баварию

 

10) Пытаясь спасти Францию от военного поражения Германией в 1916 году крупное контрнаступление на Австрию предпринял генерал:

а) Бруссилов  б) Корнилов   в) Деникин

 


ТЕСТ К ТЕМЕ

 “ПЕРВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ”.

 

1. Кризисная ситуация в России была углублена поражением России в войне с:

а) Францией  б) Японией в) Китаем.

2. Повод к революции послужил расстрел:

а) мирной демонстрации крестьян в Петербурге;

б) мирной демонстрации рабочих в Москве;

в) мирной демонстрации рабочих в Петербурге.

3. 9 января 1905 года за свои события получило название “кровавого...

а) четверга  б) понедельника в) воскресенья.

4. Первый Совет рабочих и крестьянских депутатов был организован в городе:

а) Петро-Кокшайск  б) Иваново-Вознесенск в) Сергиев Посад.

5. В июле 1905 года произошло восстание на броненосце:

а) Князь Потемкин Таврический б) Аврора в) Варяг.

6. Наивысшей точкой революции стали бои в декабре 1905 года в:

а) г. Москве б) г.Петербурге в) на Ленских золотых приисках.

7. Манифест о созыве Государственной Думы был издан:

а) 17 октября 1905 года  б) 7 ноября 1905 года   в) 12 декабря 1906 года.

8. За революционный переход к капитализму и дальнейшее эволюционное развитие выступали:

а) большевики   б) меньшевики в) эсеры г) кадеты.

9. Реформы в деревне направленные на уничтожение общины и формирование сельской буржуазии проводил премьер-министр:

а) А.И.Хвостов  б) С.Ю.Витте   в) П.А.Столыпин.

10. Манифест об изменении избирательного закона ставший окончанием первой русской революции был издан:

а) 3 июля 1907 года б) 14 августа 1908 года в) 6 сентября 1911 года.

 

 


ТЕСТ К ТЕМЕ

 “1917 ГОД В РОССИИ”.

1) самым успешным для экономики России был:

а) 1910 год          б) 1913 год         в) 1916 год

 

2) 2 марта 1917 года:

а) началась забастовка на Путиловском заводе;

б) Государственная Дума создала Временное правительство;

в) император Николай II отрекся от престола

 

3) решение аграрного вопроса Временное правительство отложило:

а) до окончания войны с Германией;      б) на 1 год;

в) на 5 лет;   г) решение этого вопроса не откладывалось.

 

4) Выступление Ленина в Таврическом дворце, в котором он подверг резкой критике действия Временного правительства и призвал к его бойкоту, состоялось в:

а) марте   б) апреле в) июле г) ноябре;

 

5) в состав Временного правительства входили представители партий:

а) большевики и меньшевики;

б) эсеры и монархисты;

в) меньшевики и кадеты;

 

6) конец двоевластию в стране было положено после расстрела мирной демонстрации:

а) 30 апреля    б) 4 июля   в) 15 сентября

 

7) в августе 1917 года против Временного правительства поднял мятеж:

а) адмирал Колчак    б) барон Врангель    в) генерал Карнилов;

 

8) Временное правительство было арестовано большевиками:

а) 21 октября    б) 26 октября     в) 1 ноября;

 

9) среди первых декретов новой власти не было декрета:

а) о мире  б) о земле      

в) об отделении церкви от государства     

г) о праве народов на самоопределение.

 

10) СНК - это:

а) совет народных комиссаров;

б) собрание национальных комиссий;

в) совет национал-кадетов

 

11) Прочитайте отрывок из книги Джузеппе Боффа “История Советского Союза” и определите, о какой партии пишет автор:

“Всего за несколько лет эта партия накопила многогранный опыт: государственной работы и военной борьбы - в одних районах, подпольной и партизанской работы - в других; этот опыт носил одновременно многонациональный и интернациональный характер. Красной нитью через весь этот опыт проходила одна особенность: беспрецедентная жестокость борьбы. Из нелегальной партии рабочих цитаделей она стала партией масс, проникнувшей в российскую деревню. Она сумела в основном сохранить поддержку рабочих, причем добилась этого лишь силой политического убеждения, ибо не могла обеспечить им ни лучших условий жизни, ни рационального управления. Она повела за собой миллионы людей, причем не на простую борьбу с помощью избирательных бюллетеней, но на более суровое испытание, испытание войной, - это в стране, настолько уставшей от войны, что ее армия отказалась воевать. Это была единственная российская партия, поднявшаяся на гребне революционной волны”.

 

А) монархисты     Б) кадеты    В) эсеры    Г) РСДРП(м)     Д) РСДРП(б)

 

12) из предыдущего отрывка укажите, о каких двух войнах идет речь:

 

а) русско-японская и гражданская;

б) Первая мировая и Великая отечественная;

в) Первая мировая и гражданская;

д) русско-японская и Великая отечественная;


ТЕСТ К ТЕМЕ

 “ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА”.

 

1) после революции в октябре 1917 года оппозиция большевикам надеялась на:

а) разрешение вопроса о гос. власти в Учередительном собрании;

б) восстановлении монархии;

в) участие в работе правительства большевиков;

 

2) организованный характер сопротивление большевизму приобретает в:

а) октябре 1917       б) феврале 1918        в) мае 1918;

 

3) из нижеперечисленного не является причиной интервенции стран Антанты:

а) территориальные приобретения в России;

б) стремление остановить распространение большевизма;

в) стремление ликвидировать Российское государство;

г) стремление вернуть деньги, вложенные в российскую экономику;

 

4) интервенция началась в:

а) октябре 1917       б) ноябре 1918        в) мае 1918;

 

5) контроль над Сибирью установил:

а) генерал Деникин;     б) барон Врангель     в) адмирал Колчак;

 

6) потерпев неудачу в интервенции, страны Антанты:

а) оставили территорию России;

б) стали оказывать активную помощь белым армиям;

в) начали новую интервенцию;

 

7) летом 1920 года большевики выиграли войну с:

а) Украиной       б) Германией;      в) Польшей;

 

8) временем окончания Гражданской войны считают:

а) осень 1919;     б) осень 1920;       в) осень 1921;

 

Белое движение

а) пользовалось популярностью у народа;

б) народ был равнодушен к белым и красным;

в) народ поддерживал большевиков;

 

10) заслугой большевиков в Гражданской войне является:

а) разрушение экономики Российской империи;

б) сохранение России как независимого государства;

в) отделение от России национальных окраин


УЭ-2. Подготовка НЭПа.

После окончание гражданской войны крестьянство не желало мириться с политикой военного коммунизма. Насильственное изъятие продовольствия вызывало отказ крестьян заниматься сельским хозяйством. В 1920 - 1921 году прошли массовые крестьянские восстания, на подавление которых была направлена армия. В марте 1921 года восстали матросы Кронштадта, которых поддержали меньшевики и эсеры. В этой ситуации Ленин делает вывод: “Только соглашение с крестьянами может спасти социалистическую революцию в России”.

Когда провозглашен НЭП?

Итоги НЭПа.

В результате НЭПа быстро восстановилась мелкая промышленность, которая позволила ликвидировать дефицит товаров народного потребления. Тяжелая промышленность восстанавливалась медленно. К 1927 году был восстановлен довоенный уровень производства продовольствия в сельском хозяйстве, легкой промышленности, производстве угля и электроэнергии. Однако НЭП не смог решить проблем:

- нищеты деревни, так как крестьяне занимались индивидуальном производством и у них не хватало средств на приобретение техники и перехода на промышленное производство;

- безработицы в городе;

- развития тяжелой промышленности

- экономического отставания от развитых стран Европы.

Предприниматели чувствовали временность НЭПа и не стремились развивать производство, а богатели на спекуляции остродефицитными товарами. Иностранный капитал боялся вкладывать (инвестировать) деньги в экономику СССР. К концу 20-х годов темпы экономического роста значительно снизились. Экономика вступала в состояние кризиса. С 1924 года большевики приступили к созданию командно-административной системы в экономике. В правительстве развернулись споры о дальнейшем пути экономического развития. Н.Бухарин выступал за углубление и развитие НЭПа, что в конечном итоге привело бы к реставрации капитализма. Преображенский выступил за активное вмешательство государства в экономику, государственное регулирование экономическими процессами и за развитие промышленности командными методами. Сторону Преображенского поддержал И.В.Сталин. С 1929 года началась борьба с НЭПом.

УЭ-2. Репрессии.

При помощи репрессий уничтожались идеологические и политические противники большевиков. В числе первых от репрессий пострадали церковь и монархисты. В конце 20-х годов прошла чистка творческой интеллигенции и профессуры университетов. В начале 30-х годов были уничтожены партии меньшевиков и эсеров. С 1938 года суд производили особые совещания из трех человек (тройки). Часть репрессированных через систему ГУЛАГа (Государственное управление лагерей) обращалось в рабство и их труд был весьма значителен в экономике СССР.

Какова цель репрессий?

ТЕСТ

УЭ-1. Причины.

К концу 20-х годов большевики укрепились у власти, а в Совете Народных Комиссаров (СНК) утвердился авторитет Сталина. Дальнейшее развитие НЭПа требовало или отказа от идей социализма и полного перехода к рыночной экономике, или укрепления административных методов хозяйствования. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов усилил позиции сторонников административной системы. Во внешней политике СССР ощущало себя осажденным врагами со всех сторон. В 1927 году в СССР разразился продовольственный кризис: закупочные цены на хлеб резко повысились, а крестьяне хлеб продавать отказывались. Анализируя причины кризиса, Сталин считал, что слаборазвитая промышленность не может удовлетворить полноценный обмен между городом и деревней и поэтому крестьяне не отдают продовольствие.

УЭ-2. Индустриализация.

Идея индустриализации была выдвинута в 1925 году. Она преследовала следующие цели: 1) ликвидация технико-экономической отсталости страны; 2) создание мощной оборонной промышленности; 3) развитие тяжелой промышленности. В 1929 году был принят первый пятилетний план. Началось крупное строительство. К 1930 году ликвидирована безработица. Задания первой пятилетки были не выполнены, но страна сделала большой рывок. Возведены ДнепроГЭС, освоены Донбасс и Кузбасс. Во второй пятилетке закончилось развитие индустриального сектора экономики.

Развитие страны шло за счет массовой эксплуатации населения и вывоза сырья и продовольствия, которое изымалось у крестьян. Помимо изъятия у крестьян продовольствия, начался массовый вывоз сельской молодежи в города, которая была задействована на строительстве, а затем переквалифицирована в рабочие. Однако идеологическая пропаганда смогла так организовать население, что оно согласно было терпеть лишения. Более того, в стране развернулось стахановское движение, выступавшее за многократное перевыполнение производственных норм.

Что такое индустриализация?

С.Абрамов, писатель.

 

Задание повышенной сложности.

Прочитайте отрывок из книги В.Райха «Психология масс и фашизм» и ответьте на вопросы:

«Свободное предпринимательство XIX века все больше и больше превращается в государственную капиталистическую плановую экономику. Даже в Советской России существует не государственный социализм, а государственный капитализм в строго марксиском смысле этого понятия. По словам Маркса, да и по мнению вульгарных марксистов, существование капитализма определяется наличием не отдельных капиталистов, а определенных «капиталистических способов производства». В основе капитализма лежит рыночная экономика, оплаченный труд рабочего и избыток продукта, поступающего на рынок. Не важно, кто владеет этим избытком: государство или отдельный капиталист. Но в любом случае это не рабочий, который отчужден как от средств производства, так и от конечного продукта».

ТЕСТ

С.Абрамов, писатель.

 

 

ТЕСТ

Восстановление.

По окончании Первой Мировой войны главной проблемой для Европы стало восстановление экономики. Более всего в войне пострадала Германия, менее всего - США.

 

период доллар США $ рейхмарка
июль 1914 1 4
июнь 1919 1 14
январь 1921 1 192
август 1923 1 4,6 миллиона
ноябрь 1923 1 4,2 миллиарда

 

Поэтому США становится главным кредитором Германии. Восстановление экономики в разных странах шло с разной скоростью. В общих чертах европейская экономика была восстановлена к 1925 году. В это время активно развиваются автомобильная и химическая отрасли производства. В промышленности внедряется конвейер с детальным разделением труда (Г.Форд). Однако развитие системы социальной защиты населения шло очень медленно. Таким образом рост безработицы и снижение покупательской способности населения привели к экономическому кризису.

 

 

Новые технологии заменившие ручной труд машинным, конвеерное производство с мельчайшим разделением труда.
Медленное развитие системы социальной защиты и помощи населению.
Сокращение количества рабочих мест
Рост доходов владельцев фирм за счет уменьшения расходов на рабочих
рост  безработицы
снижение покупательской активности населения
экономический кризис перепроизвдства
рост безработицы
инфляция
обнищание населения
рост социального напряжения в обществе, усиление борьбы между богатыми и бедными.
сокращение производства

 


Задание:

1) перечертите схему в тетрадь;

2) заполните пустующие окна схемы;

Кризис.

В 1929 году мировую экономику охватил кризис перепроизводства, продолжавшийся до 1933 года. Этот период был назван “Великая депрессия”.

Причины кризиса: слабая покупательская активность населения, значительное увеличение производства товаров потребления из-за применения новых технологий.

Последствия кризиса: рост безработицы, рост цен, обнищание населения, социальная напряженность в обществе.

Экономический кризис начался в США и охватил все страны мира.

Способы борьбы с кризисом были предложены английским экономистом Джоном Кейнсом: вмешательство государства в экономику, контроль государства над монополиями, применение ограниченного планирования в производстве, развитие социальной защиты населения, борьба с безработицей, уменьшение разрыва между богатыми и бедными.

Быстрее всего с кризисом справились в США (президент Франклин Рузвельт) и в Швеция. Здесь начали строить “общество всеобщего благоденствия”. Тяжелее всего кризис ударил по слаборазвитым странам (Германия, Италия).

Фашизм.

В 20-ые годы правительства европейских стран провели реформы, значительно улучшившие социальное положение трудящихся: повышены зарплаты, сокращен рабочий день, введено всеобщее избирательное право, создана система социального страхования. Это привело к спаду рабочего движения. Но эти реформы не решали в полной мере все социальные проблемы.

В 1922 году в Италии к власти приходит Бенито Муссолини, который предложил решить все социальные проблемы через создание тоталитарного государства. Идеи Муссолини были поддержаны в Германии Адольфом Гитлером. В условиях мирового экономического кризиса 1929 - 1933 годов фашизм объединяется с национализмом и становится массовым движением. В основе фашизма лежат идеи расового превосходства (расизм), господства государства над личностью (тоталитаризм), авторитет вождя в партии (вождизм), подготовки к войне за жизненное пространство (милитаризм), искаженное толкование реальных фактов (демагогия), нарушение демократических свобод граждан. В 1933 году Гитлер приходит к власти и постепенно превращает Германию в тоталитарное государство.

Условия для появления тоталитаризма: экономический кризис, социальное недовольство, националистическая настроенность общества, слабые демократические традиции.

Задачей тоталитаризма является ускоренное экономическое развитие промышленности для решения своих идеологических задач.

Гитлеру удалось вывести страну из экономического кризиса за счет перевода промышленности на военные заказы. С 1933 года началась организация концентрационных лагерей, с 1935 года начались гонения на лиц ненемецкой национальности. Европейские страны не выступали против нарушений Гитлером условий Версальского мира. Опасаясь новой войны в Европе они выступали за умиротворение Германии за счет незначительных уступок. Такой уступкой стало присоединение Австрии к Германии в 1938 году и Мюнхенское соглашение 1938 года Франции и Великобритании с Гитлером о разделе Чехословакии. С 1939 года Гитлер приступает к активным захватам в Европе.

 

ТЕСТ К ТЕМЕ:

 “МИР МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ”.

 

1) Сильнее всего в I Мировой войне пострадала:

а) Германия;         б) Япония;            в) Франция;

 

2) Главным кредитором восстановления Европы в 20-х годах ХХ века становится:

а) Россия;          б) Великобритания;           в) США;

 

3) Черный Вторник 1929 года - это:

а) день убийства президента США Джорджа Вашингтона;

б) приход в России к власти большевиков;

в) биржевой крах экономики США;

 

4) Причиной мирового экономического кризиса 1929 года стало:

а) внедрение конвейерного производства;

б) слабое развитие социальной защиты населения;

в) отказ государства от регулирования экономических процессов;

г) верно А и Б;      д) верно все;        е) верных ответов нет;

 

5) Для борьбы с экономическим кризисом английский экономист Джон Кейнс предложил:

а) более активно государству вмешиваться в экономику;

б) усилить госконтроль за монополиями;

в) развивать систему социальной защиты населения;

г) организовать и провести маленькую победоносную войну;

д) верно А и Б;    е) верно А, Б, В;      ж) верно А, В, Г;

з) верных ответов нет;

 

6) Соедините термины и определения. Образец оформления ответа: АА; БВ; ВГ.

Термины: А) расизм;    Б) тоталитаризм;       В) вождизм;     г) демагогия

Определения:

А) искаженное толкование реальных фактов;

Б) авторитет вождя в партии;

В) идеи расового превосходства;

Г) господство государства над личностью;

 

Вторая мировая война.

 

Общие сведения.

Вторая Мировая война - самый крупный конфликт в истории человечества. В ней приняло участие 61 государство. В зоне боевых действия оказалось 80% населения Земли. Непосредственно приняло участие 110 миллионов человек, погибло 55 миллионов. Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения фашисткой Германии на Польшу и закончилась 2 сентября 1945 года капитуляцией Японии. Продолжалась война 6 лет.

2. Периодизация Второй Мировой войны:

1) с 1 сентября 1939 года по июнь 1942 - масштаб войны расширяется, силы агрессоров преобладают;

2) с июня 1942 по по январь 1944 года - перелом в ходе войны, достижение превосходства над агрессором;

3) с января 1944 по 2 сентября 1945 года - заключительный этап, в ходе которого были разгромлены агрессоры.

3. Причины Второй Мировой войны:

1) несправедливость Версальского мира;

2) стремление побежденных взять реванш за поражение в Первой Мировой войне;

3) установление тоталитаризма и национализма;

4) нерешительность стран - победителей в защите демократических свобод.

В ходе войны страны антигитлеровской коалиции защищали демократические достижения цивилизации. В войне активно применялась новейшая военная техника.

 

Первый этап войны.

Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения фашисткой Германии на Польшу. Это нападение было подготовлено секретными протоколами к договору между СССР и Германией о ненападении (пакт Молотова - Риббентропа), в которых территория Европы делилась на сферы влияния. 3 сентября войну Германии объявили Франция и Великобритания, но в течении 9 месяцев они не предпринимали активных военных действий. Пользуясь бездействием Германия сумела захватить Норвегию и Данию, чем обеспечила себе удобные выхода в Атлантику и начать подводную блокаду Великобритании. Захватив Бельгию и Нидерланды, Германия обошла укрепленную “линию Можено” и в 10 мая 1940 году вторглась во Францию. 22 июня 1940 года Франция капитулировала. Во главе Франции встало правительство Петена, назначенное из Берлина. Патриотическое движение сопротивления возглавил генерал Шарль де Голль.

22 сентября 1940 года Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт, в котором делили мир на сферы влияния. В течении 1940 - 1941 годов к этому договору присоединились Румыния, Венгрия, Болгария, Словакия и Хорватия.

США в течении 1939 - 1941 годов оказывало военную помощь Великобритании. 7 декабря 1941 года Япония напала на военно-морскую базу США на Гавайских островах Перл-Харбор. США вступило в войну, но не смогла помешать Японии захватить Индонезию и Филиппины и подойти к Австралии.

Второй этап войны.

Успехи агрессоров в первый период были вызваны большей подготовленностью к войне и обладанием инициативой. Однако к июню 1942 года экономика агрессоров оказалась надорвана большими военными расходами. Германия потерпела поражение под Сталинградом в феврале и в Курской битве в июле 1942 года. США к 1942 году закончили перестройку экономики на военное производство и добились устойчивого экономического роста.

В течении 1941 года между СССР, США и Великобританией были подписаны договора, ставшие основой для создания антигитлеровской коалиции. В этих договорах союзники обязывались оказывать друг другу помощь, уважать права эмигрантских правительств и отказывались от территориальных захватов. Это привело к широкой поддержке участников союза как во всем мире, так и на оккупированных территориях.

В июне 1942 года было остановлено продвижение Японии в Тихом океане, в октябре 1942 года остановлены итало-германские войска в Северной Африке, а к маю 1943 года американские войска освободили Северную Африку. В июле 1943 года англо-американские войска вторглись в Италию и 3 сентября Италия капитулировала. Правительство маршала Бадольо объявило войну Германии. Начался распад Тройственного союза.

Третий этап войны.

6 июня 1944 года англо-американские войска, поддержанные французским сопротивлением высадились в Нормандии и открыли второй фронт в Европе против Германии. К концу 1944 года Франция и часть Бельгии были освобождены. Действия союзников облегчало СССР, оттягивавшее на себя до 70% всех сил Германии. В сентябре 1944 года из войны выходит Финляндия, в октябре СССР начинает освобождение Норвегии. Сама Германия к концу 1944 года встала на грань экономической катастрофы: регулярно сокращались продовольственные пайки, в армии начали призывать детей от 16 лет и стариков.

4 - 11 февраля 1945 года в Ялте состоялась встреча Сталина, Черчилля и Рузвельта. На встрече обсуждались условия капитуляции Германии и послевоенного раздела Европы. В апреле 1945 года на Рейне англо-американские войска встретились с войсками СССР. В ночь с 8 на 9 мая союзники приняли акт о капитуляции Германии.

В апреле 1945 года американцы высадились в Японии. Японские войска стремительно оставляли захваченные территории в Индокитайском регионе. 16 июля США произвели экспериментальный ядерный взрыв. 26 июля участники Потсдамской конференции потребовали от Японии капитуляции, но Япония отказалась. 6 и 9 августа США произвело ядерную бомбардировку японских городов Хиросима и Нагосаки. 9 августа СССР ввело свои войска в Северный Китай. 2 сентября Япония капитулировала.

7. Итоги войны.

В ходе войны мировое сообщество проявило намерение придерживаться общедемократических ценностей. Война показала недопустимость решения национальных и территориальных проблем силой оружия. В ходе войны погибло множество культурных ценностей. В ходе войны мировое сообщество поняло необходимость уважения прав всех народов на самоопределение, мирное разрешение конфликтов.

 


ТЕСТ К ТЕМЕ:

“ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА”.

 

В августе 1939 года между СССР и Германией был заключен договор р ненападении. В секретных протоколах, приложенных к этому договору СССР и Германия делили Европу на сферы влияния. Какое в истории получил название этот договор?

А) пакт Молотова - Риббентропа;

Б) пакт Гитлера - Сталина;

В) пакт Геббельса - Ворошилова;

 

4) Движение сопротивления в оккупированной фашистами Франции возглавил:

а) премьер-министр Петен;                 б) генерал Шарль де Голль;

                             в) адмирал Жоспен;

 

5) 7 декабря 1941 года:

а) Япония напала на базу Перл-Харбор;

б) Германия напала на Норвегию;

в) Италия напала на Финляндию;

 

6) Италия объявила войну Германии в:

а) 1938 году;        б) 1941 году;       в) 1943 году;      г) 1945 году;

 

7) Перечертите таблицу и отметьте:

            т - участник Тройственного пакта;

            к - участник антигитлеровской коалиции;

 

страна  
1) Германия 2) США 3) СССР 4) Италия 5) Великобритания 6) Япония 7) Болгария  

 

8) 6 июня 1944 года в открытии второго фронта в Европе принял участие десант:

а) англо-американский;                    б) англо-французский;

в) итало-американский;                    г) советско-английский;

 

9) 4 - 11 февраля на Ялтинской конференции Сталин, Черчилль и Рузвельт обсуждали вопрос:

а) открытия второго фронта;

б) военной помощи СССР;

в) условия капитуляции Японии;

г) условия капитуляции Германии;

 


УЭ-2. Лето - осень 1941 года.

22 июня 1941 года Германия и ее союзники напали на СССР. Против 5,5 миллионов человек СССР выставило 3 миллиона человек. Немецкое командование планировало наступая на Москву, Ленинград и Киев через 5 месяцев выйти к Волге и на линии Архангельск - Аст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.195 с.)