Глава I . Сравнение Афин и Спарты в политическом аспекте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Сравнение Афин и Спарты в политическом аспекте



Содержание

Введение 3

Глава I. Сравнение Афин и Спарты в политическом аспекте

1.1 Политическая сфера жизни общества в Афинах 5

1.2  Политическая сфера жизни общества в Спарте. 10

Глава II. Сравнение Афин и Спарты в экономическом аспект

2.1 Экономика Афин 14

2.2 Экономика Спарты 16

Глава III. Сравнение Афин и Спарты по военному аспекту

3.1 Военная политика Афин 18

3.2 Военная политика Спарты 20

Глава IV. Сравнение Афин и Спарты в культурном аспекте

    4.1 Культура Афин 24

    4.2 Культура Спарты 26

Глава V. Сравнительная таблица. Афины и Спарта.

Глава VI. Итоги и последствия противостояния двух политических систем для Древней Греции.

Заключение 30

Список литературы 32

Приложение 1 33

 

Введение

В истории древней Греции, как мы знаем играли не маловажную роль два центра: демократический и олигархический - Афины и Спарта. В этих двух античных государствах можно наблюдать типичный для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции. Поэтому в данной работе будут рассмотрены данные полисы.

Отношения к государственному строю и спартанскому праву все еще можно считать скептическим по сравнению с Афинами в Греции классического периода. Это связано с тем, что Спарта уже давно воспринимается как культурно-отсталое государство: "Значение Спарты в истории гораздо менее важно, чем значение Афин". Если афинская демократия в свое время была прогрессивным феноменом, потому что позволяла греческой культуре процветать, то Спарта в области культуры не давала ничего достойного внимания. Она проявлялась во всем как реакционное и отсталое государство, как бастион консервативной рабовладельческой аристократии. В древние времена Спарта была известна только своей величественной армией и самым жестоким террором против рабовладельцев-воздушников, которых она стремилась удержать в вечном страхе. Все же в этом надо подробно разобраться, не только в культурной сфере полиса Спарты, но и в других сферах жизни общества и сравнить с Афинами.

Отсюда следует, цель данной контрольной работы проанализировать источники и исходя из этого выявить сходства и различия между двумя античными полисами и создать сравнительную таблицу.

Следуя поставленной цели, для ее реализации обозначим задачи контрольной работы:

1. Сравнить Афины и Спарту в экономическом, политическом, военном и культурном аспектах в классическую эпоху Греции;

2. Отдать предпочтение той, или иной политической системе и обосновал его;

3. Сделать вывод о последствиях противостояния двух политических систем для Древней Греции;

Для реализации поставленных цели и задач и была использована следующая историографическая литература. Плутарх в жизнеописаниях Ликурга и Солона уделяет внимание не только биографии, но также описывает и дает характеристику проводимой ими политики в Спарте и Афинах. Помимо работ общего характера, в частности «Античная Греция. Проблемы развития полиса.» но и значительную роль оказала работа французского исследователя П. Гиро «Быт и нравы древних греков». Отдельная глава в ней посвящена государству и праву древнегреческих полисов. Автор приводит пространные выдержки из источников, выделяет общие и частные черты развития древнегреческих городов-государств. Кроме того, автор анализирует и политическую структуру афинского общества.

Работа А.-И. Марру «История воспитания в античности (Греция)», хотя и посвящена только воспитанию подрастающего поколения, как это ясно из названия, но, в то же время, дает сведения о воспитании в Спарте как об основе государственности этого города и о его культурных обычаях.

В целом из имеющейся литературы можно составить достаточно ясное представление о развитии государственности у древних греков, однако выявление общих, типических и индивидуальных черт в развитии двух наиболее значимым древнегреческих полисов кажется интересным и обоснованным с научной точки зрения.

Экономика Афин

Для разбора экономики Афин классической Греции, обратимся снова к реформам Солона. Прежде всего он провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Особое значение для беднейших фермеров (но и для разоренных аристократов) имела реформа, предусматривающая полное списание всех долгов в политике того времени. Должники будут освобождены, а ипотечные кредиты торжественно удалены со своих полей и за пределами чердака. Были приняты меры по погашению задолженности тех должников, которые не были выплачены и которые были проданы в рабство в соответствии с другой политикой. Однако самое главное - это запрет на будущую долговую кабалу. Отныне термины "гражданин" и "раб" стали совершенно несовместимыми; все граждане пользуются полной свободой и подчиняются только закону и юридическим органам. Таким образом, был установлен предел экономическому правлению дворянства.

Солон также принял ряд других мер по ускорению развития экономики и оживлению экономической жизни в Афинах. Таким образом, он проводил политику экономического протекционизма, т.е. защиту афинских производителей сырья. В частности, был запрещен экспорт хлеба, которого в Аттике постоянно не хватало. В то же время экспорт оливкового масла был разрешен и даже поощрялся, так как Афины всегда производили его в больших количествах. Таким образом, мы можем сделать вывод, что реформы Солона проводимые в экономике Афин сделали сдвиг также в сторону развития демократии, так таковой.

Но реформы Солона дали основной толчек к развитию демократического устройство, дальше за примером Солона последовали и Писистрат и Клисфен. Разберём законодательства Клисфена.

Как и во времена Солона, аграрная проблема в Афинах была достаточно острой в конце VI в. до н.э. в связи с наличием массы мелких землевладельцев, которые едва могли оплачивать свои счета. Кроме того, Клисфен включил в число тех, кто имел право владеть землей, метеки и помилования. Чтобы дать маленьким или безземельным гражданам участки земли, Клисфену пришлось принять такое же радикальное решение, как и тотальное перераспределение земли на чердаке. Он нашел другой выход. В 506 году до н.э. Афины разгромили халкидских атакующих с соседнего острова Эвбея и завладели частью города Халкидов. Четыре тысячи бедных афинян (поселенцев - Клерухов) поселились на конфискованной территории в пользу Афин и получили землю, что дало им приличный доход от афинского Зевгита. [16] Это важное действие не только на некоторое время смягчило аграрный вопрос в Афинах, но и помогло укрепить средний класс фермера - "Зевгитов».

Таким образом, подведем черту в экономике такого греческого полиса как Афин. В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

Экономика Спарты

Экономика Спарта, во многом отличалась от экономики Афин, в прочем это было понятно и так. Спартанская экономика в своем стремлении к автаркии. Самостоятельно удовлетворяла потребности и в продуктах животноводства. Разводили преимущественно коз и свиней. Мясо и козий, сыр являлись постоянными компонентами пищи спартиатов.

Пашенное земледелие явилось основной отраслью хозяйства в Спарте, благодаря чему тенденция к замкнутости, характерная для экономики любого полиса, в Спарте имела более прочную основу для реализации. Автаркия предполагает стабильное развитие и других отраслей сельского хозяйства. В спартанской экономике заметную роль играли виноградарство, садоводство и животноводство. Но благоприятные условия для развития полеводства делали в тех условиях необязательной ориентацию этих отраслей на внешний рынок, поэтому уровень их развития был обусловлен внутренними потребностями.

Перейдем к характеристике ремесленного производства в Спарте. Как достаточно надежно подтверждено археологическими и письменными источниками, примерно с VII в. до н. э. начинается постепенное ухудшение лаконскои художественной традиции. Исчезли терракотовые маски, золото, янтарь, слоновая кость, но, по словам Плутарха, предметы, необходимые и обыкновенные—ложа, кресла, столы,—стали изготовляться у них наилучшим образом. Плутарх далее говорит, что одна из реформ Ликурга требовала, чтобы кровля дома изготовлялась только с помощью топора, а двери с помощью пилы. Однако из этого, с нашей точки зрения, вряд ли следует делать вывод об упадке столярного и плотницкого искусства. Напротив, данные сообщения можно истолковать как свидетельства существования в Лаконии особой школы этих ремесел. Наряду с коринфским и сицилийским способами черепичного покрытия кровли в Греции широко использовалась и лаконская архитектурная терракота, отличавшаяся особым типом солен и калиптер. На фоне сокращения производства лаконскои расписной керамики  интересна оценка Критием—главой Тридцати тиранов—«лаконского котона» как сосуда, незаменимого в походе из-за его практических качеств.[17]

В качестве основного аргумента в пользу тезиса о крайней неразвитости спартанской торговли обычно приводят сведения о лаконской монете — неудобных в обращении железных прутьях, а также о ликвидации золотой и серебряной монеты.

Согласно античной традиции, железный обол был введен законодателем в качестве преграды для обогащения граждан посредством торговли. Причина долгого сохранения в обращении неудобной монеты заключалась в стремлении к сохранению гомогенности «общины равных». Но если такое положение дел не удовлетворяло экономическую систему мелких и средних самостоятельных земледельческих и ремесленных хозяйств, эта система должна была искать выход из положения. Согласно сообщению Геродота, после Платейской битвы илоты, собиравшие по приказу Павсания добычу, «похищали много драгоценностей и затем продавали эгинцам,...которые покупали у илотов золото и платили за него, как будто это была медь». Вполне вероятно, что в Спарте наряду с официальным оболом имела хождение и другая, в частности эгинская монета. Отметим, что в 223 (или 222) г. до н. э. во время реформ Клеомена III илоты получали свободу, уплатив по 5 аттических мин. Ксенофонт рассказывает о том, как тщательно разыскивали в Спарте «в прежние времена» золотые и серебряные деньги. Если бы железный обол господствовал нераздельно, то и разыскивать было бы нечего. В Спарте существовала собственная система мер. У Геропдоха, упоминаются лаконский медимн и лаконская.

Таким образом, все вышесказанное доказывает, что товарно-денежные отношения в Спарте не носили эпизодический характер и не были крайне неразвитыми, но представляли собой вполне сложившуюся систему внутрирегионального обмена.

Военная политика Афин

Новое административное деление Аттики легло в основу организационной структуры афинской армии и флота. Каждая фила должна была выставить один таксис пехоты и одну филу всадников. Таксис делился на лохи, десятки и полудесятки. Это деление было административным и не имело тактического значения. Фила выбирала филарха, который командовал всадниками филы; таксиарха, который командовал пехотой; стратега, который командовал всей боевой силой территории филы. Кроме того, каждая фила снаряжала за счет себя 5 военных судов с экипажем и начальником. Командование всей армией и флотом Афин принадлежало коллегии из 10 стратегов. Выступив в поход, стратеги командовали войсками по очереди.

Морской военный флот был первой основой военной силы рабовладельческой республики. Высшего своего развития морское могущество Аттики достигло в V веке до н.э. Основы его были заложены Фемистоклом, который в 480-х годах до н.э. добился того, чтобы на постройку флота были обращены доходы с серебряных рудников. К моменту нашествия персов афиняне имели в строю более 200 боевых кораблей. К началу Пелопоннесской войны 431 года до н.э. афинский флот имел свыше 300 кораблей. Военные суда афинян в V веке до н.э. разделялись на боевые, так называемые «длинные корабли», и транспортные суда, предназначавшиеся для перевозок войск и военных материалов.

В это же время афиняне начали строить многопалубные гребные суда по образу судов Коринфа. Основным типом военного греческого корабля была трехпалубная триера. Нос триеры был обит медью. Экипаж триеры состоял из 170 гребцов: в верхнем ряду находилось 62, в двух нижних по 54 гребца. Все они гребли в такт по команде специального начальника. Движением корабля управлял рулевой. Кроме гребцов, на кораблях были матросы, управлявшие парусами, и десантные солдаты - гоплиты. Общая численность экипажа триеры доходили до 200 человек. Командовал кораблем триерарх, выбиравшийся из числа богатых граждан, снаряжавших корабль. В качестве рулевых, матросов и гоплитов служили афинские граждане, среди гребцов служили метэки, а после поражения в 413 году до н.э. в Сицилии на «длинных кораблях» гребцами были рабы.

Морская тактика афинян была очень проста. В морском бою афиняне стремились зайти с борта и ударом обитого металлом носа протаранить противника. Иногда, сбив на вражеских кораблях весла и руль, афиняне бросались на абордаж, перебрасывали мостики и начинали рукопашный бой, стремясь захватить неприятельское судно.

Постепенно, тренируя свои экипажи в ежегодных учебных походах, заканчивавшихся двусторонними маневрами, афиняне достигли высокого совершенства в технике морских боевых действий. В течение V века до н.э. афинский морской флот неоднократно наносил поражения превосходящим его по численности вражеским эскадрам и справедливо заслужил славу лучшего из флотов греческих полисов. Основной базой афинских военно-морских сил в V – IV веках до н.э. была превосходно укрепленная и хорошо оборудованная гавань Пирей, соединенная с Афинами «длинными стенами».

Второй составной частью афинских вооруженных сил была сухопутная армия, главную силу которой составляли гоплиты. Вооружение афинского гоплита состояло из копья длиной в 2 м, короткого меча и защитного вооружения, которое было несколько легче спартанского. Легко вооруженные имели дротики и луки со стрелами. Всадники были вооружены копьями и имели длинные щиты. Воины должны были покупать за свой счет вооружение и содержать себя. Каждый гоплит имел одного слугу из рабов; слуги носили кинжалы и топорики.[18]

Боевым порядком афинской пехоты, как и у спартанцев, была фаланга; о ней впервые упоминается в описании Саламинской войны 592 года до н.э. Сильной стороной афинской фаланги был удар накоротке; слабой – неспособность действовать на пересеченной местности, легко уязвимые фланги и тыл. По построению и тактическим свойствам афинская фаланга походила на спартанскую, но отличалась, по словам Энгельса, бешеным натиском. Начиная с первой половины V века до н.э., афиняне стали применять осадные метательные орудия.

Таким образом, воинская дисциплина у афинян поддерживалась чувством гражданского долга. В противоположность спартанским командирам, применявшим к воинам телесные наказания, афинские стратеги пользовались лишь ограниченными правами. По возвращению из похода они могли подавать на провинившихся жалобы в народное собрание, которое и выполняло тот или иной приговор.

Военная политика Спарты

Процесс разложения родового строя в греческих племенах происходил неправомерно. Так, в Ионии классовая структура утвердилась ещё в VII веке до н.э., в Аркадии, Ахайе, Этолии и в других полисах – значительно позже.3 Полисы представляли собой либо аристократические общины, управлявшиеся небольшими группами знатных землевладельцев, либо рабовладельческие демократические республики, в которых большинство свободных граждан в той или иной форме принимало участие в управлении родным городом. Крупнейшим из таких аграрно-аристократических полисов была Спарта.

В результате многочисленных войн Спарта подчинила себе население Лаконии и соседних с ней областей Южного Пелопоннеса. Спартанцы поделили между собой захваченные земли, обратив прежних владельцев в зависимых, прикрепленных к земле илотов. Илоты были рабами, которые принадлежали всему полису. Они жили и работали на земельных участках спартаков, отдавая им определённую часть урожая. Ремесленники и торговцы селений, подчиненных спартанцам, перийонами (живущими вокруг), они не были лишены личной свободы, но выполняли ряд тяжелых повинностей и не имели политических прав.

Несмотря на то, что Спарта считалась «общиной равных» в политическом отношении она представляла собой аристократический строй, выражавшийся в господстве немногих аристократических родов. По своему классовому характеру это было рабовладельческое военное государство, вся совокупность общественных отношений которого содействовала созданию небольшой, но боеспособной армии рабовладельцев.

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца воина. От воина требовалось безоговорочное повиновение старшим начальникам. Спартанец готов был скорее погибнуть, чем уйти с боевого поста. Такой дисциплины не было у армий восточных деспотий. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином.

Большое внимание уделялось выработке военного языка. Спартанцы славились своим умением говорить кратко и ясно. От них пошли слова «лаконизм», «лаконический». Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг.5 Такой тяжело вооружённый боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу – илота, который в походе нес его защитное вооружение.

В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20 – 60 метров, стрела поражала на дистанцию 100 – 200 метров. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фаланги боевого порядка.

Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2 – 6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8 лохов. В IV веке до н.э. организационная структура спартанской армии ещё более усложнилась. Низшим подразделением было братство или двойная эномотия (64 человека); два братства составляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха образовывали мору (1024 человека). Таким образом, у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.

Все гоплиты входили в одну фалангу (монолит), которая представляла линейный строй копейщиков; фаланга – это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Фаланга возникла из сомкнутого строя родовых и племенных отрядов, она являлась военным выражением окончательно оформившегося греческого рабовладельческого государства.

Спартанская фаланга строилась в 8 шеренг в глубину. Дистанция между шеренг на ходу была 2 метра, при атаке – 1 метр, при отражении атаки – 0,5 метра. При численности в 8 тысяч человек протяжённость фаланги по фронту достигало 1 км. Поэтому фаланга не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересечённой местности, не могла преследовать противника.

Фаланга это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. Начальник наблюдал за тем, чтобы не нарушался порядок в фаланге. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завязывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения. Атака носила фронтальный характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фаланги на основе воинской дисциплины и боевой выучки.

Таким образом, верховное командование спартанской армией осуществлял один из царей, при котором имелся отборный отряд телохранителей из 300 знатных юношей. Царь находился обычно на правом фланге боевого порядка. Его приказания выполнялись точно и быстро. Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV века до н.э. Не умели они возводить и оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480 г до н.э. Спарта могла выставить лишь 10 – 15 кораблей. Опираясь на Пелопоннесский союз, Спарта начала оказывать влияние на ход политической жизни других областей Греции. Политическое преобладание Спарта удерживала за собой до середины V века до н.э., когда произошло столкновение её с другим сильным греческим полисом – Афинами.

Культура Афин

Временем наивысшего подъема греческой культуры считается V в. до н. э. Сформировавшийся полис с его четкими тенденциями к демократии и вместе с тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, на которой расцветала греческая культура классической эпохи.

Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися [19]под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Фриз Парфенона считается одним из самых ярких образцов классического искусства. При всем своем композиционном единстве она удивляет разнообразием, ни одно из пятисот номеров мальчиков, стариков, девочек, пешеходов и всадников не повторяет другого. Движения людей и животных, полные динамики, передаются с удивительным мастерством. Кроме статуи Афины для Парфенона Фидия, была изготовлена еще одна - бронзовая статуя, первый памятник после разрушения персами Акрополя, который был установлен среди развалин в 465-455 гг. до н.э. Фидий создал другой образ богини - Афины Промахос (воительницы Афины), могущественной и суровой защитницы своего города; справа она покоится на копье, слева держит щит, на голове - шлем. Фигура Афины, как будто она властвовала над городом, и все плыли вниз с моря и видели на солнце блеск наконечника копья и шлема статуи.

Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его название — Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон выделяется необычностью своей планировки: он асимметричен, и его отдельные части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону. Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх.

В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины.

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии— Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет — мир. Аристофан — противник войны, всю силу блестящего таланта отдавший борьбе за мир.

Таким образом, из высшего перечисленного можно сделать вывод, что демократические принципы Афин приводят к созданию демократической республики, и именно на базе демократической республики активно развивается культура. Высокий повышение эллинистической культуры во V во. вплоть до н.э. был связан основным способом с расцветом классического полиса. Повышение демократии, содействие в политической существования многих независимых людей также в то же период жестокие политические также общественные инциденты, вызывающие самоопределения любого индивидуума, рост положительной урока, увеличение географического горизонта, понимание преимущества собственного вида существования надо другими — все без исключения данное вызвало специфические особенности культуры традиционной Греции.

Культура Спарты

В спартанском обществе не поощрялось искусство, наука. Спарта порождала из своих рядов военачальников, людей, которые должны управлять государством, которые могли держать в подчинении большие массы людей. Эти навыки ценились в спартанском государстве и получили свое развитие.

Большое внимание уделялось религии, поскольку культы постоянно сопровождали спартанского воина и перед тем как отправиться в бой, снарядить отряд на сражение обязательно совершался обряд, жертвоприношение греческим богам. Спартанские граждане ценили религиозные культы, почитали греческих богов.

В целом тип государственного устройства, который сформировался в Спарте, будет правильнее назвать военной олигархией, когда во главе государства стоялилюди, принадлежащие к высшей знати, и именно они определяли, каким будет экономическое и политическое развитие. Такой тип политических отношений делал культуру Спарты, достаточно зависимой от политических процессов.

Глава V. Сравнительная таблица. Афины и Спарта.

В данной таблице подведен итог всему выше написанному Спарта и Афины это две разные политические системы, которые не только отличаются каким-то внутренними устройствами полисов, но и внешними и даже менталитет граждан этих городов будет разным. См. таб. 1

Сравнительные характеристики Афины Спарта
Политический аспект Демократия. 1.Все граждане полиса имеют право выступать в народном собрании, избирать и избираться. 2.Все решения публично обсуждаются 3.Все должности подотчетны, сменяемы и оплачиваемые. Олигархия: 1. «Община равных» 2. Все решает совет старейшин 3. Совместные трапезы 4. Закрытие полиса от внешних взаимоотношений
Экономический аспект Товарное производство. Интенсивный характер. Международные торговые связи. Натуральное хозяйство. Замкнутая система экономики.
Военный аспект Морской флот и хорошая армия. Спарта – как военный лагерь, все граждане мужского пола – военные.
Культурный аспект Развиты все сфера культуры начиная от города-строения заканчивая театром. Культура была не так развита, как в Афина, для спартанцев занятие искусством считалось позором.

Заключение

Спарта и Афины характеризуют две формы правления полисов Древней Греции классического типа, представляя собой два типа античных полисов: олигархический и демократический.

В Спарте наиболее интересным кажется власть государства, впервые в истории национализировавшего процесс воспитания и представившего развитый образец государственной идеологии.

А Афины в свою очередь демонстрируют главенство свободы граждан и демократии, ставшие краеугольным камнем современного европейского и постевропейского мира. Важнейшей вехой в развитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователи полагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая: история государства и права.

Именно Солон провозгласил свободу афинского гражданина, которого нельзя обратить в рабство ни за долги, ни как-либо иначе. Именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востока государю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.

Но следует понимать, что особенности демократии Афин были таковы, что не все жители полиса могли ею воспользоваться. Ограничения в афинском государстве имелись для иностранцев, рабов, женщин.

 Таким образом, афинскую демократию можно трактовать так, что все люди имеют право голоса, но проблема в том, что не все представители человеческого рода считаются людьми. Также в Афина была развита экономика, что не мало важно. Этот полис имел все же развитие во всех сфера, и по моему мнению он все же являлся городом образцом по сравнению с таким полисом как Спарта.

Если в Афина мы видим развитие искусства, культуры, налаживание торговых связей, появления первых философов и деятелей культуры, то в Спарте мы наблюдаем только военную подготовку и олигархический строй, который всех жителей этого полиса, а в частности, мужчин, делают равными во всем. («Община равных»).

Поэтому я отдам все же свое предпочтение, городу Афины, потому что этот город подарил много деятелей культуры и не только, ученых и философов именно там зародился театр, людям начали давать образование и обучать чему-то новому, кроме как вести бой, о чем рассказывали с детства мальчикам в Спарте.

Таким образом, Афины и Спарта, это два полиса, которые имеют свою собственную структуру, менталитет и развитие, и каждый из этих полисов развивается по-своему.


Список литературы

1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Любое издание. (Ликург, Солон).20-89с.

2.  Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1. Становление и развитие полиса / отв. ред. Е. С. Голубцова. М., 1983.90-110с.

3.  Голубцова Н. И. К вопросу о характере афинской демократии IV в. до н.э. // Вопросы истории. 1961. № 3. 89-100с.

4.  Зайков А. В. Общество Древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург, 2013.25-89с.

5.  Печатнова Л. Г. История Спарты. СПб., 2002.200-210с.

6.  Строгецкий В. М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). СПб., 2008.70-80с.

7.  Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи: время расцвета демократии. М., 2008.89-99с.

 


Приложение 1

Содержание

Введение 3

Глава I. Сравнение Афин и Спарты в политическом аспекте

1.1 Политическая сфера жизни общества в Афинах 5

1.2  Политическая сфера жизни общества в Спарте. 10

Глава II. Сравнение Афин и Спарты в экономическом аспект

2.1 Экономика Афин 14

2.2 Экономика Спарты 16

Глава III. Сравнение Афин и Спарты по военному аспекту

3.1 Военная политика Афин 18

3.2 Военная политика Спарты 20

Глава IV. Сравнение Афин и Спарты в культурном аспекте

    4.1 Культура Афин 24

    4.2 Культура Спарты 26

Глава V. Сравнительная таблица. Афины и Спарта.

Глава VI. Итоги и последствия противостояния двух политических систем для Древней Греции.

Заключение 30

Список литературы 32

Приложение 1 33

 

Введение

В истории древней Греции, как мы знаем играли не маловажную роль два центра: демократический и олигархический - Афины и Спарта. В этих двух античных государствах можно наблюдать типичный для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции. Поэтому в данной работе будут рассмотрены данные полисы.

Отношения к государственному строю и спартанскому праву все еще можно считать скептическим по сравнению с Афинами в Греции классического периода. Это связано с тем, что Спарта уже давно воспринимается как культурно-отсталое государство: "Значение Спарты в истории гораздо менее важно, чем значение Афин". Если афинская демократия в свое время была прогрессивным феноменом, потому что позволяла греческой культуре процветать, то Спарта в области культуры не давала ничего достойного внимания. Она проявлялась во всем как реакционное и отсталое государство, как бастион консервативной рабовладельческой аристократии. В древние времена Спарта была известна только своей величественной армией и самым жестоким террором против рабовладельцев-воздушников, которых она стремилась удержать в вечном страхе. Все же в этом надо подробно разобраться, не только в культурной сфере полиса Спарты, но и в других сферах жизни общества и сравнить с Афинами.

Отсюда следует, цель данной контрольной работы проанализировать источники и исходя из этого выявить сходства и различия между двумя античными полисами и создать сравнительную таблицу.

Следуя поставленной цели, для ее реализации обозначим задачи контрольной работы:

1. Сравнить Афины и Спарту в экономическом, политическом, военном и культурном аспектах в классическую эпоху Греции;

2. Отдать предпочтение той, или иной политической системе и обосновал его;

3. Сделать вывод о последствиях противостояния двух политических систем для Древней Греции;

Для реализации поставленных цели и задач и была использована следующая историографическая литература. Плутарх в жизнеописаниях Ликурга и Солона уделяет внимание не только биографии, но также описывает и дает характеристику проводимой ими политики в Спарте и Афинах. Помимо работ общего характера, в частности «Античная Греция. Проблемы развития полиса.» но и значительную роль оказала работа французского исследователя П. Гиро «Быт и нравы древних греков». Отдельная глава в ней посвящена государству и праву древнегреческих полисов. Автор приводит пространные выдержки из источников, выделяет общие и частные черты развития древнегреческих городов-государств. Кроме того, автор анализирует и политическую структуру афинского общества.

Работа А.-И. Марру «История воспитания в античности (Греция)», хотя и посвящена только воспитанию подраст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.113 с.)