Особенности проведения пальчиковых игр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения пальчиковых игр.



Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (игры Колечки, Чет-нечет и др.) Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.

Результативность использования пальчиковой гимнастики на примерах работы с детьми, имеющими особенности в развитии.

Пальчиковый игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь становится нормальной. К концу года устраняются аграмматизмы (из опыта работы логопеда ОРЦ Аксеновой М.И.) На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например, Прогулка в лес. Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т.д.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Раздел III. Упражнения и игры по развитию мелкой моторики рук.

1. Игры-потешки.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой руке, то на левой руке.
Упражнения для большого пальца. Обе руки сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, крутим скакалку сначала в одну сторону; потом в другую. Выполняя упражнение, пою песенку Скакалка:

Я скачу, я верчу новую скакалку
Захочу – обскачу Галю и Наталку
Ну-ка раз, ну-ка два посреди дорожки,
Да бегом с ветерком, да на правой ножке.
Я скачу, я верчу новую скакалку
Я скачу, я учу Галю и Наталку
Ну-ка раз, ну-ка два учатся сестрички
За спиной день-деньской прыгают косички

Это трудное упражнение: круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой движения в одну сторону, потом в другую. Но благодаря веселой песенке, не чувствуется усталости.

2. Игры с палочками и спичками.

Строители
Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.


Выполняя условия этой игры нужно переносить: -
а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;
б) пользуясь большими пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;
з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
к) указательным и безымянным построить колодец.

Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.
Второй вариант игры со спичками.
Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.
Игра Строим дом, Заколачиваем гвозди.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх – это молоток. В течении всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди – строим дом (движение сверху большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым. Согнутым труднее.)

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат-
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Готовые дома-руки,
сжатые в кулаки для де-
вочек- белочек и мальчи-
ков-зайчиков Как мы славно заживем.
Будем песни распевать
Веселиться и плясать.
Далее хвалю домики, построенные детьми:
Этот дом для Светы
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша-
Мальчик он хороший.
В этом доме Маша-
Солнышко ты наше.
Этот дом для Марата,
Будет дом богатым.
Этот дом для Лады-
Там в жару прохлада.
Этот дом для Насти-
Будет в доме счастье.
Здесь живет Наташа-
Умница ты наша.
Домик для Артема
Солнечный, не темный.
В этом доме Коля-
Он отличник в школе.
Этот дом для Юли-
Вежливой чистюли.
Этот дом для Кати-
У Кати много платьев.
Этот – для Сережи,
Сережа – наш надежа.
Домик для Андрюши –
Много в нем игрушек.
Этот дом для Саши –
Саша – гордость наша.
Домик для Максима –
Очень он красивый /а Максим – он сильный/.

Интересна реакция детей на эти стихи, стихи про каждого!
И при повторных проведениях этой игры очень стараются работать молотком, предвкушая счастливый конец, ласковый строки за хорошую работу. И долго не проходит улыбчивое настроение, лица становятся добрыми, размягченными.

3. Игры с бумагой.

4. Игры, требующие творчества детей – самостоятельного изображения жестами и движениями рук описываемых явлений.

5. Гимнастика пальцев рук.

6. Упражнения для детей, больных детским церебральным параличом.

Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, 1 – 3 раза в день, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения оказывают косвенное влияние на развитие речи.

  1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются). То же самое левой рукой, обеими руками.
  2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди здороваются: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
  3. Выпрямит указательный палец правой руки и вращать им (оса). То же самое пальцем левой руки.
  4. Указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу (человечек). То же самое другой рукой, обеими руками (дети бегают наперегонки).
  5. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем (коза). То же другой рукой.
  6. Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и соединить их (очки).
  7. Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (деревья).
  8. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.
  9. Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой.
  10. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу, подвигать ими (двое разговаривают).
  11. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (гнездо, миска).
  12. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша, дом).
  13. Держа пальцы вверх, соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук. Другие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь (мост, ворота).
  14. Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их и округлить (часы, бутон).
  15. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы бегут по столу (бежит собака, лошадь).
  16. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, пошевелить (улитка с усиками).
  17. Правая рука как в предыдущем упражнении, а левую положить сверху (раковина улитки).
  18. Средний и безымянный пальцы правой руки согнуты и прижаты к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуты, рука поднята вверх (кошка).
  19. Концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг к другу, слегка приоткрыть (лодочка).

7. Комплексы упражнений для детей, имеющих задержку речевого развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.009 с.)