Понятие теории государства и права как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие теории государства и права как науки.



Понятие теории государства и права как науки.

Наука теории государства и права — это система знаний об основных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их существования и развития.

Выделяют научные и ненаучные знания.

Научные знания — это знания упорядоченные, т. е. организованные в определенную систему, знания взаимосвязанные и логически последовательно изложенные, обоснованные, доказанные.

Ненаучные знания — обыденные, псевдонаучные, антинаучные и т. п.

Науку нельзя рассматривать как нечто статическое, неизменное, наука всегда в динамике, в движении, постоянно изменчива.

Существо науки заключается не столько в познанных истинах, сколько в их поисках. В этом и заключается процесс развития науки, т. е. происходит постоянное накопление позитивных знаний.

В состав науки входят два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень складывается из научных фактов.

Научный факт — это достоверное знание о фактах действительности.

Факты служат основой для выдвижения гипотез и для доказательства научных истин.

Научная гипотеза — это совокупность вероятностных, предположительных знаний, отвечающих на проблемные вопросы, что-либо объясняющих ввиду недостаточности достоверных знаний.

Научная теория — это совокупность систематизированных, взаимосвязанных, обоснованных и проверяемых знаний, т. е. знаний, которые могут быть проверены на практике или иным путем.

Благодаря данным фактам решаются научные проблемы.

Научные проблемы — это состояния научной информации, которые не удовлетворяют исследователя, т. е. наличие знаний, но при этом неполных или противоречивых. Проблема находит свое выражение в постановке вопросов, а ответ на вопрос разрешает ее. В ходе научных исследований выдвинутые гипотезы опровергаются или доказываются и обосновываются, и тогда превращаются в научные знания, и в таком виде включаются в состав научной теории.

Предмет теории государства и права.

Предмет теории государства и права — это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также совокупность основных понятий науки.

Необходимо сказать, что предмет теории государства и права имеет свою специфику, она заключается в том, что институты государство и право изучаются не как отдельные, а во взаимосвязи.

Всеобщие методы теории государства и права.

Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Роль права.

 

Право в жизни общества может играть как позитивную, положительную, так и негативную, отрицательную роль. Положительная роль выражается в том, что право может способствовать прогрессивному развитию общества, его экономики, государственного устройства. Оно закрепляет передовые формы демократии, хозяйствования, создает простор для развития производительных и интеллектуальных сил общества, запрещает неэффективные формы хозяйствования, вредные и опасные для общества действия и поступки, защищает права и интересы граждан.

Негативное, отрицательное значение права выражается в том, что оно может закреплять и недемократические формы и методы правления, такие как фашизм, власть небольшой группы людей, клана, ограничивать либо вообще лишать каких-либо демократических прав граждан, в том числе права на формирование путем выборов государственных органов, закреплять господство одной религии, монополизм в экономике, принадлежность основных средств производства и богатства страны правящей элите и т. д. В этом случае право выступает законной основой для тирании, угнетения простых людей, поскольку в самом законе заложено право на угнетение, неравноправие, зависимость простых людей от власти имущих, рабов от рабовладельцев, крепостных крестьян от феодалов.

В современном демократическом государстве выделяют следующие направления воздействия права на социальные процессы, деятельность и поведение граждан, должностных лиц, органов и организаций.

1. Право придает действиям юридических и физических лиц организованность, устойчивость, согласованность и обеспечивает их подконтрольность. В конечном счете право вносит упорядоченность в жизнь общества, является средством регулирования социальных процессов.

2. Право способствует укреплению и развитию тех процессов и отношений, которые соответствуют интересам большинства граждан и обеспечивает согласование этих интересов. Оно обусловливает взаимосоответствие и взаимосвязь общих, региональных, групповых и индивидуальных интересов в обществе и на этой основе создает мирное, спокойное развитие общества. Право предусматривает возможность разрешения споров и конфликтов на основе справедливости и законности в судебном порядке.

3. Право является как бы масштабом свободы личности в обществе, определяет пределы этой свободы и устанавливает ответственность за нарушение допускаемых пределов. Право – это форма свободы в реальных общественных отношениях.

4. Право выражает идеи справедливости, является критерием правильного распределения материальных и других благ между различными слоями населения – пенсионерами, работающими, несовершеннолетними, инвалидами, многодетными семьями и т. д. Оно устанавливает определенное равенство перед законом всех граждан, независимо от пола, возраста, религии, политических убеждений, рода занятий и т. д. В этом отношении право противостоит несправедливости.

5. Право является важным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с ходом исторического развития. Отражая и закрепляя новое, прогрессивное в обществе, право способствует его становлению, повышению роли и значения среди других общественных отношений, обеспечивает его существование и развитие с помощью государственной поддержки и тем самым стимулирует развитие общества в прогрессивном направлении.

Запрещая одновременно устаревшие формы социальной жизни, исключая их из реальной действительности, право устраняет препятствия для развития нового, создает для этого благоприятные условия.

6. Право закрепляет создание гражданами различных общественных формирований, политических партий, самодеятельных, творческих организаций, коммерческих и иных структур и их свободную деятельность.

7. Право играет очень важную роль в регулировании экономических отношений в обществе. Оно закрепляет различные формы предпринимательства, порядок их создания и деятельности, их полномочия, взаимодействия с государственной властью, юридические обязанности и ответственность за правонарушения. Право также определяет формы собственности, их правовое положение, права собственников и других владельцев движимого и недвижимого имущества.

В настоящее время право приобретает все большее значение в международных отношениях. Оно является основой для цивилизованного решения международных и межнациональных вопросов, способствует достижению социального мира и согласия на земле.

 

Сущность государства.

 

Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории права и государства. Познать природу государства - значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельный институт. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества.

Существование государства в качестве политической организации в обществе связано, прежде всего, с тем, что оно является особой организацией политической власти.

Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия.

Такой силой выступают различные институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер.

Этими институтами являются государственные органы власти с их материальными придатками в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы. Другими словами, главное отличие политической власти от власти вообще коренится в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности. Политическая власть, по сути дела, получает материальное воплощение в государственно-правовых институтах, политическая власть становится властью государственной. Вот почему эти два понятия, по существу, являются идентичными.

Политическую (государственную) власть отличает от социальной власти то, что первая выражает потребности, интересы, волю не просто различных групп общества, а таких социальных групп, доминирующее положение среди которых на протяжении многих веков занимали и продолжают занимать классы. Выражение в первую очередь именно классовых интересов придавало и придает сегодня власти, а вместе с ней и государству, политический характер. Политический характер государства обусловлен не только тем, что оно выступает регулятором классовых отношений. Государство, так или иначе, регулирует отношения между всеми социальными группами, включая и классы. Политика - это, прежде всего, сфера отношений между социальными группами, а они существовали и будут существовать всегда.

Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие союзы и организации. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства.

Таким образом, государство и гражданское общество представляет единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание - гражданским обществом. Не менее важная характеристика государства состоит в том, что оно представляет собой структурную организацию. Это находит свое выражение в наличии у него специального аппарата в лице людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения. Именно эта характеристика государства как организации публичной власти делает государство особой политической организацией. Государство - не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них - политические движения и партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных государственных органов, осуществляющих его многочисленные внутренние и внешние функции.

Монархия, виды.

 

Монархия – форма правления, при которой:

высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;

монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

 

Республика, признаки.

 

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

правительство сформировывается внепарламентским путем;

жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

 

Федерация, основные черты.

 

Федерация - это постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакиа, Югославия.

 

Империя, общие признаки.

 

Империя - это такое сложное и большое государство, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Империя держится на насилии, на государственном принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.

Виды политических систем.

 

Существует несколько подходов к типологии политических систем. Обычно выделяют следующие политические системы: открытые — закрытые; стабильные — нестабильные; демократические, авторитарные, тоталитарные; унитарные, федеративные, конфедеративные. С точки зрения классового подхода, различают политические системы рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. По типу политической культуры выделяют либеральные (англо-американские, континентально-европейские), традиционные (доиндустриальные и ранне-индустриальные) и тоталитарные.

 

57. Место и роль государства в политической системе общества, формы участия, основные модели.

 

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

субъекты политической системы;

политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются:

государство;

политические партии;

общественные организации и объединения;

политические движения;

церковь;

органы местного самоуправления.

Функции политической системы:

выработка целей развития общества, планирование;

определение стратегического развития общества;

политическая интеграция общества;

регулирование политических процессов;

соблюдение интересов разных социальных групп общества;

создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем:

распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;

рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

обладает суверенитетом;

имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

обладает монополией на правотворчество.

Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

 

Принципы права, виды.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования как правовых норм, так и правового регулирования общественных отношений. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой общие правила поведения, которые прямо сформулированы в законе или выводятся из его смысла. Отражаясь, прежде всего, в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, правовую систему государства. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают его внутреннее строение и процесс правоприменения. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и принятия нормативно-правовых актов, играют определенную роль при разрешении коллизий в праве, при использовании аналогии права.

Принципы права являются несущей конструкцией, на основе которой строятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат ориентиром правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. В силу общеобязательного характера принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, они соответствуют типу и форме государства, государственному и политическому режиму. Принципы права заметно отличаются друг от друга принадлежностью к определенным правовым системам современности. Принципы как основные начала права напрямую закрепляются в законодательстве государств (в статьях законов, в общей части большинства кодексов, в преамбулах конституций и в основных разделах конституций). Принципы права либо сами определяют содержание и характер правовых норм, либо вытекают из их конкретного содержания.

По сфере распространения выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.

Общие принципы права. Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений. Этот вид принципов распространяется на все правовые нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых отношений.

Общие принципы права также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К общим принципам права относятся следующие: демократизм, равноправие, законность, справедливость, гуманизм, единство прав и обязанностей и др.

Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Данные отрасли являются преимущественно смежными, родственными: конституционное и административное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответственности, состязательности и гласности судопроизводства, коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Так, отраслевыми принципами для гражданского права являются принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, презумпция вины лица, не исполнившего обязательства или собственника источника повышенной опасности. Для земельного права России характерны такие принципы, как множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использования земли и др. Для гражданского процессуального права характерны такие принципы: принцип осуществления правосудия только судом, сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства, диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия, устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства.

Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых принципов, строится на основе собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они составляют основу, на которой создаются и функционируют не только отрасли права, но и все право.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решений по конкретному юридическому делу, особенно в случаях применения аналогии права.

66. Функции права, особенности (внешние, внутренние функции права, неосновные собственно юридические функции).

В юридической науке понятие «функция права» употребляется для характеристики социального назначения права. Термин «функция» приемлем для характеристики любых динамических структур, но в большинстве случаев функция обозначает направленное избирательное воздействие системы на определенные сферы жизнедеятельности. Под функциями права в большинстве случаев понимают социальное назначение права или направление правового воздействия на общественные отношения. И социальное назначение, и направление его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не дают целостного понимания функций права. Нельзя противопоставлять в понимании функции направлений правового воздействия социальному назначению.

Понятие «функция права» должно охватывать и назначение права, и способы его воздействия на общественные отношения. В принципе, функция права - это реализация его социального назначения. Понятие «функция права» охватывает и правовое регулирование, и правовое воздействие. В функции права проявляются такие свойства права, которые раскрывают ее качество. Функция права опосредована его сущностью, внешним образом проявляется как определенное воздействие на социальные отношения, она характеризуется относительной длительностью или постоянством. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач права. Функции направлены на решение задач, стоящих перед правом. Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что задачи часто обуславливают само существование функций, определяют их содержание, методы реализации. Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Функциональная характеристика права означает знание способов воздействия права на общественные отношения. Функционирование означает действие права.

Итак, под функциями права понимаются основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Анализ функций права с точки зрения системности позволяет их сгруппировать по различным критериям. В реальной практике функции права не отделены и действуют системно, во взаимосвязи. Система функций права непосредственно связана с системой права. Выделяются следующие группы функций права, составляющие систему: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, правовых институтов. Следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают всего многообразия конкретных форм воздействия права на общественные отношения. Они раскрываются в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т.д.

Внутренние критерии классификации функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Это собственно регулятивная и охранительная функции права. Внешним критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права (социальные функции права).

Итак, функции права рассматриваются в двух основных аспектах, в зависимости от того, рассматриваются они в специально-юридических или общесоциальных рамках. С точки зрения второго подхода можно выделить такие функции права как экономическая, политическая, воспитательная, коммуникативная. На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции.

Соотношение права и морали.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

 

Понятие, виды законов.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

закон – одно из основных источников права;

установлен особый порядок принятия;

принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

другие нормативные акты не должны противоречить закону;

при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

 

Семья мусульманского права.

 

Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.

 

Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:

• одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, Коране, Сунне, Иджме;

• в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы

стран мусульманской правовой семьи являются:

признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;

переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;

вторичное значение нормативно-правовых актов;

незначительная роль судебной практики;

большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.113 с.)