Приматы. Человекообразные обезьяны. Систематика. Сходство и различия приматов и человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приматы. Человекообразные обезьяны. Систематика. Сходство и различия приматов и человека



МБОУ СОШ с. Бутырки

Учитель Гордеева Е.В.

Тема урока: Отряд Приматы.

Цели и задачи  урока: обучения - п ознакомить обучающихся с многообразием приматов; выявить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих; показать черты приспособленности, связанные с образом жизни, сходство и родство с человеком; развивающая - развивать навык коммуникативного общения, развитие познавательного интереса; воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру; чувство ответственности.

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

• понимать смысл биологических терминов;

• описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных отряда Приматы; сравнивать особенно­сти строения животных;

• приводить примеры животных разных система­тических групп;

• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах животных;

• характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

• проводить наблюдения и объяснять полученные резуль­таты;

• сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

• организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

• работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

• слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

• интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Основные понятия.

I. Организация урока

II. Актуализация знаний

Перечислите уже изученные отряды класса Млекопитающие

Работа с рисунками (Укажите название отряда, к которому принадлежит это животное)

III. Усвоение новых знаний

1. Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие.

Впервые термин «приматы» использовал в 1758г. Карл Линней.

Слово «Приматы» происходит от латинского « primates» –   «одни из первых».

Основные признаки приматов

Значительную часть черепа занимает черепная коробка;

Передний мозг имеет большое число извилин;

Наблюдается сложное поведение;

Глаза направлены вперед;

На пальцах рук и ног имеются плоские ногти;

Две молочные железы, расположенные на груди.

Для приматовхарактерно  значительное развитие большие полушарий головного мозга. Кора имеет сложное строение. Глаза направлены вперед, зрение бинокулярное (видят обоими глазами одновременно), объемное, цветное.  Органы обоняния недоразвиты, слух развит хорошо. Эти морфологические особенности указывают на эволюционное превосходство приматов над другими млекопитающими.

Классификация отряда

Б) ПОДООТРЯД ОБЕЗЬЯНЫ

Цебиды (цепкохвостые). (нс)

2. Игрункообразные. (нс)*

Мартышки. (сс)

Гиббоны и сиаманги. (сс)

Понгиды (гоминиды). (сс)

                         (гориллы, шимпанзе, орангутаны).                        сс – Старый Свет (узконосые)

                                                                                                                 нс – Новый Свет (широконосые)

Первая группа расселилась по всему Американскому континенту – это обезьяны Нового Света, или широконосые.

Коата; 3.Саймири

Коаты (лат. Ateles) — род приматов из семейства паукообразных обезьян (Atelidae). Как и другие представители семейства, обитают в тропических лесах Центральной и Южной Америки: от юга Мексики до Бразилии. К роду относят семь видов, два из которых (Ateles fusciceps и Ateles hybridus) находятся под угрозой исчезновения.

Коаты обитают в верхних ярусах влажных тропических лесов (25—30 метров над землёй). Питаются, в основном, фруктами, но также иногда лакомятся листьями, цветками и насекомыми. Их хвост настолько цепкий, что обезьяны с его помощью могут не только висеть на ветвях, но и подбирать всякие предметы.

Вторая группа распространилась в Африке, Южной Европе и Южной Азии - это обезьяны Старого Света, или узконосые.

Шимпанзе способны к бескорыстной взаимопомощи. Эксперименты с полуторагодовалыми детьми и молодыми шимпанзе показали, что и те и другие готовы бескорыстно помочь человеку, попавшему в затруднительную ситуацию, если только могут понять, в чем состоит трудность и как ее преодолеть.

ГОРИЛЛА.

Три подвида: восточная горная горилла, восточная равнинная горилла и береговая или западная равнинная горилла.

Гориллы размножаются круглый год. Детеныш рождается голый, беспомощный, до трех лет держится при матери, но иногда отказывается от груди и в год. Детей рожают один раз в 3-5 лет. Известны случаи рождения двойни.

Самцы живут отшельниками, владея большой территорией, где обитает несколько самок с детенышами. Матери обожают своих отпрысков, чистят, причесывают, согревают, в жару купают под дождем, как под душем.

Итак, мы с вами познакомились с новым отрядом – «приматы», узнали из каких подотрядов и семейств состоит отряд. Проследили историческое прошлое обезьян. Узнали ряд новых понятий – названия семейств, бинокулярное зрение, груминг. Получили новые сведения об образе жизни отдельных представителей приматов. Выяснили систематическое положение и черты сходства человека и обезьян.

IV. Закрепление

Задание 1. Художник или обезьяна? (презентация)

1. Василий Кандинский, Впечатление III(концерт)

2. Конго (шимпанзе)

3. Конго (шимпанзе)

4. Джексон Поллок, Желтое, Серое и Черное

5. Конго (шимпанзе)

6. Эрнст Нэй, Притча

 

Задание 2. Систематика (Мартышка рыжехвостая)

Задание. Установите последовательность.

Установите правильную последовательность систематического положения мартышки, начиная с вида.

А) Хордовые

Б) Приматы

В) Позвоночные

Г) Млекопитающие

Д) Мартышковые

Е) Мартышка рыжехвостая

Ж) Мартышка

З) Животные

Ответ: ЕЖДБГВАЗ

 

Задание 3.  

Задание. Подотряды приматов Из перечисленных видов приматов выберите отдельно представителей соответствующих подотрядов:
Подотряды: Виды:
А – Низшие обезьяны, или Полуобезьяны; Б – Высшие приматы, или Обезьяны 1. Долгопят 2. Шимпанзе 3. Тонкий лори 4. Лемур 5. Горилла 6. Мартышка 7. Тупайи 8. Орангутан

Ответ: А – 1,3,4,7  Б – 2,5,6,8

 

Задание 4

Работа с карточкой с рисунками

Укажите, какие обезьяны обозначены на рисунке цифрами 1-3. К каким группам относятся?
1. 1.Тупайя 2. Коата (паукообразная обезьяна) 2. 3.Орангутан

1                2             3

Задание 5.

Вставьте пропущенные слова в предложения. У приматов хорошо развиты _________________________________________,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            кора которых образует многочисленные борозды и извилины. Многие виды ведут______________ образ жизни. Конечности у них _______________типа, с хорошо развитыми пальцами, большой палец _________________________ остальным, на пальцах имеются ____________.

(Ответ полушария переднего мозга; древесный; хватательного; противопоставлен; ногти)

Задание 6. Мини-тест

Определите отряды млекопитающих по перечисленным особенностям. После названия отряда впишите цифры, соответствующие этим особенностям.

А) Отряд Парнокопытные - _________________

Б) Отряд Приматы - _________________________

1. На верхней челюсти резцов и клыков нет

2. Имеет резцы, клыки и коренные зубы

3. Желудок многокамерный

4. Используют соломинки в качестве зубочистки

5. Каждый палец, как башмаком, одет толстым роговым копытом.

6. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.

7. Пальцы с плоскими ногтями.

8. Мать носит детеныша с собой.

9. Животные отличаются крупными размерами головного мозга

10. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом и уже через несколько часов могут следовать за стадом.

  1. Для многих представителей отряда характерны рога на голове.

 

Ответы:  А – 1,3,5,10,11   Б – 2,4, 6,7, 8,9

 

V. Рефлексия

VI. Итоги

 

 

VII. Задание на дом

§ 57. Раскрасить рисунок. Определить название и подоотряд примата

 

 

МБОУ СОШ с. Бутырки

Учитель Гордеева Е.В.

Тема урока: Отряд Приматы.

Цели и задачи  урока: обучения - п ознакомить обучающихся с многообразием приматов; выявить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих; показать черты приспособленности, связанные с образом жизни, сходство и родство с человеком; развивающая - развивать навык коммуникативного общения, развитие познавательного интереса; воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру; чувство ответственности.

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

• понимать смысл биологических терминов;

• описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных отряда Приматы; сравнивать особенно­сти строения животных;

• приводить примеры животных разных система­тических групп;

• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах животных;

• характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

• проводить наблюдения и объяснять полученные резуль­таты;

• сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

• организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

• работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

• слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

• интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Основные понятия.

Приматы. Человекообразные обезьяны. Систематика. Сходство и различия приматов и человека

Тип и вид урока: изучение нового материала

Оборудование: иллюстрации млекопитающих, презентация, магнитная доска.

 

Ход работы:

I. Организация урока

II. Актуализация знаний

Перечислите уже изученные отряды класса Млекопитающие

Работа с рисунками (Укажите название отряда, к которому принадлежит это животное)

III. Усвоение новых знаний

1. Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие.

Впервые термин «приматы» использовал в 1758г. Карл Линней.

Слово «Приматы» происходит от латинского « primates» –   «одни из первых».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.064 с.)