Интерпретационные акты: понятие, признаки, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретационные акты: понятие, признаки, виды



«акты толкования» относится только к актам официального толкования норм права. Акты официального толкования  — это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) — это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.  

Особенности актов толкования: — не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм; — имеют юридическую силу и практическое значение всего в течение срока действия толкуемой нормы; — содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы; — обладают государственной обязательностью— адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

  Виды интерпретационных актов: по внешней форме: (письменные, устные); по юридической значимости: (акты нормативного толкования, акты казуального толкования).

-акты толкования органов государственной власти;

-акты толкования органов государственного управления;

 -акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;

-акты толкования общественных организаций.

Признаки

1. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов.

Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.

2. Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.

3. Иерархичность актов официального толкования. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов.

  Акты нормативного  толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель должен руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права.

Акты индивидуального толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации.

  В зависимости от субъекта издания: (акты аутентичного толкования, акты легального толкования).

  Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый действие.

Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В зависимости о отраслей права акты толкования делятся на: (конституционно-правовые, уголовно-правовые,  гражданско-правовые,  другие).


103. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

Реализация - процесс перевода явления в иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достиже­ния определенного результата. Задача процесса правореализации — эффективно, без всяких отклонений переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и ис­черпывающе выполнять его требования. Правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов. Специальные нормы (декларативные, оперативные и др.) непосредственно поведением не реализуются: они реализуют свое предназначение через системные связи с предоставительно-обязывающими нормами, помогая им в регулировании поведения.

Субъектами реализации права являются те лица, на которых право рас­пространяет свое действие, то есть субъекты права. Объектом реализации вы­ступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов.

Если правовая норма указывает на необходимость достижения какого-ли­бо социального результата, то в реализацию такой нормы входит не только деятельность субъектов, но и факт достижения данного результата.

Правовую систему можно поделить на два блока - правотворческий и правореализующий. Процессы правореализации идут и в правотворческом блоке, поскольку правотворческая деятельность тоже регла­ментируется правом.

В своей основной массе нормы права реализуются через конкретные пра­воотношения.

В качестве форм реализации права выделяют использование, исполнение и соблюдение и особую форму реализации - применение правовых норм.

Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам ре­ализуемых норм и характеру правореализующих действий.

В формеиспользования реализуются управомочивающие нормы.

В формеисполнения реализуются обязывающие нормы, требующие ак­тивного поведения.

В формесоблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пас­сивного поведения.

Применение права представляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов и рассматривается какособая форма Проблема методов  реализации права — это проблема формиро­вания у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и со­блюдению юридических норм. Что касается использования как формы реали­зации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Од­нако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно со­здавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

Праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость впо­буждении к правомерному поведению со сторо­ны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальны­ми и общественными интересами субъектов.

История общества и права знаетдва классических способа побуждениясубъектов к реализации государственных велений -обещание награды и угро­за применения мер принуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.006 с.)