Теория государства и права: понятие и соотношение с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права: понятие и соотношение с другими науками.



Теория государства и права: понятие и соотношение с другими науками.

Теория государства и права как наука " представляет собой систему знаний о государстве и праве" (проф. Владимир Константинович Бабаев, проф. Людмила Александровна Морозова).

Теория государства и права — это совокупность (система) научных знаний о государственно-правовой действительности.

Соотношение теории государства и права с другими науками

Теория государства и права в системе общественных наук

В системе научных знаний есть три группы наук:

1) естественные науки (физика, химия, математика, геометрия);

2) общественные науки (философия, социология, политология, экономика, история, теория государства и права);

3) технические науки (инженерные, технологические).

Государство и право изучаются общественными науками.

Каждая общественная наука познает государство и право только в определенной их части, под своим углом зрения, то есть в той мере, в какой это соответствует собственному ее предмету исследования.

Теория государства и права не обладает монополией изучения государства и права, но у нее свой объект и предмет познания.

Следовательно, теория государства и права имеет одно из важных значений в системе общественных наук.

Теория государства и права в системе юридических наук

Все юридические науки подразделяются на:

теоретико-исторические правовые науки (теория государства и права, история отечественного государства и права, история зарубежного государства и права, история политических и правовых учений);

отраслевые правовые науки (конституционное, муниципальное, уголовное, административное, финансовое (бюджетное, налоговое), гражданское, жилищное, семейное, трудовое, экологическое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, таможенное, земельное право);

международно-правовые науки (международное публичное право, международное частное право, космическое право, международное морское право, дипломатическое право, право международных договоров, европейское право);

прикладные правовые науки (юридическая психология, криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия);

специальные правовые науки (дисциплины государственно-правовой, гражданско-правовой и уголовно-правовой специализации).

По отношению ко всем юридическим наукам теория государства и права является обобщающей наукой, имеющей важное значение.

Это объясняется тем, что теория государства и права:

а) синтезирует научные результаты и выводы отраслевого юридического уровня;

б) разрабатывает общие юридические понятия и категории, которые используются отраслевыми юридическими науками.

По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права является фундаментальной наукой, поскольку она:

а) раскрывает основополагающие связи и отношения в государственно-правовой действительности и

б) формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками.

Методология и виды методов теории государства и права.

методология теории государства и права — это система взглядов, подходов, учений о интеллектуальных приемах и способах познания государственно-правовых явлений.

методы теории государства и права — этосовокупность интеллектуальных приемов и способов, посредством которых человек познает (исследует, изучает) государственно-правовые явления.

Виды методов теории государства и права

Ученые называют следующие виды методов теории государства и права:

а) философские (общенаучные)

и б) частнонаучные (специальные, правовые, юридические)

Логические приемы познания

Индукция

Дедукция

Анализ

Синтез

Законы логики:

Закон тождества

Закон непротиворечия

Закон исключенного третьего

Виды политического режима

Среди ученых нет единого мнения по вопросу видов политического (государственного) режима.

Учитывая точки зрения авторов по данному вопросу, все же представляется более целесообразным и рациональным четко обозначить и характеризовать

Демократический и

Недемократический

С точки зрения характера отношений, определяемого наличием или отсутствием элементов соподчиненности, а также уровня централизации в системе разделения государственной власти выделяются три вида федерализма —

• централизованный,

• нецентрализованный и

• смешанный;

Ученые различают

• правовые и

• неправовые

формы реализации функций государства.

Государство имеет

• органы правосудия,

• принуждения и

• насилия,

которые реализуют свои полномочия по отношению к лицам, не выполняющим либо ненадлежащим образом выполняющим своих обязательств перед другими субъектами, допускающие правонарушения.

В арсенале государства есть:

• вооруженные силы,

• правоохранительные органы —

• милиция,

• прокуратура,

• службы безопасности,

• службы исполнения судебных решений и др.

Государство:

• обладает суверенитетом,

• осуществляет денежную эмиссию,

• устанавливает налоги, сборы и

•  контролирует их собираемость.

Именно государство призвано обеспечить:

• реализацию прав и свобод человека и гражданина,

• достойный уровень их жизни,

• выплату пенсий и пособий лицам,

имеющим на то соответствующее право.

В конечном счете, от государства во многом зависит процесс формирования гражданского общества и его дальнейшее функционирование и развитие, что в итоге может позволить создать реальное демократическое правовое государство.

Княжеские церковные уставы:

а) Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных (1136 г.).

б) Устав князя Ярослава о церковных судах. Крещение Руси (988 г.)

5. Русская Правда.

Структура правовой системы.

а) совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве:

1) законодательство;

2) юридическая практика;

3) правовая идеология.

По мнению профессора Морозовой Людмилы Александровны, в современном мире насчитывается около 200 государств, следовательно, около 200 национальных правовых систем.

В соответствии с этой классификацией проф. Л.А. Морозова называет десять правовых семей:

• 1) романо-германская;

• 2) семья общего права (англосаксонская);

• 3) славянская;

• 4) латиноамериканская;

• 5) скандинавская;

• 6) мусульманская;

• 7) индусская;

• 8) семья обычного (традиционного) права;

• 9) дальневосточная;

• 10) социалистическая.

Теории правопонимания.

Правопонимание — совокупность научных знаний, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений по проблемам определения понятия права.

1. Теологическая теория права.

2. Теория естественного права.

3. Историческая школа права.

4. Социологическая концепция права.

5. Психологическая теория права.

6. Классовая (экономическая) теория права.

7. Теория позитивного права.

Теологическая теория права.

Основатель богослов Фома Аквинский, Аврелий Августин (Блаженный)

Божественный закон — это Библия, в ней изложены представления об истине и она необходима по двум причина:

а) человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло;

б) несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде.

2. Теория естественного права. (Сократ и Цицерон)

Основателем теории естественного права признан Гуго Гроций

1. Право — это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности).

2. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями;

3. У каждого человека в обществе с момента его рождения есть права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе.

Историческая школа права.

Ее основателями были немецкие юристы — Густав Гуго, Георг Пухта, Карл Фридрих Савиньи

Основные положения исторической школы права:

1. Право — это историческое явление, возникает как средство общения между людьми.

2. Основу права составляют сформировавшиеся в обществе правовые обычаи.

В.И. Ульянов полагал, что

право — это возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений.

Теория позитивного права.

Теория позитивного права включает в себя:

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин);

б) «чистую» или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен);

в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт).

б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен):

Право — система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права — правовой порядок.

в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт).

Право — формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме.

Право есть, с одной стороны средство достижения социального компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок и в целом механизм управления делами общества, с другой, средство защиты прав и свобод человека.

Право предназначено:

1) для выражения интересов и потребностей различных социальных групп на основе компромисса и взаимных уступок;

2) для регулирования общественных отношений и обеспечения порядка в обществе;

3) для защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) для привлечения виновных в правонарушениях лиц к юридической ответственности.

Правовой обычай.

Правовой обычай — это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.

Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В литературе авторы, в частности проф. Виктор Лаврентьевич Кулапов, называют два формальных требования к правовому обычаю:

• 1) он должен существовать и применяться в течение продолжительного времени;

• 2) он должен не противоречить действующему законодательству.

По мнению проф. Геннадия Илларионовича Муромцева, неоднозначно место правового обычая в системе источников права. Здесь возможны:

а) полное отрицание правового обычая (ст. 7 французского Гражданского кодекса);

б) признание правового обычая в качестве субсидиарного источника права (ст. 5 Гражданского кодекса РФ);

в) признание за правовым обычаем юридической силы, равной закону и даже превосходящей его, что характерно для стран, где существует дуализм гражданского и торгового права (Франция, ФРГ, Япония);

Классификация нормативных правовых актов (НПА)

1. В соответствии с принципом разделения государственной власти:

а) нпа законодательных органов государственной власти;

б) нпа исполнительных органов государственной власти.

в) нпа судебных органов государственной власти.

2. По органам, принявшим нормативный правовой акт:

а) нпа Государственной Думы ФС РФ (законы),

б) нпа Совета Федерации ФС РФ (законы),

в) нпа Президента РФ (нормативные указы),

г) нпа Правительства РФ (постановления),

д) нпа министерств, агентств, служб (нормативные приказы, положения, инструкции).

3. По сферам правового регулирования:

нпа, регламентирующие общественные отношения в политической, экономической, имущественной, финансовой, бюджетной, налоговой, административной, земельной, семейной, трудовой, уголовной и иных сферах общественной жизни.

4. По юридической силе:

законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Закон: понятие и виды.

Закон — это нормативный правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, содержащий нормы права и регламентирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

• Федеральные законы;

• Законы субъектов федерации.

Федеральные законы:

а) Конституция РФ — нормативный правовой акт, имеющий наивысшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, между человеком и государством, а также основы организации и функционирования государства;

б) федеральные конституционные законы;

в) кодексы (лат. книга) — систематизированный нормативный правовой акт, направленный на регулирование определенной сферы общественных отношений.;

г) тематические федеральные законы.

Федеральные законы:

Законы субъектов федерации:

конституции (уставы) субъектов федерации;

конституционные или уставные законы субъектов федерации;

кодексы субъектов федерации;

тематические законы субъектов федерации.

Виды референдума:

• а) референдум Российской Федерации — федеральный референдум;

• б) референдум субъекта федерации — региональный референдум;

• в) местный референдум — муниципальный референдум.

2. Правотворчество органов государственной власти подразделяется на:

• а) законотворчество и

• б) подзаконное правотворчество.

а) законотворчество представляет собой деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти по созданию, принятию и введению в юридическую силу законов.

Гипотеза и ее виды.

Гипотеза — это часть нормы права, указывающая на предположение, жизненное обстоятельство, факт, условие, с возникновением которых вступает в действие диспозиция.

• Гипотеза это часть предложения, которая состоит из слов — если, в случае, при наличии и др.

• Гипотеза может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.

Виды гипотез:

• простая;

• сложная;

• альтернативная.

Простая гипотеза — часть нормы права, указывающая на одно определенное условие (предположение, юридический факт), с возникновением которого вступает в действие диспозиция.

Сложная гипотеза — часть нормы права, указывающая на два и более определенные условия (предположения, юридические факты), с возникновением которых вступает в действие диспозиция.

Альтернативная гипотеза — часть нормы права, указывающая на одно либо (или) другое определенное условие (предположение, юридический факт), с возникновением которого вступает в действие диспозиция.

Диспозиция и ее виды.

Диспозиция — часть нормы права, в которой содержатся (указываются) права и обязанности субъектов.

• Диспозиция это часть предложения, которая состоит из слов — вправе, имеет право, должен, обязан, необходимо и др.

• Диспозиция может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.

Виды диспозиции:

• простая

• сложная

• отсылочная

• бланкетная

Простая диспозиция — часть нормы права, в которой содержатся (указываются) одно право или одна обязанность субъектов.

Сложная диспозиция — часть нормы права, в которой содержатся (указываются) несколько прав и (или) обязанностей субъектов.

Отсылочная диспозиция — часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихся в этой или другой статье этого же нормативного акта.

Бланкетная диспозиция — часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихся в соответствующей статье другого нормативного акта.

Санкция и ее виды.

Санкция — часть нормы права, указывающая на вид или на вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей).

Виды санкций:

• абсолютно-определенные;

• относительно-определенные;

• альтернативные.

Абсолютно-определенная санкция — часть нормы права, указывающая на конкретный, точный вид или на конкретный, точный вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и (или) обязанностей).

Относительно-определенная санкция — часть нормы права, указывающая на низший и высший предел размера вида юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей).

Альтернативная санкция — часть нормы права, указывающая на один вид и размер либо, или на другой вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей).

Примеры институтов права или правовых институтов.

в конституционном праве — правовые институты:

формы государства,

гражданства,

президента,

депутата,

правительства,

избирательной комиссии.

в гражданском праве — правовые институты:

сделок,

права собственности,

договора купли-продажи,

договора поставки

в муниципальном праве — правовые институты:

муниципального образования,

главы муниципального образования,

местной администрации,

вопросов местного значения,

форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдума, публичных слушаний, собраний и конференций граждан)

в административном праве — правовые институты:

административного правонарушения,

административного наказания,

административной ответственности,

административных комиссий.

в уголовном праве — правовые институты:

преступления,

уголовного наказания,

субъектов уголовно-правовых отношений.

Подотрасль — совокупность норм, которая регулирует крупную (по сравнению с институтом права), обособленную часть общественных отношений, составляющих предмет регулирования отрасли.

В гражданском праве — наследственное, авторское, транспортное, страховое право, патентное право.

В земельном праве — лесное, водное, горное право.

В финансовом праве — таможенное, налоговое, бюджетное право.

Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений.

В состав отрасли права входят институты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения.

Три звена отраслей права:

1) профилирующие (фундаментальные) отрасли —

государственное (конституционное) право,

три материальных отрасли: гражданское, административное, уголовное право и

соответствующие им процессуальные отрасли: гражданское процессуальное право, административное процессуальное право, уголовное процессуальное право;

2) специальные отрасли — трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право;

3) комплексные отрасли — экологическое право, информационное право, предпринимательское право, муниципальное право.

Условия:

• А). Условия, когда нормативные правовые акты не имеют обратной юридической силы.

• Б). Условия, когда нормативные правовые акты имеют обратную юридическую силу.

А). Условия, когда нормативные правовые акты не имеют обратной юридической силы:

• 1) НПА предусматривающие новые виды юридической ответственности и (или) наказаний;

• 2) НПА увеличивающие действующие виды и размеры санкций;

• 3) НПА осложняющие (принижающие, ухудшающие) юридическое положение субъектов права.

Б). Условия, когда нормативные правовые акты имеют обратную юридическую силу:

• 1) НПА отменяющие юридическую ответственность и (или) наказания;

• 2) НПА уменьшающие действующие виды и (или) размеры санкций;

• 3) НПА упрощающие (повышающие, улучшающие) юридическое положение субъектов права.

По функциям норм права:

• регулятивные правовые отношения

• охранительные правовые отношения

Регулятивные правоотношения  — это возникающая на основе норм права юридическая связь субъектов, основанная на правомерном их поведении.

Охранительные правоотношения это возникающая на основе норм права юридическая связь субъектов, основанная на неправомерном (противоправном) поведении субъекта, на которого возлагается управомоченным субъектом обязанность, предусмотренная нормативным правовым актом, претерпевать для себя неблагоприятные правовые последствия.

4. В зависимости от степени определенности (конкретизации) сторон:

• абсолютные правоотношения

• относительные правоотношения

Абсолютные правоотношения — правовые отношения, в которых только одна сторона, один субъект права поименован, определен, конкретизирован, с другой стороны, субъекты права не определены, не конкретизированы, не поименованы.

Относительные правоотношения — правовые отношения, в которых все его стороны, субъекты права поименованы, определены, конкретизированы.

2. Структура правового отношения:

• а) субъекты правового отношения;

• б) содержание правового отношения;

• в) объекты правового отношения.

Содержание субъективного юридического права:

а) право на собственные фактические действия (использовать вещь по прямому назначению);

б) право на юридические действия (сделки);

в) право требовать от другой стороны исполнение обязанностей (в отношении обязанного лица);

г) право притязания (возможности привести в действие аппарат принуждения).

80. Субъективная юридическая обязанность: понятие и содержание.

Субъективная юридическая обязанность — это мера должного, необходимого поведения субъекта, предусмотренная юридической нормой.

Содержание субъективной юридической обязанности:

• а) воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

• б) совершение конкретных действий (активное поведение);

• в) претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Нематериальные блага:

жизнь и

здоровье,

достоинство личности,

личная неприкосновенность,

честь и

доброе имя,

деловая репутация,

неприкосновенность частной жизни,

личная и семейная тайна,

право свободного передвижения,

выбора места пребывания и жительства,

право на имя,

право авторства,

иные личные неимущественные права

Применение норм права

По видам субъектам права:

а) индивидуальное;

б) корпоративное;

в) общественное.

По уровню знаний субъектов:

а) обыденное;

б) профессиональное;

в) научно-теоретическое.

По видам субъектам права:

а) правовая культура человека, личности;

б) правовая культура организации;

в) правовая культура населения, общества.

Понятие и виды проступков.

Проступки — это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления.

Виды проступков:

1) дисциплинарные проступки;

2) административные проступки;

3) гражданско-правовые проступки;

4) конституционные проступки.

1) Дисциплинарный проступок — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред организации деликтоспособным субъектом.

Дисциплинарные проступки можно подразделить на:

1.1) трудовые проступки;

1.2) служебные проступки;

1.3) воинские проступки.

2. Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

3. Гражданско-правовые проступки — это противоправные деяния субъеков, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личными неимущественным отношениями.

4. Конституционные проступки — это противоправные, виновные деяния субъектов (органов публичной власти), наносящие вред государственно-правовому устройству и отношениям, выражающиеся в принятии решений несоответствующих или противоречащих требованиям норм конституции и конституционному законодательству.

Объекты правонарушения.

Объект правонарушения — это общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права.

Безобъектных правонарушений не существует.

Структура законности

Теория государства и права: понятие и соотношение с другими науками.

Теория государства и права как наука " представляет собой систему знаний о государстве и праве" (проф. Владимир Константинович Бабаев, проф. Людмила Александровна Морозова).

Теория государства и права — это совокупность (система) научных знаний о государственно-правовой действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.153 с.)