Тема «личность и группа как субъект и объект управления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «личность и группа как субъект и объект управления»



Задания

1 Какие из приведенных признаков соотносятся с понятием «руководитель», а какие – с понятием «лидер»:

назначается, основывается в действиях на план, вдохновляет, уважаем, обожаем, полагается на власть, воодушевляет, планирует.

2 Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная, есть два человека, которые обладают следующими качествами:

– первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный;

– второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по Вашему мнению, скорее всего будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ.

3 Дайте психологическую интерпретацию следующим историческим фактам:

– Л. Рено – основатель и руководитель одноименной фирмы – был известен тем, что практиковал так называемый прогулочный менеджмент: посещая цехи заводов, он брал, как правило, напильник какого-нибудь из рабочих и с удовольствием показывал, как правильно делать деталь;

– исследователь Р. Халф приводит пример: один человек, претендовавший на пост солидной фирмы, узнал позднее, что он проиграл, поскольку носил короткие носки и во время собеседования продемонстрировал полоску незакрытой ноги между брюками и носком.

4 Дайте оценку значения для руководителя следующих высказываний:

– «Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой» (Эпиктет);

– «Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтобы вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли Вы это сделать?» (Г. Форд);

– «Руководить – значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт);

– «Добиться успеха легче, чем его заслужить» (А. Камю);

– «Ведите, а ведомые найдутся» (Лао Цзы);

– «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей» (В. Ключевский).

5.Постарайтесь объяснить, почему так происходит:

– обучение в группе происходит быстрее, чем самостоятельное или организованное обучение отдельных людей;

– решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение той же проблемы отдельным человеком;

– решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем решения, принятые отдельным человеком.

6 Часто формальное и неформальное лидерство не совпадает. Умелый руководитель всегда сумеет найти общий язык с неформальным лидером, позитивно влияющим на группу. А как можно нейтрализовать неформального лидера, негативно влияющего на группу?

7 Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

– Что Вы знаете о социальных ролях? Как они влияют на поведение людей? Можно ли сказать, что социальные роли облегчают коммуникацию? Приведите примеры таких ролей и ролей, осложняющих взаимодействие. Охарактеризуйте понятие ролевого конфликта;

– Что Вы знаете о теории социального сравнения? Согласны ли Вы с ее постулатами? Какие явления могут быть объяснены с ее помощью;

– Что Вы знаете о теории социального магнетизма? Какими понятиями она пользуется? Какие явления можно объяснить с ее помощью;

– Что Вы знаете о теории социального обмена? Чем можно объяснить неугасающий интерес публики к телевизионным шоу, в которых люди рассказывают о себе, перекрывая нормы самораскрытия? Почему при непосредственном общении с человеком такая же ситуация воспринималась бы, как неудобная;

– Какова роль атрибуции в межгрупповом и межличностном взаимодействии? Какие параметры чаще всего оцениваются в процессе атрибуции? Можно ли сказать, что атрибуция «благодарное занятие»? Каковы фундаментальные ошибки атрибуции;

– Что Вы знаете о социальном влиянии? Какие явления иллюстрировал эксперимент Аша? Чем интересен эксперимент Милграма? Какое влияние на социальное поведение оказывают феномены конформизма, послушания, уступки, уступки и предубеждения;

– Что Вы знаете о агрессивном поведении? Чем оно вызывается? Какова роль средств массовой информации в формировании агрессивного поведения;

– Что Вам известно о просоциальном поведении? Как можно объяснить, что в случае аварии больше вероятность получить помощь на безлюдной дороге, чем на оживленном шоссе;

– Охарактеризуйте малые группы. Какие групповые процессы в них происходят? В чем разница между руководством и лидерством;

– В чем отличие больших социальных групп? Какими они бывают, каковы основные типы взаимодействия в них? В чем отличие толпы, массы и аудитории?

8 Прокомментируйте с точки зрения социальной психологии, какие социальные механизмы и процессы отражаются в следующих высказываниях:

– некто может любить людей как членов группы и в то же время не любить их как индивидов (Дж. Тернер);

– комиссия есть группа несведущих людей, нехотя назначенных другими для выполнения ненужной работы (Ф. Аллен);

– да не устрашит тебя величие: одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают (У. Шекспир);

– честолюбие часто заставляет людей предаваться самым низким занятиям; Вверх лезут в той же позе, что и ползают (Д. Свифт);

– если президент говорит «нет» мы все говорим «нет» (Э. Доул);

– когда люди вольны поступать как угодно, они обычно подражают друг другу. (Э. Хоффер);

– никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разрешения. (С. Е. Лец).

9. Прокомментируйте с точки зрения социальной психологии приведенные высказывания о конформизме и нонконформизме.

– «Если какой-то особенно значимый для нас человек или группа людей будут придерживаться точки зрения, отличной от нашей, мы постараемся привести свои взгляды в соответствие со взглядами этих людей, подчиняясь при этом не столько внешнему, сколько внутреннему давлению. Подобное давление может оказаться настолько сильным, что, боясь испортить отношения с каким-то человеком, конфликт с которым может быть чреват серьезными осложнениями, некоторые люди принимают и разделяют его точку зрения, даже если ее ошибочность достаточно очевидна» (Е. Мелибруда).

– «В примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или «неписаные правила», которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых. В примитивной группе «оскорблением» субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. Мы привыкли понимать унижение как оскорбительные слова или действия, направленные на другое лицо. Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит Вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения, царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, Вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента – неприязнь вялых и ленивых» (А. Б. Добрович).

– «Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиниться голосу большинства, «общественному мнению» («что станет говорить княгиня Мария Алексеевна!»); это люди шаблона, банальности, моды, это тоже люди среды, но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты: там люди идут за ярким примером этой среды, за «пороком», а здесь, напротив, – за благонравием. Конституционально-ограниченные психопаты всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Это – те «нормальные» люди, о которых Кюльер говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Это те «нормальные» люди, которых Ферри сравнивает с готовым платьем из больших магазинов; здесь действует только закон подражания…» (П. Б. Ганушкин).

10 Групповой феномен «сдвиг к риску» – это …



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.006 с.)