Возвращение к любимому делу после Великой Отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возвращение к любимому делу после Великой Отечественной войны



После окончания войны политуправление Центральной группы войск направило Андрея Фомича в Австрию в город Баден для продолжения службы. Но и там он смог заняться любимым делом. Один год он работал директором станции юных техников, учил детей строить воздушные коробчатые змеи и модели аэропланов. Вскоре А.Ф. Григоренко был вручен орден «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[15] (прил. 16).

В 1947 году он вернулся в Саратов и в родной Дворец пионеров[16]. Три послевоенных десятилетия неутомимый авиамоделист посвятил юным любителям техники. Учил их трудиться, прививал им любовь к авиации. В 1955 году по просьбе ученых первой комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР Андрей Фомич вместе со своими воспитанниками построил 8 змеев. С их помощью ученые поднимали в небо приборы, наблюдали за состоянием атмосферы. Обычно приборы поднимают на воздушных шарах, но коробчатый змей в чем-то удобнее. Он уходит ввысь не так стремительно, приборы, расположенные на нем, всегда можно вернуть на землю[17].

     В 1961 году, после полета первого человека в космос Андрей Фомич организовал первый в Саратове ракетомодельный кружок (прил. 12), сам сконструировал несколько ракетных двигателей. Многие мальчишки, мечтавшие о космосе, получили возможность построить своими руками ракету, взлетающую в воздух на определенную высоту. Одна из ракет была представлена как изобретение – она поднялась на 960 метров, а средняя высота подъема ракеты составляла 500 – 600 метров. Об этом рассказывалось в журнале «Крылья Родины»[18]. Со временем многие разработки Григоренко по авиа- и ракетомоделизму начали публиковаться в журналах «Юный техник»[19], «Моделист-конструктор».

Многие воспитанники Андрея Фомича стали авиаконструкторами, летчиками-испытателями, инженерами, преподавателями ВУЗов. Всех их Андрей Фомич научил главному – упорно, настойчиво идти к намеченной цели, к осуществлению заветной мечты.

Ученики Андрея Фомича Алексей Кузьмин, Владимир Новичков, Вячеслав Ваулун окончили высшие военно-командные и военно-технические училища. Теперь они офицеры, командиры Ми-4, Як-42.

Алексей Федоров стал инженером-конструктором, кандидатом в мастера спорта. Кирилл Трофимов – кандидат физико-математических наук, доцент Харьковского авиационного института. Виталий Драгунов работает инженером. Многие закончили Саратовский авиационный техникум.

В кружок к Андрею Фомичу ходили заниматься не только мальчики, но и девочки. На фотографии они занимаются сборкой коробчатого змея (прил. 11). Одна из таких девчонок – Нина Пролупщикова – стала ведущим инженером-строителем в институте «Саратовгражданпроект».

Воспитанники Андрея Фомича Григоренко не забывали своего наставника. Они писали ему письма, поздравляли с праздниками. К 90-летию Андрея Фомича они оформили и подарили юбиляру буклет с поздравлением и ксерокопиями фотографий прошлых лет. Дворец тоже не забыл своего ветерана. Перед празднованием 55-ой годовщины Победы сотрудники Дворца побывали у него дома и записали на видеокассету его воспоминания о войне[20]. А в день его 90-летия 15 октября 2000 года эта запись вместе с поздравлениями бывших коллег была ему подарена.

Однако это далеко не все, чем исчерпывается судьба Андрея Фомича Григоренко. Он награжден значком «Отличник народного просвещения РСФСР», многие годы он являлся судьей республиканской категории на соревнованиях по авиамоделизму, сам неоднократно побеждал в городских и областных соревнованиях среди взрослых, имея первый спортивный разряд. Приходится удивляться, как все это можно было совместить в рамках одной человеческой судьбы.

 

Глава II. Подвиг А.Ф. Григоренко на войне

Листок надежды»

Пришла Великая Отечественная война, оборвав мечты и надежды многих. А.Ф. Григоренко отправился на фронт, однако его кружок не прекратил свою деятельность. Его возглавил 13-летний воспитанник Григоренко – Владлен Ревинов (прил. 4). Выполняя заказы воинских частей, ребята изготавливали макеты вражеских бомбардировщиков. По этим макетам было проще показать самые уязвимые места немецких самолетов. За эту работу кружковцы получили благодарность от воинов, о чем и рассказывает запись в альбоме Дворца, посвященном деятельности различных кружков во время войны[21].

В это самое же время Андрей Фомич оказался в 636-ом полку 160-й стрелковой дивизии, входящей в состав Воронежского фронта[22]. Ему поручили командовать саперным взводом. Казалось бы, такая опасная военная специальность не могла иметь ничего общего с мирной профессией авиамоделиста. Тем не менее любовь нашего героя к планеризму, способность к творческой выдумке и здесь нашли свое применение. Выручил все тот же коробчатый змей.

Командование полка обратило внимание на Андрея Фомича. Для него было характерно чувство целесообразности. Взглянет на что-либо и будто вторым зрением видит, как эту вещь можно усовершенствовать, довести до ума. Он разработал оригинальную конструкцию трехамбразурного дзота с вращающейся подставкой для пулемета. Чертежи были одобрены в штабе дивизии и вскоре дзот с круговым обстрелом был построен.

Следующим заданием для младшего лейтенанта Григоренко было придумать, как забрасывать листовки в окопы противника. Андрей Фомич придумал способ разбрасывать их не самолетами, а при помощи коробчатого змея[23]. И тут пришли на помощь навыки, полученные еще до войны. Вскоре были готовы каркасы двух коробок высотой в два метра, обтянутые материалом.

Конечно, изготовить змея под силу многим технически грамотным людям, но в конструкции Григоренко была своя «изюминка». Некоторым перекосом верхней и нижней коробок, устанавливаемых под определенным углом, он добивался резкого увеличения подъемной силы, устойчивости килевых плоскостей, направленных параллельно стремительному потоку воздуха.

Имел Андрей Фомич и опыт изготовления «воздушного почтальона» – так называют особую тележку с парусом, которая, гонимая ветром, поднимается по лееру змея вверх. Леером называют шпагат, с помощью которого управляют воздушным змеем. Бывало, на спортивных состязаниях летели к зрителям красочные листовки, а иногда, к восторгу присутствующих, спускался «парашютист». Григоренко сделал на корпусе «почтальона» приспособление для рулона с листовками. Для леера решил использовать тонкий телефонный провод. Испытание прошло успешно.

Ранним ветреным утром поднявшегося на высоту 200 метров змея, запустили в сторону противника. Подхваченный сильным ветром, заскользил вверх «воздушный почтальон». Мигом достиг он коробки змея, ударился о нее и листовки (прил. 9) посыпались в окопы противника. Освободившись от груза, «почтальон» заскользил вниз по лееру, его зарядили и снова отправили в рейс. 800 листовок сбросили в этот раз. Результат не замедлил себя ждать: начали появляться первые перебежчики. Об истории с «воздушным почтальоном» была написана статья в газете «Коммунист», а также рассказано в публикации Саратовского областного Дома ДОСААФ[24].

За сутки по 30 тысяч листовок на разных языках забрасывали в расположении вражеских войск[25]. Об этом сообщалось в донесениях. В листовках разоблачался захватнический характер войны фашистской Германии, реакционность и антинародность гитлеровского режима, разъяснялась неизбежность поражения Германии. Для советских граждан, оставшихся на оккупированных территориях, листовки печатались на русском, украинском и других языках СССР и, как правило, говорили о скором исходе войны, призывали помогать Красной Армии бить фашистских захватчиков (прил. 8). Для советских людей это было настоящим «листком надежды», который вселял в них уверенность в скорой победе над Германией.

Голос надежды»

Вот как рассказывает о своих конструкторских находках сам Андрей Фомич: «Коробчатый змей – это слишком мелкая мишень, трудно подлежащая уничтожению; летит он бесшумно, а листовки разбрасываются на довольно большое расстояние – 1,5 км в длину, 500 м в ширину. После успеха с ним меня вызвали в Москву и поручили новое задание: сконструировать змея для подъема в воздух репродуктора в целях агитации еще большей аудитории противника»[26]. И с этим заданием справился неутомимый авиалюбитель: его новая модель выдерживала подъем с 20 кг аппаратуры и держалась полчаса над окопами немцев независимо от направления ветра[27] (прил. 10). А тот голос, что слышали из репродуктора наши люди, можно с уверенностью назвать «голосом надежды».  Независимо от того, на каком языке он звучал, он нес на оккупированные территории признак того, что с немцами идет борьба разными способами, а значит, о тех, кто остался за линией фронта, наши войска помнят и скоро придет долгожданное освобождение.

Андрея Фомич говорил, что его военное изобретение внесло пусть малый, но ощутимый вклад в работу Политотдела Воронежского фронта[28]. За нанесение противнику потерь в живой силе после использования первого змея А.Ф. Григоренко был награжден орденом Красной Звезды (прил. 15).

 В 1943 году изготовленные Григоренко воздушные змеи проверялись в боевых условиях на Воронежском фронте и получили высокую оценку Военного совета, а затем демонстрировались перед специальной комиссией в Москве[29]. За использование воздушного змея на фронте начальник политуправления генерал-лейтенант Сергей Савельевич Шатилов лично вручил Андрею Фомичу второй орден Красной Звезды (прил. 7).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.01 с.)