Говорение как вид речевой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорение как вид речевой деятельности



(10ч)

Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.   
Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. *Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. **Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.   *Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.  * Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов. ** Наблюдение за способами передачи эмфатического ударения в художественном тексте и его ролью в описании душевного состояния персонажа.   
Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте, аргументированно отстаивать свою точку зрения). Анализ и оценка устных выска­зываний в разных ситуаци­ях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и раз­вернутый) на уроке; дружес­кая беседа, диспут, дискуссия и т. п.     Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».   Создание собственного речевого устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.  Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка. Применение в практике уст­ного речевого общения произ­носительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм совре­менного русского литератур­ного языка.      Подготовка устного выступления на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается. Использование рекомендаций, содержащихся в памятке «Как подготовить устное выступление для презентации и защиты реферата, проектной работы». *Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.   **Моделирование речевых ситуаций участия в спорах, диспутах, дискуссиях. Соблюдение этики речевого взаимодействия в процессе устного общения. *  Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (теле­фон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения. Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний.
Публичное выступление (обобщение изученного).   *Подготовка публичного выступления на полемическую тему, требующую аргументированно высказать своё согласие или несогласие с предложенным тезисом.  *Построение публичного выступления по заданной структуре.  *Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам.  
**Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно- пропагандистская и др.     **Определение разновидности публичной речи и её композиционно-содержательных особенностей.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.005 с.)