IV. Подведение итогов урока. 1. Слово учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока. 1. Слово учителя.



1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали военные отношения: «Мир стоит до рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

Урок 12
«пОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ муромских»

Цели: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских; показать, как раскрываются в древнерусской литературе темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– По каким нравственным законам должен жить человек? (Из «Поучения…»)

Чтение и обсуждение «Поучений», составленных учащимися.

III. Изучение новой темы.

1. Аналитическая беседа по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

– Какой закон нарушил Петр?

– Каково наказание? (нарушил данное слово, и болезнь возобновилась. «Если же нам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, (клятву давать) целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу». Из «Поучения…» с. 53, 3-й абз. снизу.)

– Что потребовали от петра бояре? (с. 52. «Более же всего чтите гостя… простолюдин ли, или знатный, или посол… (Из «Поучения…») с. 53, 1-й абз. снизу. Не родом человек славен, а своими делами.)

Задание: «гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу…» Из «Поучения…».

– Что же случилось с боярами, когда Петр отрекся от престола
(княжения)?

– Что можно сказать о характерах главных героев, об их чувствах, судьбе? (В названии «Повести о житии новых муромских святых чудотворцев…» Петр называется благонравным, и преподобным, и достойнейшим похвалы. Петр, узнав о Змии, сразу вызвался помочь брату Павлу. Женился он на Февронии ради мудрости ее». Он «дал ей твердое слово» и выполнил его. А потом любовь к ней заполнила всю его душу и, чтобы не потерять ее, отказался от княжения.

Феврония мудра, умна, бескорыстна. На предложение бояр взять богатства и оставить Петра ответила: «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра». В названии повести Феврония наделяется теми же эпитетами, что и Петр: «благонравная», «преподобная», «достойнейшая похвалы». Петр и Феврония любили детей («чадолюбивые отец и мать»), «всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей». Разве не заслужили они всеобщего поклонения? Бог наделил их святостью, а в народе они слыли «новыми муромскими чудотворцами». И покоятся эти чудотворцы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы «внутри града» «на просвещение и во спасение граду тому».)

Вывод. Жизнь Петра и Февронии чистая и светлая, без лести и хитрости, без лукавства и обмана; христианские заветы исполнялись ими; любя друг друга, любили всех равно; сказатель – автор хотел, чтобы герои повести послужили примером в жизни, «в отношении к людям, и тогда они удостоятся божеской милости, благости».

2. Словарная работа.

Чадолюбивые (устар.) – любящие своих детей.

Искони ́́ (высок.) – издавна, с незапамятных времен.

п оведать (устар.) – сообщить.

Пронырливый – ловкий, проникающий всюду путем хитрости, ловкости, происков.

Диви ́́ ться (прост.) – приходить в удивление.

Наветы (устар.) – клеветы, ложное обвинение.

Блаженный – 1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.006 с.)