Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Изучение нового материала. 1. Беседа об особенностях художественного мира М
1. Беседа об особенностях художественного мира М. М. Пришвина. Учитель. М. М. Пришвин своим творчеством утверждал идею единства человека с космосом, миром природы и другими людьми. – Какое художественное выражение имеет эта мысль в начале повествования в рассказе о Насте? (Настя – сирота; ей помогает, о ее жизни повествует рассказчик. Настя напоминает ему золотую курочку, видимо, не только цветом волос и веснушками, но и заботливостью, трудолюбием. Природа выступает мерой совершенства. «Золотая», «веснушки», «золотые монетки» – ряд слов, соотносящих рассказ о девочке с упоминанием пространства, в котором происходит действие. В центре этого пространства – солнце, выступающее символом жизни, времени и тепла.) – Попытаемся раскрыть значение слова «символ». (Символ – условный знак какого-то понятия, чего-нибудь.) – В рассказе о Митраше самостоятельно отметьте художественные средства изображения героя и выразите авторскую мысль о единстве человека с миром. («…с хвостиком», «с золотыми веснушками», животные, их клички: Зорька, Дочка, Хрен – объединяют все живое и космос.) – Как, рассказывая о жизни детей после смерти их родителей, Пришвин выражает свою любимую мысль о необходимости «пути из одиночества… к людям»? («…Их носики можно было видеть…») – Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе о длинном дне трудолюбивой Насти? («Солнце» – не только жизнь, но и время. Каждый прожитый героями день уходит в вечность, «солнце» олицетворяет вечность. Люди связаны неразрывно с прошлым и будущем, с вечными общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.) – Какое выражение эта философская мысль находит в развитии внешнего сюжета? (В описании сборов детей в лес.) – Определите значение слова «философия». (Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления * .) Собираясь в лес, дети вспоминают, как это делали отец и мать. – Найдите использованный автором сказочный мотив запрета. В сказках какого вида он известен? Какова его функция в сказках? (Мотив «запрета» характерен для волшебных сказок. Нарушивший «запрет» подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. Здесь «запрет» – не ходить в Слепую елань.)
– Какие события ожидают детей по законам волшебной сказки? (Они должны нарушить «запрет», их ожидают испытания, которые они преодолеют.) 2. Выразительное чтение текста третьей главки (с. 47) от слов: «Лет двести тому назад…» до слов: «…а волк выл от неизбывной злобы к нему». 3. Беседа по прочитанному. – Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? («Деревья… боролись между собой корнями за питание».) – Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота? («До того близок был живым существам этот стон…».) – Обобщите наблюдения по тексту: каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»? (Причина несчастья деревьев – в эгоистическом стремлении самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.) Учитель. Прочитанный нами отрывок – миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «…великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…». В этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка. И оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка. «Вот бы и нам так устроиться в жизни… Но мы, если любим всех, то забываем о каждом, и если помним каждого – то забываем всех». (Дневниковая запись М. Пришвина.) – Какими средствами при описании утра возле Лежачего камня автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа? (Лес – великий храм природы, в котором все живое тянется к солнцу; сосны – «зажженные свечи» в лучах восходящего светила. Мир полон голосов, движения, радости и тревоги. Писатель считал, что чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».) – Обладают ли дети «родственным вниманием»? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? (Выделяют отдельное существование встречающего восход солнца тетерева Косача, наблюдают за «проснувшимися» елью и сосной, их «взаимоотношениями».) – Какие сказочные мотивы можно найти в тексте этой главки? («На распутье», «зловещее «кра» в ó рона» – в жанре волшебной сказки; в жанре сказки о животных – эпизод, рассказывающий о Косаче.)
Учитель. Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратите внимание на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования – суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»**.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.004 с.) |