Ритмопластика. Создание образов живых существ с помощью пластики. Игры и упражнения на развитие пластической выразительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритмопластика. Создание образов живых существ с помощью пластики. Игры и упражнения на развитие пластической выразительности.



Занятия № 59-61

Задание:

Подготовьте дома танцевальные этюды, которые помогут вам показать свою пластичность, чувство ритма и передавать свои чувства, переживания с помощью красивых жестов, движений, мимики без излишнего напряжения.

Литература:

1. А. З. Закиров  Семь уроков сценического движения для самостоятельной работы. САЙТ: xn--1-7sbgxicex4abamk6d.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai

2. [Электронный ресурс] https://youtu.be/fJ1Zf3LZFpk

3. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. - СПб., 1999 - 320с.

4.   [Электронный ресурс] watch?v=T-62KygasIs

 

Занятие № 62

РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕПЕРТУАРОМ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ. ЧИТКА.

Задание:

Ознакомится с репертуаром. Прочесть и учить свои роли.

Литература:

 

СЦЕНАРИЙ
литературно – музыкальной композиции
«Ваш подвиг в нашем сердце навсегда!», посвященной 75-летию Великой Победы.
.

Действующие лица:

Ирина – Лещенко М.

Светлана – Украинская П.

Артур - Микоткин Н.

Иван – Дувеев А.

Саша – Кибец А.

Звучит мелодия «А зори здесь тихие, тихие» (-) в исп. гр. «Любе. На заднике сцены проецируется афиша фильма с одноименным названием. На сцене в центре на втором плане стоит стол. На сцену выходит Ирина.

Ирина: (выходит с ватманом, зовёт одноклассников, смотрит по сторонам) Где же они все?!

Раздается звонок с урока. Звучит спокойная классическая мелодия.

По очереди к столу выходят из-за кулис ребята. У одного в руках - фломастеры, у других: карандаши, цветная бумага, ножницы, клей и т.д.

Ирина: Ну, где же вы ходите! Ведь нам нужно срочно сделать «Плакат Победы», а времени мало!

Артур: Давайте по быстрому, что – нибудь нарисуем, например танк Т-34 и разбежимся!

Ирина: Что значит «по быстрому»?! Такая дата – 75 лет Великой Победы! А ты..., а ты..., думать надо, что говоришь!

Артур: Хорошо, хорошо! Извини! Действительно, такая дата... Тут нужно постараться, чтобы не ударить лицом в грязь, перед всей школой! Ира! Говори, с чего начнём!

Ирина: Вот так бы сразу! Артур, ты рисуешь георгиевскую ленточку. Света, ты вырезай цветы!

Света: А почему нет Вани? Он тоже обещал помочь!

Ирина: Кстати, он обещал принести фото - материал...

Света: А вот и Ванечка!

(Иван, Ирина, Артур, Света) сидят за партой и работают над плакатом. В класс заходит Иван.

Иван: Привет! Слышали, сегодня после уроков фильм пойдем смотреть.
Ирина: Опять!
Артур: Сколько можно! Лучше бы дискотеку какую-нибудь придумали!
Света: А какой фильм? Наверно о любви и дружбе?!
Иван: Сказали «А зори здесь тихие». Про войну.
Света: А я люблю про любовь и дружбу. И чтоб все закончилось хеппи-эндом.
Артур: Конечно, какая тебе война, тебе про любовь подавай.
Иван: А давайте не пойдем. Зачем нам это надо?
Ирина: А я пойду.
Иван: Конечно, иди. Будешь представлять весь наш дружный класс.
Ирина: Я пойду не за класс. Я пойду за себя. У меня прадедушка, 22-летним погиб под Берлином. А бабушкина сестра в 44-ом пропала без вести.
Артур: Как будто ты одна такая. У меня в семье до сих пор хранится похоронка на прадеда.
Света: А у меня прабабушка в годы войны медсестрой в госпитале работала.
Иван: А у меня… (держит фото) пробабушка, посмотрите, во время войны работала у станка, на равнее со взрослыми, а ей было всего 13 лет.

Света: Ой, какая хрупкая, но милая девочка!

Ирина: Вот видите. Мы не знали этой войны, но она прошла через наши семьи. Вы помните, сколько людей погибло тогда?

Иван: Вроде бы больше 20 миллионов.
Артур: (дает Ване подзатыльник) Вроде бы… А ты вдумайся в эту цифру. Ведь многие из них были чуть постарше тебя.
Света: Как страшно!
Ирина: Да, страшно. Но мы не должны забывать и страшные страницы нашей истории. Потому что забыть – значит предать. Предать тех, кто не вернулся с войны. Такое – забвению не подлежит.
Света: К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Ваш подвиг остается в нашем сердце и памяти навсегда!

Ирина: Мы не имеем право, забыть ужасы этой войны, чтобы они не

повторились вновь. Мы не имеем право, забыть тех солдат, которые

погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Артур: Давайте же вспомним, как все это было…

Выходят еще 4 ребят – чтецов.

Саша: 1941год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники,

радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой.

Иван: Такою все дышало тишиной,

Что вся Земля еще, спала, казалась.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Саша: Страна трудилась, крепла неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

Но вдруг тревожный голос Левитана:

«Внимание, товарищи, война!»

Запись голоса диктора:Внимание, внимание! Говорит Москва! Передаем важное

правительственное сообщение. Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра немецкие войска перешли границу Советского Союза…”

Звучит м №

Саша: Почти 27 миллионов советских людей погибли, из них свыше 10 миллионов – на полях сражений.

Иван:  Около 18 миллионов советских солдат и командиров получили ранения, потеряли трудоспособность, стали инвалидами.

 

Света: Около 6 миллионов советских людей оказались в фашистском плену.

Ирина: Во вражеском тылу погибло почти 4 миллиона партизан и подпольщиков.

 

Саша: За годы Великой Отечественной войны 1 710 городов и около 70 тысяч сел и деревень были полностью разрушены.

Света:  Такие крупные города, как Ленинград и Киев, Харьков, Мурманск и

Смоленск, Курск и многие другие подверглись значительному

разрушению, а некоторые из них, например Минск, Сталинград,

Ростов-на-Дону, полностью лежали в развалинах.

На сцену выходят ведущие. Слайд 12 (Дети на заводах).

1 ведущий: Во время войны трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу.

Иван: Кто сказал, что в тылу не шла круговерть?
Я в такое поверю едва ли
И по фронту гуляла немецкая смерть,
И в тылу ее часто встречали…
Не напрасно идет о Победе молва,
В ней спрессованы боли и беды,
Общей кровью написаны эти слова,
«Все для фронта и все для Победы»

 Саша: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.

  Коля: Из воспоминаний токаря завода “Красный пролетарий” Ячменёвой – Шиловой.

Света: “Пришла я на завод в июне 42-го со школьной скамьи. Мне было всего 15 лет… В бригаде нас было 9 человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему – 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания…

Ира: Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая…

Иван: Теперь понимаешь, что это был великий “Подвиг молодого поколения”.

Ведущие уходят. Их сменяет чтец. Стихотворение С. Михалкова

… Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.

В большой, не по росту, казённой тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человечек и мне улыбался.
- Как звать? – я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
- А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло 28-го.
Гудели динамо – жуки заводные,
Шуршали, как змеи, ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестерёнкой.
И падали на пол, цепляясь, друг к дружке,
Витые стальные, блестящие стружки.
И нужные танку стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
"Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!"
Чтеца сменяют ведущие. 03.Аdazhio

1 ведущий: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.

1 ведущий: А кто сосчитает, сколько детских судеб прошло через ужасы войны?

2 ведущий: Кто возвратит им детство? Что помнят они? Что могут рассказать?

1 ведущий: Что могли понять, увидеть, запомнить, дети?..

Музыка звучит громче. Ведущие замирают. На фоне музыки голоса:

ВСЕ – Многое!!! (Эхо)

Ведущие перестраиваются в затылок за Ирой. Она читает содержимое тетради.

Звучит музыка№ (Дневник Тани Савичевой).

Девочка: Я – Ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:

"Женя умерла 28-го декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25-го января в 3 часа. 1942 год. Лёка умер 17-го марта в 5 часов утра. 1942 год. Лёка – это мой брат. Дядя Вася умер 13-го апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Лёша – 10-го мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама… Мама умерла 13-го мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

Девочка прижимает тетрадь к груди, опускает голову и закрывает глаза. К Тане подходят другие дети, встают перед ней, закрывая её. Слайд 5 (Дети войны).

1 чтец – Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали.

2 чтец – Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Коленька, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.

3 чтец – Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожжённого дома. Только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

4 чтец – Дети жались к матерям. Немцы не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто стоял справа, и разделили: детей отдельно и родителей отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотел жить без мамы… (Дети опускают головы и уходят друг за другом.)

 Выходят 8 человек вокальный анс. «Кобзарик»,  поет «Отмените войну»

«Милые, добрые взрослые! Отмените войну!..

За что во все времена погибают невинные дети?»

 

Дети и ансамбль не уходят со сцены, переходят на 3 план.

 Выходят чтецы. Музыка становится тише.

Чтец: Победа она пришла к нам 9 мая 1945 года. И впервые за 1418 дней и ночей над Европой воцарилась тишина.

Звуки " Трель Соловья".
Иван: Советский народ положил конец варварству и насилию фашисткой Германии, и сегодня, в канун 75-летия Великой Победы, мы - просто обязаны еще раз сказать спасибо за Мир который они нам подарили ценой своей жизни.                                  

Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Двое ребят идут доделывать «Плакат Победы», «Кобзарик» помогает.

 Летят года…
И чем бледней зарницы
Чем глубже эхо грозных дней
Тем больше Родина гордится
Победой верных сыновей.

Выходит вперёд Ваня.

- Ребята! Вы фильм пойдете смотреть? А то, уже начинается! 

Все: Обязательно, пойдем!

Звучит песня «А зори здесь тихие...»
Все участники уходят со сцены.

Занятия № 59-61

РИТМОПЛАСТИКА. СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКИ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

 

Ни для кого не секрет, что театральная деятельность помогает детям всесторонне раскрыть свой потенциал. Одним из направлений театральной деятельности является ритмопластика.

Термин «ритмопластика» был введен в начале 20 века Э.Ж.-Далькрозом, основываясь на художественных феноменах своего времени, он разработал систему музыкального воспитания через движение. Современные педагоги дополнили эту систему авторскими разработками по музыкальной театрализации (К.В. Тарасова), танцевально-игровой деятельности (А.И. Буренина), музыкально-игровому фольклору (Н.Г. Куприна), логоритмике и музыкальной моторике.

Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоничное развитие тела (Толковый словарь Д.Н. Ушакова);

Ритмопластика – это особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности.

Цели ритмопластики:

1) раскрепощение, снятие зажимов;

2) развитие пластичности (через движение, танец к зрителю);

3) вживание в роль;

4) синхронизация работы в коллективе, взаимопонимание в движениях и поведении.

Благодаря ритмопластике развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением

 Упражнения по ритмопластике особенно  важны для участников театральной студии. Ведь данный раздел способствует развитию танцевальных способностей и формированию устойчивой связи театрального исполнения с движением.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

 

Упражнения:

МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

КАКТУС И ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко-лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на
руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

ШТАНГА
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

БУРАТИНО И ПЬЕРО
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»


СНЕГОВИК
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры.
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук — лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер л стараются как можно больше расслабиться.

ГИПНОТИЗЕР
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью рас-слабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

НЕ ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).

СЧИТАЛОЧКА
Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.
Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два — острова Два хлопка, полукруг одной рукой,
затем другой в сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре — Два хлопка, обеими руками
мы приплыли изобразить волнообразные движения
в направлении от себя.
Пять, шесть — Два хлопка, поочередное движение
сходим здесь правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч),
левой — ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь — Два хлопка, правая рука вытягивается вверх,
сколько сосен! затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука
Девять, десять — Два хлопка, средним и указательным
мы в пути пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».
До-счи-тал Выполнить 4 движения, по одному на
до де-ся-ти! каждый слог:
1) ладонь правой руки на голову;
2) тыльная сторона левой руки под подбородок;
3) ладонь правой руки касается правой щеки;
4) ладонь левой руки касается левой щеки.
Выполнить 3 движения:
1) правая рука вытягивается вперед;
2) левая рука вытягивается вперед;
3) звонкий хлопок в ладоши.

КАК ЖИВЕШЬ?
Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры.
Педагог Дети
— Как живешь? — Вот так! С настроением показать
большой палец.
— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притоп-
нуть поочередно ногами.
— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «бинок-
лем» к глазам.
— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку
рукой.
— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть
по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)

БАБУШКА МАЛАНЬЯ
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-
Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают
На него (нее) глядели, подбородок.)
Делали вот так... (Повторяют за ведущим лю-
бой жест.)

ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.
Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.
Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею.
Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.

ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ
Цель. Та же.
Ход игры. Закрыть книжку — плечи вперед. Раскрыть книжку — плечи отвести назад. Повторить несколько раз.

ЗАВОДНАЯ КУКЛА
Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.
Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.
Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад — на вторую четверть.
Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность).
Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.
Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.
Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.
Такт 6. Вправо, влево, прямо.
Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.
Такт 8. Влево, вправо, прямо.
Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.
Такт 10. К правому, к левому, прямо.
Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.
Такт 12. К левому, к правому, прямо.
Такт 13. Движение как в 1-м такте.
Такт 14. Движение как во 2-м такте.
Такт 15. Движение как в 3-м такте.
Такт 16. Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки — завод кончился.

ТЮЛЬПАН
Цель. Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан Соединяя ладони, поднять руки
раскрывается к подбородку, раскрыть ладони,
локти соединить.
2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки
вниз.
3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные сторо-
ны ладоней и поднимать руки над головой.
4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.
5. И осенью листики
опадают Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.

ОСЬМИНОГ
Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ
Цель. Развивать ловкость, координацию движений.
Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее выбраться к маме в лес...
1. Правой вперед, затем Не поднимая головы, вытянуть вперед
левой правую руку по полу, потом левую руку.
2. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исходное
положение.
3. В стороны, в стороны Вытянуть руки по полу в стороны:
сначала правую, потом левую.
4. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исх. п.
5. Правую руку вперед, Опираясь на левую руку, поднять-
левую ногу — назад ся с пяток, потянуться правой рукой
вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаться «раздвинуть» прутья клетки).
6. Сесть Вернуться в исходное положение.
7. Левую руку, правую Выполнить п. 5.
ногу, потянуться!..
8. Ничего не получилось!.. Вернуться в исходное положение.
Уткнуть носы в тыльные
стороны ладоней и «завыть»

ЗМЕИ
Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:
На охоту собираясь, На каждый слог плавным движе-
нием приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.
Ползут змеи, извиваясь. На каждый слог то же движение,
но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».

ЕЖИК
Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать
свернулся, к животу, обхватить их руками,
нос в колени.
2. Развернулся... Вернуться в исх. п.
3. Потянулся. Поворот на живот через правое
плечо.
4. Раз, два, три, четыре, Поднять прямые руки и ноги пять... вверх, потянуться за руками.
5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое пле-
чо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.

ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ
Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность.
Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания).

ПАНТЕРЫ
Цель. Та же.
Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой. (См. раздел «Культура и техника речи», упражнение «Зевающая пантера».)

МАРИОНЕТКИ
Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

СКУЛЬПТОР
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

КТО НА КАРТИНКЕ?
Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

ЗЕРНЫШКО
Цель. Тренировать веру, фантазию и Пластическую выразительность.
Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.

ЦЫПЛЯТА
Цель. Та же.
Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...

ЧУДО-ЮДО из ЯЙЦА
Цель. Та же.
Ход игры. Игра похожа на предыдущую, но из яйца должны вылупиться фантастические обитатели других планет: они могут скакать или ползать, ходить на четвереньках или перекатываться. Они изучают все, что им попадается на их пути, ищут себе пищу, общаются между собой миролюбиво или враждебно. Усталые, ищут подходящее место для отдыха и укладываются спать.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.
Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).
ПОДАРОК
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.
Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д Шостаковича.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз А. Джойса.

УТРО
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.

БАБОЧКИ
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз.Д Жабалевского; «Вальс» из балета «Коппелия», муз. Л Делиба.

В СТРАНЕ ЦВЕТОВ
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П.Чайковского.
СНЕЖИНКИ
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце.
Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Елка», муз. В. Ребикова; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извива



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.065 с.)