Дом-коммуна на улице Орджоникидзе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе



 

Одними из первых под эксперимент попали студенты. Общежитие текстильного института на улице Орджоникидзе решено было выполнить в виде дома-коммуны.
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе спроектировал Иван Николаев. Дом представлял собой длинный жилой блок, который вмещал в себя более 1000 ячеек со смешным метражом — 2,3 на 2,7 м. Такая ячейка предназначалась для двух студентов, но в ней разрешалось только спать.
Иван Николаев писал: "Закрытая ночная кабина подвергается энергичному продуванию в течение всего дня. Вход в нее до наступления ночи запрещен".
Утром студенты в спальной одежде отправлялись на физзарядку, после — в санитарный блок, где был туалет и душ, там же они переодевались. Большую часть дня проводили в общественном блоке, где были общая комната для занятий, библиотека, чертежная, столовая, студия.

Наркомфин

 

По проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса был построен дом-коммуна для работников Наркомфина. Дом планировался как многофункциональный комплекс, который должен включать в себя жилые помещения, столовую, физкультурный и читальный залы, детский корпус и служебный корпус (прачечная и т.д.).

Идеи, которые выражали архитекторы-конструктивисты просты: обобществление быта всех жильцов, отделение личного пространства от хозяйственных нужд. Дома-коммуны просуществовали недолго. Жители страны Советов не были готовы принять условия нового быта. К тому же, социалистический быт не удавалось организовать на должном уровне по экономическим и практическим причинам.

 

Представители

Ни творческие принципы, ни теоретическая платформа архитектурного конструктивизма не могли быть просто заимствованы из другого искусства. Они формировались в процессе сложного взаимодействия архитектуры с различными видами искусства и теоретическими концепциями.

Александр Веснин

Веснина принято считать лидером архитектурного конструктивизма. Он выступал за современную функциональную архитектуру, новую бытовую вещь и рационализацию художественного труда.
Веснин не только архитектор, но и театральный декоратор, живописец.
Ряд объектов, над которыми А. Веснин до получения диплома в Петербургском институте гражданских инженеров работал в качестве помощника (с братьями Леонидом и Виктором), был осуществлен в Москве. Среди них: пяти-шестиэтажный доходный дом Кузнецова (1910) и главный почтамт (1911) - оба на Мясницкой. Фасад первого выполнен в духе неоклассики, второй - в некоем "романско-византийском" стиле.

С 1917 по 1922 год Веснина почти не было в архитектуре. Он помогал своим братьям, которые преподавал в МИГИ, МВТУ и ВХУТЕМАСе, в ряде совместных проектов, но активно в творческой и общественной жизни в архитектуре он не участвовал. Тогда он преподавал в МИГИ и ВХУТЕМАСе живопись и рисунок и создавал театральные декорации. Например, в Малом театре А. Веснин создает оформление для четырех спектаклей, три из которых были реализованы на сцене: "Ревизор" Н. Гоголя, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, "Пути к славе" Е. Скриба.
Когда в конце 1922 г. А. Веснин возвращается к активному творчеству в архитектуре, он переходит от неоклассики к конструктивизму. Он становится кумиром архитектурной молодежи, возглавляет Объединение современных архитекторов, журнал "Современная архитектура", архитектурную мастерскую во ВХУТЕМАСе.

 

Веснин создал так называемое "кредо" раннего конструктивизма, отличающее его от производственного искусства. Оно отличается вниманием художника к проблемам формообразования. Веснин провозглашает конструктивную целесообразность формы, но в то же время говорит о влиянии на форму всего духа современной жизни, признает важность изучения формальных элементов.

1. Я считаю, что художник должен делать новые вещи. Безразлично, будет ли данная вещь целесообразна и утилитарна, она должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека, действующая психофизиологически.

 

2. Вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенные по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии средств при максимуме их действия.

3. Так как конструирование всякой вещи заключается в прочном соединении основных элементов пластики (материала, цвета, линии, плоскости, фактуры...), то изучение этих элементов должно быть поставлено художником на первом плане.

4. Современный инженер создал гениальные вещи: мост, паровоз, кран. Современный художник должен создать вещи, равные им по силе и потенциалу, в плане их психофизиологического воздействия на сознание человека как организующего начала.

Моисей Гинзбург

Ближайшим соратником А. Веснина был М. Гинзбург, который внес значительный вклад в разработку теоретической платформы конструктивизма. Гинзбург считал, что современное зодчество должно искать источников вдохновения в лучших достижениях инженерной и промышленной архитектуры.
Он видел влияние "механизации жизни" на развитие современной архитектуры не только в появлении новых конструкций, но и во внедрении в творческий метод архитектора приемов проектирования, свойственных работе конструктора - реальный учет экономии материала и труда.

 

                   

Статьи Гинзбурга в книге "Стиль и эпоха" можно рассматривать следующим этапом развития теоретической платформы конструктивизма после "кредо" Веснина. Здесь он размышляет о современной архитектуре, акцентирует внимание на стандартизации строительства, массовом изготовлении машинным путем отдельных деталей архитектуры. Он пишет о том, что форма, ставшая по преимуществу декоративной, не должна вступать в противоречие с конструкцией. Конструктивизм - это то, что характерно для молодого нового стиля, он - одна из граней современной эстетики, стадия развития современной архитектуры. Гинзбург еще не осознает стилеобразующей роли конструктивизма как влиятельного в будущем творческого течения.
Кстати, именно Гинзбургу принадлежит фраза, что архитектор должен быть не декоратором жизни, а её организатором.

Константин Мельников

Мельников всегда дистанцировался от группы конструктивистов А.Веснина и М.Гинзбурга и не был упомянут ни разу на страницах "СА". Но его постройки также важны и значимы для этого архитектурного направления. Мельников начал с постройки деревянного павильона «Махорка» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве. Это принесло ему успех, и он перешёл к проектированию более сложных построек: ДК химиков завода «Каучук», ДК им. И. В. Русакова, клуб обувной фабрики «Буревестник», клуб Дорхимзавода им. М. В. Фрунзе и др.

 

                  

ДК им. Русакова

Павильон "Махорка"

"Русский Гауди" - так по праву называют Мельникова, получившего славу и признание за рубежом. ЮНЕСКО даже отметила 100 лет архитектора тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. Среди новых решений, введенных Мельниковым в архитектуру конструктивизма, - «живые стены», консольные выносы, кинетические сооружения, остроумные несущие конструкции.

В первой половине 30-х годов Мельников создал несколько градостроительных и объемных проектов: экспериментальный городок отдыха «Зеленый город», планировки Арбатской площади, района Лужников, Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, набережных, а также павильона СССР для Международной выставки в Париже 1937 г.

Мельников брал любые геометрические объемы и поворачивал их в пространстве как угодно, не подозревая о существовании противопоказанных архитектуре "отрицательных объемных форм". Это видно в проекте памятника Колумбу. Он представляет собой монумент высотой 300 м, усеченный конус, в который сверху врезан вершиной другой подобный, но перевернутый конус. Крылья окрашены в разные цвета - красный и черный. Под воздействием ветра они вращались и кроме общей объёмно-пространственной композиции, менялась и цветовая характеристика монумента. В нижнем, неподвижном конусе монумента в центре основного зала расположен меньший прозрачный конус, внутри которого урна с прахом и статуя Колумба. Вода от дождя из верхнего конуса, как из воронки, должна была омывать этот малый конус.


"Конкурсный памятник Колумбу. Величайший был конкурс. Участвовали все. Тысячи проектов. Но все шли по пути создания монумента. Без тайны. Мне казалось, что памятник такому событию, как открытие Нового Света (а это ведьперевернуло всю историю) средствами простого монумента не решить. У меня тоже монумент, конечно. Но в нем есть тайна. Вот в этот резервуар собирается вода, накапливается при дождях, частично испаряется. И вдруг наступает такой момент, когда равновесие сил нарушается, и памятник вдруг поворачивается. Никто не знает, когда это произойдет. Может быть, завтра. Может быть, через сто лет. Но это уже не статичный памятник. Он чреват изменениями. Он внутренне напряжен. Он динамичен - внутренне, хотя и неподвижен..."



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.006 с.)