Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе)



Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе)


Содержание

Глава 1. Учение о двух путях

Глава 2. Заповеди

Глава 3. Наставление премудрого

Глава 4. Отношение к братьям

Глава 5. Путь смерти

Глава 6. Следование пути жизни

Глава 7. Крещение

Глава 8. Богослужение

Глава 9. Причастие

Глава 10. Действие благодати

Глава 11. Учители

Глава 12. Христианское странноприимство

Глава 13. Вознаграждение пророков и учителей

Глава 14. Собрание в день Господень

Глава 15. Поместные служители

Глава 16. Ожидание пришествия Господня

Информация о первоисточнике


 

Глава 1. Учение о двух путях

1. Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие. 2. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, — ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому. 3. Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь и за гонящих вас, ибо какая (вам за то) благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага. 4. Удаляйся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь. 5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. 6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать.

 

Глава 2. Заповеди

1. Вторая же заповедь учения. 2. Не убивай, не прелюбодействуй, не будь деторастлителем, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего. 3. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй. 4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти. 5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела. 6. Не будь ни корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злобным, ни надменным, не принимай лукавого умысла на ближнего своего. 7. Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей.

 

Глава 5. Путь смерти

1. Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. (На пути этом) убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение, волшебства, отравления, хищничества, лжесвидетельства, лицемерия, двоедушие, коварство, высокомерие, злоба, самоуправство, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, надменность, тщеславие. 2. (На этом пути) гонители добра, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не привязывающиеся к добру, ни к праведному суду, внимательные не к добру, а к злу, от которых далеки кротость и терпение, любящие суету, гоняющиеся за мздовоздаянием, не милующие бедного, не труждающиеся за утружденного, не признающие Создателя своего, убийцы детей, губители Божия создания, отвращающиеся от нуждающегося, обременяющиеся угнетенного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, грешники во всем. Удаляйтесь, дети, от всех таковых.

 

Глава 7. Крещение

1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.

 

Глава 8. Богослужение

1. Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. 2. И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3. Трижды в день молитесь так.

 

Глава 9. Причастие

1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. 2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5. И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

 

Глава 11. Учители

1. Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его. 2. Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение к ниспровержению (вашего служащее), то не слушайте его. Но (если он учит) в преумножении правды и ведения Господа, примите его, как Господа. 3. Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. 4. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь. 5. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк. 6. Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк. 7. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите, ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится. 8. Но не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а лишь тот, кто хранит пути Господни. Следовательно, лжепророк и пророк (истинный) могут быть познаны от путей их (жизни). 9. И не какой пророк, в Духе определяющий быть трапезе, не вкушает от нее, если только он не лжепророк. 10. Лжепророк же есть всякий пророк, учащий истине, если он не делает того, чему учит. 11. Но всякий пророк, признанный истинным, вступающий в мирское таинство Церкви, но не учащий делать то, что сам делает, не должен быть судим вами, ибо он суд имеет у Бога, ибо так поступали и древние пророки. 12. Если же кто в Духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того. Но если он назначит подаяние для других, неимущих, то никто да не осуждает его.

 

Глава I

Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями (существует) большое различие. Путь жизни состоит в следующем: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, ближнего своего, как самого себя, и всего того, чего не желаешь, чтобы случилось с тобой, не делай и ты другому. Учение же, заключающееся в сих словах75 следующее: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших и поститесь за ваших гонителей, ибо какое благодеяние, если вы любите любящих вас? Не делают ли то же и язычники? Вы же люби́те ненавидящих вас и не будете иметь врагов77. Удаляйся от плотских и мирских похотей78. Если кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто принуждает тебя идти с ним одну милю, иди с ним две; если кто берёт твою верхнюю одежду, отдай ему и рубашку; если кто взял у тебя твоё, не требуй назад; ибо ты этого не можешь80. Всякому, просящему у тебя, дай и не требуй назад81; ибо Отец желает, чтобы всем было даруемо от Его благодатных даров82. Блажен дающий по заповеди, ибо он свободен от наказания83; но горе принимающему, ибо если кто берёт, имея нужду, то тот свободен от наказания; не имеющий же нужды даёт отчёт, почему и для чего брал, и, подвергшись заключению84, он будет испытан и относительно того, что он делал, и не выйдет оттуда, пока не уплатит последнего кодранта85. Но и о сем также было сказано: «пусть милостыня твоя преет в твоих руках, пока ты узнаешь, кому ты должен её дать»86.

Глава II

Вторая заповедь учения. Не убивай, не прелюбодействуй, не будь деторастлителем87 не любодействуй, не крадь, не волхвуй, не отравляй88, не умерщвляй дитяти в зародыше и не убивай уже родившегося89; не желай принадлежащего ближнему твоему. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь90, не помни зла91. Не будь двойственным в мысли, ни двуязычен; ибо двуязычие есть сеть смерти92. Да не будет слово твоё лживо, ни пусто, но согласно с делом93. Не будь корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злонравным, ни надменным94. Не предпринимай худого намерения против ближнего своего95. Не имей ненависти ко всякому человеку, но одних обличай, за других молись, и иных люби более души своей96.

Глава III

Чадо моё!97 Избегай всякого зла и всего подобного ему98. Не будь гневлив, ибо гнев ведёт к убийству; ни ревнив, ни сварлив, ни вспыльчив; ибо из всего этого происходят убийства99. Чадо моё! Не будь похотлив100, ибо похоть доводит до блуда101; не будь срамословен102 и не поднимай высоко очей своих103, ибо из всего этого происходят прелюбодеяния. Чадо моё! Не будь птицегадателем104 потому что сие ведёт к идолослужению; ни заклинателем, ни математиком105, ни чародеем106 и не желай смотреть на подобное, ибо из всего этого происходит идолослужение. Чадо моё! Не будь лжив, поелику ложь доводит до татьбы; ни сребролюбив, ни тщеславен; ибо из всего этого происходят татьбы107. Чадо моё! Не будь ропотником, ибо сие ведёт в богохульству108; ни дерзким109, ни зломыслящим, ибо из всего этого происходят богохульства. Но будь кроток, потому что кроткие наследуют землю110. Будь долготерпелив и милостив111 и незлобив112 и смирен, и добр, и всегда трепещи слов, которые ты услышал113. Не превозносись и не давай душе своей дерзости114. Да не прилепляется душа твоя к гордым, но обращайся с праведными и смиренными115. Случающиеся с тобой (печальные) обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает116.

Глава IV

Чадо моё! Днём и ночью поминай проповедующего тебе слово Божие117, и почитай его, как Господа; ибо, где проповедуется господство, там есть Господь118. Ежедневно посещай святых119, дабы ты мог укрепиться120 словами их. Не причиняй разделения, спорящих же примиряй121, суди справедливо, не взирай на лицо, когда обличаешь кого-либо в грехопадениях122. Не сомневайся, будет ли (суд Божий) или нет123. Не простирай рук к принятию и не сжимай при отдании124. Если ты имеешь от труда рук своих, то дай выкуп за грехи свои125. Не колеблись давать и, отдавая, не ропщи126, ибо ты узнаешь, кто добрый Мздовоздаятель127. Не отвращайся от нуждающегося128, но во всём имей общение с братом своим и ничего не называй своей собственностью129, ибо если вы соучастники в нетленном, то тем более в вещах тленных!130 Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но от юности учи их страху Божию131. В гневе своём не повелевай рабом своим или рабою, надеющимися на того же Бога, дабы они не перестали бояться Бога, сущего над обоими вами; ибо Он не приходит призывать, судя по лицам, но Он (призывает) тех, коих уготовал Дух. Вы же, рабы, повинуйтесь господам своим, как образу Божию, в почтении и страхе132. Ненавидь всякое лицемерие и всё, что не угодно Господу. Не оставляй заповедей Господних, но сохраняй то, что получил, ни прибавляя, ни убавляя133. Исповедуй в церкви согрешения свои134 и не приступай к молитве своей с худой совестью135. Таков путь жизни.

Глава V136

А путь смерти следующий: прежде всего он злой и исполнен проклятия137; (здесь) убийство, прелюбодеяние, похоть, блуд, татьба, идолослужение, волшебство, отравление, хищение, лжесвидетельство, лицемерие, двоедушие, коварство, гордость, злоба, высокомерие, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, заносчивость, тщеславие; (здесь) гонители добрых, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не прилепляющиеся к добру, ни к праведному суду, бдительные не в добре, но во зле138, от которых далека кротость и терпение; (здесь же) любящие суету, гоняющиеся за мздовоздаянием, не имеющие сострадания к бедному, не трудящиеся за утруждённых139, не знающие Творца своего, убийцы детей, погубители образа Божия, отвращающиеся от нуждающегося, притеснители угнетённого, защитники богатых, беззаконные судьи бедных, грешники во всём! Берегитесь, дети, от всех таких людей!

Глава VI

Берегись, чтобы кто-либо не совратил тебя от этого пути учения140, так как он учит тебя вне Бога141. Ибо если ты действительно можешь понести всё иго Господне, то будешь совершен142, а если не можешь, то делай то, что можешь143. Относительно пищи понеси то, что можешь144; но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение богам мёртвым145.

Глава VII

Что же касается до крещения146, то крестите так. Сообщив наперёд всё вышесказанное учение147, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в воде проточной148. Но если ты не имеешь воды проточной, то крести в другой воде; если же невозможно в холодной, то (крести) в тёплой. А если не имеешь той и другой, то возлей трижды воду на главу во имя Отца и Сына и Святого Духа149. Но перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие. Но крещающемуся прикажи, чтобы он наперёд постился день или два150.

Глава VIII

Посты же ваши да не будут вместе с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг151. Вы же поститесь в среду и пятницу152 и не молитесь как лицемеры, но как повелел Господь в Евангелии, так молитесь153: «Отче наш, сущий на небе!154 да святится имя Твое; да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам в сей день; и прости нам долг наш155, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоя есть и сила и слава во веки»156. Так молитесь трижды в день157.

Глава IX

А что касается до евхаристии, то благодарите следующим образом.

Сперва относительно чаши158: «Благодарим Тебя, Отец наш, за святой виноград159 Давида, Отрока Твоего160 который (виноград) Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!»

А относительно преломляемого хлеба161: «Благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и ведение, которые Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего162. Тебе слава во веки! Как сей преломляемый хлеб был рассеян (в зёрнах) на холмах и соединён воедино, так да будет соединена Твоя церковь от концов земли в Твоё царство, потому что Твоя есть слава и сила через Иисуса Христа во веки».

Но никто да не вкушает, ни пиет от вашей евхаристии кроме крещённых во имя Господне163; ибо касательно сего сказал Господь: не давайте святыни псам164.

Глава X

После же насыщения благодарите так: «Благодарим Тебя, Отец Святый165, за Твоё святое имя166, которое Ты вселил167 в сердцах наших, и за ве́дение, и веру и бессмертие, которые Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, сотворил всё ради имени Твоего; пищу же и питие Ты дал людям в наслаждение, дабы они возблагодарили Тебя; а нам милостиво даруй духовную пищу и питие и жизнь вечную через Отрока Твоего. Прежде всего, благодарим Тебя, потому что Ты всемогущ168. Тебе слава во веки! Помяни, Господи, церковь Твою, избавь её от всякого зла и усоверши её в любви Твоей169 и собери её, освящённую170, от четырёх ветров171 в царство Твоё, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать1 и прейдёт сей мир!173 Осанна Сыну Давидову!174 Если кто свят, – да приступит сюда; а если нет, – пусть покается. Маран Афа!175 Аминь».

Пророкам же дозвольте благодарить, сколько они желают.

Глава XI

Если кто, пришедши к вам, станет учить вас тому, что сказано прежде, того примите. А если сам учитель, совратившись, станет учить другому учению, так что разрушает сказанное, то не слушайте его176; но если он учит так, что умножает правду и знание Господа, то примите его, как Господа177.

Относительно же апостолов и пророков соответственно постановлению178 Евангелия поступайте так. Всякого апостола, приходящего к вам, примите как Господа. Но он пусть не остаётся долее одного дня; если же будет нужда, то и другой день; но если он пробудет три дня, то он лжепророк179. Апостол, отправляющийся в путь180, не должен ничего брать кроме хлеба (сколько нужно) до места его остановки181; но если он потребует денег, то он лжепророк. Далее, всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите182, ибо всякий грех будет прощён, но этот грех не будет прощён183. Однако ж, не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, но если только он будет иметь нравы Господа184. Следовательно, от нравов может быть познан лжепророк и (истинный) пророк185. И всякий пророк, в духе назначающий (для бедных) трапезу, не вкушает от неё, иначе он лжепророк. Но каждый пророк, учащий истине, если не делает того, чему учит, есть лжепророк186. Всякий пророк испытанный, истинный, поступающий сообразно с мирской тайной церкви187, но не учащий всех делать того, что сам делает, не должен быть судим вами, потому что он имеет суд у Бога; ибо так поступали и древние пророки. Если кто скажет в Духе: дай мне денег или другого чего-либо, не слушайте его188, но если он потребует для подаяния другим нуждающимся, то никто да не осудит его.

Глава XII

Всякий, приходящий во имя Господне, должен быть принят; но потом, испытав его, познайте его; ибо вы должны различать правое и ложное189. Если же приходящий190 есть странник, то помогите ему, сколько можете, но он пусть не остаётся у вас долее двух или трёх дней, если это необходимо. Но если он, будучи ремесленником, желает поселиться у вас, то пусть работает и ест191. Если же он не знает ремесла, то позаботьтесь о нём по вашему усмотрению, так чтобы христианин не жил среди вас праздным. А если он не желает так поступать, то он христопродавец192. Удаляйтесь от таковых.

Глава XIII

Каждый же истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания193. Точно также и истинный учитель, как всякий работник, достоин своего пропитания. Поэтому, взявши каждый начаток из произведений точила и гумна, а также волов и овец, дай пророкам, ибо они ваши первосвященники194. Но если не имеете пророка, то дайте бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди; точно также, если ты открыл сосуд вина или елея, то, взявши начаток, отдай пророкам. Взявши начаток серебра и одежды и всякого имения, отдай, как тебе угодно, по заповеди195.

Глава XIV

В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите196, исповедавши прежде грехи свои, дабы чиста была ваша жертва197. Всякий же, имеющий спор с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся198, чтобы не осквернена была жертва ваша199, ибо так гласит изречение Господа200: «на всяком месте и во всякое время до́лжно приносить Мне жертву чистую; ибо Я Царь великий, говорит Господь, и Моё имя чудно у народов».

Глава XV

Поставляйте201 себе епископов202 и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых и истинных и испытанных203: ибо они также исполняют для вас служение пророков и апостолов. Посему не пренебрегайте ими; ибо они должны почитаться вами вместе с пророками и учителями204.

Обличайте друг друга не в гневе, но в мире, как имеете это в Евангелии205; и со всяким, дурно поступающим с ближним своим, пусть никто не говорит и не услышит он слова от вас, пока не покается206. Молитвы же ваши и милостыни и все дела творите так, как находите это в Евангелии Господа нашего207.

Глава XVI

Будьте бдительны относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены и чресла ваши развязаны208, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который приходит Господь наш209. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что потребно душам вашим210, ибо всё время веры вашей не принесёт вам пользы, если не будете совершенны в последнее время211. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы обратятся в волов и любовь превратится в ненависть. Ибо, когда усилится неправда, то будут ненавидеть друг друга, и преследовать и предавать, и тогда явится искуситель мира, подобный Сыну Божию и сотворит знамения и чудеса, и земля будет отдана в руки его, и сотворит беззакония, каких никогда не было от века212. Тогда тварь человеческая пойдёт в огонь испытания, и соблазнятся многие и погибнут213; но пребывшие в вере своей будут спасены от проклятия его214. И тогда явятся знамения истины215: во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье – воскресение мёртвых216. Однако же, это не всё, но как сказано: придёт Господь и все святые с Ним217. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных218.

Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе)


Содержание

Глава 1. Учение о двух путях

Глава 2. Заповеди

Глава 3. Наставление премудрого

Глава 4. Отношение к братьям

Глава 5. Путь смерти

Глава 6. Следование пути жизни

Глава 7. Крещение

Глава 8. Богослужение

Глава 9. Причастие

Глава 10. Действие благодати

Глава 11. Учители

Глава 12. Христианское странноприимство

Глава 13. Вознаграждение пророков и учителей

Глава 14. Собрание в день Господень

Глава 15. Поместные служители

Глава 16. Ожидание пришествия Господня

Информация о первоисточнике


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.04 с.)