Тема 3. 1. 1. Создание исторических представлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 1. 1. Создание исторических представлений.



Тема 3.1.1. Создание исторических представлений.

Задание 1

История древнего мира 5 класс.

Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: дать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.

Задачи:

  • на основе ране изученного материала, определить причины, сущность и значение восстания рабов;
  • продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
  • закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.
  • формировать навыки работы с источниками знаний;
  • подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.
  • развитие интереса к истории, любознательности;
  • выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

  • - формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.
  • - складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

  • - прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)
  • - осуществлять целеполагание
  • - планировать пути достижения цели
  • - самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
  • - самостоятельно контролировать своё время
  • - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
  • - строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • - владеть смысловым чтением
  • - реализовывать исследовательскую деятельность
  • - искать информацию
  • - структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
  • - установливать причинно-следственные связи.
  • - анализировать
  • - организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия
  • - участвовать в коллективном обсуждении проблем
  • - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • - осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

  • - формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
  • - создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
  • - ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

 

Средства обучения:

мультимедийный проектор, компьютер

учебник “История Древнего мира ” – автор А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая

карточки с текстом документа и заданием;

рабочий лист по теме “Восстание Спартака”;

иллюстрация в разрезе (состоит из 4 частей, разной формы) “Гладиаторские бои”;

использование новых информационных технологий (слайд-шоу).

 

Ход урока

  • «Нужно или победить или умереть…
  • Мужественная и почетная смерть
  • Лучше постыдной и гнусной жизни»

(Рафаэлло Джованьоли «Спартак»)

 

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу.

Учитель: Сегодня на уроке я хочу предложить Вам отправиться в путешествие, которое будет немного необычным для Вас. Отправимся мы с Вами на необычном транспорте, который называется «Машина времени», в великую, прекрасную страну Древнего мира.

- Итак, как Вы думаете, куда мы с Вами отправимся? (Древний Рим).

Но сначала я хочу Вам сказать о том, что нам, как и всем путешественникам, нужно собрать все самое необходимое.

- Что нам пригодится в путешествии? (всевозможные варианты ответов)

- Но самое главное нам пригодится хорошее ваше настроение и ваши знания по истории.

 

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. «Лучше умереть за свободу – говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян». Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все, же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили, груз и, вооружились. Заняв укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартак за силу и знание военного дела был избран предводителем.

Вопросы:

С чего началось восстание рабов?

Цель восставших?

Чем были недовольны гладиаторы?

Кого выбрали своим предводителем?

Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2 и ответьте на вопросы.

Вопросы:

Какая задача стояла перед Спартаком?

По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил, планы и повернул на юг. Зачем?

Вопросы:

У восставших был план ведения войны с Римом?

По карте учебника на стр. 235 (или стр.237 в старом учебнике) проследите походы восставших.

Было ли единство и согласие между рабами?

Мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете использовать текст документа, ответы давать полные.

 

Слушаем 1 отряд.

С чего и где началось восстание рабов?

Цель восставших? (Работа с картой.)

Чем были недовольны гладиаторы?

Предводитель?

Где устроили лагерь?

Давайте посмотрим на наш рабочий лист и найдем 1 пункт плана «Причины восстания». Чтобы назвать причины восстания, давайте выполним задание № 1 рабочего листа.

Слушаем ответ. (проверяем причины восстания)

 

Физминутка

 

Хорошо, выполните задание № 2 (рабочий лист).

Проверка задания

Вывод: Восстание рабов под предводительством Спартака, было сплочено и желало освободиться из - под гнета рабовладельцев.

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек лучших воинов. Римляне расположились у подножия Везувия. Но, ни как нельзя было подобраться к восставшим. И тогда римляне перекрыли единственную тропу для выхода. Восставшие сплели из лозы дикого винограда лестницы и ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и разбили их.

- Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).

 

А теперь слушаем 2 отряд:

Какая задача стояла пред Спартаком?

По какому образцу организовал Спартак свое войско?

Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.

 

Слушаем ответы 3 отряда

У восставших был план ведения войны?

Почему повел свое войско на Альпы?

(Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

Видеофрагмент. (4 мин.)

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны. Сам Спартак пал на поле боя.

Вот что пишет об этом Рафаэлло Джованьоли: «6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).

IV. Закрепление.

Повторение кластера.

Спартак

Мужественный, смелый

Предводитель рабов

Герой

 

Учитель: Ребята, к нам в руки случайно попало послание из далекого прошлого (зачитывает). «Дорогие потомки! Если вы читаете эти строки, то знайте, что нас уже нет в живых. Но, мы хотим, чтобы вы так же, как и мы, любили свою родную землю, политую кровью ваших предков, ценили свободу, подаренную вам. Мы любим вас, ещё не зная, какими вы будете, но уверены: вы будете лучше нас! Ведь ваше будущее связано с нашим настоящим, которое мы несём для вас сквозь муки, страдания, кровь, унижения. Такой ценой достигается свобода! Знайте, что без прошлого нет настоящего и будущего! Уважайте историческое прошлое и знайте, мы будем жить до тех пор, пока вы будете помнить о нас!»

- Какие главные наказы (главные наказы в послании: призыв любить родину, ценить свободу и уважать историческое прошлое).

 

Приложение № 1

Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э.”

План:

Причины восстания.

Походы восставших.

Итог восстания.

Словарь урока

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.

Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.

Задание № 1. Выберите правильный ответ.

Причины восстания:

а) скопление массы рабов;

б) римские легионы поддержали рабов;

в) жестокое обращение с рабами.

Задание № 2. Впишите недостающие слова.

______________ родом из Фракии, предводитель восставших. Лагерь они устроили на вершине вулкана _____________. Цель восстания _________________.

Задание № 3. Назовите важнейшие причины.

Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:

а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;

б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;

в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;

г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.

Домашнее задание: Прочитать § 51 стр. 234–238. Написать мини сочинение от имени гладиатора, участника восстан

 

Плутарх «О Марке Крассе».

Плутарх. Марк Красс.

… Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное так же под названием спартаковой войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых родом были галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствии несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели бежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились….гладиаторы выбрали себе трех предводителей, первым из которых был Спартак...,человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы… Рассказывают, что однажды, когда Спартак впервые был приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака… пророчествовавшая… объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве…

 

Приложение № 2

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. «Лучше умереть за свободу – говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян». Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все, же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили, груз и, вооружились. Заняв укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартак за силу и знание военного дела был избран предводителем.

Вопросы:

С чего началось восстание рабов?

Цель восставших?

Чем были недовольны гладиаторы?

Кого выбрали своим предводителем?

Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

 

 

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2 и ответьте на вопросы.

Вопросы:

Какая задача стояла перед Спартаком?

По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

 

 

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил, планы и повернул на юг. Зачем?

Вопросы:

У восставших был план ведения войны с Римом?

По карте учебника на стр. 235 (или стр.237 в старом учебнике) проследите походы восставших.

Было ли единство и согласие между рабами?

Манускрипт археологов

 

Бронников Ф.А. «Проклятое место».

 

Задание 1

Частно-исторические понятия Стрельцы, служилые люди, фараон, патриции, опричнина, cфинкс, шадуф, плебеи, приказы, культурная революция, полюдье.
Общеисторические понятия Рабы, наемный труд, производственные отношения, вассал, классовая борьба, фабрика, сеньор, мануфактура, сословия, пролетериат, крепостной, феодал, промышленный переворот
Социологические понятия Демократия, государство, культура, цивилизация

 

 

Задание 3.

Для раскрытия причинно-следственных связей применяется проблемное изложение.

Тема 3.1.1. Создание исторических представлений.

Задание 1

История древнего мира 5 класс.

Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: дать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.

Задачи:

  • на основе ране изученного материала, определить причины, сущность и значение восстания рабов;
  • продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
  • закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.
  • формировать навыки работы с источниками знаний;
  • подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.
  • развитие интереса к истории, любознательности;
  • выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

  • - формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.
  • - складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

  • - прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)
  • - осуществлять целеполагание
  • - планировать пути достижения цели
  • - самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
  • - самостоятельно контролировать своё время
  • - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
  • - строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • - владеть смысловым чтением
  • - реализовывать исследовательскую деятельность
  • - искать информацию
  • - структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
  • - установливать причинно-следственные связи.
  • - анализировать
  • - организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия
  • - участвовать в коллективном обсуждении проблем
  • - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • - осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

  • - формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
  • - создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
  • - ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

 

Средства обучения:

мультимедийный проектор, компьютер

учебник “История Древнего мира ” – автор А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая

карточки с текстом документа и заданием;

рабочий лист по теме “Восстание Спартака”;

иллюстрация в разрезе (состоит из 4 частей, разной формы) “Гладиаторские бои”;

использование новых информационных технологий (слайд-шоу).

 

Ход урока

  • «Нужно или победить или умереть…
  • Мужественная и почетная смерть
  • Лучше постыдной и гнусной жизни»

(Рафаэлло Джованьоли «Спартак»)

 

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу.

Учитель: Сегодня на уроке я хочу предложить Вам отправиться в путешествие, которое будет немного необычным для Вас. Отправимся мы с Вами на необычном транспорте, который называется «Машина времени», в великую, прекрасную страну Древнего мира.

- Итак, как Вы думаете, куда мы с Вами отправимся? (Древний Рим).

Но сначала я хочу Вам сказать о том, что нам, как и всем путешественникам, нужно собрать все самое необходимое.

- Что нам пригодится в путешествии? (всевозможные варианты ответов)

- Но самое главное нам пригодится хорошее ваше настроение и ваши знания по истории.

 

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.114 с.)