Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Участие России в международной организации АСЕАНСтр 1 из 6Следующая ⇒
Участие России в международной организации АСЕАН (Научная статья)
Участие России в международной организации АСЕАН Россия прошла большой путь с того момента, когда она воспринималась как «больной человек Азии». Период президентства Б.Н.Ельцина, отмеченный высокой степенью турбулентности, сменился более уверенным, стабильным и наступательным поведением России на мировой арене при правлении тандема В.В.Путина и Д.А.Медведева. Несмотря на то что Россия серьезно пострадала от падения цен на энергоносители и западных санкций, введенных в отношении нее после вхождения Крыма в состав России в 2014 году, военные действия России в Сирии показывают, что с ней необходимо считаться и она по-прежнему остается державой, претендующей на лидирующую роль в международных отношениях. Желание сохранить свой статус великой державы и быть признанной в качестве таковой является важным фактором, оказывающим влияние и на отношения России и АСЕАН. Взгляд из России. Для многих внешних наблюдателей в течение двух прошедших лет Китай стал основным объектом российского разворота в Азию. Эта точка зрения подкрепляется количеством и масштабом российско-китайских встреч на высшем уровне, включая визит Президента В.В.Путина в Китай в мае 2014 года и визиты Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте 2013-го и в мае 2015 года. Россия и Китай продолжают поддерживать друг друга в ООН, взаимодействовать в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, международной структуры, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. И ШОС, и БРИКС являются важными составляющими усилий России сформировать собственную сеть региональных и глобальных форумов, где Россия была бы, как минимум, на равных с другими участниками и, как максимум, могла бы иметь право решающего голоса. С этой точки зрения АСЕАН и асеаноцентричные институты в АТР (АРФ, ВАС) также важны для России, поскольку являются международными платформами, в рамках которых Россия может представлять собственное видение регионального развития в области политики и безопасности. Несмотря на то что эти институты не принимают обязывающих решений, они характеризуются инклюзивностью, в отличие от той версии региональной системы, которую пытаются выстраивать США, основываясь на двусторонних альянсах и квазиальянсах с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и рядом других стран региона. Отношения с АСЕАН в области политики и безопасности важны для России по ряду причин. Россия воспринимает АСЕАН в качестве одного из центров полицентричной региональной системы в АТР и, следовательно, как одного из важных партнеров, наряду с Китаем, для взаимодействия по наиболее актуальным политическим вопросам и вопросам безопасности. Именно по этой причине в рамках заседаний ВАС в 2013 году Россия при поддержке Китая и Брунея выдвинула инициативу создания инклюзивной региональной архитектуры, которая могла бы обеспечить неделимость безопасности для всех региональных игроков10. Россия и АСЕАН придерживаются общей повестки дня в том, что касается региональной нормативной культуры и принципов международного взаимодействия. Вопросы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга равно важны как для России, так и для АСЕАН, сформировавшей в своей деятельности собственный свод нормативных принципов, известный под коллективным названием «путь АСЕАН». Они являются неотъемлемой частью ключевых документов Ассоциации, например Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Он был подписан членами АСЕАН в 1976 году. Впоследствии присоединение к нему стало императивом для всех диалоговых партнеров Ассоциации, включая Россию. Учитывая все факторы, рассмотренные ранее, можно утверждать, что АСЕАН сейчас воспринимается российской политической элитой в качестве важного элемента развития многосторонних процессов в Азии. Такое восприятие АСЕАН отразилось, в частности, в идее, выдвинутой российским Президентом В.В.Путиным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году, о создании партнерских отношений между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)*, ШОС и АСЕАН. Однако реализация этой идеи будет зависеть от конкретных практических шагов, направленных на сближение не только России и АСЕАН, но также ЕАЭС и АСЕАН.
Взгляд из России.
У России не было благоприятных стартовых позиций для развития экономических отношений с АСЕАН. В 1990-х годах ее экономика была очень слаба. Россия обращала свои взоры к США и Европе в надежде укрепить с ними экономические связи и рассматривала их экономические системы в качестве образцовых для проведения структурных реформ в собственной экономике. И даже в начале этого века, когда экономическая ситуация в России стабилизировалась, ряд ограничений по-прежнему сдерживал развитие ее экономических отношений с АСЕАН. В 1980-1990-х годах благодаря обращению к опыту японского «экономического чуда» Юго-Восточной Азии удалось существенно продвинуться в плане экономического развития. Сингапур смог построить инновационную экономику, создать региональные финансовый и логистический центры. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины и позднее Вьетнам присоединились к группе стран с экономикой, ориентированной на экспорт. Они стали звеньями региональных производственных цепочек, которые способствовали де-факто процессам интеграции в регионе. Этот тип «интеграции» сблизил страны Восточной Азии в экономическом плане благодаря их специализации и кооперированию в рамках производственных процессов транснациональных компаний, перенесших в регион свои предприятия из-за дешевизны местной рабочей силы. Россия, и в особенности Дальний Восток, страдавший от оттока населения, едва ли была совместима с подобным устройством региональных экономических отношений. В качестве экспортера энергетических ресурсов, России пришлось столкнуться с тем, что по сравнению с Европой, где российские нефтегазовые компании занимали стабильную нишу и имели практически гарантированную долю рынка энергоресурсов, рынок Юго-Восточной Азии был более конкурентным. Бизнес-культуры России и стран АСЕАН тоже существенно различались. Низкая интенсивность экономического и делового взаимодействия объяснялась также традиционной ориентацией российского бизнеса и российской политической элиты на Европу, отсутствием глубоких знаний о возможностях, которые могла бы предоставить друг другу каждая из сторон, и языковыми барьерами. Тем не менее за последние десять лет Россия и АСЕАН смогли существенно нарастить экономические связи как по официальной линии, так и на уровне сотрудничества деловых кругов. Торговый оборот России и АСЕАН, хотя, как отмечалось ранее, и не имевший существенных объемов, в период с 2007 по 2013 год демонстрировал беспрецедентный ежегодный рост, составляющий 24%. Подобный рост товарооборота не был характерен ни для какого из диалоговых партнеров АСЕАН18. Санкции, введенные США и ЕС, также повлияли на то, что российские официальные лица и бизнес начали пересматривать свое отношение к Юго-Восточной Азии. Одной из главных движущих сил этого процесса стал поиск альтернативных источников финансов для российской экономики в лице Гонконга и Сингапура. Для оживления экономических связей России и АСЕАН российское Министерство экономического развития и Деловой совет Россия - АСЕАН организовали серию бизнес-миссий в Юго-Восточную Азию. В области либерализации торговли Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом рассматривается многими экспертами в качестве первого шага к достижению подобных договоренностей и с некоторыми другими странами - членами АСЕАН, а также АСЕАН в целом. На уровне двустороннего взаимодействия проекты по строительству первой ядерной электростанции во Вьетнаме и строительство железной дороги на Калимантане (Индонезия) в случае успешного завершения могут стать примерами реального российского вклада в формирование экономического сообщества АСЕАН.
Взгляд из России. За прошедшие два десятилетия Россия и страны Юго-Восточной Азии многое узнали друг о друге. Рост количества туристов из России, ежегодно отправляющихся на отдых в Таиланд, Индонезию, Вьетнам, Камбоджу и другие страны региона, позволил российским гражданам непосредственно соприкоснуться с Юго-Восточной Азией. За последние 20 лет Таиланд стал наиболее посещаемой россиянами страной региона. Согласно данным Федерального агентства по туризму РФ, в 2000 году Таиланд посетили 37 тыс. российских граждан. В 2014 году их количество возросло до 1,3 млн. человек. Однако в дополнение к такому масштабному росту туристических обменов обе стороны могли бы еще многое сделать для укрепления социальной ткани наших отношений и расширения гуманитарных контактов в других сферах помимо туризма. Взаимодействие России с АСЕАН в социокультурной сфере уже охватывает целый ряд направлений сотрудничества, но все они нуждаются в дальнейшем развитии. Так, например, российскому образовательному и академическому сообществу, несмотря на многие негативные факторы, включая финансовые ограничения, удалось сохранить сильные научные школы исследований Юго-Восточной Азии. Сообщество исследователей ЮВА в России пополняется молодыми специалистами, которые посвящают свои диссертации и научные работы вопросам, связанным с развитием АСЕАН и Юго-Восточной Азии. Центры изучения ЮВА существуют не только в Москве, но также в Санкт-Петербурге и Владивостоке. За последние 20 лет в России был издан ряд крупных работ, посвященных отношениям России и АСЕАН. Переводы на русский язык мемуаров первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю и четвертого премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада способствовали существенному росту интереса в России к опыту политического и экономического развития стран Юго-Восточной Азии. Культурные связи России и АСЕАН становятся все более насыщенными благодаря ряду уникальных проектов, среди которых особо следует отметить проект творческого путешествия в страны АСЕАН, осуществляемый Бюро творческих экспедиций во главе с известным российским художником Владимиром Анисимовым. Бюро творческих экспедиций существует с 1991 года и объединяет российских художников, работающих в самых различных областях изобразительного искусства. Цель этой организации заключается в популяризации российского художественного искусства в мире и проведении разнообразных культурных мероприятий (творческих экспедиций, выставок, мастер-классов и т. д.) в разных частях нашей планеты.
Проект творческого путешествия в АСЕАН состоит в том, что его члены планируют посетить все десять стран Ассоциации и запечатлеть их повседневную жизнь. Художники уже посетили большую часть стран АСЕАН и в настоящий момент работают над завершением проекта. Его результатом станут выставки в России и, хотелось бы надеяться, в самих странах АСЕАН. В планах Бюро также издание альбома, который будет сопутствовать выставке и получит широкое распространение. Как уже отмечалось, еще одним активно развивающимся направлением отношений России и АСЕАН становятся молодежные обмены, расширяющиеся в том числе благодаря молодежным саммитам Россия - АСЕАН, организуемым ежегодно Центром АСЕАН при МГИМО МИД России совместно с партнерами в России и странах Ассоциации. Несмотря на ряд ограничений, отношения России и АСЕАН развиваются и укрепляются. АСЕАН испытывает все меньше скептицизма по поводу роли России в регионе, особенно в области политики и безопасности, и воспринимает Россию в качестве державы, которая могла бы сбалансировать Китай. Показательно, что нынешний генеральный секретарь АСЕАН Ле Лыонг Минь, вьетнамец по происхождению, особо подчеркнул, что АСЕАН приветствует активное участие России в делах АТР и АСЕАНцентричных механизмах и выражает пожелание, чтобы оно расширялось. Он также полагает, что экономические отношения России и АСЕАН обладают большим потенциалом, особенно учитывая вступление России в ВТО и наличие пока нереализованных возможностей в сфере экономической взаимодополняемости. Наряду с Вьетнамом, имеющим традиционно близкие отношения с Россией и способствующим оживлению взаимодействия России и АСЕАН, другие члены Ассоциации, например Таиланд, в силу внутренних политических причин также стремятся активнее вовлекать Россию в дела региона и могут выступить в роли движущей силы дальнейшего развития диалогового партнерства. За последние два года дипломатические отношения России и Таиланда существенно оживились. В апреле 2015 года российский премьер-министр Д.А.Медведев посетил Таиланд. В марте этого года Россию посетил заместитель премьер-министра Таиланда, ответственный за вопросы безопасности и экономики. В мае, накануне юбилейного саммита в Сочи, запланирован также официальный визит в Россию таиландского премьер-министра генерала Праюта Чан-Очи. Бангкок по достоинству оценил тот факт, что Москва с пониманием отнеслась к политической ситуации, которая сложилась в Таиланде. По мере того как Россия и Таиланд готовятся отметить 120-летие дипломатических отношений в 2017 году, российско-таиландские отношения, похоже, могут существенно активизироваться и у России в регионе появится еще один партнер, отстаивающий идеи более полномасштабного российского вовлечения в дела региона. В целом же у России и АСЕАН есть много общего. Они могли бы добиться более тесной взаимосвязи во всех трех сферах - политике и безопасности, экономике и социокультурных отношениях, сотрудничество в которых в равной степени значимо для обоих партнеров. При этом стороны осознают, что для создания такой взаимосвязанности им необходимы системные действия. Именно поэтому юбилейный саммит в Сочи в мае 2016 года является одновременно и вехой, замыкающей 20-летний период партнерских отношений, и точкой отсчета в дальнейшей работе.
Флагманские проекты. Еще одним значимым направлением двустороннего сотрудничества представляется реализация флагманских проектов, а также мер информационно-аналитического характера. Они, возможно, не окажут быстрого и прямого экономического эффекта, однако, помогут сторонам развивать свою «историю успеха» в рамках стратегического партнерства. Заключение Опыт взаимодействия АСЕАН с партнерами по диалогу четко демонстрирует, что вовлечение «десятки» в масштабные инициативы и проекты многостороннего сотрудничества в АТР в значительной степени является продуктом развитой системы дипломатических, институциональных, торгово-экономических и инвестиционных связей на двустороннем уровне. Участие стран АСЕАН в китаецентричном ОПОП ярко это подтверждает. В этих условиях полноценное встраивание стран АСЕАН в евразийские инициативы под шефством России (даже с учетом их успешной реализации) представляется возможным только при условии качественного повышения уровня двусторонних отношений и понимания потенциальных выгод, которые открываются перед Ассоциацией от участия в том или ином формате сотрудничества, продвигаемого Москвой. В этой связи России при выстраивании стратегического партнерства с АСЕАН имеет смысл использовать свои сильные стороны (независимый региональный игрок и крупный поставщик вооружений и техники) при одновременном поиске новых «точек роста» в рамках двустороннего сотрудничества (поставки продовольствия, реализация совместных проектов в сфере IT, наращивание экспертного диалога).
Список литературы 1. АСЕАН в начале XXI века: актуальные проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. М.: ФОРУМ, 2010. 367 с. 2. Дальневосточный капитал. 2008. №7 3. Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности // Проблемы Дальнего Востока 2005. №2. 4. Кокарева К.А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия. М., 2006. С. 415-437. 5. Тихоокеанское обозрение 2004-2005 гг. М., 2006. С.169 6. Алексеев А.В. Восточный вектор российской политики. http://www.mid.ru 7. АСЕАН надеется на большую активность РФ в работе будущих саммитов ВАС [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20121120/911389650.html (дата обращения: 25.01.13). 8. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605. URL: http://rs.gov.ru/node/32549 (дата обращения: 25.01.13). 9. http://www.mid.ru 10. http://aseansec.org 11. http://asean.mgimo.ru/ru/o-tsentre/11-rus/informatsiya/ 12. Kuchins A. Russia and Great-Power Security in Asia // Russia and Asia: The Emerging Security Agenda / Ed. by G.Chufrin. New York: Oxford University Press. SIPRI, 1999. P. 433. 13. Buszynski L. Russia and Southeast Asia: A New Relationship // Contemporary Southeast Asia. 2006. Vol. 28. №2. P. 285; Ivanov A. Russia’s Asian Face // International Affairs. 2006. Vol. 52. №2. P. 56. 14. Райков Ю. Россия - АСЕАН: первый опыт сотрудничества // Россия в АТЭС и АТР / Под ред. И.Иванова, М.Титоренко. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 136. 15. Цит. по: Канаев Е. АСЕАН и Россия: отношения после холодной войны // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №2. С. 74. 16. Lee Kuan Yew. Need for a Balancer on East Asia’s Way to World Eminence // International Herald Tribune. 23 November. 2000. 17. Lavrov S. Russia and ASEAN can achieve a great deal together // International Affairs. 2010. Special Issue.
Участие России в международной организации АСЕАН (Научная статья)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.112.250 (0.032 с.) |