Участие России в международной организации АСЕАН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие России в международной организации АСЕАН



Участие России в международной организации АСЕАН

(Научная статья)

 

Участие России в международной организации АСЕАН

   Россия прошла большой путь с того момента, когда она воспринималась как «больной человек Азии». Период президентства Б.Н.Ельцина, отмеченный высокой степенью турбулентности, сменился более уверенным, стабильным и наступательным поведением России на мировой арене при правлении тандема В.В.Путина и Д.А.Медведева. Несмотря на то что Россия серьезно пострадала от падения цен на энергоносители и западных санкций, введенных в отношении нее после вхождения Крыма в состав России в 2014 году, военные действия России в Сирии показывают, что с ней необходимо считаться и она по-прежнему остается державой, претендующей на лидирующую роль в международных отношениях. Желание сохранить свой статус великой державы и быть признанной в качестве таковой является важным фактором, оказывающим влияние и на отношения России и АСЕАН.

Взгляд из России.

   Для многих внешних наблюдателей в течение двух прошедших лет Китай стал основным объектом российского разворота в Азию. Эта точка зрения подкрепляется количеством и масштабом российско-китайских встреч на высшем уровне, включая визит Президента В.В.Путина в Китай в мае 2014 года и визиты Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте 2013-го и в мае 2015 года. Россия и Китай продолжают поддерживать друг друга в ООН, взаимодействовать в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, международной структуры, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. И ШОС, и БРИКС являются важными составляющими усилий России сформировать собственную сеть региональных и глобальных форумов, где Россия была бы, как минимум, на равных с другими участниками и, как максимум, могла бы иметь право решающего голоса. С этой точки зрения АСЕАН и асеаноцентричные институты в АТР (АРФ, ВАС) также важны для России, поскольку являются международными платформами, в рамках которых Россия может представлять собственное видение регионального развития в области политики и безопасности. Несмотря на то что эти институты не принимают обязывающих решений, они характеризуются инклюзивностью, в отличие от той версии региональной системы, которую пытаются выстраивать США, основываясь на двусторонних альянсах и квазиальянсах с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и рядом других стран региона. Отношения с АСЕАН в области политики и безопасности важны для России по ряду причин. Россия воспринимает АСЕАН в качестве одного из центров полицентричной региональной системы в АТР и, следовательно, как одного из важных партнеров, наряду с Китаем, для взаимодействия по наиболее актуальным политическим вопросам и вопросам безопасности. Именно по этой причине в рамках заседаний ВАС в 2013 году Россия при поддержке Китая и Брунея выдвинула инициативу создания инклюзивной региональной архитектуры, которая могла бы обеспечить неделимость безопасности для всех региональных игроков10. Россия и АСЕАН придерживаются общей повестки дня в том, что касается региональной нормативной культуры и принципов международного взаимодействия. Вопросы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга равно важны как для России, так и для АСЕАН, сформировавшей в своей деятельности собственный свод нормативных принципов, известный под коллективным названием «путь АСЕАН». Они являются неотъемлемой частью ключевых документов Ассоциации, например Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Он был подписан членами АСЕАН в 1976 году. Впоследствии присоединение к нему стало императивом для всех диалоговых партнеров Ассоциации, включая Россию. Учитывая все факторы, рассмотренные ранее, можно утверждать, что АСЕАН сейчас воспринимается российской политической элитой в качестве важного элемента развития многосторонних процессов в Азии. Такое восприятие АСЕАН отразилось, в частности, в идее, выдвинутой российским Президентом В.В.Путиным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году, о создании партнерских отношений между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)*, ШОС и АСЕАН. Однако реализация этой идеи будет зависеть от конкретных практических шагов, направленных на сближение не только России и АСЕАН, но также ЕАЭС и АСЕАН.

Взгляд из России.

У России не было благоприятных стартовых позиций для развития экономических отношений с АСЕАН. В 1990-х годах ее экономика была очень слаба. Россия обращала свои взоры к США и Европе в надежде укрепить с ними экономические связи и рассматривала их экономические системы в качестве образцовых для проведения структурных реформ в собственной экономике. И даже в начале этого века, когда экономическая ситуация в России стабилизировалась, ряд ограничений по-прежнему сдерживал развитие ее экономических отношений с АСЕАН. В 1980-1990-х годах благодаря обращению к опыту японского «экономического чуда» Юго-Восточной Азии удалось существенно продвинуться в плане экономического развития. Сингапур смог построить инновационную экономику, создать региональные финансовый и логистический центры. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины и позднее Вьетнам присоединились к группе стран с экономикой, ориентированной на экспорт. Они стали звеньями региональных производственных цепочек, которые способствовали де-факто процессам интеграции в регионе. Этот тип «интеграции» сблизил страны Восточной Азии в экономическом плане благодаря их специализации и кооперированию в рамках производственных процессов транснациональных компаний, перенесших в регион свои предприятия из-за дешевизны местной рабочей силы. Россия, и в особенности Дальний Восток, страдавший от оттока населения, едва ли была совместима с подобным устройством региональных экономических отношений. В качестве экспортера энергетических ресурсов, России пришлось столкнуться с тем, что по сравнению с Европой, где российские нефтегазовые компании занимали стабильную нишу и имели практически гарантированную долю рынка энергоресурсов, рынок Юго-Восточной Азии был более конкурентным. Бизнес-культуры России и стран АСЕАН тоже существенно различались. Низкая интенсивность экономического и делового взаимодействия объяснялась также традиционной ориентацией российского бизнеса и российской политической элиты на Европу, отсутствием глубоких знаний о возможностях, которые могла бы предоставить друг другу каждая из сторон, и языковыми барьерами. Тем не менее за последние десять лет Россия и АСЕАН смогли существенно нарастить экономические связи как по официальной линии, так и на уровне сотрудничества деловых кругов. Торговый оборот России и АСЕАН, хотя, как отмечалось ранее, и не имевший существенных объемов, в период с 2007 по 2013 год демонстрировал беспрецедентный ежегодный рост, составляющий 24%. Подобный рост товарооборота не был характерен ни для какого из диалоговых партнеров АСЕАН18. Санкции, введенные США и ЕС, также повлияли на то, что российские официальные лица и бизнес начали пересматривать свое отношение к Юго-Восточной Азии. Одной из главных движущих сил этого процесса стал поиск альтернативных источников финансов для российской экономики в лице Гонконга и Сингапура. Для оживления экономических связей России и АСЕАН российское Министерство экономического развития и Деловой совет Россия - АСЕАН организовали серию бизнес-миссий в Юго-Восточную Азию. В области либерализации торговли Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом рассматривается многими экспертами в качестве первого шага к достижению подобных договоренностей и с некоторыми другими странами - членами АСЕАН, а также АСЕАН в целом. На уровне двустороннего взаимодействия проекты по строительству первой ядерной электростанции во Вьетнаме и строительство железной дороги на Калимантане (Индонезия) в случае успешного завершения могут стать примерами реального российского вклада в формирование экономического сообщества АСЕАН.

Взгляд из России.

    За прошедшие два десятилетия Россия и страны Юго-Восточной Азии многое узнали друг о друге. Рост количества туристов из России, ежегодно отправляющихся на отдых в Таиланд, Индонезию, Вьетнам, Камбоджу и другие страны региона, позволил российским гражданам непосредственно соприкоснуться с Юго-Восточной Азией. За последние 20 лет Таиланд стал наиболее посещаемой россиянами страной региона. Согласно данным Федерального агентства по туризму РФ, в 2000 году Таиланд посетили 37 тыс. российских граждан. В 2014 году их количество возросло до 1,3 млн. человек. Однако в дополнение к такому масштабному росту туристических обменов обе стороны могли бы еще многое сделать для укрепления социальной ткани наших отношений и расширения гуманитарных контактов в других сферах помимо туризма. Взаимодействие России с АСЕАН в социокультурной сфере уже охватывает целый ряд направлений сотрудничества, но все они нуждаются в дальнейшем развитии. Так, например, российскому образовательному и академическому сообществу, несмотря на многие негативные факторы, включая финансовые ограничения, удалось сохранить сильные научные школы исследований Юго-Восточной Азии. Сообщество исследователей ЮВА в России пополняется молодыми специалистами, которые посвящают свои диссертации и научные работы вопросам, связанным с развитием АСЕАН и Юго-Восточной Азии. Центры изучения ЮВА существуют не только в Москве, но также в Санкт-Петербурге и Владивостоке. За последние 20 лет в России был издан ряд крупных работ, посвященных отношениям России и АСЕАН. Переводы на русский язык мемуаров первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю и четвертого премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада способствовали существенному росту интереса в России к опыту политического и экономического развития стран Юго-Восточной Азии. Культурные связи России и АСЕАН становятся все более насыщенными благодаря ряду уникальных проектов, среди которых особо следует отметить проект творческого путешествия в страны АСЕАН, осуществляемый Бюро творческих экспедиций во главе с известным российским художником Владимиром Анисимовым. Бюро творческих экспедиций существует с 1991 года и объединяет российских художников, работающих в самых различных областях изобразительного искусства. Цель этой организации заключается в популяризации российского художественного искусства в мире и проведении разнообразных культурных мероприятий (творческих экспедиций, выставок, мастер-классов и т. д.) в разных частях нашей планеты.

   Проект творческого путешествия в АСЕАН состоит в том, что его члены планируют посетить все десять стран Ассоциации и запечатлеть их повседневную жизнь. Художники уже посетили большую часть стран АСЕАН и в настоящий момент работают над завершением проекта. Его результатом станут выставки в России и, хотелось бы надеяться, в самих странах АСЕАН. В планах Бюро также издание альбома, который будет сопутствовать выставке и получит широкое распространение. Как уже отмечалось, еще одним активно развивающимся направлением отношений России и АСЕАН становятся молодежные обмены, расширяющиеся в том числе благодаря молодежным саммитам Россия - АСЕАН, организуемым ежегодно Центром АСЕАН при МГИМО МИД России совместно с партнерами в России и странах Ассоциации.

    Несмотря на ряд ограничений, отношения России и АСЕАН развиваются и укрепляются. АСЕАН испытывает все меньше скептицизма по поводу роли России в регионе, особенно в области политики и безопасности, и воспринимает Россию в качестве державы, которая могла бы сбалансировать Китай. Показательно, что нынешний генеральный секретарь АСЕАН Ле Лыонг Минь, вьетнамец по происхождению, особо подчеркнул, что АСЕАН приветствует активное участие России в делах АТР и АСЕАНцентричных механизмах и выражает пожелание, чтобы оно расширялось. Он также полагает, что экономические отношения России и АСЕАН обладают большим потенциалом, особенно учитывая вступление России в ВТО и наличие пока нереализованных возможностей в сфере экономической взаимодополняемости. Наряду с Вьетнамом, имеющим традиционно близкие отношения с Россией и способствующим оживлению взаимодействия России и АСЕАН, другие члены Ассоциации, например Таиланд, в силу внутренних политических причин также стремятся активнее вовлекать Россию в дела региона и могут выступить в роли движущей силы дальнейшего развития диалогового партнерства. За последние два года дипломатические отношения России и Таиланда существенно оживились. В апреле 2015 года российский премьер-министр Д.А.Медведев посетил Таиланд. В марте этого года Россию посетил заместитель премьер-министра Таиланда, ответственный за вопросы безопасности и экономики. В мае, накануне юбилейного саммита в Сочи, запланирован также официальный визит в Россию таиландского премьер-министра генерала Праюта Чан-Очи. Бангкок по достоинству оценил тот факт, что Москва с пониманием отнеслась к политической ситуации, которая сложилась в Таиланде. По мере того как Россия и Таиланд готовятся отметить 120-летие дипломатических отношений в 2017 году, российско-таиландские отношения, похоже, могут существенно активизироваться и у России в регионе появится еще один партнер, отстаивающий идеи более полномасштабного российского вовлечения в дела региона. В целом же у России и АСЕАН есть много общего. Они могли бы добиться более тесной взаимосвязи во всех трех сферах - политике и безопасности, экономике и социокультурных отношениях, сотрудничество в которых в равной степени значимо для обоих партнеров. При этом стороны осознают, что для создания такой взаимосвязанности им необходимы системные действия. Именно поэтому юбилейный саммит в Сочи в мае 2016 года является одновременно и вехой, замыкающей 20-летний период партнерских отношений, и точкой отсчета в дальнейшей работе.

Флагманские проекты.

  Еще одним значимым направлением двустороннего сотрудничества представляется реализация флагманских проектов, а также мер информационно-аналитического характера. Они, возможно, не окажут быстрого и прямого экономического эффекта, однако, помогут сторонам развивать свою «историю успеха» в рамках стратегического партнерства.

Заключение

  Опыт взаимодействия АСЕАН с партнерами по диалогу четко демонстрирует, что вовлечение «десятки» в масштабные инициативы и проекты многостороннего сотрудничества в АТР в значительной степени является продуктом развитой системы дипломатических, институциональных, торгово-экономических и инвестиционных связей на двустороннем уровне. Участие стран АСЕАН в китаецентричном ОПОП ярко это подтверждает. В этих условиях полноценное встраивание стран АСЕАН в евразийские инициативы под шефством России (даже с учетом их успешной реализации) представляется возможным только при условии качественного повышения уровня двусторонних отношений и понимания потенциальных выгод, которые открываются перед Ассоциацией от участия в том или ином формате сотрудничества, продвигаемого Москвой.

  В этой связи России при выстраивании стратегического партнерства с АСЕАН имеет смысл использовать свои сильные стороны (независимый региональный игрок и крупный поставщик вооружений и техники) при одновременном поиске новых «точек роста» в рамках двустороннего сотрудничества (поставки продовольствия, реализация совместных проектов в сфере IT, наращивание экспертного диалога).

 

                                        Список литературы

1. АСЕАН в начале XXI века: актуальные проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. М.: ФОРУМ, 2010. 367 с.

2. Дальневосточный капитал. 2008. №7

3. Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности // Проблемы Дальнего Востока 2005. №2.

4. Кокарева К.А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия. М., 2006. С. 415-437.

5. Тихоокеанское обозрение 2004-2005 гг. М., 2006. С.169

6. Алексеев А.В. Восточный вектор российской политики. http://www.mid.ru

7. АСЕАН надеется на большую активность РФ в работе будущих саммитов ВАС [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20121120/911389650.html (дата обращения: 25.01.13).

8. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605. URL: http://rs.gov.ru/node/32549 (дата обращения: 25.01.13).

9. http://www.mid.ru

10. http://aseansec.org

11. http://asean.mgimo.ru/ru/o-tsentre/11-rus/informatsiya/

12. Kuchins A. Russia and Great-Power Security in Asia // Russia and Asia: The Emerging Security Agenda / Ed. by G.Chufrin. New York: Oxford University Press. SIPRI, 1999. P. 433.

13. Buszynski L. Russia and Southeast Asia: A New Relationship // Contemporary Southeast Asia. 2006. Vol. 28. №2. P. 285; Ivanov A. Russia’s Asian Face // International Affairs. 2006. Vol. 52. №2. P. 56.

14. Райков Ю. Россия - АСЕАН: первый опыт сотрудничества // Россия в АТЭС и АТР / Под ред. И.Иванова, М.Титоренко. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 136.

15. Цит. по: Канаев Е. АСЕАН и Россия: отношения после холодной войны // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №2. С. 74.

16. Lee Kuan Yew. Need for a Balancer on East Asia’s Way to World Eminence // International Herald Tribune. 23 November. 2000.

17. Lavrov S. Russia and ASEAN can achieve a great deal together // International Affairs. 2010. Special Issue.

 

Участие России в международной организации АСЕАН

(Научная статья)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.112.250 (0.032 с.)