Что может стать причиной выученной беспомощности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что может стать причиной выученной беспомощности?



1. Опыт переживания неблагоприятных событий (обида, развод, потеря работы, смерть близких).

2. Опыт наблюдения людей, ставших жертвами выученной беспомощности.

3. Гиперопека и подавление самостоятельности в детстве.

 

Бывает случаи, когда человек не сидит, занят делом, но откладывает важное, но требующие особых усилий дело «на потом». Склонность сознательно откладывать неприятные или требующие особых физических или умственных усилий дела «на потом» называется прокрастинацией.

В чем проявляется прокрастинация? (http://www.youtube.com/watch?v=xUqUxoufMso).

 

 

Причины прокрастинации могут быть разнообразны, они кроются в:

• нерешительности;

• страхе неудачи;

• неуверенности в себе;

• перфекционизме (http://www.youtube.com/watch?v=mmrj5UHhnaA) и др..

 

Перфекционизм – это убеждение, что несовершенный результат неприемлем, поэтому надо достичь лучший результат.

 

Видами прокрастинации являются:

ежедневная (бытовая) – откладывание регулярных домашний дел;

в принятии решений;

невротическая (откладывание жизненно важных решений);

компульсивная (еждневная+принятие решений);

академическая (в учебе: откладывание дом.заданий, заданий к сессии).

Прокрастинаторы бывают двух типов:

1) Активный прокрастинатор – стремиться к нагнетанию напряжения до последнего, потом происходит мобилизация сил из-за страха последствий.

Активному прокрастинатору может быть свойственна ургентная зависимость, когда человек искусственно вводит себя в состояние нехватки времени. Он в конце концов может и совершить запланированное, но скорее всего будет не доволен результатом или просто не найдет времени, чтобы ощутить успех от совершенного поступка или завершенного дела.

Активный прокрастинатор пытается объяснить откладывание дел до крайнего срока стремлением противостоять установленным извне правилам и срокам. Нарушая сроки, он создает иллюзию доказательства своей независимости и на время устраняет временный внутренний диссонанс из-за невозможности проявления своей воли. 

2) Пассивный прокрастинатор – лентяй в житейском понимании. Он понимает, что своей волей не может изменить систему, но переживает недовольство этой системой.

 

Волевые качества личности.

Чем характеризуются люди с сильной воли? И чем они отличаются от слабовольных людей?

 

Люди с сильной волей характеризуются следующими особенностями: четкое осознание цели, стремление к ее достижению; возможности и мотивы, достаточные для осуществления цели; борьба мотивов и обоснованный выбор; выбор осуществляется быстро, решение интенсивное, осуществление – стойкое.

Проявление слабой воли является противоположным: неясность цели и слабое стремление к ее достижению, возможности и мотивы действий либо недостаточные, либо их мало. Борьба мотивов длительная и часто незавершенная. Человек находится в постоянном сомнении. Осуществление решения – нестойкое.

 

Что такое волевые качества личности? Под волевыми качествами личности понимают такие особенности волевой активности человека, которые при определенных условиях более или менее постоянно проявляются.

 

Волевых качеств насчитывается огромное множество, которые можно подразделить на две группы.

К первой относятся волевые свойства, которые характеризуют личность со стороны активности, возбуждения, а ко второй группе – те, которые характеризуют тормозные свойства личности.

 

Основные волевые качества первой группы.

Целеустремленность- умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Степень развития ее целеустремленности определяется ее силой (какие по трудности цели личность преследует), устойчивостью (до полной реализации на практике), широтой (в скольких направлениях своей деятельности человек ставит и решает задачи).

Настойчивость– умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Проявляется это свойство в: а) стремлении доводить начатое дело до конца; б) попытке найти другие пути решения вопроса; в) продолжении деятельности при нежелании ею заниматься или при появлении более интересной деятельности; г) умении проявить настойчивость в деятельности при изменившейся обстановке.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность человека особенно проявляется в экстремальных условиях, в состоянии эмоционального возбуждения и в новой, непривычной обстановке.

Инициативность- умение творчески работать, предпринимая действия и поступки по собственной инициативе. Инициативность может быть воспроизводящего характера (по подражанию, подсказке) или собственно творческого (постановка новых целей, стремление найти новые решения).

Смелость– умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия. Не следует путать ее с неразумными и опасными для жизни поступками, с лихачеством или с дерзкими поступками нарушителей дисциплины. Смелость человека может проявляться в: 1) участии вустранении или критике устаревшего, мешающего делу порядка; 2) выступлении против неправильных действий других людей, товарищей; 3) умении признать и осудить собственные ошибки; 4) способности совершать бесстрашные поступки в непривычной обстановке.

Исполнительность – старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

 

Ко второй группе волевых свойств можно отнести следующие:

Выдержкаумение управлять действиями, чувствами и мыслями, мешающими осуществлению принятого решения. Выдержка – это не покорность, а власть над собой, умение контролировать, управлять собой, которое называют самообладанием. Высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями, называется мужеством.

О выдержке можно судить по: 1) проявлению терпения и выносливости в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие внешние помехи, частые неуспехи в деятельности и т.п.); 2) умению сдерживать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и пр.); 3) способности тормозить проявление бурных чувств при эмоциональном возбуждении (огромной радости, негодовании и т.д.); 4) умению контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку. Признаком воли является сознательная дисциплина, а не дисциплина, основанная на страхе или слепом послушании. О дисциплинированности человека можно судить также по недопущению самовольных проступков и по соблюдению правил поведения в изменившейся, неблагоприятной обстановке.

Самостоятельность – умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Это не значит, что самостоятельный человек всегда отвергает чужие мнения и не считается с ними; он может принимать посторонние советы и предложения, если они разумны. Его самостоятельность проявляется в: 1) выполнении посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны; 2) умении самому найти себе занятие и организовать свою деятельность; 3) способности отстоять свое мнение и не проявлять упрямства, если не прав; 4) умении проявлять выработанные привычки независимого поведения в новых условиях деятельности.

Организованность – разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.

Наиболее важные признаки организованного поведения: 1) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху деятельности; 2) планирование своих действий и разумное их чередование; 3) рациональное распределение времени с учетом обстановки; 4) умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Из других волевых качеств, кроме охарактеризованных выше, можно назвать деловитость, энергичность, выносливость, стойкость и пр.

Следует иметь в виду, что воля человека едина и все волевые качества тесно переплетены, взаимосвязаны.

Можно ли развивать силу воли и волевые качества личности? Воспитывать волю, тренировать?

Американские психотерапевты видя в лени людей признаки болезни и зависимого поведения, пробовали организовать клубы для лентяев по аналогии с клубами анонимных алкоголиков или наркоманов, но потерпели неудачу в своем начинании… Лентяям, даже тем, кто понимавшим, что с ленью надо бороться, просто было лень прийти на заседания клуба.

 

Отечественные психологи и педагоги исходят из того, что воля является ядром характера человека. Эффективным воспитание волевых качеств будет только в том случае, если человек сам решит работать над собой – заниматься самовоспитанием, закаливанием своей воли через ежедневное преодоление себя, своей лени, своих страхов (http://www.youtube.com/watch?v=lf6Zhkemsgg).

Главный принцип воспитания и самовоспитания воли – это систематическое преодоление трудностей и препятствий в повседневной жизни, труде, учении. Поэтому основными приемами ее воспитания и самовоспитания могут служить следующие:

- Приобретение привычки, приучение себя преодолевать сравнительно незначительные сложности.

- Проявление волевого усилия при преодолении трудностей и препятствий для достижения поставленных целей.

- Принятое решение доводить до исполнения. Систематическое невыполнение принятых решений ослабляет волю.

- Весьма принципиально видеть этапы достижения цели, ставить и разрешать частные задачи.

- Строгое соблюдение режима дня, правильного жизненного распорядка.

- Систематические занятия физкультурой и спортом.

 

По мнению ученого-психолога В.А. Иванникова воспитание воли предполагает формирование общественно значимых ценностей и целей, убеждений, определенного мировоззрения. Развитие воли тесно связывает с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы личности, ее сознания и самосознания. Все это позволяет человеку, по мнению В.А. Иванникова, регулировать свою собственную активность прежде всего через изменение смысла собственных действий, через сознательное влияние на силу побуждения к действию.

Та деятельность, которая наделена глубоким смыслом – поистине способствует совершенствованию личности. Присоединяйтесь к волонтерам! (http://www.youtube.com/watch?v=oeRDnwfvIF4).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.011 с.)