Повторим: Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторим: Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа.



Повторим: Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа.

Дата События
28.11(10.12)1821 Родился в местечке Немиров Подольской губернии. Родители – мелкопоместные дворяне. Детские годы провёл на Волге – село Грешнево Ярославской губернии.                     
1832 г. Поступает в Ярославскую гимназию, первые пробы сил на литературном поприще.
1838 г. Петербургский университет, филологический фак-т, вольнослушатель.
1840 г. Отчислен из унив-та по причине плохой успеваемости. Выпускает 1-ый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Работает в журнале «Репертуар и пантеон» в качестве театрального критика.
1843 г. Встреча с В.Г.Белинским, увлечение идеями французских социалистов-утопистов.
1845-46 г.г. Собирает и публикует два альманаха «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». Пробует свои силы в прозе – пишет роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
1847 г. Главный редактор журнала «Современник». Пишет совместно с А.Панаевой романы «Три стороны света», «Мёртвое озеро».
1848-1865 г.г. Интенсивно работает в журнале и сотрудничает с прогрессивными литературами Н.Успенским, Л.Толстым, Н.Добролюбовым. Печатает произведения: «Памяти Белинского», «Ванька», «Школьник», «Железная дорога», Мороз, Красный нос» и др.
1866 г. Закрытие журнала «Современник» распоряжением правительства.
1868 г. Работа в качестве редактора журнала «Отечественные записки», объединяющего прогрессивные литературные силы.
1869 г. Попытки царского правительства закрыть журнал. Создание серии поэтических сатир «Недавнее время» и т.п.
1871 г. Вновь обращается к декабристской теме. Пишет поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
1875 г. Тяжело заболел. Общенародная поддержка укрепляет силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт «Последние песни».
27.12. 1877 (08.01.1878) Смерть поэта в Петербурге.

Своеобразие лирики Некрасова: проповедь, исповедь, покаяние, искренность чувств, лиризм. Гражданственность и высокая гуманность, народная основа и мотивы народной песни. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.

 

Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

 Народность творчества Некрасова. Что это значит?

Народность — обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие "народ".

Образ Музы.

Муза Некрасова удивительно прислушива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далёким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосия».

Муза Некрасова – «муза мести и печали», «сестра народа». Её призвание – «глаголом жечь сердца людей». Она была «печальной спутницей печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков».

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из груди её,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа, смысл названия. Сюжет поэмы и авторские отступления. Путешествие как приём организации повествования.

Сюжет и композиция поэмы.

Сюжет-путешествие: отправная точка – решение мужиков отправиться в странствие в поисках тех, «кому на Руси жить хорошо».

Сюжетное пространство поэмы сочетает в себе «говорящую» условность топонимов (Горелово, Неелово, Неурожайка, Босово и т.п.) и реалистическое жизнеподобие, обобщение и конкретику. Пространственная неопределённость зачина («В какой земле – угадывай») опровергается узнаваемостью в каждой детали крестьянского мира Руси.

Композиционно самостоятельные фрагменты поэмы – песни, в которых концентрируется лирическое начало некрасовской эпопеи.

До сих пор исследователи спорят, в каком порядке должны быть расположены части поэмы. Спор идёт о расположении всех частей, кроме первой, ведь Некрасов не успел закончить поэму и не выстроил её. Но то, что части можно располагать и так и этак, говорит о том, что панорамное изображение оказалось важнее сюжетной последовательности. В этом смысле поэма похожа на картинную галерею, ценность которой в самих картинах, а не в том, как они развешаны по стенам.

Эпопея изображает большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны, отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

 Жил Трифон.

Две каморочки:

 Одна с дымящей печкою,

Другая в саженьлетняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был коти те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботил­ся о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются —

И думать позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоян­ные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме при­ведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равно­душным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как стра­дающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта пес­ня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слиласьи лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интере­сов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выво­дит его на новую дорогу, не позволяет оставаться рав­нодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живей­шем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добро-склонова постепенно зреет уверенность, что его ро­дина не погибнет, несмотря на все страдания и горе­сти, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые «в песне изли­лись», выдают в нем очень грамотного и образован­ного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотде­лима от этих проблем и трудностей. Исторически сло­жилось, что Россия «была глубоко несчастной стра­ной, подавленной, рабски бессудной». Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существен­ное влияние на формирование национального харак­тера. Русский человек сочетает в себе рабскую покор­ность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Нек­расов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов — это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодуш­ным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть толь­ко один выход — радикальные изменения обшественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некра­сова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастли­вым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

 

1.5. Прочитайте текст о Савелии, выделите (выпишите) черты его характера.

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствуе т. В своей родной семье Савелия называют клейменым, каторжным. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: «Клейменый, да не раб». Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи,а крепко досадят ему, подшутит:

- Поглядите-тко

К нам сваты! Незамужняя

Золовушка к окну,

ан вместо сватов нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного

Побитый приплелся!

       О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством. Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти муки адские

В ту светной жизни ждут.

       Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

       В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на него, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

       Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями

Нас только и тревожили

Медведи... да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

- Иду Мой лес!- кричу.

       Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес. Именно лес с его нехожеными тропами, могучими деревьями является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес. Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила. Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

       Савелий очень гордый человек. Это ощущается во всем в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал

Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!

       Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться.

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

       Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью. Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться. Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?

       Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней сломалися.

А грудьИлья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

       Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Пока решили нас.

Решенье вышло каторга

И плети предварительно...

       Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы.

Проблема счастья и смысла жизни в поэме. В чем счастье Матрёны Тимофеевны?

Семь мужиков из шести деревень (некоторые ошибочно полагают, что Неелово и Неурожайка – это разные деревни, хотя это названия одной и той же) «сошлися – заспорили: Кому живётся весело, Вольготно на Руси?» Уже в первых строках заявлена главная проблема поэмы – проблема счастья. Проблема, которая неизбежно влечёт за собой другую: а что такое счастье?

Для заспоривших мужиков счастье – это жить «весело и вольготно». Вольготно – значит свободно, независимо. «Весело» в народной речи – синоним слова «беззаботно». Счастье в понимании мужиков близко к фольклорному счастью Ивана-дурака, к счастью Емели, который живёт «по щучьему велению». Вот и словарь народной речи В.Даля подтверждает: Счастье – благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство». Больше того, в народной традиции счастье противопоставляется уму: «Дураку везде счастье»; «Глупому счастье, умному Бог даёт». Исходя из такого понимания счастья, мужики сами определяют «программу» поисков: помещик, чиновник, поп, купец, вельможа, министр, царь. Некрасов успел показать встречу мужиков с попом и помещиком.

Первая встреча с предполагаемым носителем счастья происходит в главе 1 первой части «Поп». Сельский священник подтверждает мужицкое понимание счастья, но вносит в него один важный нюанс:

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так….

«Честь» в народной речи – это уважение со стороны окружающих. Не случайно Некрасов изображает сельского священника, который знает жизнь крестьян не понаслышке, перенося вместе с ними тяготы и беды, искренне им сочувствуя:

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные

Господь, прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

Женское счастье.

Независимо от того, каков был замысел поэмы, центром её является часть «Крестьянка». В народной эпопее целая часть отведена одному персонажу! Отчаявшись найти счастливого среди мужчин, наши странники отправляются к Матрёне Тимофеевне Корчагиной:

Молва идёт всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живёшь… Скажи по-божески,

В чём счастие твоё?

И вся глава представляет собой ответ-исповедь крестьянки, в которой мужики увидели счастливого человека: на взгляд окружающих, она живёт в относительном достатке («богатство»), уклад её жизни устоялся («покой»), она пользуется уважением – недаром её прозвали «губернаторшей» («честь»).

Портрет Матрёны Тимофеевны, созданный людьми соседнего села Наготино:

Корова холмогорская,

Не баба! доброумнее

И глаже – бабы нет.

 Всего 3 строчки позволяют нам представить здоровую, сильную и красивую женщину, а эпитет «доброумнее» точно характеризует ум и сердечность героини части.

Наши странники отправляются в Клин искать губернаторшу (так прозвали Матрёну Тимофеевну), идут полями, радуясь богатому урожаю. Неслучайно период жатвы совпадает со знакомством мужиков с Матрёной, хотя ей и некогда вести разговоры.

Знакомство с селом начинается с песни. Мужики слышат, как «грянула песня», которую исполняет мощным голосом украинец.

Как колокол серебряный,

Гудел громовый бас…

Гудел – и прямо за сердце

Хватал он наших странников:

Не русские слова,

А горе в них такое же,

Как в русской песне, слышалось,

Без берегу, без дна.

               

Мужики удивляется силе голоса и слышат рассказ о том, какие переклички этот «певец из Ново-Архангельский» устраивает с дьяконом соседнего села. Песне, оказывается, нет преград и оков, она свободно льётся по русской земле!

Песня сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь. В ней выражает человек свои чувства, мысли, скорби и чаяния.

Песня слышится и за деревней: жнецы завершают работу в поле с последними лучами солнца.

Послушайте русскую народную песню «Жни, мои жни»   https://zaycev.net/artist/165550, которая исполнялась жнецами во время работы.

 

Жни, мои жни,

Жни дорогие.

Ой, дорогие!

Жни дорогие,

Серпы золотые,

Ой, золотые!

Солнышко невысоко –

До краю недалёко!

Ой, недалёко!

До краю дожнемся –

Мёду (горилки) напьёмся!

Ой, напьёмся!

 

 

В период уборочной страды дорога каждая минута, а потому в полях приходилось работать долго, всей семьей. Именно здесь, среди «здоровой, поющей толпы жнецов и жниц» мужики отыскали Матрёну Тимофеевну. Теперь, когда правдоискатели увидели её своими глазами, они убедились в её красоте, сдержанности. Поэт вновь рисует её портрет, который уже занимает целую строфу.

 

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький.

Да серп через плечо.

Узнав о мужицкой «заботушке», она не удивилась, «а как-то закручинилась, задумалась».

- Как вы думаете, почему? А как в тексте объясняется причина такого состояния героини?

Конечно же, не только потому, что «колос сыплется», «работать некому», но и потому, что воспоминания и думы о женской доле вызывают кручину, печаль. И песни, что в дальнейшем будет петь Матрёна Тимофеевна и одна, и со странниками, грустные и печальные.

 

Слушание песни «На улице дождик…»           

Послушайте песню в исполнении Н.Кадышевой «На улице дождик…» https://yandex.ru/video/search?text=Н.Кадышевой%20«На%20улице%20дождик&path=wizard&parent-reqid=1588223458483783-1593370717762008681800291-prestable-app-host-sas-web-yp-67&autoplay=1&filmId=16820839153548024968

, подумайте, отчего песня такая печальная.

- О чём поётся в песне?

- В колыбельной поётся о женской доле, о быстротечном девичестве, замужестве и жизни в «семье несогласной», в «чужой деревне». Брат словно предвещает младшей сестре печальную и трудную жизнь.

Николай Некрасов использовал в поэме фольклорные источники, некоторые песни написал сам. Конечно же, он хорошо изучил фольклорные мотивы, а потому вывел в поэме типическое. То, что было закономерностью. Потому-то Матрёна Тимофеевна говорит мужичкам: «Всё, что в песенке той певалося, всё со мной теперь то и сталося!» 

Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками. А ведь герои только познакомились, значит, песни эти известны повсеместно, они, как и народная жизнь, везде одинаковы. И в большинстве своем – грустные.

Семейные песни, то есть песни замужних и женатых о своей жизни, непосредственно примыкают к песням свадебным. Как в свадебной лирике преобладают горестные причитания невесты, так в песнях семейных преобладают лирические сетования на горькую жизнь. Именно эти песни создали русским песням славу песен грустных и заунывных. Об этих песнях Пушкин писал: «Несчастие жизни семейной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание — или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный» («Путешествие из Москвы в Петербург»). Девушка, привыкшая к родительской ласке, к «неге матушкиной» и «воле батюшкиной», попадает в большую, недобрую семью, где ее заставляют делать непосильную работу. То, о чем в предвидении будущего причиталось в свадебных песнях, действительно сбывается.

Один из основных мотивов этих песен — противопоставление покинутого родного дома и ее нового дома, дома ее мужа. Все помыслы молодой жены — о ее далеком оставленном родном доме. В воображении она птицей прилетает домой. Но дома ее не узнают: она превратилась в старуху.

 

У родимой мамоньки

Дочь была одна,

Не набравшись разуму.

Замуж отдана.

Во чужую сторону,

Во большу семью.

Посылают по воду

Рано поутру.

Примерзают ноженьки

К белому снежку,

Примерзают рученьки

К коромыслецу…. 

 

О жизни героини в девичестве и замужестве. 

И Матрена Тимофеевна была счастлива только пока «торговалися». Вот оно, скоротечное мгновение женского счастья. А потом началась середа терпения, страдания, смирения. Удивительно, что сердце женщины – «гневное», она потупила голову, но не покорилась. В душе Матрена Тимофеевна – свободная, волевая, готовая к самоотречению ради сохранения семьи, ради детей.

Слушание народной песни. https://yandex.ru/video/запрос/сериал/чи/?text=Ой%2C%20чи%20это%20жито%2C&path=wizard&parent-reqid=1588223580769379-676038948573248327600299-production-app-host-sas-web-yp-170&filmId=297752775328160830

 

Ой, чи это жито,

Чи это покосы?

Ой, чи это жито,

Чи это покосы,

Чи это дивчина роспустила косы?

Провожала мати

Сына у солдаты

Провожала мати

Сына у солдаты.

Нелюбу невистку –

В поле жито жати.

Она жала, жала.

Жала, выжинала.

Она жала, жала.

Жала, выжинала.

Пока не зашло солнце,

Тополею стала.

Пришел сын до хаты.

«Здравствуй, ридна мати!»

Пришел сын до хаты.

«Здравствуй, ридна мати!

Де моя дружина,

Ще не йде встричати?»

«Не пытайся, сыно,

Про свою дружину!

Не пытайся, сыно,

Про свою дружину!

А бери топор, руби тополину»

Он ударил перший –

Она поквилилась.

Он ударил перший –

Она поквилилась,

Он ударил другий –

Она запросилась:

«Не руби, козаче,

Я ж твоя дружина!

Не руби, козаче,

Я ж твоя дружина,

А в гори пид лиском

Спит наша дитина»

Ой, чи это жито,

Чи это покосы?

Ой, чи это жито,

Чи эо покосы?

Не спешите, девчатки,

Роспускати косы.

 

 

Н.А. Некрасов наполнил судьбу своей героини самыми тягостными событиями: сложная жизнь с роднёй мужа во время его отсутствия, потеря первенца, страшная возможность стать солдаткой. И всё Матрена Корчагина сумела превозмочь и жить дальше в заботах насущных. 

 

Просмотр слайда с репродукцией картины А. Венецианова «На пашне»

 

Русская крестьянка в поле, на переднем - плане малыш. Утрата детей была тоже достаточно распространенным явлением в жизни русской крестьянки. И не только из-за болезней, но и недосмотра, что и случилось с Дёмушкой. Русские женщины – сильные и выносливые. Работали в поле беременные, рожали где-нибудь там же, недалеко от работ, шли на поле с детьми. Случалось, ребенка съедали волки. У Некрасова – ещё нелепее смерть Дёмушки, которого «задрали» голодные свиньи.

 

 

Ты крапива моя, ты живучия.

А свекровья моя очень злючия.

Посылала мене в поле лен брать-брать.

Брала лён, брала лён, лен до вечеру.

А вечерней порой снопы сносила,

Снопы сносила, дитя бросила!

Оглянулась назад – три волки стоят.

 

Вы волки, вы волки, волки серыя!

Не видали мого дитя милого?

Как один волк сказал: «Я дитя не видал!»

А другой волк сказал:

 «Колыбелькю качал!»

А и третий сказал:

«Я дитя растерзал!»

Растерзали дитя – разорвите меня!!!

 

Некрасов передаёт всю гамму чувств матери, так нелепо потерявшей маленького сына. А удается это поэту благодаря мастерскому использованию причитания, заклинания, молитвы, корильной песни.

Заметим, что тишина вокруг Матрёны Тимофеевны возникает дважды: после вскрытия Дёмушки и после известия о том, что мужа забирают в рекруты. Значит, для героини самые страшные события рождают тишину. Тишина – мёртвая, предвещает недоброе! Песня умолкает в такие минуты.

 

- Почему же эта часть – единственная от первого лица, рассказанная женщиной, так изобилует народной песней? Поразмышляйте и напишите небольшое сочинение-ответ на этот вопрос. В финале работы вы можете выразить ваши чувства, которые возникли при прослушивании песен и чтении главы о жизни русской женщины.

Матрена Корчагина – символ не только русской женщины, но и всего страдающего народа. Её песни – голос русского крестьянства. Фольклорное начало части обосновано и тем, что рассказывается в ней о жизни русской женщины, русских традициях и обрядах, которые неизменно сопровождались песнями разных жанров и дают достаточно точное представление о быте, семейном укладе русского народа.

Песни, исполняемые героиней, - общенародные. Персональная судьба некрасовской героини проецируется на песню. Личная судьба расширяется до пределов общерусских.

 

Повторим: Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа.

Дата События
28.11(10.12)1821 Родился в местечке Немиров Подольской губернии. Родители – мелкопоместные дворяне. Детские годы провёл на Волге – село Грешнево Ярославской губернии.                     
1832 г. Поступает в Ярославскую гимназию, первые пробы сил на литературном поприще.
1838 г. Петербургский университет, филологический фак-т, вольнослушатель.
1840 г. Отчислен из унив-та по причине плохой успеваемости. Выпускает 1-ый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Работает в журнале «Репертуар и пантеон» в качестве театрального критика.
1843 г. Встреча с В.Г.Белинским, увлечение идеями французских социалистов-утопистов.
1845-46 г.г. Собирает и публикует два альманаха «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». Пробует свои силы в прозе – пишет роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
1847 г. Главный редактор журнала «Современник». Пишет совместно с А.Панаевой романы «Три стороны света», «Мёртвое озеро».
1848-1865 г.г. Интенсивно работает в журнале и сотрудничает с прогрессивными литературами Н.Успенским, Л.Толстым, Н.Добролюбовым. Печатает произведения: «Памяти Белинского», «Ванька», «Школьник», «Железная дорога», Мороз, Красный нос» и др.
1866 г. Закрытие журнала «Современник» распоряжением правительства.
1868 г. Работа в качестве редактора журнала «Отечественные записки», объединяющего прогрессивные литературные силы.
1869 г. Попытки царского правительства закрыть журнал. Создание серии поэтических сатир «Недавнее время» и т.п.
1871 г. Вновь обращается к декабристской теме. Пишет поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
1875 г. Тяжело заболел. Общенародная поддержка укрепляет силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт «Последние песни».
27.12. 1877 (08.01.1878) Смерть поэта в Петербурге.

Своеобразие лирики Некрасова: проповедь, исповедь, покаяние, искренность чувств, лиризм. Гражданственность и высокая гуманность, народная основа и мотивы народной песни. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.

 

Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

 Народность творчества Некрасова. Что это значит?

Народность — обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие "народ".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.23 с.)