Теоретический Материал к теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический Материал к теме



Практическое занятие №1

Структура философского знания
и методы философского познания

 

Время выполнения практического занятия – 1 час.

Цели практического занятия:

- рассмотреть пути и средства, с помощью которых осуществляется философское познание;

- совершенствовать умения и навыки отбора и систематизации изучаемого материала.

Оборудование: письменные принадлежности, раздаточный материал.

Литература:

Основные источники:

1. Сычев А.А. Основы философии (для СПО) – Москва: КноРус, 2017. – 366.

Интернет-источники:

1. Философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4104013/page:7/ (дата обращения 10 июня 2019 г.).

2. Лекции по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kurs-liektsii-po-distsiplinie-osnovy-filosofii-dlia-studientov-spo.html (дата обращения 10 июня 2019 г.).

3. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0003_1.shtml (дата обращения 10 июня 2019 г.).

 

Порядок выполнения

1. Прочитайте тему и цель практического занятия.

2. Запишите в тетрадь номер практической работы и тему.

3. Изучите теоретический материал.

4. Выполните задания.

Задание 1. Составьте схему: «Структура философского знания».

Задание 2. Составьте перечень основных методов философского познания и раскройте их содержание. Результаты занесите в таблицу.

Задание 3. Подумайте и напишите (несколько предложений), что действительно нового вы узнали и открыли для себя в процессе выполнения задания.

Оформите работу и сдайте на проверку.

 

Теоретический Материал к теме

Философия – одна из древнейших областей знания и духовной культуры. Ее зарождение относят к VII-V вв. до н.э. – в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей мыслящих людей все последующие века. Призванием философов стала постановка и поиск ответов на вопросы о происхождении и смысле жизни, ее первопричине и предназначении человека в едином мировом процессе.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, другими словами – это универсальная область человеческого познания и свободного мышления, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира.

Цель философии – поднять человека от существования, подкрепляемого животными инстинктами и витальными потребностями, к высшими идеалам человечности и свободы духа, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни смысл и открыть предназначение человечества как неотъемлемой частицы планетарной жизни.

«Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле – скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска» [1].

 

Структура философии

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

Онтология – (от греч. онтос – бытие) – учение о бытии, о первоначалах и первопричинах всего сущего.

Гносеология (от греч. – гнозис – знание) – учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.

Аксиология (от греч. аксиа – ценность) – учение о всеобщих ценностях, например, жизнь, природа, свобода, семья, дружба и т.д.

Философская антропология (от греч. Антропос – человек) – учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.

Логика (от греч. – логос – закон, учение, слово) – учение о законах и формах человеческого мышления.

Этика (от греч. – этос – нрав, обычай, характер) – учение о законах и принципах морали.

Эстетика (от греч. – эстетикос – чувствующий) – учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность. В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Философское знание ветвится с каждым столетием, а в настоящее время и с десятилетием. К философским дисциплинам относят также: философию истории и историю философии, философию техники, философию науки, теорию культуры и т.д.

 

Методология философии

Философия дает направление развитию человеческой мысли, в этом заключается ее методологическое значение. Метод – от греч. methodos – путь, исследования, теория, учение, то есть путь и способ мышления. Философская методология лежит в основе всего научного познания, то есть носит всеобщий характер. Она позволяет рассматривать явления и объекты в их целостности, взаимосвязи, неразрывности существования части и целого; прошлого, настоящего, будущего; множественных явлений и единого мироздания.

Основные методы философии, с помощью которых осуществляется познание закономерностей различных процессов и сущности явлений – это метафизика и диалектика, они известны с самых истоков философии.

Долгое время преобладал метафизический метод познания реальности, даже саму философию называли метафизикой.

Метафизика – (греч. – μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики, мета – сверх-ествественное) учение или метод философии, направленный на поиск первоначала природы реальности, бытия и мира как такового. Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, занимающаяся такими объектами, которые находятся за пределами чувственного опыта, т.е. доступны только разуму человека, который духовно выше рассудка, или логического ума человека и его чувств.

Древнегреческий мыслитель Гераклит указал на непрерывность взаимодействия противоположностей, которые в совокупности составляют целостность мироздания: рождение–смерть, добро–зло, верх–низ, начало–конец и др. – взаимоисключают, или отрицают друг друга, но в единстве составляют непрерывный жизненный процесс. Этот принцип отражен также в китайской монаде – инь-ян, а в начале XIX века универсальный закон единства и взаимодействия противоположностей сформулировал великий немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель. С этого момента в философии укоренился новый метод познания, учитывающий многообразие явлений, противоречивые процессы их развития, называемый – диалектикой.

Диалектика (от греч. – искусство спорить, вести рассуждение) – метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии, а также – научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Диалектика – общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания.

Диалектику часто считают противоположностью метафизики, это не совсем так, потому что истинное, или полное, целостное познание реальности открывается философу через осмысление их единства.

Следующие методы философского познания, сформулированные научно в XVIII-XX веках: герменевтика, феноменология, экзистенциальный метод, синергетика. За каждым методом стоит философская школа, т.е. группа мыслителей, которые разработали и ввели этот метод в философскую и научную практику. Теперь эти методы стали достоянием не только философии, но и других наук, как гуманитарных, так и технических.

Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική – искусство толкования, от ἑρμηνεύω – толкую): теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»). Древние научные тексты, которые дошли до нашего времени, не всегда оригинальны, т.к. могли быть утеряны первоисточники, а остались только переводы на другие языки. Многочисленность переводов, субъективные качества переводчика, его принадлежность к определенной национальной и религиозной культуре, уровень его образования и даже возраст, в котором он работал с текстом, а также особенности эпохи, когда осуществлялся перевод и цели перевода, – все это оставляет отпечаток в тексте. Кроме того, человеку сегодняшнего дня, нынешнего мировоззрения сложно уловить особенности сознания автора, как субъекта своего времени. Поэтому понимание и истолкование текстов оказывается серьезной философской проблемой, философу же важно понять ту первоначальную идею, с которой работал автор. В этом помогает герменевтика.

Феноменология (от греч. феномен – явление, то, что представляется, кажется) – направление в философии XX века, которое направлено на интуитивное познание объектов и явлений, проще сказать, для феноменологии важно не то, что значат для нас предметы, (вещи, люди, события), а как они даны нам, как переживаются нашим сознанием, как открывают в нас свою сущность. Феноменология граничит с психологией, а психология в философском смысле – это наука о душе человека (психе – это в переводе с греческого – душа), о его сознании, о внутреннем состоянии человека, переживаемом только им самим, сокрытом от внешних взоров и ощущений.

Экзистенциальный метод – (экзистенция – от греч. – сущность) – рассматривает человека на границе внешнего и внутреннего или субъективного и объективного, человек рассматривается в точке выбора, когда он оказывается в «пограничной ситуации» жизненной необходимости совершения поступка. Не просто некоего действия, а именно поступка, куда он вкладывает все свои жизненные устремления, дух, волю, совесть, любовь и т.д. и этим преодолевает в себе противоречия и разделения, обретает свободу, постигает свою сущность, открывает самого себя. Метод исследования пограничных ситуаций является сутью экзистенциализма.

Совсем новое направление, открытое и сформулированное уже во второй половине XX века – это синергетика – междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию открытых систем. Синергетика изучает мироздание как систему систем, где каждая система как совокупность взаимосвязанных элементов встроена в большую систему, и везде действуют единые законы. Система систем может быть представлена как орган и организм, человек-человечество-цивилизация-планетарная жизнь-солнечная система-галактическая система и т.д. Еще в античности (V век до н.э.) философия рассматривала мироздание как Космос (по греч. – порядок, упорядоченность), и Единый Космос представлял собой подобие микрокосма человека и любого живого существа и макрокосма – Вселенной. Современная философия и наука возвращается к той давней идее, но начинает исследовать ее уже не просто метафизически, или теоретически, а с помощью эмпирических, т.е. практических способов, создавая в результате сложные системы, основанные на принципах действия микрочастиц (нанотехнологии) и законах макромира (например, астрофизика).

В современной философской учебной литературе выделяют как методы: д огматизм, эклектику, софистику. Однако это не методы, аискаженные мыслительные приемы, не ведущие к открытию объективных закономерностей изучаемых процессов и явлений. В них привносится субъективный (личностный) мотив, стремление «подогнать» факты под собственную точку зрения, которая чаще всего ограничена определенными представлениями о мировоззрении, смысле жизни, основана на культурных, религиозных, национальных и других стереотипах. Такие «методы» мышления имеют свою логику и систему, но используются не как путь к единой, всеобщей истине, а как средство манипуляции сознанием других людей. В результате процветания таких «методов» в обществе, особенно через недостаток образования, культуры, гонкой за сенсациями, фейками в массовом сознании формируется поверхностное, искаженное понимание действительности, происходит подмена ценностей.

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии, характерен для религиозного мировоззрения, основанного на суевериях, встречается также в современной науке, которая отстаивает старые принципы, или парадигмы, вопреки открывающимся новым эволюционным фактам, открытым свободной научной мыслью.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, особенно характерна для «псевдонаучных» теорий и домыслов (сюда можно отнести уфологию, экстрасенсорику и т.п.).

Софистика – метод построения суждений, выведенных из заведомо ложных оснований, некорректно, но искусно поданных за истинные. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не постижение истины, а достижение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве, а в средние века стала основой казуистики (науке об изворотливости в аргументах при доказательстве).

Такие философские понятия как идеа лизм или материа лизм; рацио нализм, иррацио нализм или эмпир изм; гнос тицизм или агнос тицизм; экзистенциа лизм и т.п. являются целыми философскими концепциями или системами взглядов на мир. В основу каждой из них положена особая точка отсчета (идея, дух или материя; постижение разумом или недоступность разуму, теория или практика; познаваемость мира или непознаваемость, природа человеческого существа и т.п.), она определяет характер и направленность мышления представителей каждого направления. Часто они говорят об одних и тех же вещах, но имеют к ним разные подходы, выделяют разные грани. Но в целом и те, и другие, стараются мыслью охватить все многообразие мира и раскрыть его законы, найти в мироздании место, данное человечеству в его истории и каждому человеку в данной ему жизни.


Практическое занятие № 2

Восточная философия

 

Время выполнения практического занятия – 1 час.

Цели практического занятия:

- познакомиться – с основными положениями восточной философии;

- провести сравнение западной и восточных философских учений.

Оборудование: письменные принадлежности, раздаточный материал

 

Литература:

Основные источники:

1. Сычев А.А. Основы философии (для СПО) – Москва: КноРус, 2017. – 366.

Интернет-источники:

1. Философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4104013/page:7/ (дата обращения 10 июля 2019 г.).

2. Лекции по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kurs-liektsii-po-distsiplinie-osnovy-filosofii-dlia-studientov-spo.html (дата обращения 10 июля 2019 г.).

3. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0003_1.shtml (дата обращения 10 июля 2019 г.).

 

Порядок выполнения

1. Прочитайте тему и цель практического занятия.

2. Запишите в тетрадь номер практической работы и тему.

3. Изучите теоретический материал.

4. Выполните задания.

 

Задание 1. Определите время зарождения восточной философии.

Задание 2. Чем отличается восточный и западный тип мышления? Какую аналогию этому можно найти в организме человека?

Задание 3. Назовите основные отличия восточной философии от философских учений Запада (не менее 3-х).

Задание 4. Раскройте содержание следующих понятий индийской философии (Бхарата, реинкарнация карма, дхарма, мокша, ахимса, брахмачарья, грихастха, ванапрастха, саньясин, Шива, Вишну, Брахма, брахман, кшатрий, вайшья, шудра), данные занесите в таблицу.

Задание 5. Подумайте и напишите, что стало для вас наиболее важным и интересным в процессе работы с данной темой.

Задание 6. Каковы главные идеи философского учения Будды? Как взаимосвязаны понятия сансары и нирваны в буддизме, в чем назначение восьмеричного пути?

Задание 7. В чем основные положения взгляда мир в даосизме?

Задание 8. Каковы основные идеи Конфуция. Как вы думаете полезно ли его учение о совершенном человеке для современного человека. Что могло бы измениться, если бы люди поступали так, как учил Конфуций?

Задание 9. Вдумчиво вчитайтесь в сравнительный анализ мировоззрения Востока и Запада. Скажите своими словами в чем состоят главные отличия, что общего?

Материал к теме

Философия Древнего Востока — это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества.

Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И не смотря на то, что русскому человеку более близка по духу западая философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испытывать влияние Запада, восточная философская традиция, исторически возникшая раньше западной, во все времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества.

Восточная философия отличается следующими особенностями: в философии Востока главной темой является морально-нравственное совершенствование человека; восточная философия (в основном индийская) эзотерична, основным из ее вопросов является разработка мистических учений; восточная философия (китайская) тесно связана с социальным учением и с теориями государства. В рамках истории восточной философии исследователи выделяют: индийскую и китайскую философии. Философия здесь явилась отражением мировоззренческих и мистико-религиозных воззрений, образа жизни Индии и Китая. Восточная философия получила развитие в традиционном обществе, в котором господствовало почтительное отношение к авторитетам, обязательная ссылка на традицию и синкретизм мышления. Это во многом повлияло на развитие философии и на создаваемые ей теории.

 

История китайской философии

 

Китайская школа вышла из мистических текстов гадательных практик и мифов. Новым этапом развития китайской мысли стало появление классических книг китайской философии. Они представляют собой собрание мудрости по государственному устройству и философии, разных авторов и разного времени. На них ссылаются все мыслители Китая, а их знание служило экзаменом для вступления в должность чиновника. текста. Восточная философия интересна тем, что предлагает человеку путь самосовершенствования, духовного роста, во многом отличный от европейского. Человек – это ключевая фигура жизни всего мироздания. Кроме духовно-мистической стороны в восточной мысли обращает на себя внимание ее обращение к анализу правильного устройства общества, к теории государства.

Проблемы человека занимают центральное место в китайской философии. Древнекитайские мыслители еще в VII в. до н.э. уже выделяли пять стихий, или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции. Это, прежде всего, относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находящихся в постоянном взаимном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человеческое общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос - из него родилась два духа Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь - землей.

Практическое занятие № 3-4

Цели практического занятия:

- обобщение, закрепление теоретических знаний по теме;

- развитие умения: - выделять главные, существенные признаки изучаемого материала

Оборудование: письменные принадлежности, раздаточный материал

Литература:

Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений – Ростов н/Д:, Феникс, 2003 ((§1стр.22-24_

Порядок выполнения

1 Прочитайте тему и цель практического занятия

2. Запишите в тетрадь номер практической работы и тему

3. Изучите теоретический материал

4.Выполните задания

Задание 1 На основе изучения теоретического материала выделите основные этапы в развитии древнегреческой философии, определите временные рамки каждого этапа и наиболее выдающихся философов каждого этапа

Задание 3 Систематизируйте и обобщите ваши знания, заполнив таблицу «Философские школы Древней Греции»

 

Школа атомистов

Школа стоиков

Оформите работу и сдайте на проверку


[1] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.:

[2] (Ману – это мифический прародитель народа, Первопринцип, Архетип или Создатель. Ман переводится с санскрита как «человек», «разум», отсюда англ. man, древнегреческое ма-нус, ноус, ноос – разум. Значительно позже – в русской философии космизма в 20 веке великий ученый В. И. Вернадский вернется к этому понятию размышляя о необходимом пути эволюционирующего творческого человеческого разума в ноо-сферу – будущее единого человечества планеты).

Практическое занятие №1

Структура философского знания
и методы философского познания

 

Время выполнения практического занятия – 1 час.

Цели практического занятия:

- рассмотреть пути и средства, с помощью которых осуществляется философское познание;

- совершенствовать умения и навыки отбора и систематизации изучаемого материала.

Оборудование: письменные принадлежности, раздаточный материал.

Литература:

Основные источники:

1. Сычев А.А. Основы философии (для СПО) – Москва: КноРус, 2017. – 366.

Интернет-источники:

1. Философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4104013/page:7/ (дата обращения 10 июня 2019 г.).

2. Лекции по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kurs-liektsii-po-distsiplinie-osnovy-filosofii-dlia-studientov-spo.html (дата обращения 10 июня 2019 г.).

3. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0003_1.shtml (дата обращения 10 июня 2019 г.).

 

Порядок выполнения

1. Прочитайте тему и цель практического занятия.

2. Запишите в тетрадь номер практической работы и тему.

3. Изучите теоретический материал.

4. Выполните задания.

Задание 1. Составьте схему: «Структура философского знания».

Задание 2. Составьте перечень основных методов философского познания и раскройте их содержание. Результаты занесите в таблицу.

Задание 3. Подумайте и напишите (несколько предложений), что действительно нового вы узнали и открыли для себя в процессе выполнения задания.

Оформите работу и сдайте на проверку.

 

Теоретический Материал к теме

Философия – одна из древнейших областей знания и духовной культуры. Ее зарождение относят к VII-V вв. до н.э. – в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей мыслящих людей все последующие века. Призванием философов стала постановка и поиск ответов на вопросы о происхождении и смысле жизни, ее первопричине и предназначении человека в едином мировом процессе.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, другими словами – это универсальная область человеческого познания и свободного мышления, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира.

Цель философии – поднять человека от существования, подкрепляемого животными инстинктами и витальными потребностями, к высшими идеалам человечности и свободы духа, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни смысл и открыть предназначение человечества как неотъемлемой частицы планетарной жизни.

«Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле – скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска» [1].

 

Структура философии

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

Онтология – (от греч. онтос – бытие) – учение о бытии, о первоначалах и первопричинах всего сущего.

Гносеология (от греч. – гнозис – знание) – учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.

Аксиология (от греч. аксиа – ценность) – учение о всеобщих ценностях, например, жизнь, природа, свобода, семья, дружба и т.д.

Философская антропология (от греч. Антропос – человек) – учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.

Логика (от греч. – логос – закон, учение, слово) – учение о законах и формах человеческого мышления.

Этика (от греч. – этос – нрав, обычай, характер) – учение о законах и принципах морали.

Эстетика (от греч. – эстетикос – чувствующий) – учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность. В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Философское знание ветвится с каждым столетием, а в настоящее время и с десятилетием. К философским дисциплинам относят также: философию истории и историю философии, философию техники, философию науки, теорию культуры и т.д.

 

Методология философии

Философия дает направление развитию человеческой мысли, в этом заключается ее методологическое значение. Метод – от греч. methodos – путь, исследования, теория, учение, то есть путь и способ мышления. Философская методология лежит в основе всего научного познания, то есть носит всеобщий характер. Она позволяет рассматривать явления и объекты в их целостности, взаимосвязи, неразрывности существования части и целого; прошлого, настоящего, будущего; множественных явлений и единого мироздания.

Основные методы философии, с помощью которых осуществляется познание закономерностей различных процессов и сущности явлений – это метафизика и диалектика, они известны с самых истоков философии.

Долгое время преобладал метафизический метод познания реальности, даже саму философию называли метафизикой.

Метафизика – (греч. – μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики, мета – сверх-ествественное) учение или метод философии, направленный на поиск первоначала природы реальности, бытия и мира как такового. Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, занимающаяся такими объектами, которые находятся за пределами чувственного опыта, т.е. доступны только разуму человека, который духовно выше рассудка, или логического ума человека и его чувств.

Древнегреческий мыслитель Гераклит указал на непрерывность взаимодействия противоположностей, которые в совокупности составляют целостность мироздания: рождение–смерть, добро–зло, верх–низ, начало–конец и др. – взаимоисключают, или отрицают друг друга, но в единстве составляют непрерывный жизненный процесс. Этот принцип отражен также в китайской монаде – инь-ян, а в начале XIX века универсальный закон единства и взаимодействия противоположностей сформулировал великий немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель. С этого момента в философии укоренился новый метод познания, учитывающий многообразие явлений, противоречивые процессы их развития, называемый – диалектикой.

Диалектика (от греч. – искусство спорить, вести рассуждение) – метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии, а также – научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Диалектика – общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания.

Диалектику часто считают противоположностью метафизики, это не совсем так, потому что истинное, или полное, целостное познание реальности открывается философу через осмысление их единства.

Следующие методы философского познания, сформулированные научно в XVIII-XX веках: герменевтика, феноменология, экзистенциальный метод, синергетика. За каждым методом стоит философская школа, т.е. группа мыслителей, которые разработали и ввели этот метод в философскую и научную практику. Теперь эти методы стали достоянием не только философии, но и других наук, как гуманитарных, так и технических.

Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική – искусство толкования, от ἑρμηνεύω – толкую): теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»). Древние научные тексты, которые дошли до нашего времени, не всегда оригинальны, т.к. могли быть утеряны первоисточники, а остались только переводы на другие языки. Многочисленность переводов, субъективные качества переводчика, его принадлежность к определенной национальной и религиозной культуре, уровень его образования и даже возраст, в котором он работал с текстом, а также особенности эпохи, когда осуществлялся перевод и цели перевода, – все это оставляет отпечаток в тексте. Кроме того, человеку сегодняшнего дня, нынешнего мировоззрения сложно уловить особенности сознания автора, как субъекта своего времени. Поэтому понимание и истолкование текстов оказывается серьезной философской проблемой, философу же важно понять ту первоначальную идею, с которой работал автор. В этом помогает герменевтика.

Феноменология (от греч. феномен – явление, то, что представляется, кажется) – направление в философии XX века, которое направлено на интуитивное познание объектов и явлений, проще сказать, для феноменологии важно не то, что значат для нас предметы, (вещи, люди, события), а как они даны нам, как переживаются нашим сознанием, как открывают в нас свою сущность. Феноменология граничит с психологией, а психология в философском смысле – это наука о душе человека (психе – это в переводе с греческого – душа), о его сознании, о внутреннем состоянии человека, переживаемом только им самим, сокрытом от внешних взоров и ощущений.

Экзистенциальный метод – (экзистенция – от греч. – сущность) – рассматривает человека на границе внешнего и внутреннего или субъективного и объективного, человек рассматривается в точке выбора, когда он оказывается в «пограничной ситуации» жизненной необходимости совершения поступка. Не просто некоего действия, а именно поступка, куда он вкладывает все свои жизненные устремления, дух, волю, совесть, любовь и т.д. и этим преодолевает в себе противоречия и разделения, обретает свободу, постигает свою сущность, открывает самого себя. Метод исследования пограничных ситуаций является сутью экзистенциализма.

Совсем новое направление, открытое и сформулированное уже во второй половине XX века – это синергетика – междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию открытых систем. Синергетика изучает мироздание как систему систем, где каждая система как совокупность взаимосвязанных элементов встроена в большую систему, и везде действуют единые законы. Система систем может быть представлена как орган и организм, человек-человечество-цивилизация-планетарная жизнь-солнечная система-галактическая система и т.д. Еще в античности (V век до н.э.) философия рассматривала мироздание как Космос (по греч. – порядок, упорядоченность), и Единый Космос представлял собой подобие микрокосма человека и любого живого существа и макрокосма – Вселенной. Современная философия и наука возвращается к той давней идее, но начинает исследовать ее уже не просто метафизически, или теоретически, а с помощью эмпирических, т.е. практических способов, создавая в результате сложные системы, основанные на принципах действия микрочастиц (нанотехнологии) и законах макромира (например, астрофизика).

В современной философской учебной литературе выделяют как методы: д огматизм, эклектику, софистику. Однако это не методы, аискаженные мыслительные приемы, не ведущие к открытию объективных закономерностей изучаемых процессов и явлений. В них привносится субъективный (личностный) мотив, стремление «подогнать» факты под собственную точку зрения, которая чаще всего ограничена определенными представлениями о мировоззрении, смысле жизни, основана на культурных, религиозных, национальных и других стереотипах. Такие «методы» мышления имеют свою логику и систему, но используются не как путь к единой, всеобщей истине, а как средство манипуляции сознанием других людей. В результате процветания таких «методов» в обществе, особенно через недостаток образования, культуры, гонкой за сенсациями, фейками в массовом сознании формируется поверхностное, искаженное понимание действительности, происходит подмена ценностей.

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии, характерен для религиозного мировоззрения, основанного на суевериях, встречается также в современной науке, которая отстаивает старые принципы, или парадигмы, вопреки открывающимся новым эволюционным фактам, открытым свободной научной мыслью.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, особенно характерна для «псевдонаучных» теорий и домыслов (сюда можно отнести уфологию, экстрасенсорику и т.п.).

Софистика – метод построения суждений, выведенных из заведомо ложных оснований, некорректн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.228 (0.095 с.)