Методика проведения дискуссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения дискуссии



Каждая дискуссия обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация.

На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, к руководителю, общей атмосфере. Именно таким образом начинает вырабатываться некая установка на решение представленной проблемы.

Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставления информации, различных позиций, генерирования идей, но иногда по причине неадекватности ведущего может перерасти в конфронтацию межличностных отношений и даже конфликт.

На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мнений и позиций.

I стадия – ориентация

Постепенно проходит 7 этапов:

I этап.       В самом начале дискуссии преподователь объясняет актуальность дискуссионной проблемы и ожидаемый результат.

II этап.      Знакомство участников дискуссии, вручение им нагрудных значков (лейблов).

III этап.    Ведущий еще раз представляет дискуссионную проблему с точки зрения нерешенных и противоречивых вопросов, которые требуют оперативного вмешательства участников  – специалистов.

IV этап.    Ведущий достаточно коротко рассказывает о технологии проведения дискуссии, вопросов и ответов, сообщает правила, общий регламент выступлений. При этом подчеркивает, что выступить должен каждый участник, необходимо выслушивать оппонента, не перебивая, аргументировать тезис своего выступления, не допускать личной конфронтации, поддерживать деловую атмосферу в течение всей процедуры.

V этап.      В течение всей процедуры ведущий поддерживает высокую степень заинтересованности в решении проблемы, атмосферу доброжелательности и динамичности по сбору информации.

VI этап.    Участники под руководством ведущего уточняют понятийный аппарат и не допускают споров по поводу употребления терминов.

VII этап.   Ведущий с помощью участников подводит мини – итоги.

II – стадия

I этап. Начинается он с выступления участников. После 2-3 выступлений возможна дискуссия: задаются вопросы и следуют ответы на них. Таким образом, происходит обмен мнениями.

II этап.      Более динамичный, т. к. его целью является максимальное получение    информации, позиций, мнений, идей и предложений. Участник может сначала выступить, а затем несколько позже сформулировать свои предложения.

III этап.    Ведущий не должен допускать отклонения от темы, а также «личные выпады».

IV этап.    Старания ведущего должны быть направлены на активизацию всех участников. Он следит, чтобы чрезмерная активность одних не привела бы к пассивности других. Главное на этом этапе – четкое соблюдение регламента.

V этап.      Цель: оперативно проводить анализ высказанных идей и через определенные интервалы (каждые 10-15 минут) делать резюме, предварительные выводы, что поможет в дальнейшем принять решение.

III стадия – консолидация

Эта стадия проходит под девизом: анализ и оценка полученных результатов.

I этап.       Сопоставление полученных результатов с поставленными целями. Попытка сформулировать выводы, решения.

II этап.      Ведущий дискуссии выслушивает различные толкования, общие тенденции для принятия решения.

III этап.    Ведущий помогает участников прийти к согласию или консолидации.

IV этап.    Еще раз подчеркивается важность самой дискуссии, высказанных разных позиций и необходимость выработки альтернативных решений.

Роль ведущего в процессе дискуссии.

С одной стороны, ведущий должен владеть методикой проведения дискуссии, с другой стороны – он должен быть специалистом в области, обсуждаемой проблемы. На него, в сущности, налагаются исполнения основных управленческих функций:

- работа с информацией

- маркетинг

- планирование

- организация

- принятие управленческих решений

- контроль

- коммуникация

На наш взгляд, роль руководителя в дискуссионном процессе является ведущей. Его называют по разному: главный диспутант, менеджер по организации дискуссии, ведущий, управленец дискуссией. В принципе, все это близко к истине. Ему приходиться выполнять и управленческие, и научные, и методические функции. Кроме этого ему необходимы качества, умения, способности менеджера-организатора: поведенческие качества (коммуникабельность, инициативность, предприимчивость),

- мыслительные качества (аналитичность, рефлекторность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления);

- способности (к импровизации, к релаксации, идти на риск, руководить и подчиняться);

- психологические качества (эмпатия, терпимость, эмоциональность, развитость интуиции, стрессоустойчивость, открытость по отношению к другим и новому, аутентичность).

Поступивший вопрос вызывает у участника, который собирается на него ответить, комбинацию, рекомбинацию имеющихся знаний, наводит на ассоциации, способствует генерированию идей для решения проблемы.

Пока не дан ответ на вопрос, все участники дискуссии находятся в проблемной ситуации умственного напряжения. Поэтому большинство вопросов требуют от оппонента при ответе на них умения анализировать создавшуюся проблемную ситуацию, объяснять, обосновывать и логически мыслить.

Иначе говоря, дискуссия – это активный, творческий, мыслительный процесс. Он непосредственно связан с возникновением во время ответа новой дополнительной информации.

Основная цель задаваемых вопросов - это получение новых сведений, личностной достоверной информации, новых идей, т.е. эта процедура выполняет информационно-познавательную функцию.

Поэтому важно, классифицируя вопросы, иметь в виду, что основные из них носят информационных характер. Обычно на дискуссиях не задают праздных вопросов, а всегда хотят получить ответ, содержащий личностное мнение участника, т.е. необходимую информацию. Даже если возникает открытый, уточняющий вопрос, требующий однозначного краткого ответа «да» или «нет», необходимо знать, что подобные ответы также несут исчерпывающую информацию, т.к. они или подтверждают, или опровергают чье-либо мнение. Всегда бывает достаточно сложно выбрать между «да» или «нет», т.е. ответить на лобовой вопрос, но не ответить нельзя.

Возникают во время дискуссионной процедуры иногда ситуации, когда один из участников хочет сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар. Тогда он задает вопрос провокационный.

Ответ на подобный вопрос должен быть: ироничным, точным, возможно, негативным, но всегда определенным. Иногда можно дать не прямой, а косвенный ответ, опосредуя его какими-либо ситуациями. Выступление на дискуссии должно быть уместным, кратким, конкретным, интересным, возможно, иногда вызывающим, несколько парадоксальным, ироничным и всегда содержать новую информацию и некоторые варианты решения проблемы.

Технология подготовки и проведения ролевой

игры «Суд над…»

Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь студентов в серьезный нравственный анализ и самоанализ, оценку и самооценку. Для подготовки и проведения ролевой игры необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах.

РОЛИ:

«судья» - ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Судебный процесс»;

«секретарь» - записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;

«обвиняемый» - явление общественной жизни, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры;

«прокурор» («обвинитель») – выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества, пристрастия и т. д.;

«адвокат» («защитник») – находит факты, аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.;

«свидетели обвинения»;

«свидетели защиты»;

«присяжные заседатели» (все остальные студенты).

Технологическая цепочка ролевой игры «Суд над…».

В зале, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в центре зала):  «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый» - в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале.

«Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» (присутствующие встают).

Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению… (какого-либо явления, вина которого против нравственности или человека будет обосновываться в ходе судебного заседания). Судья предоставляет слово «обвинителю». После короткой речи(5мин.) «прокурора» «судья» вызывает по очереди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Адвокат» может задавать дополнительные вопросы «свидетелям» обвинения». Затем в течение 5 минут выступает «адвокат», его факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор»может также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 мин.). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных на суде «присяжными заседателями». Каждый из них выносит решение: «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» и «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».

После завершения ролевой игры рекомендуется провести рефлексивную деятельность по анализу хода ролевой игры и ее результатам (Что получилось удачно в игре? Почему? Что не получилось? Почему).

Примерами тематик ролевой игры могут быть «Суд над коррупцией в обществе», «Суд над постоянно опаздывающим студентом» и др. подчеркнем еще раз, что для игры «Суд над…» обычно выбираются ситуации нравственного выбора.

Деловые игры

Деловая игра по целевой направленности оказывается двух плановой деятельностью, способствующей достижению двоякого рода целей – игровой и педагогической (учебной). В игровых методах участники принимают определенные роли и ведут себя в соответствии с ними. Игра снимает внутренние барьеры к порождению смыслов, способствует постановке новых вопросов, вводит новые точки зрения на предмет, мобилизует опыт поведения в других ситуациях.

Приведем “характеристику деловой игры” по А.П. Панфиловой. В деловой игре синтезируются признаки и основные характеристики методов анализа ситуаций и ролевых игр:

- моделирование процесса труда (деятельности) руководителей, экономистов, юристов, специалистов по выработке управленческих решений;

- распределение ролей между участниками игры;  

- различие ролевых целей при выработке решений;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- коллективная выработка решений участниками игры;

- реализация “цепочки решений” в процессе игры, поэтапность;

- наличие управляемого эмоционального напряжения (конфликт ролей и целей, соревнование, полярность интересов участников и т. п.);

- наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений, оценка действий участников деловых игр).

  Деловые игры могут иметь разную целевую направленность:

производственные игры имеют целью принятие решений по проблемам производства или бизнеса, оказание помощи предприятию в переходе на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях кризиса или конкурентной борьбы и пр.;

исследовательские игры связаны с разработкой новых концепций, анализом проблем и решений гипотетического характера, прогнозирование последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;

учебные игры преследуют цель эффективного усвоения знаний, развития или закрепления профессиональных умений и навыков;

организационно-деятельностные игры используются для формирования команды, создания коллектива единомышленников, способных к самоуправлению, самостоятельности мышления, интенсивному саморазвитию и активному совершенствованию способов своей профессиональной деятельности; для вывода предприятий, фирм из тупиковых ситуаций

 

 

Глоссарий

Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

Активное обучение – это переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Активные методы обучения:

  • Методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер;
  • Методы, стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся беседы, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного.

Дидактические игры – игры, предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, счетные умения, представления об окружающем.

 

Дискуссия:

  • Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;
  • Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в коллективный поиск истины.

Интуиция – способность воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», т.е. без участия сознания, на уровне эмоционального предчувствия.

Инновация (нововведение) – процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.

Информационная технология (ИТ) – это система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации пользователей этой информации. В состав ИТ входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы, применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.

Информационно-рецептивный метод обучения – Объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и студентов, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Исследование (в педагогике) – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, о теории и истории педагогики, методике учебно-воспитательной работы, ее организации, принципах, методах и формах.

Исследовательский метод обучения – метод, при котором студенты самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направляющей роли преподавателя. Он выдвигает перед студентами определенную задачу, для решения которой они должны самостоятельно осуществить операции сравнения, выявления причин и др., высказывать гипотезы, проверить их, насколько возможно, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, выбрать из ряда гипотез наиболее рациональную и сделать определенные выводы.

Креативность – творчество

Консультация – письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методическому вопросу, проблеме. Консультация – важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Контекстное обучение – это обучение, в котором происходит динамическое моделирование предметного и социального содержания усваиваемой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности этого специалиста.

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Лабораторные занятия (лабораторные работы) – метод обучения, при котором студент под руководством преподавателя или самостоятельно выполняет практическую работу и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Лекция как одна из организационных форм и один из методов обучения – устное, систематическое, последовательное, монологичное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция традиционна для высшей шкалы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного процесса. Эта идея разрабатывается отечественными учеными с начала 80-х г.г. XX в. в связи с трактовкой образования как субъект – субъектного процесса.

Межпредметные связи в обучении – дидактический принцип и условие установления взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются в том или ином учебном заведении. Необходимость таких связей обусловлена задачами формирования научных знаний и убеждений, отражающих единство реального мира. Они обеспечивают решение ряда организационно-педагогических вопросов: устраняют дублирование, способствуют рациональному распределению учебного материала, объединению усилий преподавателей во имя совместной, согласованной работы и т.д. 

Метод обучения – способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом.

Метод экспертных оценок – комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

Мозговая атака – это организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

  Опорный конспект – метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и учащегося на основе предело-обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся; ученическая шпаргалка составляется на тех же принципах и представляет собой своеобразный опорный конспект. Широкое применение опорный конспект получил в опыте учителя В.Ф. Шаталова.

Педагогический процесс - целенаправленное, сознательно организованное, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания. Педагогический процесс представляет собой единство процесса обучения и воспитания (в узком, специальном смысле) и процесса развития воспитуемых. Основные его компоненты: цель, задачи, содержание, методы, приемы и организационные формы воспитания.

Принципы обучения – система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса. Принципы обучения устанавливаются исходя из закономерностей эффективного обучения, выявляемых современной дидактикой и смежными с ней науками, а также из передового опыта обучения.

Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-позновательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес. 

Прогнозирование – форма научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, процесса. Прогнозирование НТП и его социально – экономических последствий составляет одну из научных основ управления (целеопределения, проектирования).

Проектирование – процесс создания проекта в виде проектной документации, необходимой для изготовления или реконструкции (модернизации) технического объекта либо проведения экспертизы с целью принятия решения по изготовлению, реконструкции и другим вопросам. Аналогичный смысл приемлем для педагогики.

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.

Семинар – дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Системный подход – комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиций системного анализа.

Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого – либо вида продукции, главным образом в производственной деятельности. Важнейший компонент технологии – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких – либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности.   

Толерантность – терпимость (различают религиозную, расовую, этническую, культурную, политическую, лингвистическую, бытовую толерантность).

 

Сведения об авторах:

Гусаков Виктор Петрович – к.ф.м.н., профессор СКГУ, академик МАИН, проректор по учебной работе

(vgusakov@nkzu.edu)

 

Пустовалова Наталья Ивановна – к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, декан музыкально-педагогического факультета

(npustova@nkzu.edu)

 

Хрущев Виктор Александрович – к.п.н., доцент кафедры педагогики

 

Карташова Елена Борисовна – старший преподаватель кафедры педагогики

 

Исакова Евгения Каземировна – старший преподаватель кафедры педагогики 

 

 

Учебное пособие

Гусаков Виктор Петрович,

 Пустовалова Наталья Ивановна,

Хрущев Виктор Александрович,

Карташова Елена Борисовна,

 Исакова Евгения Казимировна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.059 с.)