История: учебно-методические указания / сост. О.Н. Коршунова, Ш.С. Хамматов, М.В. Салимгареев - Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та,  2019. - 74 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История: учебно-методические указания / сост. О.Н. Коршунова, Ш.С. Хамматов, М.В. Салимгареев - Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та,  2019. - 74 с.



История

Учебно-методические указания

 

201 8

УДК 947

 

 

Составители: Коршунова О.Н., Хамматов Ш.С., Салимгареев М.В.

 

История: учебно-методические указания / сост. О.Н. Коршунова, Ш.С. Хамматов, М.В. Салимгареев - Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та,  2019. - 74 с.

 

 

Содержат методические указания по организации самостоятельной работы по курсу «История», составленные с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в соответствии с учебным планом для бакалавров всех специальностей на основании примерной программы по дисциплине «История».

Включают в себя планы семинарских занятий, тематику докладов, рекомендации к их выполнению. Для закрепления изученного материала, самопроверки и контроля знаний предлагаются контрольные вопросы и тестовые задания.

Предназначены для бакалавров всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Подготовлены на кафедре гуманитарных дисциплин.

 

 

Печатаются по решению методической комиссии факультета социотехнических систем.

 .

 

 

Рецензенты:

 д.и.н., профессор Д.В. Давыдов (Казанский национальный исследовательский технический университет)                                                                     

д.п.н., профессор К.С. Идиатуллина (Казанский государственный технологический университет)                                                           

                                                                                 

 © Коршунова О.Н., Хамматов Ш.С., Салимгареев М.В., 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…….……………………………………………4

Планы семинарских занятий………………………….8

Творческие задания…………….……………...………23

Тесты для самопроверки………………...…………....34

Вопросы итоговой контрольной работы………… ….66

Информационно-методическое обеспечение………..68

ВВЕДЕНИЕ

                                                                     

Дисциплина «История» относится базовой части учебного плана всех направлений подготовки. Взаимосвязи дисциплины с другими составляющими ООП проходят по линии компетенций, относящихся к характеристике профессиональной деятельности бакалавра. Цели освоения дисциплины «История», вытекающие из ее содержания, способствуют формированию ряда общекультурных компетенций.

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции

* Указанные компетенции являются типовыми для государственных стандартов по направлениям подготовки бакалавров в КНИТУ.

1. Основные универсальные компетенции:

- способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук, их основные положения и методы;

- способность к восприятию и принятию культурного многообразия мира и толерантному отношению к нему;

- способность бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, осознавать ценность российской культуры и ее место во всемирной культуре;

- способность осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, стремиться и быть готовым к совершенствованию и развитию общества на принципах демократии, свободы и гуманизма;

- способность к интерпретации социальных последствий научно-технического прогресса;

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в нем;

- способность видеть взаимосвязь между прошлым и настоящим при ценностно-критическом отношении к историческому опыту прошлого;

- способность к саморефлексии, адекватному оцениванию результатов своей деятельности;

- способность владеть «русским историческим языком» - терминологией исторической науки.

2. Профессиональные

- способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии, и быть готовым к переоценке накопленного опыта;

- способность понимать и излагать получаемую информацию в устной и письменной речи;

- способность к интерпретации социальных последствий научно-технического прогресса;

- способность выстраивать перспективные линии своего интеллектуального, нравственного, культурного, профессионального развития.

 

В семинарских занятиях по курсу «Истории» основной акцент делается на самостоятельную работу студентов, поэтому совершенствование учебного процесса, в первую очередь, заключается в более эффективной организации познавательной деятельности студентов.

Сегодня самостоятельная работа студентов призвана стать несущим элементом всего учебного процесса, в центре которого технология организации самостоятельной познавательной деятельности студента, которая должна заключаться в раскрытии закономерностей и методических приемов восприятия и осмысления изучаемого материала, что невозможно без активной и самостоятельной мыслительной деятельности.

Овладение методами самостоятельной работы способствует не только интенсификации учебного процесса и сокращению аудиторного времени обучения, которое является менее творческим, чем работа вне аудитории, но и повышению эффективности усвоения знаний, развития и самоорганизации личности студента.

Под СРС подразумеваются виды индивидуальной и познавательной деятельности на занятиях и во внеучебное время без непосредственного участия преподавателя. Это органическая составляющая учебного процесса. СРС позволяет углубить знания по ключевым темам курса, закрепить навыки аналитического подхода к историческим процессам, расширить исторический кругозор студента, привить ему некоторые исследовательские навыки. Задачи организации СРС – переход от информативного к методологическому характеру преподавания с использованием активных методов обучения.

 Основные виды СРС: подготовка к семинарскому занятию, контрольной работе, написание реферата, работа с картами. Вопросы и задания предполагают поиск дополнительной информации, на них следует дать письменный ответ, возможны формы схем и таблиц. Оценки за выполненные задания входят в рейтинговую систему контроля знаний. Студенты в рамках СРС выполняют также творческие задания, аннотацию, рецензирование, конспектирование дополнительной литературы, выступление на заседании студенческого научного кружка, студенческой научной конференции. Кроме того, студенты обязаны иметь в наличии конспекты лекций, семинарских занятий, а также хорошо подготовиться к выполнению контрольной работы. Отчет по темам для самостоятельного изучения проходит в рамках изучения данного периода. Важной частью СРС является подготовка реферата. Защита реферата предполагает выступление его автора, ответы на вопросы, возникшие по теме у аудитории, а также текст рецензии оппонента из числа студентов данной группы. В рецензии указываются позитивные и негативные стороны реферата, степень его актуальности и глубины, содержит замечания и рекомендации.

Итоги и анализ работ сообщаются на семинарах, тематически пересекающихся с заданиями и на индивидуальных и групповых консультациях. Видами контроля являются фронтальные контрольные работы, тестирование, коллоквиумы.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Модуль 1.

 

Модуль 2.

Модуль 3.

 

Задание: Определите авторство (или название произведения), время и обстоятельства создания каждого из нижеприведенных текстов.

Текст 1. "Были века Трояновы, минули годы Ярославовы, были и войны Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял... Тогда при Олеге Гориславиче засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждь-Божьего внука, в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили... Борьба князей с погаными кончилась, ибо сказал брат брату: "Это мое, и то мое же". И стали князья про малое "это великое" молвить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую".

Текст 2. "Я пришла к королю Франции от Бога, девы Марии, святых рая и всепобеждающей небесной церкви. Я действовала по их повелению. И на суд этой церкви я передаю все свои добрые дела – прошлые и будущие. Что до подчинения церкви воинствующей, то я ничего не могу сказать".

Текст 3....Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России и судите по ней, насколько должно страдать мое сердце. Я сам, обязанный подчиняться всем мелочам военной службы, теряю все свое время на выполнение обязанностей унтер-офицера, решительно не имея никакой возможности отдаться научным своим занятиям, составлявшим мое любимое времяпрепровождение... Я сделался теперь самым несчастным человеком..."

Текст 4. "Ну куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? Сказать вам: куда? - Прислушайтесь,- благо тьма не мешает слушать,- со всех сторон огромной родины нашей: с Дона и Урала, с Волги и Днепра растет стон, поднимается ропот, это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями, после страшно утомительного штиля. В народ! к народу! - вот ваше место, изгнанники науки, покажите этим Бистромам, что из вас выйдут не подьячие, а воины, но не безродные наемники, а воины народа русского!"

Текст 5. "Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний... Не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов снизу доверху. Устранение полиции, армии, чиновничества. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране".

Текст 6. "Вредительская и диверсионная работа агентов иностранных государств... задела в той или иной степени все или почти все наши организации... Агенты иностранных государств, в том числе троцкисты, проникли не только в низовые организации, но и на некоторые ответственные посты... Чем больше будем продвигаться вперед, тем больше будут озлобляться остатки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее будут они идти на более острые формы борьбы".

Текст 7. "Мы, народ …, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту … для Соединенных Штатов Америки".

Текст 8. "Я особенно счастлив, что могу сообщить вам одну вещь. Вы знаете, что у России и Германии различные государственные доктрины. Этот вопрос единственный, который было необходимо прояснить. Германия не собирается экспортировать свою доктрину. Учитывая тот факт, что и у Советской России нет никаких намерений экспортировать свою доктрину в Германию, я более не вижу ни одной причины для противостояния между нами. Это мнение разделяют обе наши стороны. Любое противостояние между нашими народами было бы выгодно другим. Поэтому мы решили заключить договор, который навсегда устраняет возможность какого-либо конфликта между нами. Это налагает на нас обязательство советоваться друг с другом при решении некоторых европейских вопросов. Появилась возможность для экономического сотрудничества и, прежде всего, есть уверенность, что оба государства не будут растрачивать силы в борьбе друг с другом. Любая попытка Запада помешать нам потерпит неудачу".

Текст. 9. "Ахимса – основа для поисков истины. Поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе. Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного Творца, и божественные силы в нас безграничны. Третировать человеческое существо – значит третировать эти божественные силы и тем самым причинять зло не только этому существу, но и всему миру. Для меня всегда было загадкой, как могут люди считать для себя почётным унижение ближнего.…"

Текст. 10. "Но сказано ли последнее слово? Действительно ли мы должны отказаться от всякой надежды? Окончательно ли наше поражение? Нет! Я прекрасно знаю истинное положение вещей, и поэтому я прошу вас верить мне, когда говорю, что дело Франции не проиграно. Именно факторы, ставшие причиной нашего поражения, могут в своё время стать залогом нашей победы! Ибо, и об этом нужно помнить всегда, Франция не одинока! За её спиной – её огромная Империя, Франция может заключить союз с Британской империей, которая держит под своим контролем море и продолжает борьбу. Она, как и Англия, может без ограничений использовать огромный промышленный потенциал Соединённых Штатов… Франция проиграла сражение, но не проиграла войну! Ничего не потеряно, потому что эта война — мировая. Настанет день, когда Франция вернёт свободу и величие… Вот почему я обращаюсь ко всем французам объединиться вокруг меня во имя действия, самопожертвования и надежды,.. "

Текст 11. "Тень упала на сцену, ещё недавно освещенную победой Альянса. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем и есть ли какие-то границы их экспансии. Я очень уважаю и восхищаюсь доблестными русскими людьми и моим военным товарищем маршалом Сталиным… Мы понимаем, что России нужно обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской агрессии. Мы приглашаем Россию с полным правом занять место среди ведущих наций мира. Более того, мы приветствуем или приветствовали бы постоянные, частые, растущие контакты между русскими людьми и нашими людьми на обеих сторонах Атлантики".

Текст. 12. "В мире столько страданий, столько ненависти, столько несчастий. Мы, с помощью наших молитв, наших жертв должны начать творить мир со своего дома. Любовь рождается дома, и главное не в том, что и сколько мы делаем, а в том, сколько любви вкладываем в свое дело.… На деньги, полученные мною в качестве премии мира, я хочу построить приют для бездомных. Потому что я верю: любовь начинается с дома, и если мы создадим дом для бедных, то тогда в мире будет больше любви…"

Текст. 13. "Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться".

Текст. 14. "Сегодня наша цель – Афганистан, но мы боремся не только там. Каждая страна должна сделать выбор. В этом конфликте не может быть нейтралитета. Если какие-то правительства будут поддерживать убийц, стоящих вне закона, они сами станут убийцами и окажутся вне закона. И они пойдут по этой дороге на свой страх и риск".

Текст. 15. "Сорок четыре американца приносили президентскую присягу. Слова этой клятвы звучали и во времена приливов благосостояния, и в спокойных водах мирного затишья. Но очень часто присягу приходилось принимать в условиях, когда собирались тучи и ревела буря. В эти моменты Америка продолжала идти вперед – не только благодаря опыту и дальновидности власть предержащих, но и благодаря тому, что Мы, народ, сохраняли преданность идеалам наших предков и верность нашим основополагающим документам".

Задание: Прочитав внимательно текст, определите, о каком событии и времени идет речь. Раскройте своими словами авторскую точку зрения. Насколько она аргументирована?

Текст 1. Н.И.Костамаров: "Петр жил в такое время, когда России невозможно было оставаться на прежней избитой дороге и надобно было вступить на путь обновления. Как человек, одаренный умственным ясновидением, Петр сознал эту потребность своего отечества, и принялся за нее со всею своею гигантскою волею. Петр был самодержавен, а в такой момент истории, в какой тогда вступила Россия, только самодержавие и могло быть пригодным. Свободный республиканский строй никуда не годится в то время, когда нужно бывает изменять судьбу страны и дух ее народа, вырывать с корнем вон старое и насаждать новое... Только там, где самодержавие безгранично, смелый владыка может отважиться на ломку и перестройку всего государственного и общественного здания. Петру помогло более всего самодержавие, унаследованное им от предков".

Текст 2. В.О.Ключевский: "Но господствующий правительственный взгляд был узко полицейский. Его разделял и Николай. Правительство, как и дворянство, ценило удобства крепостного права, знало, как уютно живется за крепостными душами, когда они не возбуждают тревожных ожиданий. Отсюда двоякая забота правительства в крепостном вопросе: как бы не опоздать и как бы без нужды не поспешить. Тревога была понятна: несмотря на обилие полицейских глаз и ушей, правительство плохо знало свойства и настроения крепостной массы. Помещики были в этом отношении плохие осведомители: аккуратно исполняя свою роль сельских полицмейстеров, они секли своих крепостных за продерзости и провинности, но вникать в их души не имели ни охоты, ни уменья. Из этого скудного или мутного источника через становых и исправников черпали сведения и губернаторы. Отсюда немало предрассудков проникло в законодательное отношение к крестьянскому вопросу. Так, дворовые почему-то считались наиболее вредным и опасным классом крепостных людей".

Текст 3. С.М.Соловьев: "В нашей истории выдаются две великие войны, в начале обоих веков нашей европейской жизни: великая Северная война и война 12 года; к обеим Россия не была готова, средства ее не были в уровень с средствами противников и, несмотря на то, из обеих войн она вышла победительницей. Борьба сильная, опасная борьба вызывает нравственные силы народа, очищает, поднимает его, отвлекает от мелочных забот ежедневной жизни; борьба ведет его к алтарю, делает жрецом, потому что заставляет приносить жертвы. Никогда в народе не живется так тепло, так дружно, так сплоченно, как во время борьбы; никогда правительство и народ не соприкасаются так близко в общей деятельности; никогда знамя народа не развевается так высоко".

Текст 4. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938: "Возможно, в конце концов, когда со сцены сойдет нынешнее поколение советских руководителей, чье мировоззрение сложилось в сталинские годы, цензура в исторической области будет отменена, и советские авторы, у которых будет больше данных и проницательности, чем у нас, смогут открыто разобраться в великих проблемах и альтернативах, стоящих перед партией в судьбоносные 20-е и 30-е гг. Как и западные исследователи советского периода, они разойдутся во мнениях по кардинальным вопросам и станут спорить о том, существовала ли разумная большевистская альтернатива сталинской "революции сверху"... И, подобно своим западным коллегам, советские исследователи, скорее всего, придут к выводу, что бухаринизм в той или иной форме оказался бы вполне жизнеспособным и более предпочтительным, и что если сталинский курс привел к потрясающим достижениям, купленным потрясающей ценой, то бухаринский привел бы к подобным достижениям и не обошелся бы в такую цену".

Задание: Определите событие, его год и место, описываемое в приведенных ниже отрывках; назовите имя человека, пропущенное в отрывке.

Текст 1. Эта же … ответила на это следующим образом: «Я не знаю, о чем вы хотите меня спрашивать. Возможно, вы будете у меня спрашивать то, о чем я вам не скажу». Когда же мы ей стали говорить: «Вы поклянетесь говорить правду относительно того, что будут у вас спрашивать касательно веры и что вам будет известно», она снова ответила, что относительно отца и матери и того, что делала, после того как направилась во Францию, она охотно поклянется; но что об откровениях божьих она никогда никому не говорила и не открывала их, кроме как одному Карлу, которого она называет своим королем; и она не открыла бы этого, даже если бы ей грозили отрубить голову, так как откровения она получила через видения, т.е. свой тайный совет, с тем чтобы она никому их не открывала; и по истечении ближайшей недели она твердо будет знать, должна ли она это открывать.

 

Текст 2. «Объединенный центр» по прямым указаниям врага народа, агента гестапо … организовал и осуществил 1 декабря 1934 г. через подпольную террористическую ленинградскую группу зиновьевцев Николаева — Котолынова злодейское убийство члена Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и члена ЦК ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова.

          Не ограничиваясь убийством Кирова, троцкистско-зиновьевский центр подготовлял ряд террористических актов против товарищей Сталина, Ворошилова, Жданова, Кагановича Л. М. и Орджоникидзе.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Неолитическая революция это:

А. Зарождение религиозных верований

Б. Появление письменности

В. Переход от присваивающего вида хозяйства к производящему

Г. Исчезновение мамонтов

 

2. Верование, согласно которому определенные люди имеют возможность связываться с потусторонним миром, называется:

А. Анимизм

Б. Шаманизм

В. Фетишизм

Г. Магия

 

3. Фараон Эхнатон, попытавшийся ввести единобожие, первоначально именовался:

А. Тутмос III

Б. Аменхотеп III

В. Аменхотеп IV

Г. Сети I

 

4. Период когда Египетское государство достигло наивысшего расцвета и могущества называется:

А. Раннее царство

Б. Древнее царство

В. Среднее царство

Г. Новое царство

 

5. Законодательство Древневавилонского царства называлось:

А. Законы Ману

Б. Законы Хаммурапи

В. Законы Драконта

 

6. Одно из чудес света, известное как «Висячие сады Семирамиды» было устроено в городе:

А. Ур

Б. Вавилон.

В. Ниппур

 

7. Возникновение первого объединенного государства в Древней Индии связано с именем:

А. Ашоки

Б. Чандрагупты

В. Мохенджо-Даро

Г. Хараппы

 

8. Земельную реформу, которая разрешила частную собственность на землю, в IV веке до н.э. в Китае провел:

А. Цинь Ши Хуанди

Б. Шан Ян

В. Сыма Цянь

Г. Ван Ман

 

9. Великая китайская стена была построена в период:

А. Шан (Инь)

Б. Чжоу

В. Чжаньго

Г. Цинь

 

10. Название небольших городов-государств Греции с расположенными вокруг них поселениями?

А. Полис

Б. Колонии.

В. Область

Г. Провинции

 

11. Поселения греков, основанные на берегах Средиземного и Черного морей в VIII- VI веках до н.э. назывались:

А. Метрополия

Б. Провинции

В. Деревни

Г. Колонии

 

12. Родоначальника афинской демократии звали:

А. Солон

Б. Ликург

В. Анаксимен

Г. Писистрат

 

13. Один из демократических институтов Афин – суд присяжных назывался:

А. Булэ

Б. Керамикон

В. Акрополь

Г. Гелиэя       

 

14. Начальный период истории Древнего Рима ознаменован борьбой патрициев и:

А. авгуры

Б. всадники

В. плебеи

Г. сенаторы

 

15. Как называли царя в Древнем Риме:

А. трибун

Б. консул

В. нобиль

Г. рекс

 

16. Войсками Карфагена в войне с Древним Римом командовал:

А. Ганнибал

Б. Элагобал

В. Сципион Африканский

Г. Эней

 

17. В 79 г. в результате извержения вулкана Везувий погибли 2 города. Один назывался Геркуланум, а второй -____________

18. Римский император, наделивший в 3 веке н.э. всех проживавших в Римской империи гражданством.

А. Септемий Север

Б. Каракалла

В. Александр Север

Г. Филипп Аравитянин

 

19. Император, который издал Миланский эдикт в 313 г., при нем христианство приобретает статус государственной религии, построивший новую столицу, названную в его честь: __________________________

 

20. Как звали вождя кочевников-гуннов и великого завоевателя, дошедшего до границ Римской империи?

А. Ругила

Б. Германарих

В. Атилла

Г. Иордан

 

21. Падение Западной Римской империи произошло:

А. 313 г.

Б. 395 г.

В. 455 г.

Г. 476 г.

 

22. Расставьте в хронологической последовательности:

А. Образование королевства салических франков

Б. Распад империи Карла Великого

В. Разделение Римской империи на Западную и Восточную

Г. Принятие Миланского эдикта

 

23. Основателем Франкского королевства является:

А. Аларих

Б. Теодорих

В. Хлодвиг

Г. Боэций

 

24. «Салическая правда» это:

А. Делопроизодственный источник

Б. Законодательный источник

В. Художественно-изобразительный источник

Г. Нарративный (повествовательный) источник

 

25. Расставьте в хронологической последовательности:

А. Битва при Пуатье

Б. Верденский договор

В. Бенефициальная реформа Карла Мартелла

Г. Возникновение империи Карла Великого

 

26. Карл Великий был коронован императорской короной в Риме:

А. 768 г.

Б. 800 г.

В. 814 г.

Г. 778 г.

 

27. Император попытавшийся восстановить Римскую империю в тех же границах в первой половине VI века это:

 А. Константин

 Б. Феодосий

 В. Юстиниан I

 Г. Константин V

 

28. Восстание Ника произошло в Константинополе в:

А. 527 г.

Б. 532 г.

В. 565 г.

Г. 630 г.

 

29. Иконоборчество начинается в Византии с эдикта императора:

А. Льва III Исавра

Б. Иоанна Цимисхия

В. Никифора Фоки

Г. Василия II Болгаробойцы

 

30. Расставьте в хронологической последовательности:

А. Начало иконоборчества.

Б. Правление Юстиниана.

В. Основание Константинополя.

Г. Разделение на Западную и Восточную империю.

 

31. Началом мусульманского летоисчисления Хиджра является:

А. 500 г.

Б. 622 г.

В. 632 г.

Г. 750 г.

 

32. Образование арабского Халифата произошло в:

А. 610 г.

Б. 622 г.

В. 630 г.

Г. 661 г.

 

33. Автор сочинения «Канон врачебной науки», в Европе известный как Авиценна:

А. Фирдоуси

Б. Ибн Сина

В. Беруни

Г. Низами

 

 

34. Сунниты и шииты это:

А. Сообщества ученых и поэтов.

Б. Узоры в мусульманском искусстве.

В. Должности при дворе халифа.

Г. Направления в исламе.

 

35. Столицей мусульманского государства Аль-Андалус в Европе в VIII-XI вв. был:

А. Салерно

Б. Сарагосса

В. Кордова

Г. Валенсия

 

 36. «Повесть временных лет» к 862 г. относит:

А. Призвание варягов в Новгород

Б. крещение князя Владимира

В. Восстание древлян

Г. Первый договор князя Олега с Византией

                      

37. Полюдьем на Древней Руси называли:

А. Сбор князем дани с подвластных ему земель

Б. Собрание княжеской дружины

В. Ополчение, состоящее из всех мужчин племени

Г. княжеский суд над общинниками

 

38. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов» было результатом:

А. Деятельности княгини Ольги

Б. Принятия «Русской правды»

В. Принятия «Устава» Владимира Мономаха

Г. Походов князя Святослава

 

 39. Христианство на Руси было принято:

А. 955 г.

Б. 988 г.

В. 1054 г.

Г. 982 г.

 

40. Родовые владения бояр на Руси назывались:

А. Вотчинами

Б. Уделами

В. Уездами

Г. Слободами

 

41. Свод законов Древней Руси назывался:

А. «Русская правда»

Б. «Соборное уложение»

В. «Стоглав»

Г. «Судебник»

 

42. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

1) цех  А) образцовая работа, которую подмастерье  изготавливал для того, чтобы стать мастером
2) гильдия Б) здание, в котором заседал городской совет
3) шедевр В) союз ремесленников одной специальности
4) ратуша Г) купеческая корпорация в Западной Европе 12-15 вв.

                                                           

43. Союз немецких свободных городов в XIII—XVII веках в Северной Европе для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратства назывался.___________________

 

44. Установите соответствие между названиями городов и переводом, объясняющим место возникновения

1. Оксфорд                              А. Мельничный дом

2. Ньюкасл.                             Б. Мост через реку Кем

3. Кембридж.                          В. Крепость на дороге        

4. Мюльхаузен.                                  Г. Новый замок

5. Страсбург                                Д. Бычий брод

 

45. Главой католической церкви является:

А. Архиепископ

Б. Инквизитор

В. Папа

Г. Легат

           

46. Суд над еретиками и колдунами назывался:

А. Фемы

Б. Олд Бейли

В. Инквизиция

Г. Парижский парламент

 

47. Крестовые походы проходили в период:

А. 1337 - 1453 гг.

Б. 1096 – 1270 гг.

В. 1309 – 1377 гг.

Г. 1209 – 1229 гг.

 

48. Какое из перечисленных государств не было создано крестоносцами на Ближнем Востоке после I крестового похода?

А. Иерусалимское королевство

Б. графство Эдесса

В. графство Триполи

Г. княжество Антиохия

Д. Никейская империя

 

49. Установите соответствие между событиями и их датами.

 

1) 1099 г. А) Детский крестовый поход
2) 1189-1192 гг. Б) Взятие Константинополя во время IV крестового похода
3) 1204 г. В) Взятие Иерусалима во время I крестового похода
4) 1212 г Г) III крестовый поход

 

50. Установите соответствие между именами европейских правителей, принимавших участие в крестовых походах и их прозвищами.

1. Фридрих I.                          А. Святой

2. Филипп II.                          Б. Львиное Сердце

3. Ричард I.                             В. Барбаросса                      

4. Людовик IX.                                  Г. Август

51. Французский король, который начал борьбу с папским престолом, закончившуюся перенесением резиденции папы в Авиньон, впервые созвал сословно-представительное учреждение – Генеральные штаты, был инициатором суда над орденом тамплиеров. Его имя и прозвище ____________

 

52. К сражениям Столетней войны не относится:

А. Битва при Креси

Б. Битва при Пуатье

В. Осада Монсегюра

Г. Сражение при Азенкуре

 

53. Установите правильную последовательность в истории Англии:

А. Созыв парламента

Б. Завоевание Англии норманнами

В. Принятие «Великой хартии Вольностей»

Г. Правление Генриха II Плантагенета

 

54. Установите соответствие между событиями и их датами.

1. 1337-1453 гг.                          А. Восстание Уота Тайлера

2. 1347-1349 гг.                                  Б. Жакерия

3. 1358 г.                                 В. Столетняя война            

4. 1381 г.                                 Г. Эпидемия чумы

 

55. Золотая булла принятая в 1356 г. в Священной Римской империи:

А. Закрепила полное подчинение крупных князей императору.

Б. Объединила раздробленные княжества Германии.

В. Регламентировала избрание императора коллегией курфюрстов.

Г. Установила правление одной династии.

 

56. К предпосылкам возвышения Москвы в XIV-XV вв. относится:

А. Независимость от Золотой Орды

Б. Отсутствие сильных политических соперников в борьбе за первенство

В. Поддержка Москвы Ливонским орденом

Г. Дальновидная политика московский князей

 

57. Расположите в хронологической последовательности:

А. Стояние на реке Угре.

Б. Присоединение Новгорода к Московскому государству.

В. Принятие Иваном III титула «государь всея Руси».

Г. Принятие единого Судебника в правление Ивана III.

 

58. Присоединение к России территории Астраханского и Сибирского ханств произошло в царствование:

А. Ивана III

Б. Ивана IV

В. Бориса Годунова

Г. Петра I

 

59. Местничество - это:

А. Новый вид земельного владения

Б. Занятие той или иной должности в зависимости от знатности и служебного положения предков

В. Долгое проживание на одном месте

Г. Черта оседлости

                       

60. Ливонская война (1558-1583 гг.) привела к:

А. Строительству Санкт-Петербурга

Б. Получению Россией выхода в Балтийское море

В. Разделу между Речью Посполитой и Швецией территории Ливонии

Г. Потере Россией Великого Новгорода

 

61. Идеалом этого «титана Возрождения» был «универсальный человек». После его смерти осталось 6 тысяч зашифрованных листов рукописей. Он считается величайшим художником, хотя о себе писал «…и еще немного рисую» О ком идет речь?:

_________________

 

62. Реформация XVI в. началась с опубликования «95 тезисов», автором которых был:

А. Игнатий Лойола

Б. Мартин Лютер

В. Филипп Меланхтон

Г. Ульрих Цвингли

 

63. Кто возглавил крестьянскую войну в Германии в период Реформации:

А. Томас Мюнцер

Б. Жан Кальвин

В. Мартин Лютер

Г. Игнатий Лойола

 

64. Представитель немецкого гуманизма, написавший множество произведений, в том числе «Похвала глупости»

________________________________

 

65. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии, всего совершивший 3 плавания в Индию.__________________________

66. Европейские колонизаторы в Новом Свете безуспешно искали легендарную страну, где очень много золота. Она называлась____________________________

67. Кто совершил первое кругосветное путешествие:

А. Бартоломеу Диаш

Б. Васко да Гама

В. Фернан Магеллан

Г. Христофор Колумб

 

68. В средневековой Японии существовало 4 сословия: воины, крестьяне, ремесленники, купцы. Воины занимали верхнюю ступень в обществе и назывались __________________

 

69. Государство, основанное Бабуром, после захвата Индии в 1526 г. называлось:

А. Делийский султанат

Б. Княжество Бахмани

В. Виджаянагар

Г. Империя Великих Моголов

 

70. Ост-индская компания с середины XVIII в. начинает систематическое завоевание страны:

А. Китая

Б. Японии

В. Индии

Г. Таиланда

 

71. Произошедшее массовое убийство в Париже французских протестантов-гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. вошло в историю под названием __________________________

 

72. Нантский эдикт был принят королем Генрихом IV в:

А. 1589 г.

Б. 1594 г.

В. 1598 г.

Г. 1610 г.

 

73. Установите соответствие между правителями династии Тюдор и датами их правления:

1. 1485-1509 гг.                      А. Генрих VIII

2. 1509-1547 гг.                      Б. Мария I

3. 1547-1553 гг.                      В. Елизавета I                      

4. 1553-1558 гг.                     Г. Генрих VII

5. 1558-1603 гг.                         Д. Эдуард VI

 

74. О.Кромвель в годы Английской буржуазной революции XVII в. был:

А. руководителем армии парламента

Б. наместником короля в Ирландии

В. руководителем движения за независимость Шотландии от Англии

Г. главой английского парламента

 

75. Кого в годы Английской буржуазной революции называли «круглоголовыми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.416 с.)