Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назначение и основные функции
Назначение и основные функции Автоматической идентификационной системы (АИС) официально определены в Резолюции ММО MSC.74(69) от 12 мая 1998 г., в правиле 19 Главы V Конвенции SOLAS и в Резолюции ММО А.917(22) «Руководство по использованию АИС на судах». АИС - многофункциональная информационно-техническая система (навигационно-связная), оборудование которой устанавливается на судах и в береговых службах в целях обеспечения безопасности мореплавания и автоматизации обмена навигационной информацией. АИС обеспечивает: - автоматическую и регулярную передачу судном другим судам и береговым службам информации в системе VTS, включающей сведения о судне, координаты, курс, скорость и другие данные; - автоматический прием, обработку и отображение аналогичной информации от других судов и береговых служб; - автоматическое сопровождение (прокладку движения) судов, оборудованных АИС, в целях предупреждения столкновений, а также контроля и регулирования судоходства; - автоматизированный обмен сообщениями, связанными с безопасностью мореплавания, между судами и береговыми службами В определении применен термин VTS (Vessel Traffic Services), практически аналогичный русскоязычному термину СУДС (Системы управления движением судов). Однако в данном контексте VTS следует понимать в более широком смысле как береговые службы, учрежденные государственными органами в целях мониторинга, организации и регулирования судоходства. К таким службам, кроме СУДС, относятся системы судовых сообщений и другие системы контроля судоходства в прибрежных водах. На борту судна АИС используется судоводительским составом в следующих направлениях: • как навигационное оборудование, дополняющее судовую РЛС и обеспечивающее получение информации о местоположении, курсе и скорости других судов в целях предупреждения столкновений; • как средство получения дополнительной информации о других судах (название или позывной, тип судна, его навигационный статус, порт назначения, маршрут движения), позволяющей правильно оценить обстановку и принять решение по управлению судном; • как средство обмена с другими судами и береговыми службами сообщениями, связанными с безопасностью мореплавания;
• как средство автоматической передачи информации в береговые службы, включая СУДС и обязательные системы судовых сообщений, позволяющее исключить радиотелефонный обмен или снизить его объем; • как средство получения от береговых служб местной навигационной информации (судоходная обстановка, метеорологическая и гидрологическая информация). В системах управления движением судов (СУДС), системах судовых сообщений и других береговых службах контроля и регулирования судоходства АИС используется в следующих направлениях: • как оборудование, дополняющее береговые РЛС, традиционные средства связи и обеспечивающее получение информации о местоположении и движении судов в целях контроля, организации и регулирования судоходства; • как средство автоматической идентификации и получения информации судах в контролируемых районах (название или позывной, тип судна, его навигационный статус, наличие опасного груза, порт назначения, маршрут движения и др.); • как средство автоматизированной передачи судам местной навигационной информации и предупреждений (судоходная обстановка; состояние СНО, обнаруженные опасности, метеорологическая и гидрологическая информация); • как дополнительное (резервное) средство передачи на суда дифференциальных поправок для глобальных навигационных спутниковых систем; • как дополнительный источник информации при организации и планировании портовых операций (портовый флот и местное пассажирское сообщение, расстановка судов на рейдах и у причалов и др.); • как средство дистанционного автоматического контроля за положением и техническим состоянием плавучих и стационарных СНО. Использование АИС в деятельности служб поиска и спасения позволяет повысить эффективность поисково-спасательных операций посредством следующих мер: • автоматизация контроля местоположения судов в районах ответственности МСКЦ; • автоматизация контроля местоположения спасательных судов и летательных аппаратов, участвующих в операциях поиска и спасения; • автоматизация обмена информацией между МСКЦ и участниками операций поиска и спасения.
В деятельности лоцманских служб АИС может использоваться в следующих направлениях: • применение портативной аппаратуры АИС, доставляемой лоцманами на борт судна; • автоматический контроль за местоположением и движением лоцманских судов, включая нахождение у причала, а также у борта судна при высадке и приеме лоцмана; • автоматизированный обмен информацией с судами относительно порядка лоцманской проводки, времени и места приема лоцмана. При использовании АИС в плавучих и стационарных средствах навигационного оборудования (СНО) достигается следующий эффект: • обнаружение и навигационное использование СНО на расстояниях, значительно превышающих возможности визуального и радиолокационного обнаружения; • автоматическая передача метеорологической и гидрологической информации от датчиков, установленных на СНО; • возможность автоматического дистанционного контроля за местоположением и состоянием СНО со стороны береговых служб; • возможность применения «виртуальных» СНО (дополнительных или временных) там, где физическая установка СНО затруднена.
Принцип действия
Принцип действия АИС поясняется на рис.19.
Рис. 19. Принцип действия АИС
Суда, оборудованные аппаратурой АИС, находясь в открытом море или в прибрежных районах, регулярно передают в диапазоне ОВЧ (УКВ) морской подвижной радиослужбы стандартные сообщения, содержащие информацию о судне, его координатах, курсе, векторе скорости, опасном грузе на борту, порте назначения, времени прибытия и пр. Одновременно каждым судном, оборудованным АИС, принимается аналогичная информация от других судов, находящихся в радиусе действия, ограниченном распространением радиоволн ОВЧ (УКВ) диапазона (20 - 30 миль). Принятая информация автоматически обрабатывается и отображается на одном из судовых навигационных дисплеев. Синхронизация работы всех станций АИС (судовых и береговых) обеспечивается глобальной навигационной спутниковой системой (ГНСС), которая также является источником передаваемой информации о координатах и векторе скорости. В прибрежных районах, где установлены базовые станции АИС, информация, передаваемая судами, принимается базовыми станциями и поступает в распоряжение береговых служб (СУДС и системы судовых сообщений, службы поиска и спасения, службы экологического контроля и ликвидации последствий загрязнения, пограничные и таможенные власти, различные портовые службы). Обычно, для получения целостной картины судоходства в контролируемом районе, базовые станции АИС объединяются в сети, позволяющие интегрировать информацию от отдельных базовых станций между собой, а также с информацией, получаемой в СУДС и в обязательных системах судовых сообщений. В прибрежных районах точность определения координат судов с помощью ГНСС и, следовательно, эффективность АИС могут быть повышены посредством береговых опорных станций и радиомаяков, передающих для судов дифференциальные поправки. Базовые (береговые) станции АИС могут действовать в активном режиме, управляя режимом работы судовых станций и передавая им информацию, связанную с безопасностью мореплавания (местные навигационные предупреждения, дифференциальные поправки для ГНСС, данные о судах, сопровождаемых СУДС, и другую). При нахождении судов вне районов действия береговых базовых станций и в открытом море АИС может действовать в режиме дальней связи через Инмарсат-С. В этом режиме обеспечивается автоматическая передача информации от судов в адрес береговых служб в целях мониторинга судоходства в территориальных водах, исключительных экономических зонах и районах ответственности морских спасательно-координационных центров (МСКЦ).
Аппаратура АИС может также устанавливаться на летательных аппаратах, участвующих в поисково-спасательных операциях на море, и на средствах навигационного оборудования (СНО) морских путей (плавучих и стационарных). Лоцманские службы могут использовать портативную аппаратуру АИС, доставляемую на борт судна и работающую автономно или с подключением к судовому оборудованию АИС. Принцип взаимного получения и использования информации АИС двумя судами, находящимися в «радиовидимости» друг друга, поясняется рис.20. Рис. 20 Взаимодействие двух судов, оснащенных АИС
Судовая аппаратура каждого судна упрощенно представлена тремя блоками: приемник ГНСС, контроллер (управляющее устройство на основе микропроцессора) и приемопередатчик ОВЧ (УКВ) диапазона. Обмен информацией между аппаратурой двух судов осуществляется через специальный канал связи АИС, выделенный в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы. Отображение принятой и обработанной информации производится на экране судового навигационного графического дисплея (РЛС/САРП, электронная картографическая система, интегрированная навигационная система). Символ встречного судна (треугольник) и метка истинного курса ориентированы по данным гирокомпаса. Вектор скорости, получаемый по данным ГНСС, может не совпадать с курсом (острым углом треугольника) при наличие дрейфа (сноса). При наведении на символ встречного судна маркера в дополнительном окне дисплея выдаются данные по судну, включающие название или позывной, координаты или пеленг/дальность, курс и скорость, Дкр и Ткр, тип судна, его навигационный статус (например, ограничено осадкой), данные о наличии опасного груза, порт назначения, ЕТА и т.д. Для обеспечения одновременной работы многих судовых и береговых станций АИС на одном частотном канале используется метод множественного доступа с временным разделением сигналов(TDMA - Time Division Multiplied Access). Таким образом, все станции АИС, находящиеся в радиусе «радиовидимости» друг друга, автоматически взаимно синхронизируются, не создавая помех общей работе. Период передачи информации станциями АИС определяется типом станции (судовая, базовая, установленная на СНО) и состоянием судна (неподвижное, на ходу, маневрирующее). Для большинства движущихся судов период передачи изменяется от 10 до 2 секунд, то есть, соизмерим с периодом обновления радиолокационной информации (2-4 секунды), определяемым частотой вращения антенны РЛС. Это позволяет осуществить постоянное слежение за движением судов, аналогичное автоматическому сопровождению с помощью РЛС/САРП.
Требования, стандарты и рекомендации
Статус АИС, как обязательного навигационного оборудования согласно Конвенции SOLAS-74, требует разработки на международном уровне детальных технико-эксплуатационных требований, вплоть до методов контроля и испытаний производимой аппаратуры АИС. Только наличие таких детальных стандартов и требований может гарантировать функциональную и техническую совместимость аппаратуры АИС, выпускаемой разными производителями и устанавливаемой на судах и в береговых службах разных стран. Основные требования к техническим характеристикам универсальной АИС разрабатывались специальной рабочей группой МАМС/IALA по АИС (с декабря 1999 - Комитет IАLА по АИС). В 1997 г. Всемирной Конференцией по радиосвязи для использования исключительно в целях АИС выделены два канала в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы: канал AIS-1 (87В - 161,975 МГц) и канал AIS-2 (88В - 162,025 МГц), что было отражено в Международном Регламенте Радиосвязи. В 1998 г. Международный Союз Электросвязи (МСЭ/ITU) приступил к подготовке предварительной редакции Рекомендаций ITU-R M.I 371 «Технические характеристики универсальной судовой АИС, использующей TDMA в диапазоне морской подвижной службы». Этот документ устанавливает основные требования к принципам построения и техническим характеристикам универсальной АИС, к организации канала связи, содержанию и форматам информационных сообщений, процедурам обмена сообщениями. В 1999 – 2001 г.г. Международная Электротехническая Комиссия (МЭК/IЕС) по представлению ММО разработала Стандарт МЭК 61993-2, в котором устанавливаются требования к техническим параметрам судовой аппаратуры АИС класса А, а также методы испытаний. Подготовка Стандарта МЭК 61993-2, адресованного производителям аппаратуры АИС и органам сертификации, позволяет начать процесс официального внедрения АИС на судах. При подготовке новой редакции Главы V «Безопасность мореплавания» Конвенции SOLAS в нее были включены требования по оснащению аппаратурой АИС основных типов судов. В окончательном виде новая Глава V утверждена ММО 5 декабря 2000 г. Резолюцией MSC.99(73) и вступила в действие с 1 января 2002 г. Международные требования, стандарты и рекомендации служат основой для разработки национальных нормативных документов, регламентирующих внедрение АИС на морском флоте государств - членов ММО. В марте 2002 г. Министерством транспорта РФ введены в действие «Временные технико-эксплуатационные требования (ТЭТ) к судовому оборудованию АИС», разработанные с учетом международных требований и стандартов. Данные ТЭТ являются базовым документом для освидетельствования оборудования АИС, устанавливаемого на судах под флагом РФ. В соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации, в ТЭТ включено требование об обязательном использовании в АИС комбинированного приемника ГНСС ГЛОНАСС/GPS.
Эффективность внедрения и практического использования АИС зависит не только от деятельности разработчиков, производителей и органов технического надзора, а также от широкого круга специалистов, осуществляющих внедрение и эксплуатацию АИС на судах и в береговых службах. В то же время, специфика изложения нормативных правовых и технических документов может вызвать определенные затруднения при планировании, внедрении и эксплуатации АИС. В связи с этим, ММО и IALA подготовили ряд документов информационно-рекомендательного характера. Наиболее полным информационно-рекомендательным документом по АИС является «Руководство МАМС по АИС» (IALA Guidelines on AIS), первая редакция которого подготовлена в 2001 г. В качестве фрагмента данного «Руководства» подготовлено «Руководство по использованию АИС в качестве средства Служб движения судов» (IALA Guidelines on AIS as VTS Tool). Кроме того, МАМС разработаны и включены новые разделы по АИС в такие известные документы как «Руководство по навигационным средствам» (IALA Aids To Navigation Guide) и «Руководство по Службам движения судов» (IALA VTS Manual). Разрабатываемые в настоящее время «Разъяснения IALA к Рекомендациям ITU-R M.1371» (IALA Clarification on Recommendation ITU-R M.1371) служат комментарием и информационным приложением к соответствующему документу МСЭ/ITU. Планируется разработка «Рекомендаций МАМС по сети береговых станций АИС» (IALA Recommendation on AIS Networking), а также «Руководства по установке АИС на судах» (Shipboard Installation Manual for AIS). Резолюцией ММО A.917(22) от 29 ноября 2001 г. принято «Руководство по эксплуатации АИС на судах», в котором кратко описывается общий принцип работы АИС, содержание информации и порядок использования аппаратуры АИС судоводительским составом. Структура и взаимосвязь нормативных и информационно-рекомендательных документов по АИС показана на рис. 21.
Рис. 21. Структура и взаимосвязь документов по АИС
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.100 (0.02 с.) |