Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. Искусство Византии (5-15 вв. ).
Историческая справка: Византия – центр средневекового искусства. 395 год – время создания государства Византия на основе восточных провинций Римской империи. Византия просуществовала до 1453 года. Столица – Константинополь. Строй – феодальный. Во главе государства – император и церковь. Религия – христианство (но были и другие верования). Эстетический идеал Византии – Бог – источник красоты, душевного равновесия. Периодизация: - 5-7 века – ранневизантийский период. 6 век - время правления императора Юстиниана 1. - 8 век – время религиозного движения – иконоборчество - направленного против культа икон. Победу одержали иконопочитатели. - 11-12 века – упадок византийской культуры. Византия как государство теряет свои позиции. - 12-15 века – подъём византийской культуры, последний расцвет византийского искусства. Во второй половине 15 века Византия превратилась в Турцию, а её столица – Константинополь - получила название - Стамбул. Христианскую религию сменила мусульманская.
Особенности искусства Византии: 1. Религиозность искусства. Связь с христианской религией. 2. Каноничность искусства. 3. Безымянность искусства. 4. В ранневизантийский период искусство подражательное. Основа – искусство античности. 5. Характерные черты искусства – блеск, парадность, красочность, зрелищность, сияние. 6. В центре внимания византийских художников – человек в образе христианского бога и святых. 7. В архитектуре: - ведущая роль принадлежит культовой архитектуре, представленной храмами и монастырскими комплексами; - базилика, крестово-купольная архитектурная форма – наиболее распространённые формы церковных построек; - новый тип культовых построек – купольная базилика; - в архитектуре - предпочтение внутреннему убранству храмов. 7. В живописи: - развитие монументальной (храмовой) живописи, представленной мозаикой, фреской; иконописи, книжной миниатюры; - существование иконографического канона в росписи храмов. 8. Развитие ювелирного искусства, художественного шитья. 9. Незначительная роль скульптуры в искусстве Византии. Развитие декоративного рельефа. Развитие портретной скульптуры в традициях позднего римского искусства.
Архитектура. Светская архитектура Византии известна почти исключительно по письменным свидетельствам. Главная роль принадлежала культовой архитектуре. Наиболее распространённая форма церковных построек – базилика – здание удлинённой формы с полукруглым или гранёным выступом в восточной части – апсидой. Многие базилики были разделены колоннами на 3 нефа и имели три апсиды. Перекрытие базилик в западных областях империи были деревянными. Восточные базилики строились почти исключительно из камня. Для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича (плинфы) или смешанной кладки. Постепенно в храмовом строительстве утверждается крестово-купольная архитектурная форма. В центре такого здания возводится купол, символизирующий небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест. Купол располагался на световом барабане. Внутреннее пространство храма делилось на 3-5 нефов. Всё внимание зодчих было сосредоточено на оформлении внутреннего пространства храмов, особенно самой священной части храма – алтаря. Алтарь располагался в восточной части храма в апсиде. Для увеличения внутреннего пространства храма с целью вмещения большего числа верующих создаётся новый тип культовых построек, объединивший конструктивные особенности базилики и центрально-купольного храма – купольная базилика. В период царствования Юстиниана возводится главный христианский храм – храм Святой Софии в Константинополе. Архитекторы: Анфимий и Исидор из Малой Азии – лучшие представители традиций позднеантичной научной интеллигенции. Задача: создать главный храм христианского мира, воплотить идею могущества империи и блестящего правления императора. Тип храма: купольная базилика. Храм посвящён святой Софии – христианской мученице, казнённой во втором веке в Риме. Собор построен на месте базилики, уничтоженной пожаром. Строительство храма началось 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара. В основу здания положен план трёхнефной базилики, слегка вытянутой в прямоугольник. Центральный неф перекрыт куполом. Четыре мощные арки держат купол высоко над молящимися. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в сою очередь имеют ещё по два маленьких полукупола. Главный купол образован сорока арками с окнами, через которые в подкупольное пространство поступает свет.
С восточной стороны храм имеет апсиды – полуцилиндрические выступы. В апсиде помещается алтарь. С западной стороны – главный вход. С запада перед Софийским собором находился обширный фонтан для омовений. Существовал ещё один торжественный вход с юга, со стороны центральной площади Константинополя. На площади против собора располагался огромный ансамбль Большого императорского дворца, а также здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху. Внешний вид собора Святой Софии с его гладкими стенами отличается простотой, суровостью и массивностью форм. Зато внутреннее пространство храма поражает своим богатством. Стены храма облицованы полированным серо-зелёным и розовым мрамором. Своды и купола украшают мозаики. В куполе изображён гигантский мозаичный крест. В основном мозаики имели декоративный характер. Юстиниан, по-видимому, не захотел изображать евангельские сцены, т.к. это объяснялось сомнением в допустимости изображать человеческое тело, ведь античные традиции ещё сохраняли свою силу. В соборе более ста колонн. Колонны взяты для постройки из ряда античных храмов Малой Азии, Египта, Греции. Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 м.). Собор Святой Софии – высшее достижение византийской архитектуры.
Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого числа памятников 5-6 веков, как расположенная на севере Италии Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Пладиции и восьмигранный православный баптистерий (крещальня); базилики 6 века. Особый интерес представляет центрально-купольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540-547 г.г.). 15-тиметровый в диаметре купол Сан Витале покоится на восьми столбах. Памятники Равенны имели специфические местные черты. Самой распространённой техникой внутреннего убранства зданий была мозаика.
В эпоху Македонской династии формируется зрелый средневековой стиль (9-12 в.в.). Дворцовые постройки этого периода представляют собой целый комплекс зданий с галереями и переходами. К 9 веку господствующим в церковной архитектуре становится крестово-купольный тип храма. В центре всех культовых построек, увенчанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство. К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста. Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов. В 9-13 веках возводятся монастырские комплексы. Центром архитектурной композиции монастыря является главный храм – каталикон. Крестовые походы, приведшие к завоеванию Константинополя в 1204 году, сыграли губительную роль в судьбе Византийской империи. Крестоносцы разграбили город, вывезли большое количество произведений искусства. Греческие художники эмигрировали в разные страны Западной и Восточной Европы.
Здания, возведённые или перестроенные в конце 13-15 в.в., отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера (монастырь Хора в Константинополе). В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий.
Монументальная живопись. Наиболее ярко живописное искусство Византии представлено в христианских храмах. Внутреннее пространство церквей мастера-живописцы украшали стенными росписями (фресками) и мозаикой. Фреска – роспись водяными красками по сырой или сухой штукатурке. Мозаика – рисунок или узор, составленный из керамики или кусочков разноцветных камней – смальты. Росписи и мозаики придавали помещению необычайно праздничный вид и иллюстрировали события священных христианских книг, прежде всего Библии. Люди на этих картинах чаще всего облачены в длинные одеяния, имеют торжественный и строгий вид. В византийских храмах нельзя было встретить изображения обнажённого тела, в этом и состоит главное отличие христианского искусства от античного. К 6 веку, в период правления императора Юстиниана 1, для византийского искусства наступила пора расцвета. Искусство стало прославлять императора. Так, например, стены сохранившейся до наших дней церкви Сан Витале в итальянском городе Равенне украшены изображениями императора Юстиниана и его супруги Феодоры. На алтарной стене храма изображены две процессии, приносящие дары храму. Одну из них возглавляет император Юстиниан, другую – его супруга Феодора. Юстиниан и Феодора являются зрителям как идеальные образы идеальных правителей. Поэтому в равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) – оба супруга держат в руках золотые чаши (“Император Юстиниан со свитой”, “Императрица Феодора со свитой”). Монументальная живопись 9-10 веков глубоко канонична. К началу этого периода складывается система внутреннего декоративного убранства храмов. Церковное здание уподобляется космосу, и в соответствии с этим существовал определённый иконографический канон в оформлении внутреннего пространства храма. Храм делился сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. Соответственно в куполе изображали Христа Пантократора (Вседержителя) – владыки Мира в окружении ангелов. Он взирает с небес на Землю и обдумывает распорядок и образ правления. В апсиде помещали фигуру Богоматери Оранты, представленной в позе моления с воздетыми руками. Поднятые руки воспринимались как жест покровительства и защиты, как обращение к Богу за милостью для людей. Ниже Богоматери стояли библейские патриархи и пророки, апостолы и мученики. Изображение Богоматери олицетворяло церковь земную. Паруса с изображением евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части храма. Смысл такого ансамбля заключался в том, чтобы показать единство Церкви небесной в образе Христа, с Церковью земной в лице Богоматери. Канон ограничивал свободу художника: он не мог построить композицию и выбрать краски по своему усмотрению. Например, покрывало Богоматери полагалось писать вишнёвым (реже лиловым или синим), а одеяние – синим. У Христа, наоборот, синим был плащ, а вишнёвым – хитон (рубаха).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.012 с.) |