Что соединяет эти растения с предметами? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что соединяет эти растения с предметами?



ЦЕЛЬ Научить соединять в пары растения с теми предметами и изделиями, для которых они служат исходным материалом, отразить это в речи, используя подходящие по смыслу глаголы (изготовляют, плетут, пекут, варят, пилят, строят, вырезают). Стимулировать речевую активность детей при совместном отборе картинок.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Предметные картинки с изображениями растений и изделий, изготовляемых из них: ива — корзинка подсолнух — масло в бутылке хлопок — вата липа — матрешка, дуб — стол, шкаф пшеничные колосья — баранка, батон береза — доски, линейка сосна — деревянная изба елка — бумага, тетрадь трава — копна сена

Две картонные карточки, разделенные на 10 клеток, по 2 клетки в каждом ряду. Фишки.

ХОД ИГРЫ Дети делятся на 2 подгруппы с одинаковым количеством играющих. Каждая подгруппа получает карточку с клетками. Воспитатель складывает картинки с изображениями растений в стопку, а картинки с предметами и изделиями кладет посредине стола. Воспитатель напоминает детям, как много пользы приносят людям разные растения: «Как много вокруг предметов, сделанных из деревьев, как много вкусных продуктов, изготовленных из овощных, ягодных, фруктовых и злаковых растений». Предлагает детям поиграть в игру «Что соединяет эти растения с предметами?». Объясняет правила игры: «В стопке лежат картинки с изображениями растений, а посредине стола — картинки с предметами и изделиями, которые изготовляются из этих растений. Каждый возьмет по одной картинке из стопки и положит ее на клетку карточки с левой стороны. Картинки из стопки будете брать поочередно — сначала играющий из одной команды, потом — из другой. Затем вы начнете подбирать подходящие картинки, — те, на которых нарисованы предметы и изделия, изготовленные из растений, и класть их рядом на клетки карточки справа. Когда вы будете подбирать эти картинки, то советуйтесь друг с другом, чтобы ваш выбор был верным. Ведь вы играете одной командой, и результат будет общим для всех. Когда закончите, я положу фишку на правильно подобранные пары картинок. И вы поочередно будете объяснять, что делают из вашего растения. При этом постарайтесь называть разные подходящие слова — такие, как: пилят, пекут, плетут, варят и другие, а не только слова делают или изготовляют. За удачные слова команда будет получать дополнительные фишки». Если возникают ошибки в подборе парных картинок, то воспитатель просит детей из другой команды исправить ошибку и при верном ответе фишка достанется им. Ответы детей строятся как предложения: «Из березы пилят доски», «Из ивы плетут корзинки» и т.п. В конце игры каждая подгруппа подсчитывает количество выигранных фишек, определяют победителей. Воспитатель поощряет ту команду, члены которой были доброжелательны и помогали друг другу в игре. Примечание. О полевых культурах — подсолнечнике, хлопке, пшенице и др. — можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (2002. № 7. С. 65).

Новоселье у матрешек

ЦЕЛЬ 1. Для первого варианта: упражнять детей в понимании смысла пространственных предлогов и наречий (на, над, под, рядом) — правильно располагать матрешек в окнах двухэтажного дома. Ввести в речь детей пространственные предлоги. 2. Для второго варианта: закрепить понимание в речи пространственных предлогов (добавить предлог между) и научить выделять их интонационно в своих ответах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Для первого варианта: 1 домик с 6 окошками и 6 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого. Размер картинок с матрешками равен размеру окошка. 2. Для второго варианта: 2 карточки-дома с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого.

ХОД ИГРЫ

I вариант Играют 3 детей, которым воспитатель дает по 2 картинки с изображением матрешек, а на середину стола кладет карточку-домик и рассказывает: «Построили для матрешек новый дом. Вот этот. И для каждой матрешки выделили в нем комнатку. Приехали матрешки к своему новому дому, а кто в какой комнатке будет жить и на каком этаже — не знают. Но мы им поможем. Я буду называть, где какая матрешка (в каком платочке) будет жить, а вы будете селить своих матрешек. Матрешка в красном платочке будет жить в комнате рядом с дверью (ребенок кладет картинку на окошко), а матрешка в желтом платочке — тоже в комнате рядом с дверью, но с другой стороны (другой ребенок кладет свою матрешку)». Воспитатель обращается к этим детям: «Скажите, на каком этаже поселились ваши матрешки? (На первом.) Теперь будем заселять второй этаж. Матрешка в зеленом платочке будет жить в комнате над дверью. Покажи, где ее окошко (обращается к 3-му ребенку). А где оно расположено? (Над дверью.) А на каком этаже ее комната? (На втором.) Кто же будет жить над комнатой матрешки в желтом платочке? Это будет матрешка в оранжевом платочке. Покажи ее окошко. Где она будет жить? А еще выше (в мансарде) будет жить матрешка в голубом платочке. Над кем она поселится? (Над матрешкой в зеленом платочке.) Мы помогли всем матрешкам найти свои комнаты в новом доме. Они очень рады, что вы им помогли, и теперь будут праздновать новоселье». При повторном проведении игры, после расселения матрешек, можно поупражнять детей в правильном применении в речи предлогов через вопросы: «Какая матрешка в... (цвет) платочке живет рядом (над, под) матрешкой в... платочке?» Позже в игре можно использовать такие ситуации, когда 1— 2 матрешки приехали в новый дом не сразу и им какая-либо матрешка «объясняет», где остались свободные комнаты (с использованием предлогов), или какие-то матрешки решили поменяться комнатами, и одна из них рассказывает, где она жила раньше (на 1-м этаже под комнатой..., а теперь будет жить на 2-м этаже над...) и т.п.

II вариант Играть могут 4 ребенка и заселять 2 домика. У каждого дома — разные по цвету крыши. Каждый ребенок селит в дом по 3 матрешки, дети в игре осваивают и предлог между. Рассказ воспитатель может построить аналогично рассказу для детей младшей группы или придумать какие-либо другие ситуации. Дети при повторении игры могут и сами заселить дома как хотят, но потом каждая матрешка рассказывает, где находится ее комната в доме. Матрешка, живущая на 2-м этаже (в среднем окне), рассказывая о местоположении своей комнаты (окна), употребляет предлог между. Воспитатель может спросить, где находится дверь дома («Между окнами матрешек в... и... платочках»). Воспитатель предлагает детям выделять интонационно слова (предлоги), которые точно указывают, где кто живет.

Где находится твой дом?

ЦЕЛЬ Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь (старшая и подготовительная группы).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Небольшие плоскостные картонные дома разного назначения: 4 одинаковых жилых дома, магазин, аптека, школа или детский сад, а также деревья, кусты, ограда, скамейки... Длинный лист картона или плотной бумаги для раскладывания на нем зданий и др. 2. Два игрушечных телефона (старшая и подготовительная группы).

ХОД ИГРЫ

I вариант В средней группе играют 4 ребенка. Воспитатель предлагает детям сесть за два сдвинутых стола, на определенном расстоянии друг от друга перед полосой картона, и кладет перед каждым изображение жилого дома. Рассказывает: «Построили в городе новую улицу. Сначала на ней появились одинаковые жилые дома. И вам предложили переехать в эти дома. Но как их отличить друг от друга? И вы решили озеленить новую улицу, посадить возле своих домов разные деревья». Воспитатель раздает каждому играющему по 2-3 картинки с разными деревьями и предлагает посадить их возле своих домов, кто как хочет. Добавляет скамейки, песочницу... Продолжает рассказ: «Очень мне хотелось посмотреть, как вы устроились на новом месте. Но как найти дом каждого из вас?» Обращается поочередно к каждому ребенку с вопросами: «Витя, скажи, пожалуйста, что растет около твоего дома? (в ответе ребенка обязательно должно быть слово, которое содержалось в вопросе воспитателя. Например: «Около моего дома растет высокая елка»). Слева или справа от твоего дома растет елка? Что находится рядом с елкой?» и т.п. Воспитатель указывает на дом Вити и спрашивает, правильно ли он отгадал свой дом. Подробный разговор воспитатель проводит с каждым ребенком. Далее проводит работу с предлогом между. Рассказывает: «На каждой улице, кроме жилых домов, строители построили и другие здания. Вот магазин». Воспитатель помещает между двумя жилыми домами магазин и спрашивает: «Между чьими домами находится магазин?» Ребенок отвечает: «Магазин находится между моим домом и Витиным». Такую же работу педагог проводит, помещая на улице аптеку, детский сад. Может сделать и перестановку других объектов, например поместить скамейку между елкой и березой, и т.п. Важно, чтобы каждый играющий в своем ответе осознанно использовал предлог между. В конце игры воспитатель обращает внимание детей, что теперь на новой улице есть все необходимое, не только жилые дома, но и нужные людям магазин, аптека, детский сад. Улица стала красивой, на ней между домами растут разные деревья и кусты, стоят скамейки...

II вариант В старшей группе играют от 4 до 6 детей. Воспитатель заранее «строит» улицу на длинном листе картона, размещая объекты не только в ряд, как в средней группе, но и впереди домов (растения, изгороди, скамейки), добавляет 1-2 высоких здания и деревья, частично видимые из-за домов, расположенных в ряд, и приглашает детей поиграть в игру «Где находится твой дом?». Сначала дети рассматривают улицу, определяют, что на ней находится, замечают, что все жилые дома одинаковые и без номеров. Воспитатель: «Вы будете новоселами. Каждый получил квартиру в одном из этих домов. Вы мысленно, молча выберете себе любой дом, чтобы пока, кроме вас, никто не знал об этом. Мне очень захотелось узнать, как вы устроились на новом месте. Я каждому позвоню по телефону и узнаю, где находятся ваши дома». Педагог берет себе один телефон (игрушку можно заменить изображением мобильника, наклеенным на картон), а другой телефон отдает ребенку. Остальным играющим советует прислушаться к их разговору, чтобы потом определить, правильно ли отгадан дом. Примерный диалог с ребенком: «Добрый день, Леночка! Как устроилась на новом месте? Хочу зайти к тебе и посмотреть на твою новую квартиру. Объясни мне, пожалуйста, как найти твой дом? Расскажи, что находится рядом с твоим домом?» (Если нужно, воспитатель задает вопросы, чтобы уточнить местоположение дома.) Если по ходу игры окажется, что и другой ребенок загадал тот же дом, то воспитатель спрашивает о других объектах возле него. Например: «Далеко ли от твоего дома аптека? Что находится позади твоего дома?» и др. Делает вывод, что Лена и Юра — соседи, т.к. получили квартиры в одном доме. В конце игры воспитатель говорит, чьи дома ему легче было найти, потому что в телефонном разговоре эти дети правильно указывали их местоположение, т.к. употребляли точные слова: около, между, перед... (дети могут назвать и остальные предлоги и наречия).

III вариант В подготовительной группе в игре используется тот лее наглядный материал, можно добавить еще 1-2 новых здания: школу, почту. Воспитатель может привлечь детей к построению улицы на длинном листе картона. Дополнительным материалом являются маленькие изображения такси, наклеенные на картон. В игре принимает участие четное количество детей (4-6 человек). Воспитатель предлагает им объединиться в пары и объясняет ход и правила игры: «В каждой паре один будет новоселом и мысленно выберет себе любой дом на этой улице, а другой, его друг, захочет узнать, где тот поселился. Он позвонит по телефону и станет спрашивать новосела, где расположен его дом. В своих вопросах и ответах будете употреблять точные слова, обозначающие расположение дома среди других строений и предметов. В конце телефонного разговора новосел приглашает друга к себе на новоселье. Друг возьмет такси и остановит его возле нужного дома». Воспитатель дает первой паре два телефона. А также мо-сет перед игровым действием вспомнить с детьми обстоятельственные наречия и предлоги. По ходу телефонного разговора детей воспитатель, если потребуется, напоминает им некоторые правила: начать разговор с приветствия, затем сообщить, кто говорит, — и о том, как можно закончить разговор. Аналогично другие пары детей ведут телефонные разговоры. Во 2-м коне дети меняются ролями. В конце игры воспитатель оценивает не только точность переговоров, но и манеру

 

Список литературы

1. ж. «Дошкольное воспитание», №7, 2002

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.

3. Сомкова О. Развиваем речь детей //ж. «Дошкольное воспитание» - №1. 2006. – с.37-46.

4. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.015 с.)