Модуль 1. Природно-ресурсные и природоохранные проблемы и пути их решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Природно-ресурсные и природоохранные проблемы и пути их решения



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИН……………………………………………………………..11

МОДУЛЬ 1. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ И ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………...…………………………11

Тема 1.1 Проблемы взаимодействия общества и природы…………………...11

Тема 1.2 Формирование концепции устойчивого развития…………………..15

Тема 1.3 Основы ресурсопользования……………………………………...….18

МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………24

Тема 2.1.Управление природопользованием и охраной окружающей среды.24

Тема 2.2 Экономическая оценка последствий  негативного воздействия на окружающую среду……………………………………………………………...29

Тема 2.3 Налоги и платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды……………………………………………………………..43

Тема 2.4 Экономическое стимулирование рационального природопользования……………………..61

МОДУЛЬ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И АУДИТ……………..65

Тема 3.1. Система экологического менеджмента и аудита на предприятии..65

Тема 3.2. Оценка эффективности природоохранных мероприятий…………70

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………...84

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………85

приложения………………………………………………………………....87


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Экономика природопользования и природоохранной деятельности» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплины подготовки бакалавра по направлению 280700.62  «Техносферная безопасность». Овладение системой знаний по данной дисциплине требует соответствующей  подготовки по дисциплинам: «Экономика», «Концепции современного естествознания», «Экология», «Управление техносферной безопасностью», «Надзор и контроль в сфере безопасности», а также умения работать с учебной, монографической и справочной литературой, изданиями периодической печати, грамотно формулировать и аргументировать идеи. Освоение дисциплины «Экономика природопользования и природоохранной деятельности» необходимо для изучения дисциплин: «Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация», «Процессы и аппараты защиты окружающей среды», «Промышленная экология», «Инженерная экология» и «Управление охраной окружающей среды».

Цель дисциплины – введение студентов в круг теоретических и нормативно-методических основ экономики природопользования, анализ новых форм управления экологической деятельностью, а также путей перехода к модели экологически устойчивого развития на уровне предприятия.

Основными задачами дисциплины является получение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимыми для:

- получения представления об экономики природопользования как теоретической, так и одновременно прикладной дисциплине;

- выработки научных представлений о закономерностях взаимодействия общества и природы;

- уяснения концептуальных положений управления природопользованием и охраной окружающей среды и получения представления о методах, используемых в процессе государственного регулирования экологической деятельности, в том числе имеющих инновационный характер;

- выполнения расчетов платежей, связанных с природопользованием и природоохранной деятельностью;

- понимания сути экологического менеджмента предприятия, а также экономической эффективности природоохранных мероприятий, интеграции экономических и экологических эффектов.

Изучение данной дисциплины способствует формированию у студентов «экологического» образа мышления и поведения, чувства личной ответственности и причастности к проблемам окружающей среды. Процесс изучения дисциплины «Экономика природопользования и природоохранной деятельности» направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

1. Использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11);

2. Использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (СК-1).

В результате освоения дисциплины обучаемый должен:

знать:

- основные эколого-экономические концепции мирового развития и законы развития природы и общества;

- правовую базу обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- инструменты экономического механизма государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

- систему управления безопасностью в техносфере;

- теоретико-методические основы оценки эколого-экономической эффективности;

- механизм внедрения и функционирования системы экологического менеджмента и экологического аудита;

уметь:

- применять понятийно-категорийный аппарат, основные закономерности развития взаимоотношений природы и общества в своей профессиональной деятельности;

- ориентироваться в системе экологического законодательства и нормативно-правовых актах, определяющих экологические ограничения при принятии управленческих решений;

- проводить анализ экологических рисков и управления ими;

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности

- оценивать действенность экономического механизма государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

владеть:

- навыками системного подхода к анализу экологических проблем;

- методами организации учета издержек в природопользовании и природоохране;

- методами и приемами расчета ресурсных налогов и платежей за загрязнение окружающей среды;

 - методами и приемами определения величин экономического ущерба, а также эффективности инвестиционных природоохранных проектов;

- навыками подготовки документов для лицензирования в сфере природопользования и природоохраны.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Таблица 1

Структура дисциплины и виды учебной работы

 

 

п/п

 

Модуль/тема

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

лекции практ. занятия самост. работа
  Всего, в т. ч.     1 7 1 7 38  
Модуль 1 ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ И ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 6 1-3, 10-11 6 3 10  
1.1 Проблемы взаимодействия общества и природы 6 1,10 2 1 2 Доклад
1.2 Формирование концепции устойчивого развития 6 2,10 2 1 4 Доклад
1.3 Основы ресурсопользования 6 3,11 2 1 4 Доклад
Модуль 2 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6 4-7, 11-14 7 7 14  
2.1 Управление природопользованием и охраной окружающей среды 6 4,11 2 1 4 Письменное домашнее задание, доклад
2.2 Экономическая оценка последствий, обусловленных негативным воздействием на окружающую среду 8 5,12 2 4 2 Письменное домашнее задание, доклад
2.3 Платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды 6 6,13 2 2 4 Письменное домашнее задание, доклад
2.4 Экономическое стимулирование рационального природопользования 6 7,14 1 2 4 Деловая игра
Модуль 3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И АУДИТ 6 8-9, 15-16 4 4 10  
3.1 Система экологического менеджмента и аудита на предприятии 6 8,15 2 2 4 Бизнес-кейс
3.2 Оценка экономической эффективности природоохранной мероприятий 6 9,16 2 2 6 Письменное домашнее задание, доклад

Контрольная работа

6 17     4 Подготовка контрольной работы

Промежуточная аттестация

(по семестрам)

6 17       ЗАЧЕТ

 

 

Содержание дисциплины

Модуль 1. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ И ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Тема 1.1. Проблемы взаимодействия общества и природы Предмет, цели, задачи и структура курса. Становление и развитие экономики природопользования. Связь с другими дисциплинами. Методы, используемые в экономике природопользования. Специфика задач экономики природопользования на разных уровнях управления. Основные понятия, используемые в экономике природопользования: природа, природная среда, природопользование, охрана природы, антропогенное воздействие, последствия загрязнения окружающей среды и др. Соотношение понятий природопользования и охраны окружающей среды. Антропогенное воздействие на окружающую среду и устойчивость природной среды. Понятие ассимиляционного потенциала природной среды. Взаимовлияние человеческого общества и окружающей среды. Исторический анализ взаимодействия «общество – природа» в процессе хозяйственной деятельности. Экологические проблемы крупных городов. Проявление антропогенного воздействия в виде изъятия природных ресурсов, загрязнения окружающей среды отходами и изменения ландшафта. Формирование экологических проблем: локальных, региональных и глобальных.   Тема 1.2. Формирование концепции устойчивого развития  Типы эколого-экономических моделей. Причины перехода к новой модели развития экономики. Концепция устойчивого развития. Принципы Декларации Рио-де-Жанейро. Теоретико-методологические подходы реализации Концепции устойчивого развития. Основы устойчивого развития в России (Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Экологическая доктрина РФ). Тема 1.3. Основы ресурсопользования Природные ресурсы и их классификация. Понятие о многоцелевом использовании ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории. Классификация минеральных ресурсов. Балансовые и забалансовые запасы, классификация запасов по степени их разведанности. Отличительные особенности рационального природопользования. Виды экономических оценок природных ресурсов (экономическая и неэкономическая). Затратный и результативный (доходный) подходы, рентный и воспроизводственный. Концепция альтернативной стоимости (упущенной выгоды). Рыночная оценка, концепция общей экономической ценности. Понятие о кадастре природных ресурсов. Виды отраслевых кадастров, в т. ч. кадастров месторождений полезных ископаемых и проявлений, кадастров техногенных минеральных образований. Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов. Модуль 2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Тема 2.1.Управление природопользованием и охраной окружающей среды Становление механизма управления природопользованием в России. Государственные и муниципальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Общая характеристика полномочий. Деятельность контролирующих природоохранных органов. Методы управления природопользованием: административные; экономические; рыночные, их сильные и слабые стороны. Информационное обеспечение управления природопользованием (информация о природных ресурсах, о деятельности природопользователей). Получение информации с помощью организации системы мониторинга. Тема 2.2 Экономическая оценка последствий, обусловленных негативным воздействием на окружающую среду    Понятие натурального и экономического ущерба, обусловленного антропогенным воздействием на окружающую среду. Реципиенты, воспринимающие воздействие. Методы расчета экономического ущерба: прямой, аналитический и комбинированный. Сильные и слабые стороны каждого из них. Направления использования понятия экономического ущерба. Тема 2.3 Платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды Формирование механизма платности природопользования в России в условиях перехода к рынку. Сущность и цели введения платежей в области природопользования и охраны окружающей среды. Принципы определения величины платежей и налогов. Классификация платежей по назначению и экономическому содержанию. Сущность и механизм расчета платежей за загрязнение окружающей среды (за выбросы, сбросы) и размещение отходов. Платежи и налоги за пользование природными ресурсами: земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, регулярные и разовые платежи за пользование недрами, водный налог. Экономическая ответственность за нарушение порядка выплаты налогов и платежей. Тема 2.4 Экономическое стимулирование рационального природопользования Основные методы и направления стимулирования рационального природопользования. Зарубежный опыт введения льготного налогообложения. Финансы как инструмент экологического управления. Формирование системы финансирования природоохранной деятельности в России. Характеристика источников финансирования природоохранных мероприятий с точки зрения значимости и реальности использования. Финансово-кредитный механизм природопользования. Система экологического страхования. Формирование рынка экологических услуг в России. Поддержка экологического предпринимательства. Модуль 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И АУДИТ Тема 3.1. Система экологического менеджмента и аудита на предприятии Понятие экологического менеджмента (ЭМ). Принципы и функции экологического менеджмента. Факторы его развития и целевая ориентация. Обобщенная модель ЭМ и характеристика его составляющих. Выгоды и затраты на внедрение ЭМ. Этапность внедрения ЭМ на предприятии. Эффективность реализации ЭМ. Понятие экологического аудита. Задачи и принципы его осуществления, нормативно-правовая база экологического аудита. Порядок проведения экологического аудита. Требования, предъявляемые к аудиторам.   Тема 3.2. Оценка эффективности природоохранных мероприятий Природоохранная деятельность на предприятии, ее виды. Классификация природоохранных мероприятий. Учет и структура затрат на природоохранную деятельность: единовременные, текущие. Сметная стоимость проекта. Затраты на ликвидацию и компенсацию ущерба. Специфика расчета экономического ущерба для различных реципиентов. Предотвращаемый и остаточный экономический ущерб. Эффективность природоохранных мероприятий. Процедура дисконтирования. Обоснование нормы дисконта. Критерии оценки и отбора инвестиционных природоохранных проектов (ИПП). Критерии оценки и отбора ИПП при денежном потоке затрат. Порядок проведения экспресс-оценки при ранжировании ИПП.

Темы практических занятий.

1. Проблемы взаимодействия общества и природы.

2. Формирование концепции устойчивого развития.

3. Основы ресурсопользования.

4. Управление природопользованием и охраной окружающей среды.

5. Экономическая оценка последствий, обусловленных негативным воздействием на окружающую среду.

6. Налоги и платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды.

7. Экономическое стимулирование рационального природопользования.

8. Система экологического менеджмента  и аудита на предприятии.

9. Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы докладов

1. Природа и ее функции.

2. Воздействие человека на окружающую среду.

3. Характеристика состояния окружающей среды в России.

4. Основные причины экологических проблем в России.

5. Формирование глобальных экологических проблем.

Задание

Горнодобывающее производство оказывает существенное воздействие на все элементы окружающей среды. К основным видам техногенного воздействия относятся:

- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов газов и пыли при взрывных работах, пылении отвалов и хвостохранилищ, пылении при погрузочно-разгрузочных работах на карьерах;

- изменении гидродинамического режима подземных вод, осушении водонапорных систем, ухудшение качества подземных вод; загрязнение поверхностных вод;

- нарушение природных ландшафтов;

- развитие деформации в массиве горных пород в связи с образованием выработанного пространства;

- изъятие земель из хозяйственного оборота и перевод их в земли промышленности.

Поясните, какие из перечисленных антропогенных воздействий в большей степени присущи открытому способу разработки месторождений, а какие – подземному способу разработки месторождений. Свяжите свой ответ со спецификой технологии производства открытых и подземных работ.

Тестовые задания, предполагающие один правильный ответ

1. Что является объектом изучения экономики природопользования:

а) экономическая система;

б) эколого-экономическая система;

в) биосфера.

2. Какая из задач относится к задачам экономики природопользования страны:

а) отражение экологических ограничений и требований в политике разгосударствления и приватизации;

б) разработка методов оценки экономического ущерба от антропогенного воздействия и применение полученных результатов для принятия решений в части использования технологий добычи;

в) оценка последний трансграничного загрязнения.

3. Какая из задач относится к задачам экономики природопользования на макроуровне:

а) обоснование национальной экологической политики;

б) обоснование критериев природоохранных мероприятий;

в) учет экологических требований при разработке налоговой политики.

4.Какая из задач относится к задачам экономики природопользования на глобальном уровне:

а) разработка моделей социально-экономического развития региона;

б) оценка последствий трансграничного загрязнения;

в) учет природоохранных требований при разработке кредитной политике.

5.Какая из функций не относится к функциям природы:

а) эстетическая;

б) стоимостная;

в) регулирующая.

6. Биосфера – это

а) ноосфера;

б) область существования живого вещества;

в) литосфера.

7. Экосистема – это

а) совокупность абиотических компонентов;

б) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой обитания;

в) система круговорота.

8. Техносфера –это

а) стратосфера;

б) современная экономическая система;

в) биосфера, измененная под влиянием антропогенной деятельности.

9. Ноосфера – это

а) биоценоз;

б) сфера разума;

в) территория, занятая лесными массивами.

10. В состав основных видов техногенного воздействия не входят:

а) изъятие ресурсов из природной среды;

б) использование забалансовых запасов полезных ископаемых;

в) загрязнение окружающей среды.

11. Ассимиляционная способность - это

а) способность окружающей среды воспринимать антропогенное воздействие в определенных масштабах без изменения своих основных свойств;

б) способность атмосферы воспринимать антропогенное воздействие в минимальном масштабе без изменения своих основных свойств;

в) способность окружающей среды воспринимать антропогенное воздействие в определенных масштабах с изменением своих основных свойств.

12. При открытом способе разработки наиболее значимым воздействием является:

а) загрязнение подземных вод;

б) тепловое загрязнение;

в) отчуждение из хозяйственного оборота земель.

13. К глобальным экологическим проблемам относится:

а) парниковый эффект;

б) снижение продуктивности растений;

в) нарушение водоохранных зон.

14. Причиной кислотных дождей являются:

а) запыленность атмосферы;

б) выбросы сернистого газа;

в) выбросы оксида углерода.

Основные понятия

1. Абиотическая (неживая) среда

2. Антропогенное воздействие

3. Ассимиляционный потенциал

4. Биосфера

5. Биота

6. Ноосфера

7. Охрана окружающей среды

8. Природа

9. Техносфера

10. Экосистема

Вопросы для самопроверки

1. Каковы цели и задачи курса?

2. Каковы цели экономики природопользования на микроуровне, на уровне страны, на глобальном уровне?

3. Дайте определение природы, природной среды.

4. Чем отличается ноосфера от техносферы?

5. Дайте определение биосферы и экосистемы.

6. В чем причины экологических проблем?

7. Какие основные антропогенные воздействия оказывает горнодобывающий комплекс на окружающую среду?

8. Назовите основные глобальные экологические проблемы.

9. Каковы экологические проблемы крупных городов?

10.  Какова роль ассимиляционного потенциала природной среды?

 

Темы докладов

1. Типы эколого-экономических моделей.

2. Концепция устойчивого развития.

3. Основы устойчивого развития в России.

4. Основные положения Экологической доктрины РФ.

Задание

  С середины XX века в мировой экономике развивается в рамках концепции «охрана природы», основанной на антропоцентрическом подходе, допускающем существование экономического роста при обеспечении экологических ограничений. По мнению сторонников данной эколого-экономической модели чрезмерная ресурсоемкость и отходоемкость ведения общественного хозяйства могут быть быстро устранены путем технологической реорганизации и модернизации производства, а природа может приспособиться к деятельности человека в силу ее выносливости и живучести. Считается, что данная модель развития может предотвратить экологическую катастрофу.

Объясните причины, потребовавшие смены данной эколого-экономической модели другой моделью? Какая эколого-экономическая модель рассматривается в качестве ее замены? Когда впервые было выдвинуто требование изменения модели развития? Какова реакция России на призыв перехода на новую модель развития экономики?

 

Тестовые задания, предполагающие один правильный ответ

1. Концепция ноосферы предполагает:

а) могущество техники;

б) высшую стадию развития биосферы;

в) разумное взаимодействие человека с природой.

2. Концепция биотической регуляции относится к числу концепций:

а) антропоцентрического характера;

б)моноресурсного характера;

в) экоцентрического характера;

г) техногенного характера.

3. Повестка дня на XXI век была принята на:

а) конференции в Париже 1899 года;

б) конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 году;

в) конференция в Лондоне в 1998году.

4. Принцип «экоэффективности» концепции устойчивого развития означает:

а) экологически сбалансированное решение социально-экономических задач;

б) признание приоритетности потребностей человека;

в) экстенсивное использование ресурсов природы.

5. На начальном этапе перехода России к устойчивому развитию предполагается:

а) переход на безотходное производство;

б) введение экологических налогов;

в) оздоровление окружающей среды в зонах экологического кризиса;

г) структурную перестройку в экономике.

6. На втором этапе перехода России к устойчивому развитию предполагается:

а) вложение денежных средств в природоохранное оборудование;

б) экологизация сельского хозяйства;

в) структурная перестройка в экономике;

г) развитие добывающих производств.

7. На третьем этапе перехода России к устойчивому развитию предполагается:

а) экстенсивное строительство;

б) гармонизация взаимоотношений мирового сообщества с природой;

в) рост потребностей человека и их полное удовлетворение.

8. При переходе к устойчивому развитию возможен:

а) рост безработицы;

б) снижение уровня безработицы;

в) неизменность уровня безработицы.

9. Для перехода к устойчивому развитию требуется:

а) ограничить потребности;

б) оставить потребности неизменными, сохранить их уровень;

в) повысить уровень потребностей.

10. Крайний экоцентризм – биоцентризм ориентирован на:

а) рост материального благосостояния;

б) идеализацию дикой природы;

в) расширение площади крупных городов;

г) повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий.

Основные понятия

1. Антропоцентризм

2. Биотическая регуляция

3. Сбалансированный тип развития

4. Техногенный тип развития

5. Устойчивое развитие

6. Эколого-экономическая система

7. Экоцентризм

 

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой эколого-экономическая модель? Какие типы моделей Вы знаете?

2. Какие из эколого-экономических моделей относятся к антропоцентрическим и их основные отличия?

3. Охарактеризуйте сущность экоцентризма

4. Каковы основные особенности эколого-экономической модели «охрана природы»?

5. Что представляет собой модель биотической регуляции?

6. Раскройте сущность «рафинированного» экоцентризма – биоцентризма?

7. Охарактеризуйте модель устойчивого развития.

8. В чем заключаются особенности сильной устойчивости?

9. В чем заключаются особенности слабой устойчивости?

10. Что такое «экоэффективность» и в чем она проявляется?

11. Что такое «экосправедливость» и в чем она проявляется?

12.  Охарактеризуйте процесс перехода РФ к устойчивому развитию

13.  Назовите основные направления перехода РФ к устойчивому развитию.

14.  С чем связаны особенности перехода РФ к устойчивому развитию.

 

Темы докладов

1. Природные ресурсы, их классификация.

2. Отличительные особенности рационального природопользования.

3. Понятие экологической оценки ресурсов природы. Методические подходы к оценке ресурсов природы.

4. Концепция общей экологической ценности.

5. Понятие кадастра природных ресурсов. Виды отраслевых кадастров.

6. Территориальные комплексные кадастры природных ресурсов.

 

Задание

 

          Экономическая оценка природных ресурсов – это определение в денежном выражении хозяйственного эффекта (ценности) от использования ресурсов в выбранных вариантах. В узком значении она представляет собой денежное значение потребительской стоимости, заключенной в природных ресурсах. Наибольшее развитие среди методических подходов к экономической оценке имеют: затратный, результативный (доходный), рентный, сравнительный.

          Объясните причины многочисленности методических подходов. Какие из модификаций затратного подхода распространены в настоящее время? Чем доходный подход отличается от рентного и по какой причине рентный подход был самым востребованным в экономике советских времен? Что представляли собой земельная и горная рента?

 

Тестовые задания, предполагающие один правильный ответ

1. К природным ресурсам не относится:

а) атмосфера;

б) рельеф местности;

в) флора;

г) реки и озера.

2. К природным условиям относится:

а) гидросфера;

б) климат;

в) литосфера;

г) солнечная энергия.

3. Природные ресурсы используют как:

а) средства производства;

б) средства контроля;

в) средства управления;

г) средства анализа.

4. К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:

а) лесные ресурсы;

б) энергия земных недр;

в) минеральные ресурсы;

г) техногенные минеральные образования.

5. К невозобновимым природным ресурсам относятся:

а) лесные ресурсы;

б) фауна;

в) минеральные ресурсы;

г) охотничьи ресурсы.

6. Запасы полезных ископаемых – это

а) общее количество ресурсов в рамках региона;

б) общее количество минеральных ресурсов в составе месторождения или проявления;

в) общее количество водных ресурсов в водохранилищах.

 

7. Промышленные запасы – это забалансовые запасы за минусом:

а) проектного разубоживания;

б) проектных потерь;

в) проектных целиков;

г) проектной вскрыши.

8. Какая из характеристик не относится к рациональному природопользованию:

а) экстенсивность использования природных ресурсов;

б) экономичность использования природных ресурсов;

в) сбалансированность использования природных ресурсов;

г) проведение политики широкого сотрудничества в освоении и использовании природных ресурсов;

д) социальная ориентация процесса природопользования.

9. Что не является целью экономической оценки природных ресурсов:

а) обоснование стратегий социально-экономического развития;

б) определение национального богатства страны;

в) определение размера компенсационных платежей;

г) определение прибыли при использовании природных ресурсов.

10. Какой методический подход к экономической оценке природных ресурсов является модификацией затратного:

а) рентный;

б) доходный;

в) метод замещения;

г) сравнительный.

11. Сравнительный подход основывается на:

а) затратах;

б) общей величине прибыли;

в) ценах продажи;

г) размере инвестиций.

12. Народнохозяйственная оценка природных ресурсов производится с позиции:

а) интересов собственника;

б) интересов всего общества;

в) интересов органов местного самоуправления;

г) интересов субъекта РФ.

13. Кому должна принадлежать рента, полученная при использовании природных ресурсов:

а) собственнику ресурса;

б) пользователю ресурса;

в) арендатору ресурса.

14. Рента – это вид дохода, который:

а) требует использования новой техники;

б) требует высокого профессионализма работников;

в) не требует предпринимательской деятельности.

15. Общая экономическая ценность (стоимость) включает в себя:

а) стоимость использования и стоимость существования;

б) стоимость использования и стоимость наследования;

в) стоимость прямого и косвенного использования;

г) стоимость использования и неиспользования.

16. Кадастр природных ресурсов – это

а) перечень биологических ресурсов;

б) систематизированный свод сведений, характеризующих определенный вид природных ресурсов;

в) перечень природных ресурсов и условий;

г) перечень факторов, характеризующих природные ресурсы.

17. К числу кадастров природных ресурсов не относится:

а) земельный кадастр;

б) водный кадастр;

в) лесной кадастр;

г) продовольственный кадастр.

18. Месторождения по степени изученности подразделяются на:

а) прогнозные;

б) перспективные;

в) разведанные;

г) стратегические.

 

Основные понятия

1. Балансовые запасы

2. Забалансовые запасы

3. Запасы полезных ископаемых

4. Кадастр природных ресурсов

5. Компоненты природной среды

6. Общая экономическая ценность (стоимость)

7. Природные ресурсы

8. Природные условия

9. Природопользование

10. Рента дифференциальная

11. Экономическая оценка природных объектов

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что представляют собою природные ресурсы?

2. Какие природные ресурсы Вы знаете?

3. Чем природные ресурсы отличаются от природных условий?

4. Какие природные ресурсы относятся к числу возобновимых?

5. Какие природные ресурсы относятся к числу неисчерпаемых?

6. На какие группы по характеру использования подразделяются минеральные ресурсы?

7. На какие группы в зависимости от основных направлений использования подразделяются минеральные ресурсы?

8. Охарактеризуйте разведанные и оцененные месторождения, чем они отличаются друг от друга?

9. Что представляют собой запасы полезных ископаемых?

10. Охарактеризуйте балансовые запасы полезных ископаемых.

11. Охарактеризуйте забалансовые запасы полезных ископаемых.

12. Назовите основные направления и виды природопользования.

13. Охарактеризуйте сущность природопользования.

14. Что представляет собой рациональное и нерациональное природопользование?

15. Что представляет собою кадастр природных ресурсов?

16. Назовите виды кадастров природных ресурсов.

17. Охарактеризуйте комплексный территориальный кадастр природных ресурсов, чем они отличаются от отраслевого кадастра.

18. Что представляет собою экономическая оценка природных ресурсов?

19. Каковы цели выполнения экономической оценки природных ресурсов?

20. Назовите методические подходы, использующиеся при экономической оценке природных ресурсов.

21. Что представляет собой горная рента?

22. Охарактеризуйте концепцию общей экономической стоимости (ценности).

23. Что представляет собой косвенная стоимость использования природных ресурсов?

 

 

Задание

          Государственное управление природопользованием и природоохранной деятельностью в настоящее время предполагает использование экологического законодательства, а также таких административных методов как экологическое нормирование, стандартизация, экологическая паспортизация, лицензирование и так далее. Гораздо в меньшей степени используются экономические методы: налоги и платежи, кредиты, финансирование природоохранной деятельности и прочие. Еще более редки рыночные методы управления.

          Выскажите собственное отношение к высказыванию относительно необходимости расширения использования мер экономического характера. Чем по Вашему мнению объясняется масштабность применения административных методов управления? Почему остаются невостребованными рыночные методы управления?

 

 

Тестовые задания, предполагающие один правильный ответ

1. Объектом управления природопользованием и природоохранной деятельностью является:

а) природоохранное оборудование;

б) природа в целом, ее элементы;

в) тяжелые металлы.

2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ относится к:

а) исполнительным органам власти;

б) представительным органам власти;

в) отраслевым органам власти.

3. Экологическое законодательство включает в себя:

а) природно-ресурсное;

б) налоговое;

в) трудовое.

4. В подсистему природно-ресурсного законодательства входит следующий закон:

а) «Об экологической экспертизе»;

б) «Об использовании атомной энергии»;

в) «Об отходах производства и потребления»;

г) Лесной кодекс.

5. В подсистему природоохранного законодательства входит следующий закон:

а) «О недрах»;

б) Водный кодекс;

в) «О радиационной безопасности населения»;

г) Земельный кодекс.

6. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

а) производственно-хозяйственные нормативы;

б) нормативы изъятия;

в) нормы расхода.

7. Экологические нормативы определяют:

а) расход химических веществ;

б) предел антропогенного воздействия на окружающую среду;

в) радиационный фон.

8. Стандарт представляет собой:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.272 с.)